Технологическая карта для учащихся "Гидролиз солей"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Селиванова Ольга Владимировна

Технологическая карта "Гидролиз солей" является сопровождением урока в 11 классе. Использование технологических карт позволяет совершенствовать общеучебные умения и навыки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gidroliz_soley.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Гидролиз солей.

Сегодня на уроке:

- Ты получишь первые представления о гидролизе солей.

-Ты научишься составлять уравнения гидролиза солей в ионном и молекулярном виде.

   Прежде чем изучать новую тему:

  1. Вспомни окраску индикаторов в различных средах.

Таблица 1.

Название индикатора

Среда раствора

нейтральная

+] =[ОН-]

кислая

+] >[ОН-]

щелочная

+] <[ОН-]

лакмус

фиолетовый

красный

синий

метилоранж

оранжевый

красный

желтый

фенолфталеин

бесцветный

бесцветный

малиновый

 Проанализируй таблицу и дополни предложения:

- Если в растворе кислая среда, значит, в нем накапливаются ионы ____________, т.е. преобладание ионов _______ - это признак _______________________-среды.

- Если в растворе щелочная среда, значит, в нем накапливаются ионы ____________, т.е. преобладание ионов _______ - это признак _______________________-среды.

  1. Проанализируй уравнение химической реакции:

   НCl    +    КОН =    KCl  +    H2O

                                              соль    

Это уравнение химической реакции показывает один  из способов получения солей взаимодействием между _______________________ и ________________________.

Следовательно, соли – это продукт взаимодействия _________________________и

___________________________________.

 1. Что такое гидролиз.

 Средние соли – соли,  в которых атомы одного металла связаны только с кислотным остатком. Такие соли не содержат ионов Н+  и ОН- и должны, по логике, образовывать растворы с нейтральной реакцией среды. На самом деле наблюдается отклонение от «нейтралитета». Например, раствор стиральной соды ( карбоната натрия ____________) имеет щелочную реакцию, и люди давно пользуются этим при стирке белья и мытье посуды ( щелочь разрушает жир). Но если среда щелочная, то в растворе присутствуют ионы ОН-. Откуда они взялись? Остается предположить, что соль взаимодействует с водой ( а больше в растворе ничего нет). Наблюдаемое явление получило название ГИДРОЛИЗ ( по-гречески «гидро» - вода, «лизис» - разложение).

  Гидролиз – это обменное __________________________________солей в ___________________________растворе, сопровождающееся образованием ионов ________________________.

Запомни!

  1. Гидролизу подвергаются соли, образованные слабыми кислотами или слабыми основаниями.
  2. Гидролиз – обратимая реакция. Только незначительное число ионов, содержащихся в растворе, подвергается гидролизу.

2. Учимся определять реакцию среды в растворах солей.

  Общий принцип в этом случае очень простой: « кто сильнее, тот и прав», т.е. реакцию среды определяет более сильный электролит:

Таблица 2

Соль образована

Сильным основанием и сильной кислотой

Сильным основанием и слабой кислотой

Слабым

 основанием и сильной кислотой

Слабым

основанием и слабой кислотой

Нейтральная среда

Щелочная среда

Кислая среда

Слабокислая или слабощелочная среда

Гидролиз не идет

Идет гидролиз по аниону (-) слабой кислоты

Идет гидролиз по катиону (+) слабого основания

Идет необратимый гидролиз с образованием слабых электролитов

  Чтобы определить  реакцию среды, надо определить «родителей» соли и их силу.

Таблица 3

Вещества

Сильные электролиты

Слабые электролиты

Кислоты

HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4

Все остальные

Основания

Растворимые ( щелочи)

Нерастворимые и NH4OH

 Задание 1. Выполним его вместе.

Рассмотрим состав соли фосфата калия К3РО4. Сделаем вывод:

- Соль образована основанием _________ и кислотой __________.

                                                                     (формула)                                  (формула)

Следовательно, соль образована _____________________________основанием и

__________________________________кислотой ( см. таблицу 3).

Соответственно, при растворении в воде проходит гидролиз этой соли ___________________________________________________и образуется __________________________________________________среда. ( см. таблицу 2).

Индикатор лакмус окрашивается в ________________-цвет, метилоранж – в ________________цвет, фенолфталеин – в _____________________цвет. (см. таблицу1)

Задание 2. Выполни его самостоятельно.

Рассмотрим состав соли хлорида железа FeCl2 . Сделаем вывод:

- Соль образована основанием _________ и кислотой __________.

                                                                     (формула)                                  (формула)

Следовательно, соль образована _____________________________основанием и

__________________________________кислотой ( см. таблицу 3).

Соответственно, при растворении в воде проходит гидролиз этой соли ___________________________________________________и образуется __________________________________________________среда. ( см. таблицу 2).

Окраска индикаторов: лакмус ________________, метилоранж –  ________________, фенолфталеин – _____________________.(см. таблицу1)

3.Учимся составлять уравнения реакций гидролиза.

 Главная особенность составления реакций гидролиза в том, что сначала составляют ионное уравнение, а затем молекулярное.

