Тематическое планирование по химии к учебнику Г. Е. Рудзитиса 8 класс
методическая разработка (химия, 8 класс) на тему

Подосиновик Светлана Николаевна

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 102 ч в год (3 ч в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 102 ч в год (3 ч в неделю). Рабочая программа по химии составлена на основе:

• фундаментального ядра содержания общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по химии;

• программы развития универсальных учебных действий;

• программы духовно—нравственного развития и воспитания личности.

В этой рабочей программе также учитываются главные цели основного общего образования и авторские идеи обучения химии.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся  должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни‚ за рамками учебного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в окружающей среде и бережного отношения к ней.

Изучение химии в основной школе направлено:

• на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, о химической символике;

на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

 на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа по химии включает семь разделов.

1. Пояснительная записка. В пояснительной записке уточняются общие цели образования с учётом специфики химии как учебного предмета.

2. Общая характеристика учебного предмета, включающая ценностные ориентиры химического образования.

3. Результаты освоения курса химии — личностные, метапредметные и предметные.

4. Место курса химии в базисном учебном плане.

5. Содержание курса химии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования.

6. Примерное тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по химии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса химии в основной школе.

7. Рекомендации по организации и оснащению учебного процесса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В содержании данного курса представлены основополагающие теоретические сведения по химии, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Содержание учебного предмета включает сведения о неорганических веществах, их строении и свойствах, а также химических процессах, протекающих в окружающем мире. Наиболее сложные элементы фундаментального ядра содержания общего образования по химии, такие, как основы органической и промышленной химии, перенесены в программу средней (полной) общеобразовательной школы.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляют атомно-молекулярное учение, периодический закон Д. И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

В качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения химии, проявляются в признании:

• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• ценности химических методов исследования живой и неживой природы.

Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса химии позволяет сформировать:

• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

• понимание необходимости здорового образа жизни;

• потребность в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

• правильному использованию химической терминологии и символики;

• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• развитию умения открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного

развития:

1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской‚ творческой и других видах деятельности;

5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

б) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска

средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

4) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

5) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

6) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

7) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

8) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

9) формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;

10) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения

конфликтов.

Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества; осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

2) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

3) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом  применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами,

происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств;

5) приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

б) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7) овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);

8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как

профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны обладать не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду естественно-научных дисциплин.

Учебный план на изучение химии в основной школе отводит 2 учебных часа в неделю в течение двух лет — в 8 и 9 классах: всего 140 учебных занятий. Распределение времени по темам программы дано ориентировочно. Учитель может изменять его в пределах годовой

суммы часов.

8 класс

(102ч., 3ч. в неделю)

Тема: Предмет химии (6ч.)

Тема: Первоначальные  химические  понятия.(23ч.)

Тема: Кислород.  Оксиды. Горение.                  (9ч.)

Тема: Водород. Кислоты. Соли.                        (8ч.)

Тема: Вода. Растворы. Основания.                    (7ч.)

Тема: Обобщение  сведений о  важнейших классах  неорганических  соединений. (17ч.)

Тема: Периодический  закон и периодическая  система. (10ч.)

Тема: Химическая связь.                                   (10ч.)

Тема: Количественные отношения в химии (3ч.)

Тема: Галогены.  (8ч.)                     


урока


Урока в теме

Дата

Тема    урока.

Практическая

часть.

Планируемые результаты

Дом.

Задание.

8 класс

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Предмет химии (6 ч)

Предмет изучения  химии.  Вещества.

Различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ

Л.р.№1 «Рассмотрение  веществ с различными  физическими  свойствами».

Различать предметы изучения естественных наук.

 Учащиеся должны знать:

определение предмета химии, определение вещества, свойств веществ

Учащиеся должны уметь:

описывать вещества по их физическим свойствам

§1 Стр.5-6.

Пр. р.№1  «Приемы  обращения с химическим  оборудованием».

«Отработка  правил  техники  безопасности»

Лабораторный штатив, электронагреватель, спиртовка, пробирка, фарфоровая чашка, спички.

Учащиеся должны знать:

правила работы в химическом кабинете

Учащиеся должны уметь:

обращаться с лабораторным штативом, спиртовкой, различной химической посудой

Стр.43-44,51

Чистые вещества  и  смеси.

