рабочая программа по химии для 10 класса
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Буданкова Валентина Михайловна

Рабочая программа разработана для учащихся 10 класса. Программа реализуется через учебник Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii-10klass.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КЛИМОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ХИМИИ

для 10 класса

на 2012/2013 учебный год

                                                               Учитель: Буданкова Валентина Михайловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Сведения о примерной и/или авторской учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания. Цели и задачи изучения учебного предмета

      Рабочая программа по химии составлена в соответствии с  федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по химии, одобренным совместным решением коллегии Министерства образования РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программы полного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерством образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263). За основу рабочей программы взята программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (автор  Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.). Рабочая программа  для 10 класса (3 ступень, полное общее образование, общеобразовательный уровень) реализуется через учебники линии  Г.Е.Рудзитиса и Ф.Г.Фельдмана. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.  Рабочая программа по химии рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи изучения химии:

Формирование у учащихся знания основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера.

Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, в повседневной жизни.

Формирование специальных умений: обращаться с веществами, выполнять несложные эксперименты, соблюдая правила техники безопасности; грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни.

Раскрытие гуманистической направленности химии, ее возрастающей роли в решении главных проблем, стоящих перед человечеством, и вклада в научную картину мира.

Развитие личности обучающихся: их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности.

        В курсе 10 класса закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенности их строения и свойств, прослеживается причинно-следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическими и неорганическими веществами. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.

        Объектами особого внимания являются факты взаимного влияния атомов в молекуле и вопросы, касающиеся механизмов химических реакций.

        Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды. Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента - демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации  при структурировании знаний. В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.

2.Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, в соответствии с учебным планом, количество часов, отводимых на лабораторные опыты, контрольные и практические работы.

           Программа  рассчитана на  70 часов в 10 классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 5 часов, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 16.

3.Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной или авторской (изменение количества часов на изучение отдельных тем, структурную перестановку изучения тем, расширение содержания учебного материала и т.д.) и их обоснование

Распределение часов по разделам программы при 2-х часах в неделю:

                         Тема раздела

Количество часов согласно авторской программе

Количество часов согласно рабочей программе

10 класс

1

Теоретические основы органической химии

4

4

2

Углеводороды

23

23

3

Кислородсодержащие                               органические вещества

25

26

4

Азотсодержащие органические соединения

7

7

5

Высокомолекулярные соединения

7

10

6

Резерв

4

-

Всего:

70

70

           В 10 классе  распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов соответствует Примерной программе, название тем – авторской.  Все демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия взяты из Примерной программы, запланированы две практические работы  – из авторской программы:

Получение этилена и изучение его свойств.

Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ (по теме: «Кислородосодержащие органические соединения»).

Из раздела «Химия и жизнь» изучаются темы:

Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов

Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. 

Лабораторные опыты:  

Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению.

Знакомство с образцами лекарственных препаратов домашней медицинской аптечки.

На основании того, что рабочая программа была составлена на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии. Базовый  уровень», были внесены следующие изменения:

в примерную:  включены (взяты из авторской программы):

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Решение задач на определение массовой  доли выхода продукта от теоретически возможного.

Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из веществ  взято в избытке.

Практическая работа № 1. Получение этилена и изучение его свойств. (В примерной программе используется в разделе «Демонстрации»);

Расчетные задачи включены в планирование, но не являются обязательными, так как отсутствуют в Примерной программе и в Требованиях к уровню подготовки выпускником.

в авторскую:

Для изучения темы 3 «Непредельные углеводороды» добавлен 1 час из темы 5 «Природные источники углеводородов», т.к. вопросы данной темы более сложны и регулярно встречаются в КИМах ЕГЭ;

Для изучения темы 6 «Спирты и фенолы» добавлен 1 час из резерва, т.к. вопросы данной темы  используются  практически во всех частях КИМов ЕГЭ;

Для изучения темы  9 «Сложные эфиры. Жиры» добавлен 1 час из темы 7 «Альдегиды, кетоны»;

Для изучения темы 13 «Синтетические полимеры» добавлены 3 часа из резерва для  проведения контрольной работы по теме: «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения», для обобщения знаний по курсу органической химии.

