Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Дашук Лидия Юрьевна

Текст выступления на городской конференции учителей химии и биологии в 2011г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.

    Прежде чем делиться своим опытом хочу познакомить вас с полезными, на мой взгляд, высказываниями, которые встретились мне в процессе подготовки к этому выступлению. Они напомнили мне о роли того, чем я занимаюсь уже 16 лет – делюсь  с учениками химическими знаниями, и при этом часто слышу: «А зачем мне химия? Мне химия не нужна!». Так вот в последнее время примерно такими же словами объясняю ученикам и их родителям:

  -  Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины. Достижения современной цивилизации немыслимы без химических знаний. Недооценка роли химических знаний приводит к существенному снижению уровня подготовки будущих специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии.

  -  Школьное химическое образование развивает логическое мышление, воображение. Химическое образование способствует выработке экологически грамотного, безопасного поведения человека. Именно оно создает у учащихся ясные представления о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

   - Химические знания необходимы для выработки критического мышления, критического отношения к потоку рекламы, получаемой из средств массовой информации. Химическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования, существенным элементом формирования и развития культуры личности.

Составляя тематическое планирование и поурочные планы, я своей работе,  ориентируюсь на  результаты освоения курса химии, которые

 на личностном уровне должны представлять собой:

  1. в ценностно-ориентационной сфере – воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма и целеустремленности;
  2. в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
  3. в познавательной сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью.

На метапредметном уровне основными результатами освоения химии являются:

  1. использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
  2. использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
  3. умение генерировать идеи и определять средства необходимые для их реализации;
  4. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
  5. использовать различные источники получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от цели коммуникации и адресата.

На уровне предметных результатов Я, как учитель химии, должна предоставить ученику возможность научиться:

в познавательной сфере:

- давать определения изученным понятиям;

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого родной (русский) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал;

- интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников;

- описывать строение атомов элементов 1-4 периодов с использованием электронных конфигураций атомов;

- моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.

в ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственно деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

в трудовой сфере:

- проводить химический эксперимент.

в сфере физической культуры:

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Для реализации этих результатов на базовом уровне примерная программа предлагает проводить уроки химии 2ч в неделю в 10кл и 2 ч в неделю в 11 кл, всего 140 ч из них 10 ч – резервное время.

В реальности в школе, которой я работаю на мой предмет отводится 1 ч в неделю в 10 кл и 1 ч в неделю в 11 кл, всего 68 ч (по 34 ч в год).

Исходя из этого структура курса, которую я составила для 10 класса  имеет следующий вид:

СТРУКТУРА КУРСА 10 кл

№  п/п

МОДУЛЬ (ГЛАВА)

Примерное количество часов

1

Строение и классификация органических соединений.

7

2

Углеводороды.

9

3

Кислородсодержащие органические вещества

10

4

Углеводы. Азотсодержащие соединения.

6

ВСЕГО:

32 часа (2ч резервное время)

Я составила  такой тематический план:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 кл

Сроки (Месяц, неделя)

Дата

№ урока

Раздел. Тема урока

Количество уроков

Виды контроля

I. СТРОЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

7

1

Общие сведения об органических веществах.

1

2

Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.

1

3

Классификация органических соединений.

1

4

Основы номенклатуры органических соединений.

1

5

Изомерия и ее виды.

1

6

Обобщение знаний.

1

7

К.Р.№1 «Строение и классификация органических соединений»

1

II. УГЛЕВОДОРОДЫ.

9

8

Природный газ. Химические свойства алканов, циклоалканов и аренов.

1

9

Способы получения алканов, циклоалканов и аренов.

1

10

Алкены. Алкины. Алкадиены.Их общие химические свойства.

1

11

Способы получения алкенов алкинов и алкадиенов.

1

12

Генетическая связь между классами углеводородов.

2

13

Пр. Р. №1 «Обнаружение углерода, водорода и хлора в органических веществах».