Набор химических реактивов, набор лабораторной посуды

Л.р.№2  «Разделение смеси с помощью магнита».

Учащиеся должны знать:

отличие чистого вещества от смеси, способы разделения смесей

Учащиеся должны уметь:

различать однородные и неоднородные смеси 

 §2 Стр.6-10.

Пр. р.№2 «Очистка загрязненной  поваренной  соли».

Лабораторный штатив, спиртовка, стакан,  фарфоровая чашка, спички, речной песок, поваренная соль, фильтровальная бумага.

Учащиеся должны знать:

правила обращения с лабораторным оборудованием, способы разделения однородной и неоднородной смесей

Учащиеся должны уметь:

проводить разделение смесей фильтрованием и выпариванием

Стр.52

Физические  и  химические  явления.

Л.р.№3 «Примеры физических и химических явлений».

Демонстрации: Нагревание сахара, нагревание парафина, горение парафина. Взаимодействие растворов: карбоната натрия и соляной кислоты, сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Взаимодействие свежеосажденного гидроксида меди(II) с раствором глюкозы при обыных условиях и при нагревании.

Учащиеся должны знать:

определение физических и химических явлений, Учащиеся должны уметь:

отличать физические и химические явления,

§3 Стр.10-12

Химические реакции.

Л.р.№ 4 « Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций»

Учащиеся должны знать:

признаки химических реакций и условия их возникновения и течения

Учащиеся должны уметь:

определять признаки химических реакций, условия их возникновения

§3 Стр.10-12

Тема 1. Первоначальные химические понятия (23ч)

§3 Стр.10-12

Молекулы и атомы.

Учащиеся должны уметь:

Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент», «ион», «элементарные частицы».

§4 Стр.12-14

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Учащиеся должны уметь:

различать понятия «вещества молекулярного строения» и «вещества немолекулярного строения». Определять понятие кристаллическая решётка

§4 Стр.12-14

Простые  и  сложные  вещества.

Л.р.№4 «Ознакомление с образцами простых (металлы и неметаллы) и сложных веществ, минералов и горных пород».

Учащиеся должны знать:

определение атома, простого и сложного вещества, отличие смеси и сложного вещества

Учащиеся должны уметь:

различать простые и сложные вещества, смеси и сложные вещества,

§5 Стр.15-17

Химический  элемент.

Учащиеся должны знать:

определение химического элемента.

 Учащиеся должны уметь:

отличать понятия химический элемент и простое вещество

§6 Стр.17-18

Относительная  атомная  масса.

Учащиеся должны знать:

Определение относительной атомной массы.

§7 Стр.18-20

Знаки  химических элементов.

Учащиеся должны знать:

30 знаков химических элементов

§8 Стр.20-22

Закон постоянства  состава  вещества.

Учащиеся должны знать:

определение закона постоянства состава, определение химической формулы, относительной молекулярной массы, массовой доли химического элемента

Учащиеся должны уметь:

давать по плану описание веществ, выполнять расчеты по формулам

§9 Стр.22-23

Химические  формулы.  Относительная  молекулярная  масса.

Учащиеся должны уметь:

Рассчитывать относительную молекулярную массу вещества по его формуле.

§10 Стр.24-27

Вычисление массовых отношений химических элементов в сложном веществе.

Учащиеся должны уметь:

Рассчитывать массовые отношения химических элементов в сложном веществе.

§10

Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе.

Учащиеся должны уметь:

Рассчитывать массовые доли химических элементов в сложном веществе.

§10

Вывод химических формул по известным массовым долям элементов в сложном веществе.

Учащиеся должны уметь:

Рассчитывать молярную массу вещества; устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов.

§10

Валентность. Составление химических формул  по  валентности.

Учащиеся должны знать:

определение валентности, определять валентность по формуле, состоящей из 2-х элементов, составлять формулы по валентности

§11 Стр.28-29

Определение  химической  формулы  по валентности.

Учащиеся должны уметь:

Определять валентность атомов в бинарных соединениях. Определять состав простейших соединений по их формулам.

§12 Стр.29-31

Атомно-молекулярное учение.

