Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Колесникова Татьяна Николаевна

В данной методической разработке предлагается материал для проведения общешкольного мероприятия в рамках Недели химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_chto_gde_kogda.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Интеллектуальная игра

                    «Что? Где? Когда?»

                                   

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся, демонстрация знаний школьников, интересующихся предметом, на уровне школы, привлечение заинтересованных.

Игра проводится с участием старшеклассников, занимающихся химией дополнительно.  В составе команды - 8 человек, это могут быть учащиеся 10-11 классов.

Игровой стол оборудован по типу телевизионной игры.  Кроме вопросов в сектора вносятся экспериментальные и музыкальные паузы. Вопросы подбираются инициативной группой из всех поступивших по заранее объявленному конкурсу.

Вопросы:

  1. Черный ящик: Здесь радиополониевые бомбы, заряженные азотсодержащим ядом С10Н14N2, прозванным «голубым змием». Что это за бомбы? (Сигареты «Дон».)
  2. Что вы знаете о «Собачьей пещере»? (Находится вблизи Неаполя. Наполнена СО2, который тяжелее воздуха и стелется по земле. Собаки и другие мелкие животные в ней задыхаются.)
  3. Какому своему открытию М.В.Ломоносов дал образное сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования»? (Закон сохранения массы веществ: «Масса вступивших в реакцию веществ равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции».)
  4. Одно из «чудес света»- висячие сады Семирамиды - орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов и других гидросооружений. Из какого металла была сделана эта водопроводная система Древнего Рима? (Из свинца.)
  5. Почему в жаркое время стреляет бутылка с газированной водой? (Потому, что газы тем лучше растворяются в воде, чем ниже ее температура.)
  6. Какое химическое открытие сделал в 1811 году во Франции домашний кот, случайно опрокинувший склянку с Н2SO4 на кучку золы? (Открыл йод.)
  7. Сколько лет живет лист бумаги?  (70-80 лет.)
  8. Кто и когда создал первый противогаз? И где его впервые применили? (В марте 1916 г., Н.Д.Зелинский; применили впервые в действующей армии России и союзников.)
  9. Как увековечено имя Д.И.Менделеева? (№101-Менделевий; вулкан Менделеева на Курильских островах; кратер Менделеева на Луне; хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане; город Менделеевск на Каме; институт Метрологии им. Менделеева.)
  10. В ряду предельных одноосновных карбоновых кислот есть три кислоты, в названиях которых общий корень: капроновая, каприловая, каприновая. Как возникли названия этих кислот? («Капра» в переводе с латинского – коза.  Сложный эфир этих кислот с глицерином содержится в жире козьего молока.)
  11. Для каких целей используют в медицине лимонную кислоту? ( Для приготовления плазмы для переливания крови; в качестве противоядия при отравлении щелочами; ее соль железа- при малокровии.)
  12. Кто выложил из цветного стекла мозаичную картину «Полтавская битва», украшающую здание Академии наук в Петербурге? (М.В.Ломоносов с учениками.)
  13. В 1862 г. шведский химик Альфред Нобель приступил к промышленному производству некоторого вещества на фабрике под Стокгольмом. В 1864 г. на фабрике произошел взрыв, после чего Нобель нашел способ сделать это вещество безопасным в обращении. Что это за вещество? (Нитроглицерин.)
  14. Кто одним из первых горячо отстаивал введение в хирургическую практику диэтилового эфира для общего наркоза? (Н.И.Пирогов.)
  15. Почему зимой деревянный предмет кажется теплее, чем металлический? ( Теплопроводность дерева меньше, чем металла.    Поэтому, когда мы берем в руку металлический предмет, он начинает отводить тепло от руки и возникает ощущение холода.)
  16. Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. (Ртуть.)
  17. Гречиха, соя, какао содержат большое количество этого химического элемента. Что это за элемент? ( Железо.)
  18. Абрикосы, персики и цветная капуста содержат этот химический элемент в значительной массе. Что это за элемент? (Магний.)
  19. В 1889 г., когда Д.И.Менделеев находился в Лондоне, ему в знак признания его выдающихся заслуг в развитии химии был преподнесен ценный подарок – весы, сделанные из золота и … Назовите второй металл. ( Алюминий. В те годы его получали очень мало, цены на него были высокими, и он использовался главным образом в ювелирном деле.)
  20. Какая формула у плавиковой кислоты? ( НF.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интеллектуальная игра по физике "Что? Где7 Когда"

Игра для учащихся 8- классов. В ходе игры они используют знания полученные на уроках физики.  игра состоит из трех туров. В начале игры команды отвечают на поставленные вопросы. Вопросы интересны...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...