Рабочая программа по химии для 8 класса
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование , список литературы для учителя и учащихся, а также перечень знаний и умений. Программа ориентированна на учебник О. С. Габриеляна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_8_klassa.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Преподавание курса «Химии» в 8 классе ведётся по «Программе курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений», опубликованной в сборнике «Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений» автор Габриелян О. С., 2011 г.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.  Программа определяет базовый уровень содержания образования по химии.

Программа составлена в соответствии с:

  1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
  2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. вышеназванной программой;
  4. примерной программой по химии для основной общеобразовательной школы;
  5. Базисным учебным планом, который устанавливает нормативную продолжительность изучения химии в 8 классе 2 часа в неделю;
  6. Обязательным минимумом содержания основных образовательных программ и требованиями к уровню подготовки выпускников, содержащихся в структуре федерального компонента государственного стандарта общего образования (см. Вестник образования России, июль № 13, 2004 год);
  7. Распоряжения Министерства образования от 15.03.2012 года № 929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
  8. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
  9. Учебного плана МОУ СОШ с. Студенец Кузоватовского района на 2012 – 2013 учебный год.

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  2. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  3. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  4. воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  5. применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Ведущими идеями предлагаемого курса являются:

  1. Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
  2. Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  3. Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
  4. Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
  5. Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
  6. Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.  
  7. Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  8. Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

   Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

•вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

•химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

•применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

  Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных  умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды  контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, практическая работа, тестирование, химический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.

 Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», «Итоговая контрольная работа».

            Результаты изучения курса «Химия. 8 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию системно-деятельностного, и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Обучение ведётся по учебнику О.С.Габриелян «Химия 8 класс», который составляет единую линию учебников, соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу О.С.Габриеляна.

     

Содержание программы.

Выполнение теоретической и практической части программы.

№ п/п

Раздел программы

Теоретическая часть

Практическая часть

По программе

Фактически

По программе

Фактически

Демонстрация

Опыт

Лабораторная работа

Демонстрация

Опыт

Лабораторная работа

Введение.

4

4

-

-

-

-

-

-

1

Атомы химических элементов.

10

10

2

-

-

2

-

-

2

Простые вещества.

7

7

4

-

-

2

-

-

3

Соединения химических элементов.

12

12

5

2

-

3

2

-

4

Изменения, происходящие с веществами.

10

10

2

5

-

2

5

-

5

Практикум №1 «Простейшие операции с веществом».

5

5

-

-

5

-

-

5

6

Растворение.  Растворы. Свойства растворов электролитов.

18

18

6

5

-

3

5

-

7

Практикум №2 «Свойства растворов электролитов».

2

2

-

-

2

-

-

2

Итого:


68

68

19

12

7

12

12

7

Введение (4 ч)

   Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
  Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах

   Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.

   Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
  Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

   Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

   Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

   Тема 1.   Атомы химических элементов (10 ч)


   Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
  Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
  Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
  Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
  Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

   Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
  Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

   Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

   Электронные и структурные формулы.

   Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

   Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
 
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

   Тема 2.   Простые вещества (7ч)


 
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

   Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
  Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
  Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов»,
 «постоянная Авогадро».
 
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
 
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

 
 
Тема 3.    Соединения химических элементов (12 ч)


   Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
  Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
  Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

   Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

   Аморфные и кристаллические вещества.

   Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

   Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

   Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
 
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

   Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
 
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.



 
Тема 4.     Изменения, происходящие с веществами (10 ч) 

   Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
  Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
  Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
  Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
  Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

   Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

   Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

   Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
 
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
 
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия;в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;

д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода.

   Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

   Тема 5.     Практикум №1 «Простейшие операции с веществом» (5 ч)

1.Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. 

        


 
Тема 6.     Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)


   Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

   Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

   Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
  Классификация ионов и их свойства.

   Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

   Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

   Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

   Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

   Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

   Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
 
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

   Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

 

   Тема 7.     Практикум №2 «Свойства растворов электролитов» (2 ч)


6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 7. Решение экспериментальных задач.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения химии в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  1. основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества); основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей; типы кристаллических решеток; факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации; названия, состав, классификацию и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления; важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.