4.Используемый учебно-методический комплект                                     

                                                 1.Печатные  пособия

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Химия. Органическая химия. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/

      Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. - М.: Просвещение, 2007.- 192 с.

                  а также методических пособий для учителя:

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.

Радецкий А.М. Контрольные работы по химии в 10-11 классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.

Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.

                                     Дополнительная литература для учителя

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.- 304с.

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для  10-11 классов: пособие для учителя.  – М.: Просвещение, 2005. – 79 с.

Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс, 2006

Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 2004

Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразовательных учреждений / М.: Оникс

                                   Дополнительная литература для учащихся

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В Начала химии. Учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы.. – М.: Дрофа, 2006. – 324 с.

ЕГЭ-2008: Химия: реальные задания: /авт.-сост. Корощенко А.С., Снастина М.Г.- М.: АСТ: Астрель, 2008.-94с.                                                                               

Хомченко И.Г.    Решение задач по химии. - М..: Новая Волна, 2005

Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четвертое издание - Ростов н/Д:  Феникс, 2005

Крицман В.А. Книга для чтения по органической химии. -  М.:  Просвещение, 2005            

                                                                                   Таблицы

Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)

Серия инструктивных таблиц по химии

Серия таблиц по органической химии (перечень в кабинете химии)

                                    2.Электронные пособия  (MULTIMEDIA - поддержка предмета и

информационно-коммуникативные средства)

Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2008. Автор курса - проф. МФТИ, академик РАЕН В.В.Зеленцов.

Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 10-11 классы. - М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004.

Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по химии.

Электронная библиотека по химии: диски  «Органическая химия», «Опыты по органической химии», презентации к урокам

                                                              3.Технические средства обучения

Компьютер

Мультимедийный проектор

3.  Экран

4.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
                                           Приборы, приспособления

Аппарат (установка) для дистилляции воды

Весы

Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)

Столик подъемный

Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21

Штатив металлический

Аппарат (прибор) для получения газов

Аппарат для проведения химических реакций АПХР

Прибор для окисления спирта над медным катализатором

Прибор для определения состава воздуха

Прибор для собирания и хранения газов.    

                                       

                                        Реактивы и материалы

Набор  «Кислоты»

Набор  «Гидроксиды»

Набор  «Оксиды металлов»

Набор  «Металлы»

Набор  «Щелочные и щелочно-земельные металлы»

Набор  «Галогены»

Набор  «Галогениды»

Набор  «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

Набор  «Карбонаты»

Набор  «Фосфаты.

Набор  «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа»

Набор  «Соединения марганца»

Набор  «Соединения хрома»

Набор  «Нитраты»

Набор  «Индикаторы»

Набор  «Минеральные удобрения»

Набор  «Органические вещества»                                                               

                                                              Модели

Набор для моделирования строения органических веществ

Набор для моделирования электронного строения атомов

Электронная справочно-информационная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

5.Содержание учебного предмета (2 ч в неделю; всего 70 ч; 4 ч – резервное время)

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)                                                                   Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы. Классификация органических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

УГЛЕВОДОРОДЫ  (23 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.  Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение в природе. Физические и химические свойства.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторные опыты:  1.Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.

Практические работы: 1.Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах.

Расчетные задачи: Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

                Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч+1ч из темы 5)

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис- , транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов. Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук. Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Демонстрации. Получение ацетилена в лаборатории. Реакция ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

Практические работы:  2.Получение этилена и изучение его свойств.

                  Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия
и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

        Тема 5. Природные источники углеводородов (6 ч-1ч для изучения темы 3)

Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.

Лабораторные опыты: 2. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи: Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.                                                                                                                                                         

    КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)+1ч из резерва

                              Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)+1ч из резерва

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.  Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.

