Факультативный курс "Химия в быту"
учебно-методический материал (химия, 8 класс) по теме

Ицкович Татьяна Яковлевна

Основная цель курса – развитие у школьников любознательности, интереса к химии, явлениям окружающей жизни, обучение умению правильно обращаться с химическими материалами в быту.

Программа курса направлена на решение  следующих задач:

  • - создавать  мотивацию к изучению химии;
  • -воспитывать  у учащихся бережное отношения к природе и своему здоровью;
  • -развивать  творческие способности  учащихся, воображение, фантазию;
  • -формировать и развивать логические способности  учащихся, навыки применения химических знаний в практической деятельности.
  • Темы занятий актуальны для учащихся. Они позволяют на конкретных примерах осуществлять  экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта.
  • Учащиеся снабжаются  полезными сведениями по химии для грамотного и обоснованного применения их в повседневной жизни.
  • Создание мотивации к изучению химии. Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                         Карасунский   внутригородской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального  образования города Краснодара

основная общеобразовательная школа №81

 

УТВЕРЖДЕНО

решением  педсовета

протокол № _____от_____2012 г.                                                                                                                                                                                 Е.А.Ефимцева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

I I ВИДА

Факультативного  курса   «Химия в быту»

Количество часов ___34____часа______________________ _

Класс_________________________________8___________

 

Уровень                                                                предпрофильный

 

Срок реализации         2013-2014

Учитель     Ицкович Т.Я

Рабочая программа разработана на основе

  1. .Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома химики. – М.: Химия, 1979.
  2. .Белин В.Ф. Ваш огород (маленькая энциклопедия). – М.: «Большая российская энциклопедия», 1998.
  3. .Войтович В.А., Афанасьев А.Х. Химия в быту.- Волго – Вятское книжное издательство, 1974.
  4. .Войтович В.А. Химия в быту.-  М.: Знание, 1980.
  5. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985.
  6. .Маршанова Г.Л. Техника безопасности в школьной химической лаборатории – М.: Арти, 2002.
  7. .Шепелев А.М. Как построить сельский дом. – М.:Россельхозиздат, 1984.
  8. . Шепелев А.М. Ремонт квартиры своими руками. – М.: Московский рабочий, 1979.
  9. . Юдин А.М. Химия для вас. – М.: Химия, 1984.
  10. . Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас
  11. Журнал «Химия в школе» №5, 2005 год.

 

Пояснительная записка

         Рабочая программа   факультатива   « Химия в быту»  

Основная цель курса – развитие у школьников любознательности, интереса к химии, явлениям окружающей жизни, обучение умению правильно обращаться с химическими материалами в быту.

Программа курса направлена на решение  следующих задач:

  1. - создавать  мотивацию к изучению химии;
  2. -воспитывать  у учащихся бережное отношения к природе и своему здоровью;
  3. -развивать  творческие способности  учащихся, воображение, фантазию;
  4. -формировать и развивать логические способности  учащихся, навыки применения химических знаний в практической деятельности.
  5. Темы занятий актуальны для учащихся. Они позволяют на конкретных примерах осуществлять  экологическое воспитание учащихся, знакомить их с достижениями химии и проблемами химизации быта.
  6. Учащиеся снабжаются  полезными сведениями по химии для грамотного и обоснованного применения их в повседневной жизни.
  7. Создание мотивации к изучению химии. Вооружение учащихся знаниями о некоторых веществах, которые нас окружают.
  8. Развитие чувства гордости за человека, познающего мир; самостоятельность и творческий подход в решении практических задач.
  9. Воспитание внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию мира.
  10. Сформировать у учащихся сознания необходимости  интересоваться новейшими открытиями в области химии.
  11. Изучать вещества, с которыми приходится иметь дело в повседневной жизни.
  12. Учить учащихся высказывать свое мнение по поводу открытий.
  13. Проводить наблюдения, исследования, доказательства выводов о свойствах, пользе, вреде веществ.
  14. Приобщать учащихся пользоваться дополнительной литературой, находить главное, составлять конспект, тесты, выступления.

Программа курса состоит из:

- теоретической части – 24 ч.

- практической части –10ч.

  1.  

2.Таблица тематического распределения часов

Класс

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Введение

2

Моющие средства( Если вы стираете..)

