Дидактическая игра «Интеллектуальные химические карты»
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме

 

 Игра «Интеллектуальные химические карты» является дидактическим материалом по химии к учебнику  О.С.Габриеляна «Химия.9 класс».  Идея ее создания подхвачена у Елькиной А.М.[1].  Авторскими являются подбор вопросов по химии и оформление карт. Аналогов игры в методической литературе по химии не встречено.

Целесообразность.  В связи с переходом к итоговой аттестации 9-классников по тестовой технологии учителю приходится  чаще проводить проверку знаний учащихся в виде теста. Однообразные формы работы вызывают у учеников скуку, откровенное недовольство, боязнь получить плохую отметку и как следствие, снижение мотивации и неуважительное отношение к предмету. Чтобы оживить проверку знаний, необходимо использовать разнообразные формы, в том числе и  игровые.

Результативность. Игра апробирована в школах района, успешно применяется  на протяжении 7 лет. Главное преимущество – снижение психологической  напряженности в связи с получением отметки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

 «Интеллектуальные химические карты»

Организационная информация

Автор: Сергеева Галина Борисовна

Должность: учитель химии

Образовательное учреждение:  МБОУ «Очёрская СОШ №1»

Край: Пермский

Город: Очёр

Класс:  9

Место проведения: урок

Методическая информация

 Игра «Интеллектуальные химические карты» является дидактическим материалом по химии к учебнику  О.С.Габриеляна «Химия.9 класс».  Идея ее создания подхвачена у Елькиной А.М.[1].  Авторскими являются подбор вопросов по химии и оформление карт. Аналогов игры в методической литературе по химии не встречено.

Целесообразность.  В связи с переходом к итоговой аттестации 9-классников по тестовой технологии учителю приходится  чаще проводить проверку знаний учащихся в виде теста. Однообразные формы работы вызывают у учеников скуку, откровенное недовольство, боязнь получить плохую отметку и как следствие, снижение мотивации и неуважительное отношение к предмету. Чтобы оживить проверку знаний, необходимо использовать разнообразные формы, в том числе и  игровые.

Результативность. Игра апробирована в школах района, успешно применяется с 2005 года на протяжении 7 лет. Главное преимущество – снижение психологической  напряженности в связи с получением отметки.

Участники. Все ученики класса.

Цель. Повышение мотивации к изучению химии.

Задачи.      

Обучающие:

повторить основные понятия по пройденной теме;

проверить понимание учебного материала;

провести коррекцию знаний по содержанию темы.

Воспитательные:

воспитывать толерантность и культуру общения через работу в группе;

формировать эстетические качества посредством оформления  дидактических карт;

способствовать оздоровлению детей посредством организации игровой деятельности и учётом возрастных особенностей.

Развивающие:

развивать умения мыслительной деятельности (анализа,  обобщения);

развивать умение само- и взаимооценивания результатов;

развивать эмоциональную сферу учащихся  через создание ситуации радости от игры, сопереживания за ее  результат;

развивать универсальные  умения и навыки (умение выделять в тексте вопроса главное, устная речь, умение слушать, распределение  ролей при работе в группе).

Описание интеллектуальных химических карт

«Интеллектуальные химические карты»  составлены по пяти темам: «Диссоциация», «Металлы», «Галогены», «Сера», «Азот».

 К каждой теме составлено по  20 вопросов в соответствие с ФГОС по химии, несут информацию предметного и  общекультурного уровня.

Формулировка вопроса требует от ученика краткого однозначного ответа.

На одной карте записан и вопрос, и ответ на него.

 20 карт с вопросами (и ответами на них) по одной теме образуют один игровой набор. По каждой теме изготовлено пять одинаковых наборов карт, что бы учащиеся класса одновременно работали в 5 группах. Карты разных наборов отличаются цветом оборотной стороны, что бы их не спутать.

Карты выполнены на цветном картоне и  ламинированы (Фото 1,2).

                     

 Место игры в учебном процессе

Игра проводится на обобщающих уроках в конце изучения тем.