Учащиеся должны знать:

основные положения атомно-молекулярного учения, роль М.В.Ломоносова и Д.Дальтона в создании этого учения

 Учащиеся должны уметь:

объяснять физические и химические явления с точки зрения этого учения

§13 Стр.31-33

Закон  сохранения массы  вещества.

Учащиеся должны знать:

определение закона сохранения массы веществ, его значение.

Учащиеся должны уметь:

применять закон сохранения массы веществ при написании уравнений

§14 Стр.33-34

Химические уравнения.

Химические уравнения.

Учащиеся должны знать:

определение химических уравнений

Учащиеся должны уметь:

составлять химические уравнения, уравнивать их

§15 Стр.35-36

Типы  химических  реакций.

Л.р.№5,6 «Разложение  основного  карбоната меди», «Реакция замещения меди железом».

Учащиеся должны знать:

определение реакций разложения, соединения, замещения

Учащиеся должны уметь:

определять типы химических реакций по химическим уравнениям

§16 Стр.36-37

Количество  вещества. Моль. Молярная  масса.

Учащиеся должны знать:

определение количества вещества, моля, молярной массы, расчетные формулы

§17 Стр.37-38

Вычисление массы и количества вещества по известному количеству вещества или массе.

Учащиеся должны уметь:

определять по формуле число молей, вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество и наоборот; определять по формуле число молей, вычислять по формуле массу данного вещества, если известно количество и наоборот

§17 Стр.38-43

Вычисления по химическим уравнениям.

Учащиеся должны уметь:

вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству одного из вступающих в реакцию или получающихся веществ.

§17 Стр 44-45

Обобщение темы «Первоначальные химические понятия».

Учащиеся должны знать:

знаки основных химических элементов, расчетные формулы, законы  

Учащиеся должны уметь:

применять полученные знания при решении расчетных  задач

§4-17

Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия».

Контрольная работа №1

Кислород (9 ч)

Общая  характеристика  кислорода и нахождение в природе.

Учащиеся должны знать:

физические свойства  кислорода

Учащиеся должны уметь:

различать понятия «химический элемент» и «простое вещество» на примере кислорода

§18

Стр.53

Получение  кислорода.

Демонстрации.

Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.

Учащиеся должны знать:

 способы получения его в лаборатории и промышленности

Учащиеся должны уметь:

Распознавать опытным путем кислород

§19

Стр.53-55

Физические  и  химические  свойства  кислорода.

Демонстрации. Физические свойства кислорода.

Учащиеся должны знать:

химические свойства кислорода, области применения кислорода, определение оксидов

Учащиеся должны уметь:

Характеризовать свойства кислорода, составлять уравнения реакций подтверждающие эти свойства, составлять формулы оксидов по известной валентности элементов, называть их, составлять уравнения реакций получения оксидов

§20 Стр.55-57

Оксиды.

Л.р.№7 «Ознакомление с образцами оксидов»

Учащиеся должны знать:

 определение оксидов

Учащиеся должны уметь:

составлять формулы оксидов по известной валентности элементов, называть их, составлять уравнения реакций получения оксидов

§20 Стр.56-57

 Применение  кислорода. Круговорот кислорода в природе.

Учащиеся должны знать:

 Применение кислорода

Учащиеся должны уметь:

пояснять как происходит круговорот кислорода в природе

§21 Стр.57-59

Озон. Свойства и применение.

Учащиеся должны знать:

 Свойства и применение озона

Учащиеся должны уметь:

составлять уравнения реакций с участием озона

§21

Пр. р.№3«Получение  кислорода и изучение его свойств»

Учащиеся должны знать:

способы получения кислорода в лаборатории

Учащиеся должны уметь:

собирать прибор для получения кислорода, соблюдать правила по технике безопасности

Стр. 70

Воздух  и  его  состав.

Демонстрации.

Условия возникновения и прекращения горения. Определение состава воздуха.

Учащиеся должны знать:

состав воздуха,

Учащиеся должны уметь:

выявлять экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха

§22 Стр.60-64

Тепловой  эффект  химической  реакции.

Учащиеся должны знать:

условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров, понятие теплового эффекта, определение экзо – и эндотермических реакций

Учащиеся должны уметь:

различать экзо – и эндотермические реакции, записывать тепловой эффект для данной реакции, делать расчеты по уравнениям

§23 Стр.64-66

Топливо и способы его сжигания.