1

14

Обобщение знаний.

1

15

КР №2 «Углеводороды»

1

КР №2

16

Решение задач на вывод формул органических веществ.

1

IV. КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

10

17

Спирты и фенолы.

1

18

Химические свойства предельных одноатомных спиртов многоатомных спиртов и фенолов.

1

19

Способы получения одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов.

1

20

Альдегиды и кетоны.

1

21

Пр.Р. №2 «Спирты и фенолы, альдегиды».

1

Пр.Р. №2

22

Карбоновые кислоты их химические свойства.

1

23

Сложные эфиры. Жиры.

1

24

Жиры

1

25

Пр.Р. №3 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры».

1

Пр.Р. №3

26

Обобщение знаний.

1

V. УГЛЕВОДЫ. АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ СОЕДИНЕНИЯ.

6

27

Классификация углеводов их химические свойства.

1

28

Урок-упражнение в составлении генетической связи между углеводами.

1

29

Амины. Их химические свойства.

1

30

Аминокислоты. Белки.

1

31

Обобщение знаний.

1

32

КР №3 «Кислород- и  азотсодержащие соединения».

1

КР №2

ВСЕГО:

32 часа

Пр.Р. – 3

К.Р. - 2

Я не трачу много времени на введение и знакомство с органическим веществами, т.к. в конце 9 класса учащиеся с ними познакомились. Я отвожу на знакомство 10 уроков, рассматривая следующие темы:

9 кл

V. ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

10

55

Предмет органической химии. Причины многообразия органических веществ.

1

56

Классификация углеводородов. Гомологические ряды.

1

57

Химические свойства алканов и аренов.

1

58

Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен.

1

59

Кислородсодержащие органические вещества (классификация).

1

60

Химические свойства кислородсодержащих веществ.

1

61

Генетическая связь между классами органических веществ.

1

62

Углеводы.

1

63

Аминокислоты. Белки.

1

64

Обобщение знаний.

1

В связи с малым количеством времени учебный материал стараюсь дать в виде схем и таблиц.

В 9 классе я рассматриваю классификацию углеводородов заполняя с учащимися следующую таблицу

Углеводороды

Предельные

Непредельные

Ароматические

Алканы

СnН2n+2

(-ан)

Алкены

СnН2n

(-ен)

Алкины

СnН2n-2

(-ин)

Арены

СnН2n-6

(-бензол-)

В 10 классе уже знакомую схему я дополняю еще двумя классами углеводородов (циклоалканами и алкадиенами).

Углеводороды

Предельные

Непредельные

Ароматические

Алканы

(-ан)

СnН2n+2

Циклоалканы

(цикло- -ан)

СnН2n

Алкены

(-ен)

СnН2n

Алкадиены

(-диен)

СnН 2n-2

Алкины

(-ин)

СnН2n-2

Арены

(-бензол-)

СnН2n-6

Рассматривая классификацию углеводородов обращаю внимание учащихся на одинаковые молекулярные формулы, напоминая о явлении изомерии.

Для лучшего запоминания виды изомерии тоже даю в виде схемы:

Изомеры

Структурные

Пространственные

По углеродному скелету

По положению:

-связи;

-группы;

-заместителя

Межклассовые:

1. циклоалканы и алкены;

2. алкадиены и алкины;

3. спирты и простые эфиры;

4. Альдегиды и кетоны;

5. Карбоновые кислоты и сложные эфиры;

6. Аминокислоты и нитросоединения

Геометрические

Оптические

Под каждым видом в схеме прописываю примеры изомеров, изображая углеродный скелет.

При изучении классификации кислородсодержащих органических веществ тоже составляю с учащимися схему:

Кислородсодержащие органические вещества

СnН2n+2О

СnН2nО

СnН2nО2

Спирты

(-ол)

- ОН

Простые эфиры

(-окси-)

- О -

Альдегиды

(-аль)

         О

      //

-  С

    \

       Н

Кетоны

(-он)

- С –

||

O

Карбоновые кислоты

 (-овая кислота)

         O

    //

- C

    \

          OH

Сложные эфиры

(-ат)

        O

    //

- C

   \

         O -

Химические свойства и способы получения органических веществ также даю в виде сводных таблиц:

Свойства алканов, циклоалканов и аренов;

Способы получения алканов, циклоалканов и аренов;

Свойства алкенов, алкинов и алкадиенов;

Реагенты, необходимые для получения органических веществ;

Свойства одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов;

Свойства альдегидов и кетонов;

Дав материал в виде таблиц и схем, объясняю учащимся как им пользоваться, например, для составления уравнений по схеме:

  1. Определяем класс исходного вещества и продукта реакции;
  2.  Определяем, какой таблицей пользоваться (свойствами или способами получения);
  3. Находим на нужной таблице уравнение аналогичной реакции;
  4. Записываем свое уравнение, сверяясь с образцом

Надеюсь, что мой опыт работы пригодиться и вам. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель химии МОБУ СОШ № 10 г. Таганрога Дашук Лидия Юрьевна 2011г.

Слайд 2

Химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины. Достижения современной цивилизации немыслимы без химических знаний. Недооценка роли химических знаний приводит к существенному снижению уровня подготовки будущих специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии.

Слайд 3

Школьное химическое образование развивает логическое мышление, воображение. Химическое образование способствует выработке экологически грамотного, безопасного поведения человека. Именно оно создает у учащихся ясные представления о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества.

Слайд 4

Химические знания необходимы для выработки критического мышления, критического отношения к потоку рекламы, получаемой из средств массовой информации. Химическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования, существенным элементом формирования и развития культуры личности.

Слайд 5

Результаты освоения курса химии: на личностном уровне : воспитание чувства гордости за российскую химическую науку, гуманизма и целеустремленности; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; умение управлять своей познавательной деятельностью.

Слайд 6

на метапредметном уровне использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

Слайд 7

умение генерировать идеи и определять средства необходимые для их реализации; умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использовать различные источники получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от цели коммуникации и адресата.

Слайд 8

на уровне предметных результатов в познавательной сфере основные результаты : давать определения изученным понятиям; - описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого родной (русский) язык и язык химии; - описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции; - классифицировать изученные объекты и явления; - наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и быту; - делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных; - структурировать изученный материал; - интерпретировать химическую информацию, полученную из других источников; - описывать строение атомов элементов 1-4 периодов с использованием электронных конфигураций атомов; - моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.

Слайд 9

в ценностно-ориентационной сфере: - анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственно деятельности человека, связанной с переработкой веществ; в трудовой сфере: - проводить химический эксперимент. в сфере физической культуры: - оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Слайд 10

СТРУКТУРА КУРСА № п/п Раздел Количество часов 1. Строение и классификация органических соединений. 7 2. Углеводороды 9 3. Кислородсодержащие органические вещества 10 4. Углеводы. Азотсодержащие соединения. 6 ВСЕГО: 32 ч (2 ч резерв. время)

Слайд 11

9 кл № п/п Органические вещества 10 1. Предмет органической химии. Причины многообразия орг. в-в. 1 2. Классификация углеводородов. Гомологические ряды. 1 3. Химические свойства алканов и аренов. 1 4. Непредельные углеводороды. Этилен и ацетилен. 1 5. Классификация кислородсодержащих органических веществ. 1 6. Химические свойства кислородсодержащих веществ. 1 7. Генетическая связь между классами органических веществ. 1 8. Углеводы. 1 9. Аминокислоты. Белки. 1 10. Обобщение знаний 1

Слайд 12

9 кл Углеводороды Предельные Непредельные Ароматические Алканы С n Н 2n+2 ( -ан ) Алкены С n Н 2n (-ен) Алкины С n Н 2n-2 (-ин) Арены С n Н 2n-6 (-бензол-)

Слайд 13

10 кл Углеводороды Предельные Непредельные Ароматические Алканы С n Н 2n+2 ( -ан ) Цикло- алканы С n Н 2n (цикло- -ан) Алкены С n Н 2n (-ен) Алка диены С n Н 2n-2 (-диен) Алкины С n Н 2n-2 (-ин) Арены С n Н 2n-6 (-бензол-)

Слайд 14

изомерия Изомеры Структурные Пространственные По углеродскелету По положению: связи; группы; заместителя Меж Классовые: (6 пар) Геометрические Оптические

Слайд 15

Классификация кислородсодержащих органических веществ Кислородсодержащие органические вещества С n Н 2n+ 2 О С n Н 2n О С n Н 2n О 2 Спирты (-ол) - ОН Прос- тые эфиры (-окси-) - О - Аль- дегиды (-аль) О // - С \ Н Кетоны (-он) - С – || O Кар- боно- вые кис- лоты (-овая кислота) O // - C \ OH Слож- ные эфиры (-ат) O // - C \ O -

Слайд 16

Химические свойства алканов, циклоалканов и аренов Алканы С n Н 2n+2 ( -ан ) Циклоалканы С n Н 2n (цикло- -ан) Арены С n Н 2n-6 (-бензол-) Общие химические свойства 1. Горение 2. Реакции замещения Собственные химические свойства 3. Реакции отщепления 3. Реакции присоединения а) дегидрирование б) крекинг а) гидрирование б) галогенирование 4. Изомеризация в)гидрогалогенирование 4. Алкилирование 5. Ароматизация 5. Окисление гомологов бензола

Слайд 17

Способы получения алканов, циклоалканов и аренов Алканы С n Н 2n+2 ( -ан ) Циклоалканы С n Н 2n (цикло- -ан) Арены С n Н 2n-6 (-бензол-) Общие способы получения 1. Синтез Вюрца 2. Гидрирование а) алкенов б) алкинов в) угарного газа а) аренов 3. Из солей карбоновых кислот Декарбокси лирование натриевых солей карбоновых кислот Пиролиз солей дикарбоновых кислот

Слайд 18

Способы получения алканов, циклоалканов и аренов (продолжение) Алканы С n Н 2n+2 ( -ан ) Циклоалканы С n Н 2n (цикло- -ан) Арены С n Н 2n-6 (-бензол-) Собственные способы получения 4. Крекинг 4. Дегалогенирование дигалогеналканов 2. Ароматизация 5. Гидролиз карбида алюминия 3. Алкилирование 4.Дегидрирование циклогексана 5. Тримеризация ацетилена

Слайд 19

Свойства алканов, циклоалканов и аренов; Способы получения алканов, циклоалканов и аренов; Свойства алкенов, алкинов и алкадиенов; Реагенты, необходимые для получения органических веществ; Свойства одноатомных и многоатомных спиртов и фенолов; Свойства альдегидов и кетонов;

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт преподавания химии в 10 классе при одночасовой учебной нагрузке.

Текст выступления на городской конференции учителей химии и биологии в 2011г....

Рабочая учебная программа по химии 8 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по химии составлена на основе программы О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе "Программы О.С.Габриелян " 2 часа в неделю, всего 68 часов....

Рабочая учебная программа по химии 11 класс 2016-2017 учебный год

Рабочая учебная программа по химии 11 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов...

Рабочая программа по химии 8 класс 2017-2018 учебный год

-               положение о составлении рабочей программы учебных предметов, курсов внеурочной деятельности в Муниципальном бюджет...

«Мой опыт преподавание математики в классах с учащимися с ОВЗ»

Одна из важных целей Стандарта: гарантия не только на получение образования детям с нарушениями развития, способным обучаться по индивидуально адаптированным программам, но и оказание специальной помо...