Элективный предмет "Стеклянные листья"
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Малец Владимир Франкович

Программа элективного межпредметного курса для предпрофильной ориентационной подготовки учащихся 9-х классов. (Биология, Физика, Химия)

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon elektiv_steklyannye_listya.zip66.51 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Г Р А М М А

элективного  межпредметного курса для

предпрофильной ориентационной подготовки учащихся 9 классов

Программа подготовлена
учителем биологии
высшей категории
МОУ СОШ № 42

г. Энгельса Саратовской области  

Малец Владимиром Франковичем

2004


СТЕКЛЯННЫЕ  ЛИСТЬЯ

Программа элективного межпредметного курса для предпрофильной ориентационной подготовки учащихся 9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в профильной школе. Цель данного курса – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения.

Содержание курса рассчитано на 12 часов и состоит из 7 разделов.

Курс желательно проводить во второй четверти , после изучения учащимися темы «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.» В процессе изучения курса можно пользоваться как оборудованием имеющимся в кабинете биологии, так и изготавливать часть самим учащимся.

Итоговое занятие можно провести на заседании школьного научного общества.  В курсе рассматриваются проблемы решения энергетического кризиса и глобального загрязнения окружающей среды путём использования самой универсальной способности живой природы к самоочищению и образования энергии путём фотосинтеза.

Курс построен на стыке многих наук, но самые важные из них – биология, физика, химия, экология, физиология растений. Несмотря на то, что фотосинтез открыт более 200 лет назад, этот процесс полностью не разгадан до сих пор, полное решение этого вопроса позволит человечеству получать энергию и органические вещества из возобновимых неисчерпаемых ресурсов, практически не нанося окружающей природе  вреда.

Особое внимание в курсе уделено самостоятельной работе учащихся в проведении экспериментов и лабораторных работ, работе со справочной и научной литературой, другими источниками информации. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, эксперимент, выдвижение собственных гипотез, построение объясняющих моделей, а также предполагает использование коммуникативных умений (сотрудничество при работе в группе, культуру ведения дискуссии, презентации результатов в виде творческих проектов и т.п.). Курс решает и интегративные и междисциплинарные задачи. Это сделано для того, чтобы, с одной стороны, показать учащимся универсальный характер естественнонаучной деятельности, а с другой – способствовать устранению психологических барьеров, мешающих школьникам, а потом и взрослым людям, видеть общее в разных областях знания, безбоязненно осваивать новые сферы деятельности.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие умения:

наблюдать и изучать явления и свойства живых организмов;

описывать результаты наблюдений;

выдвигать гипотезы;

создавать необходимые приборы;

представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;

интерпретировать результаты экспериментов;

делать выводы;

обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

цикл познания в естественных науках : факты, гипотеза, эксперимент, следствия;

роль эксперимента в познании;

соотношение теории и эксперимента в познании.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с именами таких учёных, как Ф. Жолио-Кюри, П.Л. Капица, Д.Пристли, К.А. Тимирязев, М.С. Цвет, Р.Б. Вудворт, А.Н. Теренин, А.А. Красновский, Н.Н. Семёнов, А.С. Фаминцын, М.Калвин, В.П. Скулачёв, их ролью в развитии представлений о процессе фотосинтеза, его практического применения.


Содержание программы.

«Явления природы
ничего не знают о том,
что мы поделили
наши знания на науки…
»

Н.Н. Семёнов

Завет Фредерика Жолио-Кюри. (Экскурсия по энергетическим лабиринтам). 2 часа.
1        занятие . Биография Фредерика Жолио-Кюри. (Сообщение учащегося). Мир без энергии. Царь и мудрец. Энергетические невода.
2        занятие. Биография Петра Леонидовича Капицы.(Сообщение учащегося). Глазами марсианина. Физик голосует за атом. Эколог спорит с физиком.
Биография Джозефа Пристли.(Сообщение учащегося). Эра Солнца? Созвучная человеку. Колесо жизни. Приёмами фантастов.