Лабораторные опыты. 3. Растворение глицерина в воде. 4. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

                   Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)-1ч для изучения темы 9

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид  и ацетальдегид: получение и применение. Ацетон - представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты.  5.Получение этаналя окислением этанола. 6. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I).  7. Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

                              Тема 8. Карбоновые кислоты (6 ч)

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Практические работы: 3. Получение и свойства карбоновых кислот. 4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

                           Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)+1ч из темы 7

Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. 8. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. 9. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. 10. Знакомство с образцами моющих средств. 11. Изучение их состава и инструкций по применению.

                                              Тема 10. Углеводы (7 ч)

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия. Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Лабораторные опыты. 12. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).  13. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).  14. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. 15. Взаимодействие крахмала с иодом. 16. Гидролиз крахмала. 17. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практические работы: 5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

                     АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

                               Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение. Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

                                            Тема 12. Белки (4 ч)

Белки - природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты.  18. Цветные реакции на белки  (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

                            ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕИЯ (7 ч)+3ч из резерва

                       Тема 13. Синтетические полимеры (7 ч)+3ч из резерва

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков  и синтетических волокон.

Лабораторные опыты. 19. Изучение свойств термопластичных полимеров. 20. Определение хлора в поливинилхлориде. 21. Изучение свойств синтетических волокон.

Практические работы:  6. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

6.Метапредметные (общеучебные) умения и навыки

          В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

                     

                  Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

использование для  познания окружающего  мира различных  методов  (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

использование для решения познавательных задач различных источников информации;

соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

                     Формирование  общеучебных умений и навыков учащихся

                                                 Учебно - организационные:

уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;

владеть техникой консультирования;

уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении

заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

                                                   Учебно - интеллектуальные:

уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);

уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

                                                      Учебно - информационные:

уметь применять справочный аппарат книги

самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;

уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

                                                                            Учебно - коммуникативные:

связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;

излагать материал из различных источников;

владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.

                                               Познавательная деятельность

      Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.). Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.                                              

                                   Информационно-коммуникативная деятельность

      Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение

использование для  познания окружающего  мира различных  методов  (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);

проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;

использование для решения познавательных задач различных источников информации;

соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

                     Формирование  общеучебных умений и навыков учащихся

                                                 Учебно - организационные:

уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;

владеть техникой консультирования;

уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении

заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

                                                   Учебно - интеллектуальные:

уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;

уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка);

уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

                                                      Учебно - информационные:

уметь применять справочный аппарат книги

самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;

уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

                                                                            Учебно - коммуникативные:

связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;

излагать материал из различных источников;

владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.

                                               Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.). Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.                                              

                                   Информационно-коммуникативная деятельность

Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога и диспута.

                                                    Рефлексивная деятельность

      Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

7.Формы и методы организации и проведения занятий, возможные виды занятий, межпредметные связи

        При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

       Традиционные технологии ориентированы на формирование знаний, умений оперировать ими. Инновационные подходы направлены в большей степени на формирование интеллектуальных практических умений, необходимых в течение жизни. Система уроков химии  сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. При проведении занятий на уроках используются такие формы как практические и лабораторные работы, групповая работа, исследование,  беседа, лекции, работа с текстом учебника, обучение в индивидуальной, фронтальной  и коллективной формах.

        Межпредметные связи:  взаимодействие химии с биологией, географией, физикой, историей, литературой позволяет обеспечивать формирование метапредметных результатов на основе небольших исследовательских и проектных работ лабораторной направленности.

8.Формы контроля и возможные варианты его проведения

Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля. Промежуточная аттестация проводится согласно  локальному акту образовательного учреждения в форме контрольных работ, а итоговая – в форме теста.               Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки, контроля знаний, умений и навыков на уроке химии подразделяются на: устные, письменные, практические, тесты, наглядные, проблемно-поисковые и др. Методы контроля используются в комбинированном виде, процессе изучения химии они дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность приемов контроля.

