Главные вкладки

    Из опыта работы
    методическая разработка по химии (8 класс) по теме

    Абрамова Людмила Павловна

    В современной педпгогической деятельности предлагается довольно обширный список учебно-методических комплексов по предметам.Педагогу предоставляется возможность выбора  В данном материале предлагаю сравнение двух ведущих программ по химии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty_po_novoy_uchebnoy_programme.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы по новой учебной программе

    Как-то раз я услышала фразу, что учителя- народ особый потому, что, в отличии, от других людей у них новый год начинается не с 1января,а с 1сентября. Ведь и вправду, начало каждого учебного года для учителя – это начало новых задач и решений,  интересных ситуаций  и открытий, занимательных экспериментов и результатов. Каждый год для педагога приносит все новых и новых побед учеников, незабываемых ситуаций на уроках, впечатляющих ответов и рассуждений учащихся. И каждый раз перед новым учебным годом перед учителем открывается масса новых тем для самосовершенствования и открытий. Этот год не стал для меня исключением, так как в этом году я с большим интересом приступила к апробации  нового учебного курса по химии в 8 классе авторов Н.С. Новошинской и И. И. Новошинского. Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии для основной общеобразовательной школы в соответствии с существующей концепцией химического образования и реализует принцип концентрического построения курса. Конечно, не для кого не секрет, что перед тем, как решится на подобное, мне пришлось посвятить немало времени в отпуске для тщательного ознакомления с учебной программой и учебно- методическим комплексом к учебнику. Подробное изучение новой программы зародило во мне огромное желание как можно скорее внедрить ее в учебно- познавательный процесс. И это не случайно. Особенности программы состоят в нетрадиционном подходе к изложению материала (от простого к сложному), в оригинальном структурировании курса. В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера, требующие организации индивидуальной и групповой работы школьников. Учебник написан легким, доступным языком.  К учебнику разработана тетрадь для практических работ и лабораторных опытов. В ней разработан план проведения практических работ. В каждой практической работе даны задания с рисунками, задания с заполнением таблиц, задания для контроля. Но особую прелесть в данном учебно-методическом комплексе составляет сборник самостоятельных работ. Этот сборник содержит дидактический материал, предназначенный для проверки знаний учащихся по курсу химии в 8-м классе. Упражнения, задачи и тесты сгруппированы по темам, каждая из которых включает 25 вариантов. Благодаря большому разнообразию заданий их также можно использовать на уроках в целях конкретизации нового материала и при закреплении и повторении изученного. Эксперимент начался с простого сравнения учебника Новошинских с учебниками других авторов.

    На основе сравнения составлено тематическое планирование к двум параллелям 8-х классов: программа И.И. Новошинского и Н.С.Новошинской  химия 8 класс: 2ч в неделю: всего 68ч, из них 8ч-практические работы, 4ч - контрольные работы

    № темы

    Тема курса

    Кол-во часов

    Практические работы

    Сроки изучения

     

    Введение

    5

    п/р №1,№2; л/о1

    сентябрь

    1

    Строение атома. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

     

    8

     

    сентябрь- октябрь

    2

    Химическая связь. Строение веществ

    14

    л/о 2

    октябрь– декабрь

    3

    Классификация сложных неорганических веществ

    6

    л/о 3

    декабрь

    4

    Химические реакции

    9

    п/р №3

    л/о 4,5

    январь- февраль

    5

    Растворы. Электролитическая диссоциация

    14

    п/р №4, №5, №6  л/о 6,7

    февраль-апрель

    6

    Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства

     

    12

    п/р №7, №8

    л/о 8,9

    апрель-май

    программа О.С.Габриеляна химия 8 класс: 2ч в неделю, всего 68ч, из них- 4ч - контрольные работы, 6ч - практические работы,3ч - обобщающие уроки, 4ч - решение расчетных задач, 6ч -повторение, 45ч - изучение теории  

    тема

    Кол-во часов

    Срок изучения

    1

    Введение

    6

    сентябрь

    2

    Атомы химических элементов

    10

    Сентябрь - октябрь

    3

    Простые вещества

    5

    Октябрь - ноябрь

    4

    Соединения химических элементов

    9

    Ноябрь - декабрь

    5

    Изменения, происходящие с веществами

    10

    Январь - февраль

    6

    Химический практикум

    4

    Февраль

    7

    Растворы. Свойства растворов электролитов

    18

    Март - май

    8

    Повторение

    6

    май

    Учебник «Химия-8 класс»  авторов Новошинского И.И. и Новошинской Н.С. написаны в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и полностью соответствует Стандарту основного общего образования по химии.