уметь

  1.  применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная и молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
  2.  разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранение массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами;
  3.  обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правил техники безопасности; проводить простые химические опыты; выполнять химический эксперимент наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  4.  производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.

использовать

  1. приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Литература:

1. для учителя

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.
  3. Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.,. Яшукова А.В., Настольная книга учителя химии» -8 класс, «Дрофа», Москва, 2007
  4. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику Габриеляна О.С. «Химия-8» для учащихся и учителей. – М: «Блик и К0», 2001
  5. Габриелян О. С. Яшукова А. В. Химия. 8 класс. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. – М: Дрофа, 2010
  6. Лидин Р. А. Маргулис В. Б. Химия. 8-9 кл.:учебное пособие.- М.:Дрофа, 2002
  7.  Бабков А. В. Общая, неорганическая и органическая химия: для школьников старших классов.- М.:Дрофа, 2004

2. для ученика

1.  Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 14-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.

2.  Габриелян О. С. Яшукова А. В. Химия. 8 класс. Рабочая тетрадь. –М.:Дрофа, 2010

№ уро-ка

Тема урока

Цели и задачи

(понятия)

Тип урока, форма урока

Мето-ды

Кон-троль

Эксперимент

Наглядность

Д/З

Дата

план

факт

Введение (4 ч.).

Предмет химии. Вещества. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.

Знать: химия, вещество, химические свойства, ТБ, простые и сложные вещества, ХЭ, хим. и физ. явления, признаки хим.реакций, основные законы химии, знаки 30 ХЭ, томная и молек.масса, индекс, коэффициент.

Уметь: приводить примеры тел, веществ, их физ.свойств, различать физ. и хим.явления, указывать признаки ХР, положение ХЭ в ПС, читать символы ХЭ, давать русские названия, читать формулы, считать атом. и молек. Массы.

ИНМ

ОИ

Пров д/з

Коллекции из Ме, стекла и т.д. Реакция соды с кислотой, медного купороса со щелочью, натрия с серой, разложение малахита.

§1 упр3-10 стр. 10-11

Превращения веществ.

ИНМ

ОИ,

ЧП

Фронтопрос

§2-3 упр 1-5 стр. 18-19

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов.

ИНМ

ОИ, ЧП

Фрон опрос

Портреты великих химиков

§4 упр 1-5 стр. 32

 Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.

ИНМ

ОИ

Пров. раб.

ПС

§5 упр.1-8 стр. 37

Тема I « Атомы химических элементов» (10 ч.).

Строение атомов. Состав атомных ядер.

Знать: физ.смысл N, изотопы, энерг.уровень, подуровни, орбиталь, ядерные реакции, характеристики электрона, протона, нейтрона, ион, зарад иона, типы хим.связи, валентность, ЭО, СО.

Уметь: определять заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов, сравнивать строение атомов, окисл.свойства, давать хар-ку ХЭ по плану, составлять схемы образования ков. связи, ионной связи, опр.СО, составлять формулы бинарных соединений, объяснять особенности металлической связи

ИМН

ОИ

Фронт опрос

ПС

§6 упр1-5 стр. 43

Образование новых ХЭ. Изотопы.

Комб

( Лек)

ОИ, МПИ

Уплот опрос

ПС

§7 упр 1-6 стр. 46

Строение электронных оболочек атомов.

Комб (сам.

раб.)

ОИ, МПИ

Про-верка СР

ПС, карточки с электронными схемами

§8 упр. 4-7 стр. 53

ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атомов. Валентность. Степень окисления.