Формы контроля:

1.По количественному составу обучающихся:

-индивидуальная;

-групповая;

-фронтальная;

-классно-обобщающая проверки.2. По особенностям организации деятельности учащихся на уроке:

- письменная;

- устная;

- семинар;

- домашняя самостоятельная практическая работа.

3. По технологии проведения:

- графическая;

- тестированная.

4. По интенсивности проверки:

- зачет;

- уплотненный опрос;

- комбинированный опрос.

5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся:

- репродуктивная;

- самостоятельная работа по заданию;

-  самостоятельные практические исследования.

При проведении контроля могут быть использованы такие приемы как: составление схемы, написание реферата, сообщение с демонстрацией результатов наблюдений. Возможно использование наглядных и практических приемов контроля знаний: определение вещества, самостоятельное выполнение практической работы.

Виды контроля на уроках химии:

Предварительный - диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования учебным процессом;

Текущий - выявление глубины, объема и качества восприятия материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей развития;

Периодический - проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования и т.д. Обобщение и систематизация знаний темы;

Итоговый - выявление степени усвоения знаний раздела нескольких тем в форме зачета, контрольной работы. Оценка знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями учебной программы.

Эти методы и формы контроля делают урок интересным и, как следствие активизируют учебный процесс.

9.Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования

Предметно-информационная составляющая образованности

знать

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности                                  уметь:                                                                                                                                                -называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

                           Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты  обучения  химии  должны  соответствовать  общим  задачам  предмета  и требованиям к его усвоению. Результаты  обучения  оцениваются  по  пятибалльной  системе.  При  оценке  учитываются следующие качественные показатели ответов:

-глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

-осознанность  (соответствие  требуемым  в  программе  умениям  применять  полученную информацию);

-полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные  ошибки  связаны  с  недостаточной  глубиной  и  осознанностью  ответа (например,  ученик  неправильно  указал  основные  признаки  понятий,  явлений,  характерные свойства  веществ,  неправильно  сформулировал  закон,  правило  и  т.п.  или  ученик  не  смог применить  теоретические  знания  для  объяснения  и  предсказания  явлений,  установления

причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные  ошибки  определяются  неполнотой  ответа  (например,  упущение  из  вида какого-либо  нехарактерного  факта  при  описании вещества,  процесса).  К  ним  можно  отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты  обучения  проверяются  в  процессе  устных  и  письменных  ответов  учащихся,  а также при выполнении ими химического эксперимента.  

                                            Оценка теоретических знаний  

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал  изложен  в  определенной  логической  последовательности,  при  этом  допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ  полный,  но  при  этом  допущена  существенная  ошибка  или  ответ  неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или  допущены  существенные  ошибки,  которые  учащийся  не  может  исправить  при  наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»: отсутствие ответа.  

                                             Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.             Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент  проведен  по  плану  с  учетом  техники  безопасности  и  правил  работы  с веществами и оборудованием; проявлены  организационно-трудовые  умения  (поддерживаются  чистота  рабочего  места  и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»: работа  выполнена  правильно,  сделаны  правильные  наблюдения  и  выводы,  но  при  этом эксперимент  проведен  не  полностью  или  допущены  несущественные  ошибки  в  работе  с веществами и оборудованием.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в  оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники безопасности  при  работе  с  веществами  и  оборудованием,  которая  исправляется  по  требованию учителя.

Отметка «2»: допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  ходе  эксперимента,  в  объяснении,  в оформлении  работы,  в  соблюдении  правил  техники  безопасности  при  работе  с  веществами  и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.  

                               Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно  осуществлен  подбор  химических  реактивов  и  оборудования,  но  допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:  допущены  две  (и  более)  существенные  ошибки  в  плане  решения,  в  подборе  химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»: задача не решена.  

                                     Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»: в  логическом  рассуждении  и  решении  нет  существенных  ошибок,  но  задача  решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»: задача не решена.  

                                    Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:  ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:  работа не выполнена.                                                                                                                        При оценке выполнения письменных контрольных работ необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.  

                     Календарно-тематическое планирование по химии в 10 классах (базовый уровень)

   № п/п

уро-ка

Дата прове-дения урока

Наименование раздела, тема урока

Демонстрации

Формирование и развитие

специальных  умений и навыков

Органическая химия   Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 часа)

1

1

Вводный инструктаж по технике безопасности.                         Органическая химия. Теория химического строения органических веществ

Д: ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органичес-ких веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ

Знать, что изучает органическая химия. Уяснить основные положения теории, её значение, запись структурных формул

2

2

Изомерия. Значение теории химического строения. Основные направления её развития

Знать основные положения теории, её значение, запись структурных формул, явление изомерии

3

3

Электронная природа химических связей в органических соединениях

Знать, как образуется ковалентная связь в органических веществах, типы гибридизации орбиталей, способы разрыва связей в молекулах органических веществ

4

4

Классификация органических соединений

Уметь различать органические вещества по классам

Углеводороды (23ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (АЛКАНЫ) (7часов)

5

1

Электронное и пространственное  строение алканов. Гомологи и изомеры алканов. Номенклатура алканов .  Л.О.1 Изготовление моделей молекул   углеводородов   и   галогенопроизводных.           Инструктаж по технике безопасности

Знать характер химической связи в молекуле метана. Уметь объяснять причины тетраэдрического строения молекул метана. Уметь составлять формулы изомеров, формулы галогеноалканов;  называть вещества по систематической номенклатуре, составлять формулы веществ по названиям

6

2

Физические и химические свойства алканов

Д:  Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к растворам перманганата калия, щелочей, кислот и бромной воде

Уметь объяснять результаты взаимного влияния атомов в молекулах  галогенопроизводных,  составлять химические уравнения реакций; устанавливать зависимость химических свойств от их строения

7

3

Получение и применение алканов

Знать практическое применение алканов, уметь устанавливать зависимость между их свойствами и применением, находить молекулярную формулу вещества на основе его плотности, массовой доли химических элементов в веществе, масс или объёма продуктов сгорания

8

4

Решение задач на нахождение молекулярной формулы органи-ческого соединения по массе (объёму) продуктов сгорания

Уметь решать задачи  на нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объёму) продуктов сгорания

9

5

Циклоалканы

Иметь представление о химических свойствах циклоалканов и знать их практическое значение

10

6

Практическая работа №1. Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах. Инструктаж по технике безопасности

Уметь практически определять наличие углерода, водорода и хлора в органических веществах

 11

7

Контрольная работа №1  по теме «Предельные углеводороды»

Закрепить и провести контроль вышеперечисленных умений и навыков

Тема 3. Непредельные углеводороды (6ч+1ч из темы 5)

   12

1

Электронное и пространственное  строение алкенов. Гомология, изомерия и номенклатура алкенов

Уметь объяснять образование сигма и пи-связей и их особенности. Знать общую формулу алкенов. Уметь изображать формулы структурных и пространственных изомеров, гомологов, называть  вещества по систематической номенклатуре

13

2

Свойства, получение и применение  алкенов

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства алкенов, применять правило Марковникова. Знать области применения алкенов, уметь составлять уравнения реакций их получения

14

3

Практическая работа №2. Получение этилена и изучение его свойств.                          Инструктаж по технике безопасности

Уметь практически получать этилен и доказывать его непредельный характер

13

4

Понятие о диеновых углеводородах

Знать общую формулу диенов, уметь составлять их структурные формулы, уравнения химических реакций

16

5

Природный каучук

Д: разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения

Знать строение, свойства, применение натурального каучука

17

6

Ацетилен и его гомологи

Знать общую формулу алкинов. Уметь объяснять строение алкинов

18

7

Получение, свойства  и применение ацетилена

Д: получение ацетилена карбидным способом; горение ацетилена, реакция ацетилена с бромной водой и раствором перманганата калия

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства этина. Знать способы получения и области применения ацетилена

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 часа)