Продолжительность при первом применении 15-20 минут, в дальнейшем при использовании игры в других учебных темах время сокращается до10-15 минут, т.к. ученики знакомы с правилами.

Правила игры

1. В игре участвуют группы по 4 человека.

2. Представитель группы учащихся (командир) получает у учителя набор карт, фиксирует результат игры, по окончании сдаёт карты и результат игры.

3. Раздают по 5 карт.

4. Командир начинает игру: 2-й ученик выбирает и показывает на одну из его карт, командир не раскрывая карты зачитывает вопрос, 2-й ученик отвечает, командир проверяет правильность ответа  (ответ записан внизу этой же карты, сам при этом обучается). 

Если 2-й ученик ответил правильно, то карту откладывают в сторону, она выбывает из игры. Далее 3-й ученик выбирает и показывает на одну из  карт 2-го ученика; 2-й не раскрывая карты зачитывает вопрос, 3-й ученик отвечает, 2-й проверяет правильность ответа  (ответ записан внизу этой же карты, сам при этом обучается) и т.д.

Если 2-й ученик ответил не правильно, то  карта переходит к нему и он пропускает ход. Далее у 3-го ученика 4-й выбирает и показывает на одну из карт; 3-й не раскрывая карты зачитывает вопрос, 4-й ученик отвечает, 3-й проверяет правильность ответа  (ответ записан внизу этой же карты, сам при этом обучается) и т.д.

5. Каждый ученик играет «за себя», внимательно выслушивает вопросы и ответы соперников. Вопрос «на слух» развивает и оттачивает внимание.

6. Игра продолжается  до первого выбывшего из игры, или до последнего, у кого остались карты.

Оценка результатов

Ученики, которые не приняли ни одной карты (ответили на все вопросы) и вышли из игры (у них нет карт) получают отметку «5».

Ученик, принявший одну карту (не ответил на 1 вопрос) получает отметку «4».

Ученик, принявший 2 карты (не ответил на 2 вопроса) получает отметку «3».

Ученик, принявший более всего карт (не ответил на много вопросов) и оставшийся с картами к концу игры, считается проигравшим. Что бы получить положительную отметку, он берет в руки все карты, читает (учит) все 20 вопросов и ответов, повторно играет с таким же проигравшим из другой группы или с учителем. Источником информации для проигравших с плохо сформированными УУД является не учебник, который вызывает у них чувство страха из-за обилия текста, а карты с короткой и чёткой формулировкой.

Литература

А.М.Елькина, Е.Г.Шумкова. Биология. Человек.8 класс: Биологические карты: Дидактический материал к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина  Биология. Человек. 8 класс. – М.:Дрофа, 2003. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра с химическим содержанием по теме "Кислород".

Интеллектуальная  игра с химическим содержанием "Брейн-ринг" по теме "Кислород". Можно проводить данную игру и на уроке, и во внеурочное время. Игра для 8 класса....

Дидактическая игра «Химическое домино» Л.К.Шамгунова Учитель химии МОУ СОШ №30, г. Астрахань

дидактическая игра позволяет организовать познапательную деятельность при изучении темы "основные классы неорганических соединений"Дидактическая игра «Химическое домино»Л.К.ШамгуноваУчитель химии МОУ ...

Дидактическая игра по химии для 8 класса по теме «Химическая связь» в виде домино

С помощью  игры "Домино" можно проверить теоретический материал по теме "Химическая связь"...

Интеллектуальная игра "Поляна химических чудес"

Данное мероприятие можно провести в рамках предметной недели по химии....

Дидактическая игра «История открытия химических элементов и простых веществ»

Дидактическая игра «История открытия химических элементов и простых веществ»...

Дидактические игры для развития слухового восприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В статье представлены игры, которые используются на музыкально-ритмических занятиях для формирования слухового восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ХИМИИ К КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»

Сюжетно-ролевая игра.Одна из педагогических технологий на основе активизации, интенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии...