Урок химии в 9 классе по теме "Азот"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Булганина Марина Владимировна

Материал содержит разработку урока химии в 9 классе по теме  "Азот" и презентацию к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme_azot.doc36.5 КБ
Office presentation icon urok_po_teme_azot.ppt193.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Булганина  Марина Владимировна

Старооскольский район Белгородской области

Урок  химии в 9 классе по теме: «Азот»

Цель урока: сформировать понятие об азоте как о химическом элементе и простом веществе.

Задачи урока:

обучающие –

  1. формировать понятие о строении атома и простого вещества азота;
  2. формировать понятие о свойствах и применении азота;
  3. формировать понятие о круговороте азота в природе;

развивающие –

  1. развивать навыки решения задач;
  2. развивать навыки подготовки сообщения и выступления с ним перед классом;
  3. развивать навыки работы с учебником и рабочей тетрадью;

воспитательные –

  1. формировать познавательный интерес к химии;
  2. воспитывать уважение к выступающим товарищам.

Оборудование: таблица «Периодическая  система  Д.И.Менделеева»,  презентация урока, цифровые образовательные ресурсы, медиапроектор, компьютер, дидактические карточки, пособие «Решение задач по химии с помощью  формул».

Ход урока:

I Организационный момент – формулировка темы и цели урока.

II Актуализация ранее полученных знаний

Характеристика азота на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.

III Изучение нового материала.

Рассказ учителя с элементами беседы по плану:

  1. Азот как химический элемент. Степени окисления азота.

Заполнение таблицы (задание 1).

Символ элемента

Состав ядра  атома

Строение электронной оболочки

Характерные  степени  окисления

Формула и характер

Формула  водородного  соединения

Высшего оксида

Высшего гидроксида

N

p   7

n 14-7=7

ē  7

+7N 2 ē ;5 ē 

-3

+1; +2; +3; +4;   + 5;

N2 О5

Н N О3

N Н3



  1. Азот как простое вещество: строение  молекулы, физические свойства, химические  свойства, применение.

 Заполнение схемы (задание 2).

Выполнение задания 3.

Перечислить условия смещения химического равновесия вправо (→) в следующих реакциях:

а)  N2 + 3Н2 ↔ 2 NН3 + Q                  _________________________________

б)  N2 + О2 ↔ 2 NО -  Q                     _________________________________

  1. Круговорот  азота  в  природе (сообщение учащегося с использованим ИКТ).

IV Обобщение и закрепление.

  1. Решение задач по теме азот с использованием пособия «Решение задач по химии с помощью  формул». 

Задача 1.   Сколько грамм кальция потребуется для взаимодействия с 28 граммами азота?

Задача 2.  Сколько литров воздуха, содержащего 78 %  азота,   потребуется для получения  100 литров аммиака?

Задача 3.  Сколько грамм нитрида  алюминия   можно получить из 54 грамм алюминия и  66,2 литров азота?

V Подведение итогов урока

Домашнее задание. § 23, упр. 2,3,4а,5.

АЗОТ

Задание 1. Заполните  таблицу «Характеристика азота на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева».

Символ элемента

Состав ядра  атома

Строение электронной оболочки

Характерные  степени  окисления

Формула и характер

Формула  водородного  соединения

Высшего оксида

Высшего гидроксида





p  


n


ē 

Задание 2.   Заполните схему

Задание 3. 

Перечислить условия смещения химического равновесия вправо (→) в следующих реакциях:

а)  N2 + 3Н2 ↔ 2 NН3 + Q                  _________________________________

б)  N2 + О2 ↔ 2 NО -  Q                     _________________________________

Решение  задач

Задача 1.   Сколько грамм кальция потребуется для взаимодействия с 28 граммами азота?

Задача 2.  Сколько литров воздуха, содержащего 78 %  азота,   потребуется для получения  100 литров аммиака?

Задача 3.  Сколько грамм нитрида  алюминия   можно получить из 54 грамм алюминия и  66,2 литров азота?

Состав

N2

Тип  и  класс вещества

Простое

Неметалл

Тип химической связи и механизм её образования

Ковалентная неполярная  N≡N

Тип кристаллической решетки

Молекулярная

Физические  свойства

Бесцветный газ, без запаха и вкуса, плохо растворим в воде

Химические  свойства

Химически инертен

Взаимодействие с металлами, водородом и кислородом.