19

1

Строение бензола, изомерия и номенклатура аренов

Знать строение молекулы бензола, уметь объяснять его ароматичность,  изображать структурные формулы аренов, объяснять взаимное влияние атомов в молекуле толуола

20

2

Получение, свойства и применение бензола

Д: бензол как растворитель; горение бензола, отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия

Уметь объяснять свойства бензола на основе строения; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства бензола

21

3

Гомологи бензола. Свойства. Применение

Д: окисление толуола

Уметь объяснять свойства гомологов бензола на основе строения; составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства гомологов бензола

22

4

Генетическая связь аренов  с другими классами углеводородов

Уметь приводить примеры и составлять уравнения химических реакций, раскрывающих генетические связи между группами углеводородов

Тема 5. Природные источники углеводородов (6 часов – 1 ч для изучения темы 3)

23

1

Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование.

Уметь характеризовать состав природного и попутного газов, составлять уравнения реакций превращения углеводородов. Знать области применения природного и попутного газов  

24

2

Нефть и её переработка (перегонка и крекинг). Нефтепродукты                                        Л.О.2 Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки. Инструктаж по технике безопасности

Знать состав и свойства нефти и нефтепродуктов, уметь объяснять процесс перегонки нефти. Знать сущность каталитического крекинга,  риформинга

25

3

Коксохимическое производство

Знать сущность процесса коксования, основные продукты и их применение, иметь представления об изменениях в использовании углеводородного сырья,  о решении проблемы получения жидкого топлива из угля

26

4

Решение задач на определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

Уметь решать задачи на определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

  27

5

Контрольная работа №2 по теме «Углеводороды»

Закрепление и контроль вышеперечисленных умений и навыков

Кислородсодержащие органические соединения (25ч + 1ч-из резерва)                                                                                                                                          Тема 6. Спирты и фенолы (6 часов + 1 час из резерва)

  28

1

Строение, изомерия и номенклатура предельных одноатомных спиртов

Знать состав и строение одноатомных спиртов, их определение; сущность водородной связи и её влияние на физические свойства спиртов. Уметь составлять структурные формулы спиртов, изомеров; объяснять взаимное влияние атомов в молекулах, пользоваться систематической номенклатурой

29

2

Свойства предельных одноатомных спиртов. Физиологическое действие спиртов на организм человека

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства спиртов  

30

3

Получение, применение предельных одноатомных спиртов

Знать области применения метанола и этанола, химические реакции, лежащие в основе промышленного синтеза метанола. Уметь разъяснять общие научные принципы производства на примере синтеза метанола

31

4

Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами

Уметь составлять уравнения химических реакций, иллюстрирующих генетическую связь между одноатомными спиртами и углеводородами

32

5

Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке

Уметь решать задачи по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке

33

6

Многоатомные спирты: строение, свойства, применение                              Л.О.3 Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди(II). Инструктаж по технике безопасности

Знать строение, свойства и применение этиленгликоля и глицерина, уметь проводить качественную реакцию на глицерин

34

7

Строение, свойства, получение и применение фенола

Д: взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия

Знать определение, строение, свойства и применение фенола. Уметь объяснять взаимное влияние атомов в молекуле фенола и подтверждать уравнениями реакций; высказывать суждение о свойствах фенола на основании его строения. Иметь представление об охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол

Тема 7. Альдегиды и кетоны (3 часа - 1 час на изучение темы 9)

35

1

Альдегиды и кетоны: строение, изомерия и номенклатура

Знать определение и строение альдегидов и кетонов. Уметь составлять структурные формулы альдегидов и кетонов, пользоваться систематической номенклатурой

36

2

Альдегиды и кетоны: получение, свойства, применение альдегидов          Л.О.4  Получение этаналя окислением этанола.                                Л.О.5 Окисление метаналя (этаналя)  аммиачным раствором оксида серебра.                                  Л.О.6 Окисление метаналя (этаналя)  гидроксидом меди (II)        Инструктаж по технике безопасности

