Тема урока: «Соли»
презентация к уроку (химия, 8 класс) на тему

Максимова Надежда Инокентьевна

 

Тема урока: «Соли»

 Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи урока:

1. Обучающие:

  • Сформировать понятие о классе солей.
  • Дать представление о строении солей, их классификации.
  • Рассмотреть номенклатуру солей.
  • Показать значение солей в жизни человека, их практическое применение.
  • Совершенствовать химический язык, путём введения новых терминов.

2. Развивающие:

  • Развивать интерес к предмету, используя различные методы и средства обучения.
  • Развивать умение использовать химическую терминологию.
  • Развивать мыслительные операции.
  • Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
  • Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать культуру речи, поведения. Прививать интерес к химии.

Планируемые результаты (учащиеся должны):

  • Уметь определять принадлежность веществ к классу солей;
  • Уметь называть соли по их формулам;
  • Уметь составлять формулы солей по названию;
  • Уметь определять растворимость солей по таблице растворимости;
  • Уметь определять принадлежность веществ к определённому классу (оксидов, кислот, оснований, солей).

 

Методы, приемы работы: словесно-наглядные, диалогические методы, практический  эксперимент.

Необходимое оборудование и материалы для занятия:  компьютер, медиапроектор, тетрадь, ручка, учебник.

 

 

 

 

Ход урока

 I. Организационный момент.  Мотивационно - ориентировочный этап.

Химический диктант (один ученик записывает формулы веществ на обратной стороне доски, остальные – в тетрадях).

CaO,  CO2 ,  MgO,    H2 CO3, Ca(ОН) NaCl,  Ca(OH)2,  NaOH, CaCO3, H2 SO4.

HNO3   Ca3 (PO4 )2

Проверяем правильность написания химических формул.

 

Индивидуальные задания: Распределить данные вещества по классам.

Оксиды. Кислоты. Основания.

К какому классу отнести оставшиеся вещества?

 

II. Вводная часть. Нацеливание на изучение новой темы.

 

Творческое  задание учащихся: "Угадайте вещество"

 

 «О каком веществе идёт речь? У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам чтобы его добыть.   Меланезийцы каждое утро пили морскую воду, в Новой Зеландии пищу запивали морской водой. В год каждый человек потребляет от 3 до 5 кг  этого вещества;

это вещество - символ гостеприимства и радушия русской нации;

говорят, чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.

Это-……(соль).

 

Первый: Ты знаешь соль?

Второй: Знаю.

Первый: А какая она?

Второй: Белая с крупинками, а самое главное- солёная.

Её ещё в пищу добавляют.

Первый: Я не понимаю. Так она что - одна?!

Второй: Конечно, одна - разъединственная.

Первый: А почему они говорят о солях? Значит, их много?!

 

Сегодня мы начинаем знакомство с веществами этого класса. Итак, какая тема урока сегодня? 

   NaCl       CaCO3        Ca3 (PO4 )2    Na2 SO4

Какие виды ионов входят в состав солей? Отрицательно заряженные ионы – это кислотные остатки

Дайте определение солям

 

  • Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид – ионов.
  • Соли по составу отличаются от оснований содержанием ионов металлов вместо ионов водорода.
  • Соль образуется в результате замещения атома водорода в кислоте на ионы металла.
  • Заряд кислотного остатка =  числу основности кислоты, которая соответствует этому остатку со знаком «-»

Порядок составления формул солей

 

Алгоритм действий при составлении формулы соли

Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать их заряды.

Найти наименьшее общее кратное значений зарядов.

Разделить полученное число:

-на заряд металла и записать индекс внизу справа от знака металла;

-на заряд кислотного остатка и записать индекс кислотного остатка.

 Проверка: произведение значения заряда металла на его индекс должно быть равно аналогичному произведению кислотного остатка. (Примеры)

 

Fe2 (SO4) 3   ALCL3   KCL  Na2 CO3

 

  Номенклатура солей (Таблица №5 учебника)

 

V. Закрепление изученного материала.

 

  1. Тренажер "Составление формул солей кальция".
  2.  

Задание: составьте формулы солей, назовите вещества  (интерактивное задание ЦОР).

 

 

Применение солей

Соли соляной кислоты.

Из хлоридов больше всего используют хлорид натрия и хлорид калия.
Хлорид натрия (поваренную соль) выделяют из озерной и морской воды, а также добывают в соляных шахтах. Поваренную соль используют в пищу. В промышленности хлорид натрия служит сырьём для получения хлора, гидроксида натрия и соды.
Хлорид калия используют в сельском хозяйстве как калийное удобрение.

Соли серной кислоты.

В строительстве и в медицине широко используют полуводный гипс, получаемый при обжиге горной породы (дигидросульфата кальция). Будучи смешан с водой, он быстро застывает, образуя дигидрат сульфата кальция, то есть гипс.
Декагидрат сульфата натрия используют в качестве сырья для получения соды.

Соли азотной кислоты.

 Нитраты больше всего используют в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Важнейшим из них является нитрат натрия, нитрат калия, нитрат кальция и нитрат аммония. Обычно эти соли называют селитрами.

Из ортофосфатов важнейшим является ортофосфат кальция. Эта соль служит основной составной частью минералов — фосфоритов и апатитов. Фосфориты и апатиты используются в качестве сырья в производстве фосфорных удобрений, например, суперфосфата и преципитата.

VI. Подведение итогов урока.

 

VII. Домашнее задание:  §21, упр. 2; учить таблицу 5 

Творческое задание

 

 

 

Заполнить анкету.  Поставьте себе отметку за урок.

1.На уроке я работал
 2.Своей работой на уроке я
 3.Урок для меня показался
 4.За урок я
 5.Мое настроение
 6.Материал урока мне был
 
 
7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
    полезен / бесполезен
    интересен / скучен
    легким / трудным
    интересно / не интересно

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon soli.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Гидролиз солей"

Тема урока: «Гидролиз солей»Предмет химияКласс 8Сергиенко Валентина Леонидовна преподаватель химииМБОУ СОШ №7 РОССИЯЛенинградская областьГород ВыборгУрок комбинированный, урок изучени...

Урок химии в 11 классе по теме "Гидролиз солей" ( с применением ИКТ)

Цель урока: сформировать знания учащихся о гидролизе солейЗадачи:обучающие:сформировать у учащихся знания  о возможности и характере протекания гидролиза различных типов солей, научить пред...

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...

Тема урока: «Соло и тутти»

Тема урока: «Соло и тутти» Программа: (автор: Т.И. Науменко, В.В. Алеев, IV четверть, урок 29 (тип - изучение нового материала, форма - комбинированный)...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

Тема урока: «Соли»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала....

Технологическая карта урока Тема урока: «Соли как производные кислот и оснований»

Дидактическая цель:  формирование знаний обучающихся о составе, классификации, номенклатуре и применении солей.Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.Задачи урока:Позн...