 Баллада о зелёном головастике. (Про хлорофилл, загадочное вещество, ключ ко многим тайнам жизни). 2 часа.
1  занятие. Биография Климента Аркадьевича Тимирязева.
(Сообщение учащегося). Итоги домашнего эксперимента (опыты с реакцией растений на голубой, зелёный и красный свет и на частичное затенение по методам Фламмариона и Сакса). Спор о жёлтом и красном.
    «Листозелень» получена. Биография Михаила Семёновича Цвета. (Сообщение учащегося). Пигменты жёлтые, красные, зелёные. Демонстрация опытов М.С.Цвета по хроматографии зелёных пигментов.
2  занятие. Голубая кровь аристократов.(О строении хлорофилла). Продавший душу Мефистофелю. (О строении гемоглобина). Биография Роберта Бёрнса Вудворда.(Сообщение учащегося). Лабораторная работа : Микроскопические исследования листьев разных растений и крови различных групп животных и человека.

Хлорофилл: надежды энергетиков. (Отчего бы в солнечных батареях не заменить кремний хлорофиллом?)2 часа.
1 занятие.
 Биография Александра Николаевича Теренина. (Сообщение учащегося).Обыкновенный полупроводник. Опыт А.А. Красновского с хлорофиллом. Биография Александра Абрамовича Красновского. (Сообщение учащегося).
2 занятие. Природе можно бросить вызов. Молекулы «молодые» и «старые».
     Сравнение хромает на обе ноги. Хлорофилл против кремния. Планета – чёрная, голубая, зелёная.

Вместо бензина – вода. (В воде – дождевой, речной, морской, океанской- содержится лучшее в мире горючее?)2 часа.
1 занятие. Просчёт природы. Биомембраны.
2 занятие. Химическая бионика. Биография Николая Николаевича Семенова.(Сообщение учащегося).
     Кинодебют стеклянного листа. Энергетические поля.

  Водородные плантации. (Нельзя ли заставить растения выделять не кислород, что они делают, а водород?)2 часа.
1 занятие. Фабрички фотосинтеза. «Жизнь в складчину». Биография Андрея Сергеевича Фаминцына.(Сообщение учащегося). Проект «фотоводород». Химики соревнуются с биологами.
2 занятие. Зелёные человечки? Подвиг синезелёных.
Лабораторная работа : « Изучение разных групп синезелёных водорослей .»

Нефть из атмосферы. (Где искать нефть? В песках пустынь, тундре Сибири или шельфе прибрежных морей, а, может в воздухе?.. ) 1 час.
1 занятие. Бездонное месторождение. В биохимических джунглях. Биография Мелвина Калвина.(Сообщение учащегося). Посулы гевеи. Выращивание … бензина? Нефть небесная.

Галобактерии удивляют мир. (Может ли быть фотосинтез без хлорофилла?) 1 час.
1 занятие. «Фавориты» живой ткани. Когда вскрыли ампулы… Выходцы из пересоленного мира. Простенький вариант. Биография Владимира Петровича Скулачёва. .(Сообщение учащегося).
Семинарское занятие. «Дуэль биохимиков: «Так возможны ли «Стеклянные листья»?»  (Возможно на заседании научного общества учащихся.)


Литература для учителя :

Чирков Ю.Г. Стеклянные листья: Научно-художественная литература. М.: Детская литература., 1985.

Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров – М.: «Советская энциклопедия», 1981.

Красновский А.А. Преобразование энергии света при фотосинтезе, молекулярные механизмы. М.,1974

Белл Л.Н. Энергетика фотосинтезирующей растительной клетки . М.,1980

Белл Л.Н. Физиология фотосинтеза. М.,1982

Либберт Э. Физиология растений. М.,1976

Литература для учащихся:

Ильченко В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М.Е. Аспиз.- М.: Педагогика, 1986.

Энциклопедический словарь юного техника / Сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков.- 2-е изд. – М.: Педагогика, 1988.

Энциклопедический словарь юного химика / Сост. В.А. Крицман, В.В. Станцо. – М.: Педагогика, 1990.

Энциклопедический словарь юного натуралиста / Сост. А.Г. Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981.

Колтун М. Солнце и человечество: Научно-художественная литература. – М.: Детская литература, 1981.

Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров – М.: «Советская энциклопедия», 1981.

Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

Головин Б.Н. Атлас. Чудеса живой природы. М.: «Росмэн», 2001

Шунер К. Энциклопедия непознанного. Тайны планеты Земля. Бертельсманн Медиа Москау,М.: 2000

Серия «Я познаю мир», Детская энциклопедия

Леонович А. Я познаю мир. ООО «Издательство Аст.» 2001

Багрова Л.А. Растения. ООО «Издательство Аст.» 2002

Пономарёва Т. Мир загадочного. ООО «Издательство Аст.» 1999


Тематическое планирование курса «Стеклянные листья».

Наименование темы

Количество часов

Форма
проведения
занятия

Образовательный
продукт

Всего

Теория

Практика

I.Завет Фредерика Жолио-Кюри

2

Мир без энергии.

1

лекция

реферат по биографии Ф. Жолио-Кюри

Глазами марсианина.

1

лекция

реферат по биографии Джозефа Пристли, таблицы «Кругооборот жизни на Земле», «Фотосинтез»

II.Баллада о зелёном головастике

2

«Листозелень» получена.

1

1

лекция, эксперимент

реферат по биографии М.С. Цвета, домашний эксперимент «Реакция растений на разный свет», хроматограммы растительных пигментов

Голубая кровь аристократов.

Лабораторная    работа :Микроскопические исследования листьев разных растений и крови различных групп животных и человека

1

1

лабораторная работа

реферат по биографии Р.Б. Вудворта

III.Хлорофилл: надежды энергетиков.

2

Обыкновенный полупроводник.

1

демонстрационный опыт, беседа

реферат по биографии А.Н. Теренина, А.А. Красновского, демонстрация опыта А.А. Красновского

Природе можно бросить вызов.

1

лекция

IV.Вместо бензина – вода

2

Просчёт природы.

1

лекция

Химическая бионика.

1

лекция

реферат по биографии Н.Н. Семёнова

V.Водородные плантации

2

Фабрички фотосинтеза.

1

лекция, эксперимент

реферат по биографии А.С. Фаминцина, опыт Т. Энгельмана с каплей воды…

Зелёные человечки?

Лабораторная    работа: Изучение разнообразия одноклеточных водорослей

1

1

лабораторная работа

отчёт

VI.Нефть из атмосферы

1

Бездонное месторождение. Посулы гевеи.

1

лекция

реферат по биографии М. Калвина

VII.Галобактерии удивляют мир

1

Выходцы из пересоленного мира.

1

лекция

реферат по биографии В.П. Скулачёва

Семинарское занятие. «Дуэль биохимиков: «Так возможны ли «Стеклянные листья»?»


на конфе-ренции НОУ

семинар, презентация рефератов

рефераты

Лабораторные работы:

Лабораторная    работа №1 :Микроскопические исследования листьев разных растений и крови различных групп животных и человека.

Лабораторная    работа №2: Изучение разнообразия одноклеточных водорослей.

 

Темы рефератов:

1.«Вклад отечественных учёных в развитие теории фотосинтеза».                  

2.«Пути использования солнечной энергии».                                                    

3.«Возможны ли «Стеклянные листья?»»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист.Внешнее строение листа.

Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа"....

Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев

В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...

Внешнее строение листа. Многообразие листьев.

Комбинированный урок по биологии в 6 классе по теме: Внешнее строение листа. Многообразие листьев. - Повторение ранее изученного материала - Изучение новой темы - Закрепление изученной темы в виде ...

программа элективного курса "введение в комбинаторику" лист 2

программа элективного курса "введение в комбинаторику" лист 2...

«Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев».

конспект урока «Форма листа. Простые и сложные листья. Видоизменения листьев» для 7 специального коррекционого класса 8 вида с карточками заданиями...

Оценочный лист, Лист обратной связи - инструменты технологии формирующего оценивания при работе с опорным конспектом-листом

При заполнении опорного конспекта-листа, учитель может применять наиболее распространенные инструменты  технологии формирующего оценивания – Оценочный лист и Лист обратной связи....

Титульный лист к рабочей программе элективного курса

Титульный лист к рабочей программе элективного курса "Реальная математика " 11 класс...