Д: взаимодействие метаналя  (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксида  меди (II). Растворение в ацетоне различных органических веществ

Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства альдегидов. Знать области применения муравьиного и уксусного альдегидов, ацетона. Уметь составлять уравнения реакций получения альдегидов окислением спиртов, получения этаналя гидратацией  ацетилена и каталитическим окислением ацетилена

Тема 8. Карбоновые кислоты (6 часов)

37

1

Одноосновные предельные карбоновые  кислоты: строение, изомерия, номенклатура

Знать строение одноосновных карбоновых кислот, их определение, изомеры, гомологи, названия по систематической номенклатуре

38

2

Одноосновные предельные карбоновые  кислоты: свойства, получение и применение

Уметь объяснять причины и следствия взаимного влияния атомов в молекулах кислот;  составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства карбоновых кислот

39

3

Краткие сведения о непредельных  карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений

Знать строение олеиновой кислоты, её свойства, уметь составлять уравнения химических реакций, иллюстрирующих генетическую связь между углеводородами, спиртами, альдегидами и кислотами

40

4

Практическая работа №3. Получение и свойства карбоновых кислот.                Инструктаж по технике безопасности

Уметь получать карбоновую кислоту из её соли, исследовать свойства карбоновых кислот

41

5

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ. Инструктаж по технике безопасности

Уметь решать экспериментальные задачи на распознавание органических веществ

42

6

Контрольная работа №3 по теме «Спирты, фенолы, альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты»

Закрепление и контроль вышеперечисленных умений и навыков

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3часа+ 1час из темы 7)

43

1

Строение и свойства сложных эфиров, их применение

Знать строение сложных эфиров. Уметь составлять  формулы сложных эфиров, уравнения реакций этерификации и  гидролиза. Знать применение сложных эфиров

44

2

Строение и свойства сложных эфиров, их применение

Знать строение сложных эфиров. Уметь составлять  формулы сложных эфиров, уравнения реакций этерификации и  гидролиза. Знать применение сложных эфиров

45

3

Жиры, их строение, свойства и применение                                         Л.О.7 Растворимость жиров, доказательство их непредельного  характера, омыление жиров. Инструктаж по технике безопасности

Знать определение жиров, их строение, гидролиз и превращения жиров пищи в организме. Знать процессы переработки жиров в технике. Уметь составлять в общем виде уравнения реакций гидролиза и гидрирования жиров

46

4

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии                    Л.О.8 Сравнение свойств мыла и СМС. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению. Инструктаж по технике безопасности

Иметь представление о СМС и защите природы от загрязнения ими

Тема 10. Углеводы (7 часов)

47

1

Глюкоза.  Строение молекулы. Изомерия. Физические свойства и нахождение в природе

Знать строение глюкозы. Уметь на основании строения глюкозы предсказывать её свойства

48

2

Химические свойства глюкозы. Применение                                                           Л.О.9 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II), взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксидом серебра. Инструктаж по технике безопасности

Уметь составлять уравнения реакций окисления, восстановления, брожения глюкозы. Знать области применения глюкозы. Знать строение рибозы и дезоксирибозы, уметь характеризовать их химические свойства

49

3

Сахароза. Нахождение в природе. Свойства, применение                     Л.О.10 Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Инструктаж по технике безопасности

Уметь характеризовать состав и свойства сахарозы, составлять уравнение реакции гидролиза

50

4

Крахмал, его строение, химические свойства, применение.                                      Л.О.11 Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз крахмала. Инструктаж по технике безопасности

Знать строение и свойства крахмала. Уметь составлять уравнение реакции гидролиза крахмала. Знать превращения крахмала пищи в организме

51

5

Целлюлоза, строение, химические свойства

Знать строение и свойства целлюлозы. Уметь составлять уравнения реакций гидролиза целлюлозы, образования сложного эфира – нитроцеллюлозы

52

6

Применение целлюлозы. Ацетатное волокно                                    Л.О.12 Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон. Инструктаж по технике безопасности

Знать применение целлюлозы, её сложных эфиров. Иметь представление о получении ацетатного волокна, его свойствах, классификации волокон

 53

7

Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. Инструктаж по технике безопасности

Уметь применять знания о химических свойствах органических веществ  для  решения экспериментальных задач

Азотсодержащие органические соединения (7ч)                                                                                                                                                Тема 11.   Амины.  Аминокислоты  (3ч)

 54

1

Амины. Строение и свойства.

Анилин – представитель ароматических аминов

Д:  окраска ткани анилиновым красителем

Знать строение аминов предельного ряда. Уметь на основании строения аминов предсказывать их свойства. Уметь составлять уравнения химических реакций аминов. Знать области применения аминов

55

2

Аминокислоты, их строение, изомерия и свойства

Д: доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

Знать строение аминокислот, их строение, названия по систематической номенклатуре. Уметь объяснять причины и следствия взаимного влияния атомов в молекулах аминокислот;  составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства аминокислот

56

3

Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений. Решение расчётных задач

Уметь составлять уравнения химических реакций, иллюстрирующих генетическую связь между аминокислотами с другими классами органических соединений; решать расчётные задачи

Тема 12.   Белки  (4ч)

57

1

Белки – природные полимеры. Состав и строение белков

Знать состав, строение (структуры) белков  

58

2

Свойства белков.  Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков                    Л.О.13. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая)                Инструктаж по технике безопасности

Знать свойства белков. Уметь составлять уравнение реакции гидролиза белков. Знать превращения белков пищи в организме

59

3

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Нуклеиновые кислоты

Иметь представление об азотсодержащих гетероциклических соединениях - пиридине, пирроле, пиримидиновых и пуриновых основаниях; о составе, строении и значении нуклеиновых кислот

60

4

Химия и здоровье человека. Лекарства

Иметь представление  о лекарственных препаратах, их влиянии на организм человека

Высокомолекулярные соединения (7ч + 3часа из резерва)                                                                                                                            Тема 13.  Синтетические полимеры (7ч+3часа из резерва)

61

1

Понятие о высокомолекулярных  соединениях, зависимость их свойств от строения. Основные методы синтеза полимеров

Д: образцы пластмасс

Знать понятия: полимер, мономер, макромолекула, степень полимеризации,  реакции полимеризации и поли-конденсации, стереорегулярное и стереонерегулярное строение, термопластичность, термореактивность

62

2

Классификация пластмасс. Термопластичные полимеры. Полиэтилен. Полипропилен                                           Л.О.14. Изучение свойств  термопластичных полимеров: термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям.                       Л.О.15. Определение хлора в поливинилхлориде.                       Инструктаж по технике безопасности

Уметь объяснять зависимость свойств полимеров от их строения

63

3

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение

Д: образцы синтетических каучуков

Знать строение, свойства, методы получения и применение синтетических каучуков (бутадиенового, дивинилового, бутадиенстирольного, изопренового, хлоропренового)

64

4

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан                                                 Л.О.16. Изучение свойств синтетических волокон.  Инструктаж по технике безопасности

Д: образцы синтетических волокон

Знать строение, свойства, методы получения и применение синтетических волокон (лавсана и капрона)

65

5

Практическая работа №6. Распознавание пластмасс и волокон                                Инструктаж по технике безопасности

Уметь экспериментально распознавать пластмассы и волокна

66

6

Определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

Закрепить умения решать задачи на определение массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

67

7

 Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения. Обобщение

Обобщить, закрепить  вышеперечисленные умения и навыков по теме «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения»

68

8

Контрольная работа №4                               по теме: «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения»

 Провести контроль вышеперечисленных умений и навыков по теме «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения»

69

9

Органическая химия, человек и природа. Обобщение

Показать взаимосвязь органической химии, человека и природы

70

10

Итоговая контрольная работа по теме «Органическая химия»

Провести итоговый контроль ЗУН по курсу органической химии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....