12

Химия в квартире  (на кухне, ванной …)

7

 Химия на нашем столе

7

 Чем и на чем пишем

2

 

Химия и красота

4

ИТОГО

34

3.Содержание обучения:

Теоретическая часть:

Тема 1.  Введение-2час.

 Химия вокруг нас

Т/б при обращении с бытовыми химическими веществами.

 Тема 2 Моющие средства( Если вы стираете..).  12час.

Природа воды и её разновидности. Характеристика вод по составу и свойствам.

Минеральные воды: их месторождения, состав, целебные свойства, применение. Охрана водоёмов Краснодарского края.

СМС. Мыло. Отбеливатели. Жесткость воды и её устранение. Образование и удаление накипи. Ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи. Вода и ее уникальные свойства.  Чистка одежды( некоторые способы чистки одежды).

 Л.Р №1 Определение  жесткости воды.

 Л.Р №2.Способы умягчения воды

Л.Р..№3.Удаление накипи

Л.Р№4.Определение значения символов на товарах.

Л.Р№5. «Изучение моющих свойств мыла и СМС»

 Л.Р. №6 Удаление пятен с одежды

Тема3 . Химия в квартире( на кухне, ванной…)  7час.

Строительные материалы (ремонт своими средствами)

Вопросы экологии современного жилья.  Мытье и чистка посуды. Чистка изделий из металлов.  

Стекла и их чистота. Чистка керамики,   Пластиковая посуда.. Значение бытовой химии в жизни человека.  .  

Л.Р. № 7 «Затвердевание цемента и гипса

 Пр.р. № 8 Мытье и чистка посуды

Тема  4             Химия на нашем столе 7час.

   Проблема питания в современном мире Интересное о продуктах питания: хлеб, молоко и молочные продукты, мясо и рыба

Поваренная соль: её свойства, значение для жизни. Соль как химическое сырьё и консервант.

 Разновидности жиров и масла. История применения различных масел в культовых обрядах, медицине, парфюмерии, промышленности, технике.

Технические масла. Маргарин. «Химические» масла.

 Сахар, мёд, кондитерские изделия. Фрукты и ягоды

 Белки. Жиры. Углеводы. Денатурация белков. Обнаружение белков и углеводов в пище. Искусственная пища.

Химические процессы в технологии приготовления пищи.

Практическая работа  № 9 «Определение наличия жира».

 Пр.р. №  10 «Определение наличия белка, обнаружение крахмала в пищевых продуктах»

Разновидности бумаги и изделий из неё. Свойства бумаги.

Чернила: история изготовления. Карандаши: старая и новая технология изготовления.

Тема 6. Химия и красота – 2 часа

Использование химических веществ для макияжа, и обратить внимание на вред раннего использования средств макияжа Декоративная косметика (макияж). Шампуни, гели и другое Духи. Помада. Кремы. Лаки. Дезодоранты. Средства ухода за зубами.

 Л. Р № 11 «Наложение макияжа. Уход за зубами»

 Изучение тем предполагает защиту проектных работ.

  4.Требования к подготовке учащихся по предмету:

Учащиеся должны знать:

-ядовитые и едкие вещества, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи;

- технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки мебели, одежды;

- состав мыла и СМС,  причины жесткости воды и образования накипи, способы см назначения зубных паст, порошков ягчения воды и удаления накипи;

-назначения зубных паст, порошков, ;

- назначение строительных химических  средств (гипс, асбест, цемент, лаки, краски, клеи);

 Учащиеся должны уметь:

- оказывать первую медицинской помощь при отравлении бытовыми веществами;

- выводить  пятна различного происхождения, подбирать СМС по виду ткани и загрязнению очищать верхнюю одежду, мебель, мех;

- умягчать воду,  удалять накипь;

- накладывать макияж, декоративную косметику в зависимости от возраста, цели, времени года,

- подбирать зубную пасту, щетки;

-  подбирать лаки и краски по назначению и колеру;

Темы реферативных работ (проектов):

  1. Домашняя аптечка.
  2. Техника выведения различных пятен.
  3. средства ухода за обувью.
  4. Моя любимая шуба.
  5. Средства ухода за мебелью.
  6. Чтобы стёкла блестели.
  7. СМС.
  8. Чистящие и моющие средства.
  9. Ароматные средства.
  10. Какая  краска для волос лучше?
  11. Химия  и косметика.
  12. Средства борьбы с «незваными гостями» (муравьи, тараканы, клопы, мыши, крысы, мухи, комары).
  13. Искусственная пища: за и против.
  14. Химия в моём доме.
  15. Я хочу быть …  

