Методическая разработка урока по химии по теме "Жиры"
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Методическая разработка урока по химии по теме "Жиры" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhiry_-_10_metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_himii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:












Методическая разработка урока по химии





10 класс







Жиры











Выполнила Уланова Е.А.



















г. Богородск



МБОУ СОШ №6



2011-2012 учебный год




Цели урока: рассмотреть состав, строение, физические и химические свойства жиров, показать их роль в природе и жизни человека, развивать умение работать с дополнительной литературой, выбирать главное, делать выводы, расширить кругозор учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация

На демонстрационном столе: бутылка подсолнечного масла, пачка сливочного масла, стеариновая свеча, мыло, облепиховое масло, льняное масло.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обоснование методических приемов

1. Организационный момент

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих

Приветствуют учителя

Создание рабочей обстановки

2. Подготовка к восприятию нового материала

Фронтальный опрос:

  1. Какие вещества называются многоатомными спиртами? Приведите примеры спиртов
  2. Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Приведите примеры высших карбоновых кислот (предельных и непредельных)
  3. Какие вещества называются сложными эфирами?
  4. Что такое этерификация?

Отвечают на вопросы

Выявление уровня усвоения пройденного материала, подготовка к восприятию новых знаний

3. Изучение нового материала

Все вещества, которые находятся у меня на демонстрационном столе, - подсолнечное масло, стеариновая свеча, мыло, сливочное масло, - мы используем в своей повседневной жизни. Их мы можем назвать одним словом – жиры.

Тема нашего урока – «Жиры».

Учитель записывает тему и формулирует цели урока.

Люди давно научились выделять жир из натуральных объектов и использовать его в повседневной жизни. Жир сгорал в примитивных светильниках, освещая пещеры первобытных людей, жиром смазывали полозья, по которым спускали на воду суда. Жиры – источник нашего питания. Животные пустынь запасают жир как источник энергии и воды. Толстый жировой слой тюленей и китов помогает им плавать в холодных водах Северного Ледовитого океана.

Когда и кем были открыты жиры? (Доклад учащегося об истории открытия жиров – приложение 1).

На основании этих данных мы приходим к выводу о строении жиров.  - слайды

Жиры – это сложные эфиры трехатомного спирта глицерина и высших карбоновых кислот (стеариновой, пальмитиновой, олеиновой, линолевой и др.).

Физические свойства жиров. Классификация жиров







Химические свойства жиров (горение -  учитель демонстрирует горение масляной лампадки, гидролиз, гидролиз в щелочной среде – омыление, гидрирование) – слайды

Работа по группам

( биологи, медики, кулинары) – работа с текстами (приложения 2-4)

Слушают учителя










Записывают тему урока

























Слушают доклад
















Учащиеся работают с текстом учебника и рассказывают о физических свойствах жиров.


Доклады учащихся о получении мыла, маргарина




Учащиеся в течение нескольких минут работают с текстами и затем идет обсуждение роли жиров в природе и жизни человека.


Подготовка к восприятию нового материала










Расширение кругозора






















Расширение кругозора
















Развитие умений выбирать главное, делать выводы




Расширение кругозора







Развитие умений работать с дополнительной литературой, выбирать главное, делать выводы.

4. Закрепление

Учитель раздает тесты по теме «Жиры»

Учащиеся в течение нескольких минут отвечают на вопросы теста с последующей проверкой

Проверка усвоения изученного материала

5. Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание (слайд)

Записывают домашнее задание

Приложение1

История открытия жиров

Строение жиров было установлено благодаря трудам шведского ученого К.Шееле и французских химиков М.Шевреля и М.Бертло.

В 1779 году Шееле, нагревая оливковое масло с кислотой, получил вязкую желтоватую жидкость, сладкую на вкус. Новое вещество было названо глицерином. Вскоре выяснилось, что глицерин входит в состав всех жиров.

Нагревая жиры с водой (в присутствии щелочи), М.Шеврель еще в начале 19 века установил, что, присоединяя воду, они разлагаются на глицерин и карбоновые кислоты. Так были открыты восемь неизвестных ранее карбоновых кислот: стеариновая, масляная, капроновая, олеиновая и др.

М.Бертло в 1854 году осуществил обратную реакцию. Он нагревал глицерин с кислотами и получил при этом вещества, аналогичные жирам. Очевидно, что Шеврель провел реакцию гидролиза сложного эфира, а Бертло осуществил реакцию этерификации, т.е. синтез сложного эфира.

Приложение 2 

Биологи

 Жиры широко распространены в природе. Наряду с углеводами и белками они входят в состав всех животных и растительных организмов и составляют одну из основных частей нашей пищи. Источниками жиров являются живые организмы. Среди животных  - это коровы, свиньи, овцы, куры, тюлени, киты, гуси, рыбы (акулы, тресковые, сельди). Из печени трески и акулы получают рыбий жир – лекарственное средство, из сельди – жиры, используемые для подкормки сельскохозяйственных животных. Растительные жиры чаще всего бывают жидкими, их называют маслами. Применяются жиры таких растений, как хлопок, лен, соя, арахис, кунжут, рапс, подсолнечник, горчица, кукуруза, мак, конопля, кокос, облепиха, шиповник, масличная пальма и многих других.

Жиры выполняют различные функции:

- строительную (входят в состав клеточных мембран)

 - энергетическую ( энергетическая ценность жиров в 2 раза выше, чем белков и углеводов; 1 г жира дает 9 ккал энергии)

- защитную (теплорегуляция, механическая защита органов)

 - запасающую (жиры обеспечивают 50% энергии, требуемой человеку, поэтому человеку необходимо потреблять 70–80 г жиров в день)

 Жиры составляют 10–20% от массы тела здорового человека. Жиры являются незаменимым источником жирных кислот. Некоторые жиры содержат витамины А, D, Е, К, гормоны.