Пример №  1. Гидролиз соли карбоната натрия – Na2CO3 . Алгоритм такой:

1. Анализируем состав соли: каким основанием и какой кислотой образована. Делаем вывод о силе кислоты и основания (см. таблицу3)

2. Записываем уравнение электролитической диссоциации данной соли.


Na2CO3 =        +      

3. Выбираем ион слабой кислоты или ион слабого основания, подчеркиваем его и делаем вывод: гидролиз по аниону или гидролиз по катиону.


Na2CO3 =        +      


Гидролиз по ________________

4.Записываем уравнение взаимодействия этого иона с водой. Представим воду: Н+ОН-. Катион (+) притягивает к себе отрицательный полюс молекулы воды

( ____), а анион(-)  - положительный полюс молекулы воды ( ____).

 Получаем сокращенное ионное уравнение.

5. Подпишем в левую и в правую часть уравнения ионы, которые не принимали участие в процессе гидролиза. Получим полное ионное уравнение.





6. «Сложим» положительные и отрицательные ионы, получим молекулярное уравнение.




7. Сделаем вывод о характере среды.(см. таблицу 2)

 Среда -

 Пример №  2. Гидролиз соли хлорида железа (II) . Алгоритм такой:

1. Анализируем состав соли: каким основанием и какой кислотой образована. Делаем вывод о силе кислоты и основания (см. таблицу 3)

2. Записываем уравнение электролитической диссоциации данной соли.


FeCl2 =        +      

3. Выбираем ион слабой кислоты или ион слабого основания, подчеркиваем его и делаем вывод: гидролиз по аниону или гидролиз по катиону.


FeCl2 =        +      


Гидролиз по ________________

4.Записываем уравнение взаимодействия этого иона с водой. Представим воду: Н+ОН-. Катион (+) притягивает к себе отрицательный полюс молекулы воды

( ____), а анион(-)  - положительный полюс молекулы воды ( ____).

 Получаем сокращенное ионное уравнение.

5. Подпишем в левую и в правую часть уравнения ионы, которые не принимали участие в процессе гидролиза. Получим полное ионное уравнение.





6. «Сложим» положительные и отрицательные ионы, получим молекулярное уравнение.




7. Сделаем вывод о характере среды.(см. таблицу 2)

 Среда -

Пример 3. Гидролиз соли хлорида натрия NaCl.

1. Анализируем состав соли: каким основанием и какой кислотой образована. Делаем вывод о силе кислоты и основания (см. таблицу 3)

2. Записываем уравнение электролитической диссоциации данной соли.


NaCl =        +      

3. Выбираем ион слабой кислоты или ион слабого основания, подчеркиваем его и делаем вывод: гидролиз по аниону или гидролиз по катиону.


NaCl =        +      


Гидролиз ______________________________

Пример 4. Гидролиз соли Al2S3

1. Анализируем состав соли: каким основанием и какой кислотой образована. Делаем вывод о силе кислоты и основания (см. таблицу 3)

Если соль образована слабым основанием и слабой кислотой, в растворе она подвергается полному гидролизу:

                     СОЛЬ + ВОДА =  ОСНОВАНИЕ + КИСЛОТА

В этом случае ионное уравнение реакции не пишется.

 Такие соли невозможно выделить из водного раствора. В таблице растворимости в клетках, соответствующих подобным солям, ставится прочерк.

     

2. Записываем молекулярное уравнение

(СОЛЬ + ВОДА =  ОСНОВАНИЕ + КИСЛОТА)


Al2S3  +   Н2О =                        +

Задания по теме (выполни в тетради):

1. Какие из солей подвергаются гидролизу а) по катиону    б) по аниону

    Na3PO4,  Cu(NO3)2, K2SO4,  NH4NO3, BaCl2,  K2CO3,  Al2(SO4)3 

   В случае затруднения см. таблицу 2.

2. Составьте уравнения реакций гидролиза солей, укажите характер среды (щелочная, кислая, нейтральная):

а) K2S                 б)NaNO3            в)AlCl3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)

Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...

Технологическая карта урока.Химия 8 класс.Соли.

Технологическая карта урока разработана с использованием элементов системно-деятельностного подхода и технологии критического мышления....

Технологическая карта урока химии "Соли аммония"

Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...

Технологическая карта по теме "Соли"

Методическая разработка к открытому уроку...

технологическая карта урока "Гидролиз солей" 9 класс

технологическая карта урока химии по теме "Гидролиз солей" в 9 классе (УМК Рудзитиса, Фельдмана)...

Технологическая карта урока учителя "Соли"

Предмет: химияКласс: 8Автор УМК: О.С. ГабриелянТема: СолиТип урока: изучение нового материалаЦель урока:- образовательная:1)формировать представление о солях как производных кислот;2)познакомить с сос...

Технологическая карта урока химии "Соли" 8 класс

ПредметхимияУМКО.С.ГабриелянКласс8 классТип урокаУрок изучения и первичного закрепления нового материала.Технология урокаПроцесс подготовки, проведения и анализа урока.Тема урока: Соли.ЦельСоздан...