Разработка урока по теме "Водород" 8 класс
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме

Историческая справка о водороде и его свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Водород» 8 класс.

Цель : ознакомить учащихся со свойствами водорода.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания учащихся о положении элемента водорода в П.С.Х.Э.

Познакомить учащихся с историей открытия водорода.

Дать понятия о способах получения водорода.

Закрепить умения применять полученные знания при объяснение новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ  , взаимодействие с простыми и сложными веществами.

Дать понятие о водороде как химическом элементе и простом веществе.

Развивающие: развивать память и речь учащихся.

Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать и применять полученные знания  в практической деятельности.

Воспитательные: воспитывать положительные отношения к предмету.

Формировать естественно-научное мировозрение учащихся.

Поддерживать интерес  к науке «химия».

Тип урока: комбинированный.

Формы  и методы:

Объяснительно-иллюстративный, фронтальный, наглядный, эксперимент, работа с  книгой, И.КТ.

Межпредметные связи: биология, астрономия.

Реактивы: соляная кислота, цинк, оксид меди.

Оборудование: таблица химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, медиапроектор, спиртовка, пробирки, лабораторный штатив, кристаллизатор, спички.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

Приветствие.

Отсутствующие.

II. Мотивация познавательной деятельности.

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие по  удивительной стране. А вот по - какой именно мы узнаем из следующей загадки.

Я, газ легчайший и бесцветный,

Неядовитый и безвредный.

Соединяясь с кислородом,

Я для питья даю вам воду.

Ученик: Водород.

Учитель: Итак, тема нашего урока: Водород.

Учитель: Прежде чем мы с вами отправимся в путешествие у нас должна быть карта. Давайте мы ее хорошо рассмотрим.

Общая характеристика

        Водород в природе

        Применение        

        

                            Получение        ВОДОРОД        Атом водорода

        Химические свойства        Молекула водорода

        Физические свойства

  1. Станция : «Историческая»

Учитель: Сейчас мы прослушаем сообщение вашего одноклассника про открытие водорода.

Открытие водорода:

В 1766г. Известный английский ученый Генри Кавендиш получил «искусственный воздух» действием металлов на кислоты . «Воздух» Кавендиша оказался не видоизменением атмосферного воздуха, а совершенно самостоятельным веществом. Он хорошо горел, поэтому его назвали «горючим воздухом». При горении «горючего воздуха» на стенках пробирки

 оставались крохотные капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследования полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода. Первым стал рассматривать водород как химический элемент  француз  А.Л.Лавуазье, который в 1787 году установил что при горении на воздухе этот газ образует воду и дал ему название гидрогениум, означающее «рождающий воду» . Русское название (по смыслу одно и тоже) : вода род

В середине 19 века в России утвердилось произношение символа элемента по французки («аш»)
Дж. Дальтон рассматривал водород , как самый легкий газ.  В начале 19 века Дальтон создал первую  шкалу относительных атомных весов элементов, то за единицу сравнения он выбрал массу атома водорода. Долгое время водород в периодической системе элементов было двойственным - его размещали и в первой и седьмой группах. Но по последним рекомендациям ИЮПАК водород элемент группы №1. Водород располагают над литием: он взаимодействует с неметаллами, как все металлы 1 группы; как металл водород обладает теплопроводностью, и имеет валентность I. Водород стал первым известным простым газообразным веществом. Его открытие имело огромное значение для становления современной научной химии.

Вот мы с вами узнали об открытии водорода.  А сейчас перейдем на следующую станцию и узнаем расположение водорода в периодической таблицы Д.И.Менделеева.

Станция  «Менделеевская» 

Учитель: Предлагаю в группах приготовить ответы на вопросы. Каждой группе выдается карточка с заданиями.  Задание делается на время.

Задание для первой группы учащихся: указать  положение водорода в периодической системе, указать группу, период, атомный номер, относительную атомную массу, нейтронов, электронов.

Задание для второй группы учащихся: указать заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов.

Задание для третий группы учащихся: указать тип кристаллической решетки, написать образование молекул водорода.

Ответы на вопросы заслушиваются у доски.

Станция «Природная»

Ученик читает загадку

Первый я на белом свете:

Во Вселенной, на планете,

Превращаюсь в легкий гелий,

Зажигаю солнце в небе.

В гости с космоса пришел,

В воде приют себе нашел.                 (водород)

Учитель: На этой станции мы познакомимся с нахождением для нас всех удивительного элемента и вещества – водород в природе.

Рассказ учителя +слайд .

Нахождение в природе.

В свободном виде:         В виде соединений:

Звезды, Солнце(50%)        Земля(свободного – 0,5*10 % в                      

        атмосфере)

Рассказ ученика: Водород- один из наиболее распространенных  элементов на Земле, на его долю приходится около 1% массы земной коры( 10 место среди всех элементов). В свободном виде водорода в земной коре нет, в химически связанном состоянии он содержится в воде, природном газе, каменном угле, входит в состав горных пород и минералов. Наше Солнце на 50% состоит из водорода. В космосе водород по распространенности занимает 1 место. Преимущественно из водорода состоят межзвездный газ и газовые туманности. Водород – органоген, вместе с углеродом, азотом, кислородом, серой и другими элементами входит в состав тканей всех растений и животных. В организме человека содержится 60% водорода. По распространенности в нашей Вселенной водород занимает 1 место.

Внимание! Мы приближаемся к следующей станции, на которой вам будет необходимо  побывать в химической лаборатории и узнать, как можно получить в лаборатории водород и проверить его свойства.

Демонстрационные опыты: Инструкция по Т.Б. 

Показ учителем опыта: «Получение водорода -  взаимодействии цинка с соляной кислотой»

Составление уравнения реакции.

Алгоритм опыта:

  1. Подготовить пробку с газоотводной трубкой.
  2. Поместить в пробирку 2-3 кусочка цинка.
  3. Прилить немного соляной кислоты. Наблюдать выделение пузырьков водорода.
  4. Собирать водород в пробирку, пробиркой вверх дном.
  5. Проверить на частоту водорода.

Чистый водород вспыхивает со звуком, похожий на щелчок.

Составляем уравнение реакции:

  1. Zn +  2HCl = ZnCl2 + H2
  2. В промышленности: каталитическая паровая конверсия метана. При температуре около 1000С  в присутствии катализатора и паров воды протекает реакция

2CH4 +  O2 = CO2 + 2H2

Водород очищают от примеси углекислого газа, пропуская образующиеся газы под давлением через воду. Углекислый газ при этом переходит в раствор, а водород не растворяется.  

Чистый водород получают путем электролиза водных растворов или щелочи, или сульфата натрия.

Обсуждение эксперимента  по вопросам:

  1. Почему водород собирают в пробирку вверх дном?
  2. Во сколько раз водород легче воздуха?
  3. Можно ли таким образом собирать кислород?

Вывод – формулирует учащийся по вопросам.

  1. Газ б/ц, б/з, б/в.
  2. Самый легкий, собирать его нужно, держа пробирку вверх дном.
  3. Имеет самую высокую теплопроводность среди газообразных веществ.
  4. Tкип = - 253 С
  5. Малорастворим в воде.

 Учитель: Мы приближаемся к станции «Химические превращения»

Химические свойства водорода + показ видеофрагментов с опытами.

Опыты:

  1. Взрыв кислорода с водородом
  2. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)

Работа с учебником с. 74-75

Найдите в учебнике другие  химические свойства водорода и закончите схему:

        ?           +Cl2                HCl

                

        ?        H2        +S                        H2S

        ?        +CuO           +Na

        NaH

Cu

Работа учащихся  у доски: Написать химические уравнения и расставить коэффиценты

C простыми веществами                                          

2H2 + O2 = 2H2O                                                           H2+2Na = 2NaH

H2 + Cl2 = 2HCl                                                               H2 + Ca = CaH2

H2 + S = H2S                                                                    CuO + H2 = Cu + H2O  - со сложными                         

H2 + 3N2 = 2NH3      

Из-за высокой устойчивости молекул водорода химическая активность водорода при обычных условиях мала. Хотя сам водород – неметалл, он более химически активен по отношению к неметаллам, чем к металлам. При комнатной температуре водород реагирует только с фтором ( со взрывом образуется фтороводород). При облучении УФ – светом или при нагревании водород реагирует с хлором (с образованием хлороводородом HCl). С менее активными галогенными – бромом и йодом – водород реагирует при нагревании.

Станция «Практическая» 

Время стоянки 5 минут. Работа учащихся в тетради. Выбрать из текста где применяется водород и составить схему.

        Метиловый спирт

        Сварка и резка металлов

H2        Получение хлороводородной кислоты

        Получение аммиака

        Получение тугоплавких металлов

III Закрепление.

Первичная проверка усвоения знаний.

Графический диктант. «Сравнительная характеристика кислорода и водорода»

I вариант выбирает утверждения, верные для кислорода.        

II вариант – для водорода.

  1. Газ без цвета, вкуса, запаха, малорастворим в воде.
  2. В реакциях, как правило, окислитель.
  3. Имеет аллотропные модификации.
  4. Используется как восстановитель в металлургии.
  5. Получают электролизом воды.
  6. Самый распространенный элемент космоса.
  7. Входит в состав воздуха.
  8. Реагирует с неметаллами.
  9.  Входит в состав оксидов.
  10. Легче воздуха.

Ответ: I вариант:  О2 – 1,2,3,5,7,8,9; II вариант: Н2 – 1,4,5,6,8,10.

IV. Рефлексия.

  1. Что нового узнали сегодня на уроке?
  2. В чем испытывали затруднение?
  3. Что понравилось на уроке?

V. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание:

«Синквейн» для водорода. Составить по схеме:

  1. Название темы – одно существительное
  2. Описание темы -  два прилагательных
  3. Описание действия – три глагола
  4. Отношение к теме – четыре слова
  5. Суть темы – одно слово

Водород

Бесцветный, легкий.

В реакции вступает, восстанавливает, сгорает.

В смеси с кислородом  взрывоопасен.

Осторожно!!!  

Литература:

С.С. Берданосов, Е.А. Менделеева. Лекции: «Особенности содержания и методики преподавания избранных тем курса химии 8-9-х классов». Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2010 г.

 Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдман . Химия. 8 класс: для общеобразовательных учреждений. 2010 г.

Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдман. Поурочные планы. Химия 8 класс. 2011 г.

Горковенко М.Ю. Химия. 8 класс: Поурочные разработки к учебникам О.С. Габриляна; Л.С. Гузея, В.В. Сорокина, Р.П. Суровцевой; Г.Е. Рудзитес, Ф.Г. Фельдмана. – М.: ВАКО, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

Модульное обучение на уроках русского языка. Разработка урока в 7 классе.

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школеРазработка модульного урока  в 7 классе по теме « Правописание частицы НЕ с разными частями речи»...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...