Многие животные и человек используют жир в качестве теплоизолирующей оболочки, например, у некоторых морских животных толщина жирового слоя достигает метра. Кроме того, в организме жиры являются растворителями вкусовых веществ и красителей. Многие витамины, например витамин А, растворяются только в жирах.

Некоторые животные (чаще водоплавающие птицы) используют жиры для смазки своих собственных мышечных волокон.

Жиры повышают эффект насыщения пищевыми продуктами, т. к. они перевариваются очень медленно и задерживают наступление чувства голода.

Приложение 3

Медики

Жиры являются важной составной частью нашей пищи. При их окислении в организме выделяется в два раза больше теплоты, чем при окислении таких же количеств белков и углеводов.

Как вещества нерастворимые в воде, жиры не могут непосредственно всасываться в организм из органов пищеварения. Под влиянием фермента поджелудочного и кишечного сока они предварительно расщепляются в тонких кишках на глицерин и карбоновые кислоты. Продукты гидролиза всасываются ворсинками кишечника и снова образуют жир, свойственный уже данному организму. Синтезированный жир по лимфатической системе поступает в кровь и переносится ею в жировую ткань. Отсюда жиры поступают в другие органы и ткани организма, где в процессе постоянного обмена веществ  в клетках снова подвергаются гидролизу и затем постепенному окислению. В конечном счете они окисляются до углекислого газа и воды. Эти экзотермические реакции дают организму энергию, необходимую для жизнедеятельности.

 Неправильное питание – причина многих болезней. Недостаточная мышечная нагрузка, малоподвижный образ жизни при высококалорийном питании – основные факторы, способствующие появлению людей с избыточной массой.

Жировая ткань весьма активна и даже агрессивна. Агрессивность жировой ткани в организме проявляется в ее способности образовывать новое количество жира. Люди, страдающие ожирением, в два раза чаще, чем люди с нормальной массой тела, умирают в возрасте 40–50 лет.

Не следует перегружать себя избыточной пищей. Ограничивать питание нужно за счет животной пищи, богатой белками и жирами, – мяса животных, колбасных изделий, мясных консервов. Жиры лучше получать за счет кисломолочных продуктов, сои, орехов, семечек, растительных масел.

Чтобы избежать переедания и ожирения, нужно есть низкокалорийные продукты с высоким содержанием клетчатки (прежде всего овощи и фрукты). Не следует употреблять «тяжелую» пищу на ночь (происходит нарушение сна и усиленное отложение жировых запасов), а также нельзя есть в агрессивном состоянии (у эмоционально неустойчивых людей нередко формируется привычка к обжорству).

Приложение 4

Кулинары

 Жиры широко используют для приготовления пищи. Когда какой-нибудь продукт жарят на масле, его поверхность спекается, и все соки остаются внутри. Кроме того, жир придает пище своеобразный вкус и обогащает ее калориями. Растворяя красящие и ароматические вещества овощей при жарении, жир придает блюдам золотистый цвет.

При длительном кипячении мясных бульонов происходит гидролиз жиров и образование жирных кислот, которые и придают бульону мутность. Жиры относятся к числу скоропортящихся продуктов, поэтому лучше их хранить в темноте.

При неблагоприятных условиях хранения жиров в них происходят глубокие изменения. Под влиянием света, воздуха и влаги происходит так называемое прогоркание жиров. Прогорклые жиры становятся непригодными к употреблению в пищу из-за неприятного жгучего вкуса и резкого запаха. Прогоркание – окислительный процесс. Характерным признаком прогорклости является наличие альдегидов и соединений пероксидного характера.  Прогоркание катализирует металлическое железо, поэтому не следует оставлять на чугунной сковороде слой жира до завтра.

Чтобы жиры не прогоркали, их нужно хранить упакованными в пергаментную бумагу, а масло – в герметичной стеклянной, пластиковой таре.  

Приложение 5

Получение мыла

Мыловарение – один из самых древних химических процессов, стоящих на службе человека. Уже в 1 веке использовали процесс омыления для получения твердых и жидких мылоподобных продуктов путем кипячения жиров с золой наземных растений (содержащих соли калия) или морских водорослей (содержащих соли натрия). Когда германские племена под предводительством Гая Юлия Цезаря варили козье сало с поташом (карбонат калия), они проводили ту же самую реакцию, которая осуществляется сейчас в грандиозных масштабах.

В настоящее время для получения мыла кислоты, образующиеся при гидролизе жиров, нагревают с раствором карбоната натрия. Чтобы выделить мыло, в раствор добавляют хлорид натрия. При этом мыло всплывает наверх в виде плотного слоя – ядра. Из этой массы готовят так называемое ядровое мыло – обычные сорта хозяйственного мыла.

Для получения туалетного мыла ядровое мыло высушивают, смешивают с душистыми и красящими веществами, подвергают пластической обработке и штампуют в куски нужной формы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по химии в 7 классе на тему: "Разделение неоднородных смесей".

Урок по химии для обучающихся 7 классов по теме: «Разделение неоднородных смесей» проводится в виде ролевой игры.. На данном уроке закрепляются знания  об однородных и неодноро...

Методическая разработка урока по химии по теме "Классы неорганических соединений"

Данная методическая разработка включает конспект урока, презентацию для интерактивной доски SmartBoard, пояснения к презентации и приложение "Рабочие листы"...

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов".

На этом уроке-путешествии ребята выяснят, что такое коррозия, а также познакомятся с сущностью химической и электрохимической коррозии, со способами защиты металлов от коррозии....

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"

Методическая разработка урока по химии "Коррозия металлов"...

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...