Комб (раб. в гр)

ЧП

Про-верка СР

ПС, портрет Д.И. Менделеева

§9 достр.56 упр 1 стр.58

Ионы. Ионная химическая связь.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

Табл. «Виды химической  связи связи», карточки с формулами разл.веществ, образцы меществ

§9 упр 2-4 стр. 58

Ковалентная неполярная связь.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

§10 упр 1-5 стр. 62

ЭО. Ковалентная полярная связь.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

§11 упр 1-4 стр. 66

Металлическая связь.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

§12 упр 1-3 стр. 68

Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов».

Комб

ЧП

Тест

Подготовка к контр. раб.

Контрольная работа №1. «Атомы химических элементов»

КР

КР

Задания в тетрадях.

Тема II «Простые вещества» (7 ч.).

Простые вещества - металлы. Физические свойства металлов.

Знать: общие свойства Ме, строение их атомов, КР, общие свойства неМе, аллотропия, состав воздуха, условия горения, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, число Авогадро.

Уметь: объяснять свойства исходя из строения КР, писать ХУ получения кислорода , реакций с простыми веществами, решать задачи с использованием понятия «моль»

Комб. (раб. в гр.)

ЧП

Про-верка СР

Коллекции Ме

§13 упр 1-5 стр. 72-73

Простые вещества - неметаллы. Физические свойства неметаллов. Аллотропия.

Комб. (раб. в гр.)

ЧП

Про-верка СР

Коллекции неМе.

Разложение перманганата калия, горение угля и серы

§14 упр 3-5 стр. 79

Количество вещества. Моль. Молярная масса вещества.

ИНМ лекц

ЧП, МПИ

Фронт опрос

КР графита и алмаза, образцы неМе

§15 упр 4-5 стр. 82

Решение упражнений.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

Образцы 1 моля сахара, пов.соли, воды и т.д.

§15 упр 1,2 стр. 82

Молярный объем газов.

ИНМ лекц

ЧП, МПИ

Фронт

опрос

§16 упр. 3-5 стр.84-85

Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества».

Комбин.

ЧП

Фронт

опрос

Подготовка к контр. раб.

Контрольная работа №2. по теме «Простые вещества»

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

ПС

Задания в тетрадях.

Тема III «Соединения химических элементов» (12 ч ).

Степень окисления.

Знать: СО, бинарные соединения, их номенклатура, основания, кислоты, соли, классификацию, типы КР, чистые вещества и смеси, способы разделения смесей, доля компонентов в смеси.

Уметь: определять СО по формулам, ПС, составлять и называть формулы бинарных соединений, оснований, кислот, солей, определять класс, приводить примеры чистых веществ и смесей, предлагать способы их разделения, решать задачи «на массовую долю».

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

ПС

§17 упр1 стр. 90

Бинарные соединения.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

Образцы хлоридов, оксидов, сульфидов и т.д., ПС

§17 упр 2 стр. 90

Классы бинарных соединений.

Комб (сам.

раб.)

ЧП

Про-верка СР

§18 упр1-6 стр.97-98

Основания.

ИНМ

ОИ, МПИ

Фронт опрос

Образцы веществ разных классов, индикаторы, карточки с формулами в-в.

§19 упр1-6 стр. 101-102

Кислоты. Индикаторы.

ОИ,

МПИ

Фронт опрос

§20 упр 1-4 стр. 107

Соли. Получение кристаллов солей.

ОИ, МПИ

Фронт опрос

§21 упр1-3 стр. 113

Решение упражнений.

Комб (сам.

раб.)

ЧП

Про-верка СР

Задания в тетради

 Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические решетки. Кристаллические и аморфные вещества.

Комб (сам.

раб.)

ЧП

Про-верка СР

§22 упр. 1-6 стр. 120

 Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка загрязненной поваренной соли.

Комб (сам.

раб.)

ЧП

Про-верка СР

Модели КР., таблица «КР»

§23 упр 1,4 стр. 124

Массовая и объемная доля компонентов смеси. Доля примесей.

Комб (раб.вгр)

ЧП

Фронт опрос

Образцы смесей, дистилляция воды, делительная воронка

§24 упр 1-7 стр. 128

Решение задач и упражнений с понятием «доля»

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

ПС

Подготовка к контр. раб.

Контрольная работа №3. по теме «Соединения ХЭ»

Комб (сам.

раб.)

ЧП

Про-верка СР

ПС

Задания в тетради

Тема IV «Изменения, происходящие с веществами» (10 ч).

Физические явления.

Знать: способы очистки веществ (воды, перегонка нефти), признаки ХР, условия их протекания, экзо- и эндотермические реакции, ЗСМ, хим.уравнения, индекс, коэффициент, типы ХР (разложения, соединения, обмена, замещения, нейтрализации, ионного обмена).

Уметь: выбирать способ разделения смесей, отличать физ. хим.явления

Комб (сам.

раб.)

ЧП

Про-верка СР

Плавление парафина, возгонка йода, диффузия газов с лампочки

§25 упр 2-4 стр.134

Химические реакции: условия, признаки, классификация.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

Горение магния, реакция мела с кислотой, купороса со щелочью, железа с медным купоросом

§26 упр 1-5 стр.138-140

Закон сохранения массы. Химические уравнения.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

§27 упр. 1-4 стр.145-146

Реакции разложения.

ИНМ комб

ОИ

Фронт опрос

Разложение воды, нитратов, перманганата калия, гидроксида железа

§29 упр.1-6 стр. 155-156

Реакции соединения.

ОИ

Фронт опрос

Окисление с последующей гидратацией для серы, фосфора, кальция

§30 упр. 1-8 стр. 159-160

Реакции замещения.

ОИ

Фронт опрос

Реакции металлов с водой, кислотами, солями

§31 упр.1-5 стр.164

Реакции обмена.

ОИ

Фронт опрос

Реакции между растворами кислот, оснований, солей (с образованием газа, осадка, воды)

§32 упр.1-6 стр. 168

Расчеты по химическим уравнениям.

ИНМ

ОИ, ЧП

Индив опрос

ПС

§28 упр 1-5 стр. 150

Типы химических реакций на примере свойств воды.

Комб (сам.

раб.)

ЧП

Про-верка СР

ПС

Подготовка к контр. раб.

Контрольная работа №4 по теме  «Изменения, происходящие с веществами».

КР

КР

ПР №1

Тема V « Практикум №1 «Простейшие операции с веществом»» (5 ч )

Практическая работа №1 «Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

Практ-икум

ЧП, МПИ

Проверка ПР

Лабораторное оборудование.

ПР №2

Практическая работа №2

«Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.»

Практ-икум

ЧП, МПИ

Проверка ПР

Реакция горения.

ПР №3

Практическая работа №3

«Анализ почвы и воды»

Практ-икум

ЧП, МПИ

Проверка ПР

Приготовление раствора почвы.

ПР №4

Практическая работа №4

« Признаки химических реакций»

Практ-икум

ЧП, МПИ

Проверка ПР

Реакции горения, разложения, получения газов, осадков

ПР №5

Практическая работа №5

« Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» 


Практ-икум

ЧП, МПИ

Проверка ПР

Приготовление раствора сахара

Задание в тетради

Тема VI «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» (18 ч)

Растворение как физико-химический процесс.

Знать: растворы, гидраты, кристаллогидраты, растворимость, кривая Р, виды р-ров, электролиты и неэлектролиты, сильные и слабые электролиты, определения, классы и свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭД, генетические ряды Ме и неМе, типы ХР, СО, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление, ОВР, свойства классов веществ в свете ОВР.

Уметь: объяснять сущность процесса растворения, определять вид р-ра, определять степень диссоциации, писать РИО и ОВР, расставлять коэффициенты МЭБ.

ИНМ

ОИ, ЧП

Фронт опрос

Растворение нитрата аммония, серной кислоты

§34

Растворимость. Типы растворов.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

Таблица растворимости

3§4 упр 1-7 стр. 192

ТЭД.