  1. Примерные темы проектных работ
  1. Ткани: прошлое и настоящее
  2. Химия польза или вред.
  3. Наш дом
  4. Дезодоранты и озоновый слой.
  5. Экология жилища и здоровья человека.
  6. Химики о секретах красоты.
  7. Химия вокруг нас.
  8. Вещества в моем доме
  9. Здоровье, красота и химия.
  10. Качество стирального порошка.
  11. Блеск и сила здоровых волос.
  12. Химические вещества - строительные материалы.
  13. В нашем доме ремонт.
  14. Реклама6 достоверность с позиции химии.
  15. Большая стирка.
  1. По желанию учащихся может быть выбрана любая тема по теме курса

 5.Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

Литература для учителя

 Методический журнал «Химия в школе» 2004-2008 г.г.

Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина.

Сборник элективных курсов «Химия 9 класс»

Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель  Н. В, Ширшина.            

Войтович В. А. «Химия в быту» Москва «Знание», 1980 год

Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г., «Настольная книга учителя «Химия 11 класс». Ч. 2 – М. «Дрофа, 2003 год

Литература для учащихся

 . Аликберова Л.Ю. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2008.

 .Девяткин В.В., Ляхова Ю.М. Химия для любознательных. – Ярославль: Академия К: академия холдинг, 2000.

Сборник элективных курсов «Химия 9 класс»

Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель  Н. В, Ширшина.            

Войтович В. А. «Химия в быту» Москва «Знание», 1980 год

Габриелян О. С., Лысова Г. Г., Введенская А. Г., «Настольная книга учителя «Химия 11 класс». Ч. 2 – М. «Дрофа, 2003 год.

Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас», Москва: «Высшая школа», 1992 год

 

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

 от __________________          № _______

Заместитель директора по УВР


____________               ________________

____________              _______________ подпись руководителя МО               расшифровка подписи

  подпись руководителя МО               расшифровка подписи

«____» _________________ 20 ___ года



Предварительный просмотр:

           Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___  года

 Карасунский   внутригородской округ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального  образования города Краснодара

основная общеобразовательная школа №81

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 Факультативного курса

«Химия в быту»

Класс    _______8 «А»_________________________________

Учитель __Ицкович  Т.Я.________________________________________________

Количество часов: всего ___34________ часов; в неделю _____1______ час;

Планирование составлено на основе рабочей программы    Ицкович  Т.Я., утвержденной  на  п\с  30.08.12.  ,пр .№1__

занятия

Кол – во часов

    Дата

                    Тема

Практическая работа

Оборудование

план

факт

2

Тема 1.  Введение- . Химия вокруг нас

  1. 1

1

Введение. Т/Б при обращении с бытовыми  химическими веществами.

Т/Б

  1. 2

1

Химия вокруг нас

12

Тема 2.   Моющие средства             ( Если вы стираете..)    

1

Природа воды и её разновидности.  

1

Характеристика вод по составу и свойствам

ПРЕЗ.   Экология воды

1

.  Определение  жесткости воды.

Л.Р №1 Определение  жесткости воды.

1

Способы умягчения воды

Л.Р № 2.Способы умягчения воды

Приборы и реактивы

1

 .Удаление накипи.

Л.Р..№3.Удаление накипи

Вода и антинакипины. уксус

  1. 3

1

Маленькие секреты большой стирки

 

 

  1. 4

1

Из чего сделана одежда

ПРЕЗ Ткани и

1

Определение значения символов на товарах.

.Л.Р№4.Определение значения символов на товарах

Этикетки с разл. товаров. Образцы тканей

  1. 6

1

Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств

Л.Р№5. «Изучение моющих свойств мыла и СМС»

 

 Приборы и реактивы

1

Химчистка на дому

  1. 10

1

   Удаление пятен с одежды

 Л.Р. №6 Удаление пятен с одежды

 

Приборы и реактивы

  1. 16

1

Защита презентации    по желанию учащихся

ПРЕЗ подгот, учащимися

  7                              Тема  3 Химия в квартире  (на кухне, ванной …)

  1. 22

1

 Дом, в котором мы живем

ПРЕЗ « Наша квартира

  1. 23

1

 Строительные материалы краски

  1. 26

1

Строительные материалы

 

1

Л.Р. № 7 «Затвердевание цемента и гипса»

Приборы и реактивы

  1. 28

1

Стекло Керамика

 

  1. 29

1

Мытье и чистка посуды Чистка изделий из металлов.  