Учащиеся должны знать:

виды топлива, условия возникновения и прекращения горения

Учащиеся должны уметь:

выявлять экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха

§24 Стр.64-68

Водород (8ч)

 Водород, его общая  характеристика и нахождение в природе.

Учащиеся должны знать:

состав молекулы водорода, определение восстановителя

Учащиеся должны уметь:

давать характеристику водороду, описывать физические свойства

§25 Стр.71

Получение  водорода.

Демонстрации.

«Получение водорода в аппарате Киппа. Проверка водорода на чистоту».

§26 Стр.71-74

Свойства  и применение водорода.

Демонстрации.  

«Горение водорода на воздухе и в кислороде. Собирание водорода методом вытеснения воздуха и  воды»

Л.р. «Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)».

Учащиеся должны знать:

химические свойства водорода, определение индикатора, области применения водорода

Учащиеся должны уметь:

описывать химические свойства водорода, записывать уравнения реакций

§27 Стр.74-76

Пр. р.№4 «Получение водорода и изучение его свойств».


Стр.77

Кислоты.

Учащиеся должны знать:

Формулы некоторых наиболее важных кислот

Учащиеся должны уметь:

Выбрать формулы кислот из предложенных  и назвать их

Записи в тетради

Соли.

Учащиеся должны знать:

Названия наиболее важных кислотных остатков

Учащиеся должны уметь:

Выбрать формулы солей из предложенных и назвать их

Записи в тетради

Обобщение и повторение темы «Кислород. Водород»

Учащиеся должны знать:

основные понятия по данным темам

Учащиеся должны уметь:

применять знания, умения и навыки, полученные при изучении данных тем

§18-27

8.

Контрольная работа по темам «Кислород. Водород»

Контрольная работа №2

Вода. Растворы (7 ч)

Вода – растворитель. Растворы.

Демонстрации.

«Анализ воды.  Синтез воды».

Учащиеся должны знать: определение растворимости, концентрации веществ в воде, понятие «массовая доля растворенного вещества»

Учащиеся должны уметь:

объяснять процесс растворения с точки зрения атомно-молекулярного учения, решать задачи на определение массовой доли растворенного вещества

§28 Стр.78-79

Массовая  доля  вещества  в  растворе.

Учащиеся должны знать:  понятие «массовая доля растворенного вещества»

Учащиеся должны уметь:

решать задачи на определение массовой доли растворенного вещества

§28 Стр.80-81

Приготовление  раствора  с определенной  массовой  долей.

Пр. р.№5 «Приготовление  раствора  с определенной  массовой  долей».

Учащиеся должны знать:

способ приготовления растворов

Учащиеся должны уметь:

приготавливать раствор соли с определенной массовой долей растворенного вещества, решать задачи данного типа

Стр.88

Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.

Учащиеся должны уметь:

Вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе, массу растворенного вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Стр.80

Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

Учащиеся должны уметь:

Готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

Стр.81

Вода.

Демонстрации.

«Взаимодействие воды с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода (IV), оксидом фосфора (V) и испытание полученных растворов индикатором».

Учащиеся должны знать:

Количественный и качественный состав воды, свойства воды

Учащиеся должны уметь:

составлять уравнения реакций, доказывать химические свойства воды

§29 Стр.82-87

Проверочная работа по теме «Вода»

§28-29 Стр.82-87

Основные классы неорганических соединений (13 ч)

Важнейшие  классы  неорганических  веществ.

Демонстрации.

«Образцы оксидов, кислот, оснований и солей».

Стр.89

Классификация оксидов. Способы получения оксидов.

Учащиеся должны знать:

классификацию оксидов, их свойства, способы получения, применение 

Учащиеся должны уметь:

доказывать химические свойства оксидов, записывать уравнения реакций

§30 Стр.89-91

Свойства и применение оксидов.

Л.р. «Опыты, подтверждающие химические свойства оксидов».

§30 Стр.91-93

Состав оснований и их классификация. Получение оснований.

Учащиеся должны знать:

классификацию оснований, способы получения

Учащиеся должны уметь:

записывать уравнения реакций

§31 Стр.93-95

Свойства и применение оснований.

Демонстрации.

«Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора».

Л.р. «Опыты, подтверждающие химические свойства оснований».

Учащиеся должны знать:

свойства оснований, применение

Учащиеся должны уметь:

доказывать химические свойства оснований, записывать уравнения реакций

§31 Стр.95-99

Состав кислот. Классификация и структурные формулы кислот.

Учащиеся должны знать:

Состав и классификацию кислот

Учащиеся должны уметь:

Находить формулы кислот из предложенных, классифицировать кислоты по всем изученным признакам

§32 Стр.100-101

Свойства и применение кислот.

Л.р. «Опыты, подтверждающие химические свойства кислот».

Учащиеся должны знать:

Свойства кислот, применение

Учащиеся должны уметь:

доказывать химические свойства кислот, записывать уравнения реакций

§32 Стр.102-105

Состав солей и их названия. Классификация солей.

Учащиеся должны знать:

классификацию солей

Учащиеся должны уметь:

Классифицировать соли

§33 Стр.105-107

Способы получения солей.

Учащиеся должны знать:

способы получения солей

Учащиеся должны уметь:

записывать уравнения реакций

§33 Стр.107-108

Свойства и применение солей.

Л.р. «Опыты, подтверждающие химические свойства солей».

Учащиеся должны знать:

Свойства солей

Учащиеся должны уметь:

 записывать уравнения реакций

§33 Стр.108-110

Генетическая  связь  неорганических  веществ.

Учащиеся должны знать:

определение основных классов неорганических соединений, классификацию, генетическую связь между классами

Учащиеся должны уметь:

доказывать химические свойства основных классов неорганических веществ, составлять генетические цепочки из веществ разных классов

Стр.110

Решение экспериментальных  задач.

Пр. р.№6 «Решение экспериментальных  задач».

Учащиеся должны знать:

важнейшие химические свойства неорганических веществ

Учащиеся должны уметь:

практически доказывать свойства основных классов неорганических веществ, соблюдать правила по технике безопасности

Стр.114

Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических веществ»

Контрольная работа №3

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома (12ч)

Классификация химических элементов. Амфотерные  вещества.

Пр. р.№7 «Изучение кислотно-основных свойств гидроксидов, образованных химическими элементами III периода».

Л.р.№17 «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».

Учащиеся должны знать:

определение амфотерного оксида и гидроксида, первые попытки классификации химических элементов

Учащиеся должны уметь:

экспериментально доказывать амфотерность гидроксида

§34 Стр.115-119

Периодический закон Д.И. Менделеева.

Учащиеся должны знать:

определение периодического закона, определение периода

Учащиеся должны уметь:

объяснять изменение свойств элементов и их соединений в периоде, знать причину этого

§35 Стр.119-122

Периодическая таблица химических элементов.

Учащиеся должны знать:

определение периода, группы, физический смысл номера периода и группы

Учащиеся должны уметь:

описывать химические элементы исходя из положения в периоде, группе и строения атома, объяснять изменение свойств в периоде и группе

§36 Стр.122-125

Строение атома.

Учащиеся должны знать:

строение атома, значение порядкового номера, определение изотопов

Учащиеся должны уметь:

описывать химический элемент с точки зрения строения атомов

§37 Стр.125-126

Ядерные реакции.

Учащиеся должны знать:

Отличие ядерных реакций от химических

§37 Стр.126-127

Изотопы.

Учащиеся должны знать:

Понятие «изотоп»

§37 Стр.127-129

Расположение электронов по энергетическим уровням.

Учащиеся должны знать:

расположение электронов по слоям. Формы электронных орбиталей

Учащиеся должны уметь:

записывать строение атомов, электронные формулы и электронные ячейки элементов первых четырех периодов

§37 Стр.129-132

Состояние электронов в атомах. Периодические изменения свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах.

Демонстрации.

«Физические свойства щелочных металлов.  Взаимодействие натрия и калия с водой».

Учащиеся должны знать:

о периодическом изменении химических свойств в зависимости от числа электронов в наружном электронном слое

Учащиеся должны уметь:

записывать строение атомов, электронные формулы и электронные ячейки элементов первых четырех периодов

§37 Стр.132-135

Значение периодического закона.  Современная

его  формулировка.

Учащиеся должны знать:

роль периодического закона для развития науки, техники;

Учащиеся должны уметь:

доказывать основные положения диалектики на примере периодической системы и строения атома

§38 Стр.135-136

Жизнь и  деятельность  Д.И. Менделеева.  Обобщение

Учащиеся должны знать: 

основные этапы жизни и деятельности Д.И.Менделеева

§39 Стр.137-138

Повторение и обобщение знаний по теме «периодический закон. Строение атома»

§34-39

Стр.115-138

Контрольная работа по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома»

Контрольная работа №4

Химическая связь (10 ч)

Электроотрицательность.

Учащиеся должны знать:

определение электроотрицательности

Учащиеся должны уметь:

определять различные виды ковалентной связи, записывать схемы образования веществ

§40 Стр.139-141

Ковалентная  неполярная  связь.

Учащиеся должны знать:

определение ковалентной полярной, неполярной связи; ионной связи, механизмы их образования

Учащиеся должны уметь:

определять ионную связь различные виды ковалентной связи, составлять схемы образования ковалентной и ионной связей

§41 Стр.141-144

Ковалентная  полярная  связь.

§41 Стр.144

Ионная  связь.

§41 Стр.144-145

Кристаллические  решетки

Л.р.№18 «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой».

Демонстрации.

«Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями».

Учащиеся должны знать:

определение кристаллической решетки, типы кристаллических решеток

Учащиеся должны уметь:

определять типы кристаллических решеток по типу химических связей, описывать физические свойства данного вещества по типу кристаллической решетки

§42 Стр.146-149

Степень  окисления.

Учащиеся должны знать:

определение степени окисления

Учащиеся должны уметь:

определять степень окисления по формулам и составлять формулы по известной степени окисления

§43 Стр.149-152

Процессы  окисления и  восстановления.

§43 Стр.149-150

Окислительно-восстановительные реакции.

Л.р.№19 «Замещение меди железом».

Учащиеся должны знать:

определение окислительно-восстановительной реакции, окислителя, восстановителя, процесс окисления и восстановления

Учащиеся должны уметь:

записывать простейшие окислительно-восстановительные реакции, составлять схему электронного баланса

Записи в тетради.

Обобщение.

Учащиеся должны знать:

основные определения по темам

Учащиеся должны уметь:

применять полученные знания, умения, навыки на практике

§40-43 Стр.139-150

Контрольная работа по теме «Химическая связь»

Контрольная работа №5

Количественные отношения в химии (3 ч)

 Закон Авогадро.

Учащиеся должны знать:

определение закона Авогадро, молярного объёма газов

Учащиеся должны уметь:

определять объём газа, количество вещества исходя из молярного объёма газа

§44 Стр.153-155

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Учащиеся должны знать:

основные формулы для решения задач данного типа

Учащиеся должны уметь:

вычислять объёмные отношения газа по химическому уравнению, используя закон объёмных отношений

§45 Стр.155-156

Решение задач.

Стр.156

Галогены (8 ч)

92.

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.

Учащиеся должны знать:

положение галогенов в ПСХЭ Д.И.Менделеева, физические и химические свойства хлора, его применение

Учащиеся должны уметь:

записывать уравнения реакций с участием галогенов

§46 Стр.157-158

93.

Хлор.

Учащиеся должны знать:

основные способы получения и физические свойства хлора

Учащиеся должны уметь:

записывать химическую формулу и строение молекулы хлора, описывать химические свойства

§47 Стр.158-164

94.

Хлороводород.

Учащиеся должны знать:

основные способы получения и физические свойства хлороводорода

Учащиеся должны уметь:

записывать химическую формулу и строение хлороводорода

§48 Стр.165-166

95.

Соляная кислота и ее соли.

Учащиеся должны знать:

основные способы получения, физические и химические свойства соляной кислоты

Учащиеся должны уметь:

составлять уравнения реакций с участием соляной кислоты и её солей

§49 Стр.166-169

96.

Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации.

« Физические свойства галогенов.  Взаимодействие алюминия с хлором. Бромом и йодом».

Л.р.№17 «Вытеснение галогенами друг друга из растворов солей».

Учащиеся должны знать:

основные характеристики галогенов (положение в ПСХЭ, строение атомов, физические и химические свойства, получение, применение)

Учащиеся должны уметь:

записывать уравнения реакций с участием галогенов

§50 Стр.169-172

97.