ИНМ

ОИ

Индив опрос

Таблица растворимости, портрет Аррениуса, испытание растворов на э-проводимость

§35 упр 1-6 стр.198

ТЭД.

ОИ

 Фронт опрос

§35 упр в тетради

Основные положения ТЭД.

ОИ

Фронт опрос

§36 Выучить основные положения

Ионные уравнения.

ИНМ

ОИ

Письм.пров раб

Реакции кислоты с мелом, купороса со щелочью, кислоты с основанием.

§37 упр 1-5 стр. 209

Кислоты в свете ТЭД.

ИНМ

ОИ ЧП

Фронт опрос

Реакции с Ме, оксидом Ме, основанием, солью для серной кислоты

§38 упр1-6 стр.214

Основания в свете ТЭД.

ИНМ

ОИ, ЧП

Фронт опрос

Реакции с оксидом неМе, кислотой, солью для гидроксида натрия

§39 упр.1-5 стр.218

Оксиды.

ИНМ

ОИ,

ЧП

Фронт опрос

Реакции для оксидов кальция, серы, цинка

§40 упр.1-5 стр. 221

Соли в свете ТЭД.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

§41 упр.1-5 стр. 226

Генетическая связь между классами неорг.веществ.

Комб (раб.вгр.)

ОИ

Про-верка СР

Генетические переходы для кальция, фосфора

§42 упр.1-5 стр. 228-229

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Комб (раб.вгр.)

ЧП

Про-верка СР

Задание в тетради

Классификация химических реакций.

ИНМ лекц.

ОИ

Фронт опрос

Примеры реакций разложения, соединения, обмена, замещения, экзо- и эндотермических, РИО

Задание в тетради

ОВР.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

Реакции цинка с кислотой, серой, сульфатом меди

§43 упр1-3 стр. 235

Метод электронного баланса – решение упражнений.

Комб (раб.вгр.)

ОИ

Про-верка СР

Упр.4-8 стр. 235-236

Свойства изученных классов в свете ОВР.

ИНМ

ОИ

Фронт опрос

Подготовка к контр. раб.

Контрольная работа №5 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

КР

ПР №6

Тема IIV «Практикум №2 «Свойства растворов электролитов» (2 ч)

Практическая работа №6 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».

Практи-кум

ЧП, МПИ

Проверка ПР

Реакции по схемам превращений, по карточкам разных вариантов

ПР №7

Практическая работа №7 «Решение экспериментальных задач».

Практи-кум

ЧП, МПИ

Проверка ПР

Решение экспериментальных задач

Подготовка к контр. раб.

Итоговая контрольная работа(тестирование)

КР

ЧП

ОИ

Задание на лето

Коррекция выполнения программы 

Учебная четверть

Количество учебных

часов

Количество

лабораторных, практических работ

Количество проверочных и контрольных работ

Обоснование

по КТП

фактически

по КТП

фактически

по КТП

фактически

I

четверть

II

четверть

III

четверть

IV

четверть

График лабораторных и контрольных работ

(указать дату и номер работы)

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»

пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 8 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.(68 часов, 2 часа в неделю)...

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский.

Рабочая программа по химии 9 класса составленная на основе авторской программы И.И.Новошинский....

Рабочая программа по химии, 8 класс к учебнику ХИМИЯ - 8, Новошинский И.И., Новошинская Н.С.

В рабочей программе представлена пояснительная записка, содержание учебного материала, учебно-тематический план, учебно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки, методическое обеспече...

Рабочая программа по химии 11 класса (базовый уровень) (2 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

рабочая программа разработана для общеобразовательных школ , изучение химии ведётся на базовом уровне, 2 часа в неделю( 1 час по учебному плану+1 час из школьного компонета)...

Рабочая программа по химии 9 класс по программе И.И. Новошинского, Н.С.Новошинской.

В работе приводится тематическое ланирование учебного материала....