Пр.р. №83 Мытье и чистка посуды

Вода и щелочи,   посуда

  1. 30

1

 Защита презентации   по желания учащихся

 

 

                 7                        Тема  4             Химия на нашем столе

  1. 31

1

Проблема питания в современном мире

 Ролевая игра «Всё о пище»

Химический состав пищи

  1. 32

1

Интересное о продуктах питания: хлеб, молоко и молочные продукты, мясо и рыба

През по теме

  1. 33

1

Поваренная соль: её свойства, значение для жизни.

През по теме

  1. 34

1

Разновидности жиров и масла. История применения различных масел

1

. Т.Б. Пр.р. № 9 «Определение наличия жира»

Приборы и реактивы

1

  Сахар, мёд, кондитерские изделия. Фрукты и ягоды

Т.Б. Пр.р. №  10 «Определение наличия белка, обнаружение крахмала в пищевых продуктах»

Приборы и реактивы

                 2                        Тема  5 Чем и на чем пишем

1

Разновидности бумаги и изделий из неё. Чернила: история изготовления. Карандаши

През. «История возникновения …

1

Современные средства печатания

През. «От Ивана Федорова до наших дней»

                   4                   Тема  6                Химия и красота

1

Использование химических веществ  для макияжа.

1

Духи. Помада. Кремы. Лаки. Дезодоранты. Средства ухода за зубами.

1

Л.Р№11«Наложение макияжа. Уход за зубами

1

Защита презентации   по желанию учащихся

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

 

.

Духи. Помада. Кремы. Лаки. Дезодоранты.

Средства ухода за зубами.

 

Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

 

… И только аромат цветущих роз,

Летучий пленник, запертый в стекле

Напоминает в стужу и мороз

О том, что было лето на земле  

В. Шекспир

Цель: познакомить учащихся с косметическими средствами и правилами их использования.

Ход занятия

Косметика и гигиена тесно соприкасаются: многие косметические средства являются и гигиеническими.

Выделяют группы косметики:

  1. Косметика для гигиены лица и тела: очищающие лосьоны, гели, скрабы, маски.
  2. Увлажняющие и питательные кремы, маски, тоники.
  3. Специальная косметика (лечебная): солнцезащитная, для удаления волос, морщин, пятен, прыщей.
  4. Декоративная: тушь, тени, пудры, дезодоранты, духи, туалетная вода, помада, румяна, тональные кремы.

Кремы. Наносится крем по кожным линиям, через некоторое время избыток крема снимается промокательной салфеткой.

Солнцезащитные: задерживают УФ-лучи, которые поражают кожу, образуя на ней пигментные пятна, родинки, бляшки.

Увлажняющий: используют летом, когда кожа пересушивается. Нельзя наносить в мороз, так как избыток влаги ведет к обморожению, повреждению клеток кожи.

Ночной : содержит много жирных компонентов для питания кожи, поэтому днем от него будет блестеть кожа, кроме того, он будет впитывать в кожу все вредные вещества, находящиеся в воздухе.

В мороз  применяется крем, содержащий натуральные жиры, предотвращает обморожения кожи.

Кожа человека имеет большой диапазон цветов благодаря разному содержанию в ней пигмента меланина, а также индивидуальный тип по признакам:

Жирная, нормальная (комбинированная), чувствительная (сухая). Необходимо знать свой тип кожи, чтобы правильно подобрать средства по уходу за ней (70% молодежи имеют проблемы с кожей)

Проведем тест «Определите свой тип кожи».

Справка: зона Т – это область , начинающаяся над бровями и заканчивающаяся на кончике носа, имеющая форму буквы «Т».

Ответы пишутся цифрами 1, 2 или 3.

  1. Ваше лицо  блестит или есть ощущение жирности кожи?

1. На всем лице    2. В зоне Т       3. Лишь в некоторых местах.