    Учебник соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на второй ступени общего образования, и обеспечивают преемственность по отношению к курсу химии средней (полной) школы. Ключевые темы курса раскрыты удачно. Учебный материал изложен чётко, в логической последовательности. В отличие от других учебников имеет в конце практически каждого параграфа задания в тестовой форме, что учителю позволяет без дополнительной литературы знакомить учащихся с разнообразными видами тестовых заданий. Впечатление самое благоприятное:
    материал четко структурирован,

     изложен внятно, лаконично;
    достаточно заданий для отработки умений и навыков;
    основные понятия и термины вынесены на поля;
    имеются инструкции по выполнению лабораторных и практических работ;
    удобны для использования ПСХЭ (обозначения групп и периодов арабскими и римскими цифрами, значения ЭО элементов) и таблица растворимости (указаны сильные и слабые электролиты, цвета осадков, названия анионов).
    Использование УМК Новошинских, несомненно, поможет при подготовке учащихся к ГИА.

    Изложение учебного материала в восьмом классе начинается со строения атома. Такой подход является естественным и логичным, поскольку освобождает учащихся от запоминания большого количества фактологического материала, позволяет с первых уроков развивать у них умение устанавливать связи между строением, свойствами и применением веществ. Концентрическое построение курса химии 8 класса позволяет последовательно и поступательно отрабатывать с учащимися ключевые вопросы общей и неорганической химии. Задания и упражнения, предложенные в учебнике «Химия-8 класс», а также в сборнике самостоятельных работ, в тетради для практических работ и лабораторных опытов, входящих в УМК, дают учащимся уникальную возможность приобрести навыки составления формул как бинарных соединений, так и кислот и оснований, написания уравнений реакций ионного обмена, решения задач разных типов. Изучение химии с помощью данного УМК позволяет учащимся освоить предмет не только на базовом уровне, предусмотренном стандартом, но и закладывает необходимый фундамент для дальнейшего углубленного изучения материала в рамках соответствующего профиля. Учитывая различные потребности учащихся в изучении химии на III ступени, авторами УМК разработаны программы и учебники для профильного, общеобразовательного и гуманитарного уровней. Эффективность применения УМК авторов И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской выражается в положительном отношении учащихся к предмету и повышении уровня качественной успеваемости. Анкетирование учащихся 8-го класса, работающих по УМК авторов И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской, показало: эффективность применения УМК авторов И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской выражается в положительном отношении учащихся к предмету и повышении уровня качественной успеваемости. Анкетирование учащихся 8-го класса, работающих по УМК авторов И.И. Новошинского и Н.С. Новошинской, показало:

    большинство учащихся (70,5%) считает, что пользоваться учебником легко; 23,5% учащихся испытывали трудности при работе с учебником только на начальных этапах обучения химии;

    большинство учащихся (94%) считает, что учебник удобен в той или иной мере для поиска необходимых понятий;

    18% опрошенных всегда понимают предмет химию, а 65% считают его чаще понятным, чем непонятным;

    считают возможным использовать в случае необходимости данный учебник для самостоятельного изучения химии (например, в случае болезни) 89% учащихся;

    всегда выполняют домашние задания по химии 59% учащихся, а 29% - почти всегда. При этом, в данном классе нет учеников, которые бы совсем не выполняли или очень редко выполняли домашнее задание по химии;

    время, которое учащиеся затрачивают на подготовку домашней работы по химии, составляет в среднем 25-30 минут;

    на вопрос «Понятен ли тебе язык, которым написан учебник?» учащиеся ответили только положительно; для 47% опрошенных язык, которым написан учебник полностью понятен, а для 53% - скорее понятен, чем не понятен;

    большинство учащихся положительно относятся к предмету химия, для 23,5% химия входит в число любимых предметов;

    по мнению учащихся, весь предмет химия или почти весь связан с жизнью (94%);

    на вопрос «выберешь ли ты химию в качестве экзамена по     выбору?» кроме 29% учащихся, ответивших утвердительно, 18% ответили: «скорее да, чем нет».

    Сравнивая учебную деятельность учащихся на уроках, я прихожу к выводу, что учебник авторов И.И. Новошинского, Н. С. Новошинской написан простым, понятным любому ученику, языком. Он не является книгой для чтения, а именно является учебником. С ним ребята могут работать самостоятельно, ведь в нем к достаточно сложным вопросам составлены алгоритмы их выполнения. Пока я не говорю о глобальном различии учебных курсов разных авторов, но тем не менее учебник авторов И. И. Новошинского , Н. С. Новошинской мне близок, понятен язык автора. Мне и моим ученикам интересно заниматься по этому учебнику. Я работаю под девизом:« Учителю легко, детям интересно, вместе- эффективно!»

    Учитель химии МОУ СОШ №1 Абрамова Л. П. г. Меленки .

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

    ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

    Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

    Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

    Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

    Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

    В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

    Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

     Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

    "Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

    Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

    Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

    Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...


     

    Комментарии

    Абрамова Людмила Павловна

    полезная информация для учителей химии