Пр. р. № 6 «Получение соляной кислоты и опыты с ней».

Стр.173

98.

Обобщение и повторение темы.

§46-50 Стр.157-172

99.

Итоговая  контрольная  работа.

Контрольная работа №6

100-102

3.

Резервное время.

Планирование составлено на основе программы курса химии к учебникам химии авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана для 8-9 классов общеобразовательных  учреждений (базовый уровень). Автор: Н.Н. Гара, издательство «Просвещение»,Москва,  2011г.

УМК 

Учебник:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс. М.: «Просвещение», 2012г.

Методическая библиотека:

Гара Н.Н. Сборник программ образовательных учреждений «Химия» 8-9, 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2011г.

Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Сборник нормативных документов «Химия». М.: «Дрофа», 2007г.

Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии 8-11 классы. М.: «Вентана-Граф», 2005г.

Хомченко И.Г. Решение задач по химии 8-11 класс: решения, методики, советы. М.: «Новая Волна», 2002г.

Шаламова М.О. Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. М.: «Школа - Пресс», 2001г.

Шириков Н.А., Ширикова А.Н., Ласточкин А.Н. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов. М.: «Аркти», 2008г.

Дополнительная литература:

Лидин Р.А., Молочко В.А. Номенклатура неорганических веществ. М.: «КолосС», 2006г.

Иванова Р.Г., Каверина А.А., Корощенко А.С.Контроль знаний учащихся по химии 8-9 классы. М.: «Дрофа», 2003г.

Князева Р.Н., Артемьев В.П. Юрченко О.В. Задания и контрольные работы по химии. М.: «Владос», 2002г.

Радецкий А.М. Проверочные работы по химии. М.: «Просвещение», 2000г.

Иванова Р.Г. Вопросы, упражнения и задания по химии 8-9 класс. М.: «Просвещение», 2002г.

Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии 8-9 классы. М.: «Дрофа», 2000г.

Попова О.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по химии 8-9 класс. М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

Шмаков Ю А. Тесты. Неорганическая химия в 2-х частях. Саратов «Лицей», 2002г.

Шмаков Ю А. Тесты. Общая химия. Теоретические основы. Саратов «Лицей», 2002г.

Образовательные ресурсы сети Интернет:

 http://www.dutum.narod.ru/element/elem00.htm (Рассказы об элементах)

http://www.hemi.nsu.ru/ (Основы химии. Электронный учебник)

http://www.himhelp.ru/ (Полный курс химии)

http://chemi.org.ru/ (Учебник химии)

http://home.uic.tula.ru/~zanchem/ (Занимательная химия)

http://hemi.wallst.ru/ (Химия. Образовательный сайт для школьников)

http://chemistry.narod.ru/ (Мир химии)

http://www.alhimikov.net/ (Полезная информация по химии)

http://www.alhimik.ru/ (АЛХИМИК)

http://www.xumuk.ru/ (XuMuK.ru - сайт о химии)

http://www.chemistry.ru (Химия в Открытом колледже)

http://webelements.narod.ru (WebElements: онлайн-справочник химических элементов)

http://experiment.edu.ru (Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия )

http://school-sector.relarn.ru/nsm/ (Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии )

http://schoolchemistry.by.ru (Школьная химия )

www.ximicat.com/info.ru (Окислительно-восстановительные реакции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по химии по учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М ФГОС

Тематическое планирование по химии по учебнику Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М...

Календарно-тематическое планирование + пояснительная записка к учебнику "Английский язык" 8 класс под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.«Русское слово» и «Макмиллан Паблишерз Лимитед».

Календарно-тематическое планирование к учебно-методическому комплекту (УМК) курса «Английский язык» для учащихся 8 классов рос-сийских общеобразовательных учебных заведений (авторы Ю.А. Комарова, И.В....

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 6 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературе 6 класс. Учебник Б.Ланина...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г

Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс

Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику Б.Ланина. 10 класс...

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 9 класса. ФГОС.

Рабочая программа с  календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 9 класса. ФГОС....

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 8 класса. ФГОС.

Рабочая программа с  календарно-тематическим планированием по алгебре к учебнику Никольского для 8 класса. ФГОС....