Состав

Тип  и  класс вещества

Тип химической связи и механизм её образования

Тип кристаллической решетки

Физические  свойства

Химические  свойства


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок химии в 9 классе по тме: „Азот“ Цель урока: сформировать понятие об азоте как о химическом элементе и простом веществе.

Слайд 2

Характеристика азота на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева АЗОТ (лат. Nitrogenium — рождающий селитры), N (читается «эн»), химический элемент второго периода VA группы периодической системы, атомный номер 7, атомная масса 14,0067.

Слайд 3

Азот как химический элемент. Степени окисления азота.

Слайд 4

АЗОТ в свободном виде — газ без цвета, запаха и вкуса, плохо растворим в воде. Состоит из двухатомных молекул N 2, обладающих высокой прочностью. Относится к неметаллам. Азот как простое вещество

Слайд 5

В лаборатории чистый («химический») азот получают добавляя при нагревании насыщенный раствор хлорида аммония NH4Cl к твердому нитриту натрия NaNO2: NaNO 2 + NH 4 Cl = NaCl + N 2 + 2H 2 O. Можно также нагревать твердый нитрит аммония: NH 4 NO 2 = N 2 + 2H 2 O. Получение азота

Слайд 6

Задание 2. Заполните схему Состав Тип и класс вещества Тип химической связи и механизм её образования Тип кристаллической решетки Физические свойства Химические свойства

Слайд 7

Проверим заполнение схемы Состав N 2 Тип и класс вещества Простое Неметалл Тип химической связи и механизм её образования Ковалентная неполярная N≡N Тип кристаллической решетки Молекулярная Физические свойства Бесцветный газ, без запаха и вкуса, плохо растворим в воде Химические свойства Химически инертен Взаимодействие с металлами, водородом и кислородом.

Слайд 8

Задание 3. Перечислить условия смещения химического равновесия вправо (→) в следующих реакциях: а) N 2 + 3Н 2 ↔ 2 NН 3 + Q _________________________________ б) N 2 + О 2 ↔ 2 NО - Q _________________________________

Слайд 9

Круговорот азота с природе

Слайд 10

Применение азота в промышленности газ азот используют главным образом для получения аммиака; как химически инертный газ азот применяют для обеспечения инертной среды в различных химических и металлургических процессах, при перекачке горючих жидкостей;

Слайд 11

Применение азота жидкий азот широко используют как хладагент; его применяют в медицине, особенно в косметологии; важное значение в поддержании плодородия почв имеют азотные минеральные удобрения.

Слайд 12

Решение задач Задача 1 . Сколько грамм кальция потребуется для взаимодействия с 28 граммами азота? Задача 2. Сколько литров воздуха, содержащего 78 % азота, потребуется для получения 100 литров аммиака? Задача 3. Сколько грамм нитрида алюминия можно получить из 54 грамм алюминия и 66,2 литров азота?

Слайд 13

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классепо теме «Нахождение числа по его дроби»

Сценарий урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби»   Бузина Галина Владимировна  Учитель математики высшей категории МКОУ «СОШ №13»   Цель урока: обес...

План - коспект урока по трудовому обучению в 6 классепо теме "Обработка нагрудника с одновременным втачиваним бретелей."

План коспект урока по обработке нагрудника . повторение домашенго задания , новый материал, практическая работа....

Урок алгебры в 9 классепо теме: "Прогрессии."

Арифметическая и геометрическая прогрессии одна из важных тем алгебры 9 класса.Она имеет широкое применение в деятельности человека, связывает математические объекты с практикой. Учителю нужно  д...

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Презентация по математике в 5 классепо теме "Вычитание смешанных чисел"

Данная презентация разработана для проведения урока в 5 классе по теме "Вычитание смешанных чисел" по учебнику Н.Я.Виленкина. Это урок изучения нового материала....

Урок английского языка в 6 классепо теме "Что едят британцы"

Данная  разработка урока  предназначена для закрепления лексического материала по теме «Еда. Что едят британцы?» в 6 классе общеобразовательной школы. Параллельно на уроке  проводится р...