II. На вашей спине, груди или шее появляется сыпь?

1. Часто         2. С последующим появлением болезненной чувствительности 3. Иногда или никогда.

III.  В зоне Т  появляются угри или сыпь?

1. Часто      2. Иногда или никогда       3. С воспалением

IV. Поры на вашем лице:

1. Крупные, неровные, расположенные  в зоне Т    2. Комбинация мелких и крупных пор           3. Мелкие, едва заметные

V. Вызывают ли некоторые применяемые вами очищающие средства  покраснение кожи, сыпь  или зуд?

1. Редко или никогда     2. Иногда       3. Часто

VI. Появляется ли ощущение сухости или жжения кожи после использования масла и других очищающих средств?

1. Редко или иногда    2. Иногда            3. Часто

VII. Появляются ли на коже вашего лица сухие, зудящие участки?

1. Редко или никогда     2. Иногда         3. Часто

Подсчитайте число цифр 1.2,3.

Если у вас больше всего цифр 3, то у вас чувствительный тип кожи, если, кроме чувствительного, есть еще  какие-то цифры, тип кожи все же остается чувствительным. Если больше всего цифр 2, то у вас комбинированный (нормальный) тип кожи. Если больше всего цифр 1, то это жирный тип кожи.

Теперь вы знаете, какой крем вам подходит ! Вы поработали косметологом !

 

Пудра.

В состав пудры входят: рисовый крахмал, силикат магния, каолин, оксид цинка, оксид железа, стеараты магния и алюминия, тальк. Каолин «работает» адсорбентом влаги, он поглощает выделения потовых желез, каолин и оксиды маскируют дефекты кожи. Тальк придает пудре сыпучесть и скользящий эффект. Оксид цинка – антисептик  Крахмал придает коже бархатистость, а благодаря стеаратам пудра хорошо удерживается на коже и делает ее гладкой.

Компактная пудра, в отличие от рассыпной , содержит связующие добавки: производные целлюлозы, высшие жирные кислоты, воски, многоатомные спирты и их эфиры, минеральные и растительные масла.

Пудра защищает от атмосферных загрязнений, но в жаркий день пудра закупоривает  все поры и причиняет вред !

 Дезодоранты – средства, устраняющие неприятный запах пота, который выделяют потовые железы и на 98-99% состоят из воды. С потом выходят продукты обмена веществ: мочевина, мочевая кислота, аммиак, некоторые аминокислоты, жирные кислоты, холестерин, некоторые гормоны, катионы металлов. Неприятный запах пота связан с окислением этих веществ кислородом воздуха и разложением бактерий.

Дезодоранты разные по двум направлениям: первые тормозят разложение продуктов метаболизма или их окисление; вторые частично подавляют  выделение пота, взаимодействуя с  частями пота, образуя нерастворимые соединения, закупоривающие каналы потовых желез.(что плохо для здоровья)

Формы дезодорантов: в твердом виде, шариковые и аэрозольные баллончики. В аэрозольных баллончиках «работают » фреоны –это они выталкивают и распыляют дезодорант.(запрещены международным соглашением как разрушители озона).

Применяйте шариковые дезодоранты и не забывайте, что запах немытой кожи не спасет никакой дезодорант !

 

Губная помада  в своей основе содержит природные воски (пчелиный воск) ,пигменты,

питательный крем и увлажняющие вещества.

 

 

                                               .

Все парфюмерные композиции представляют собой смеси из десятков ароматических веществ. Тем не менее, их состав имеет определенную структуру: «голова»,  «сердце» и  «тело».

«Голова»- состоит из наиболее летучих веществ, дающих сильнее всего выраженный, но нестойкий аромат. Цитрусовые ароматы- горький померанец, грейпфрукт; травянистый аромат – лаванда;  морские и озоновые ароматы – устрица.

«Сердце»- содержащие более устойчивые, но не столь выраженные  (обычно цветочные) запахи: цветочные ароматы – жасмин; древесные ароматы- ливанский кедр; пряные ароматы – гвоздика, корица.

«Тело» - основа, состоящая из смол, пряностей, бальзамов, веществ животного происхождения, в первую очередь фиксирующих запах и определяющих устойчивость всей ароматической композиции: пудровые ароматы – мед; мускусные ароматы – кабарга; амбровые – ладанник, кашалот.

В хороших духах «телу» придается очень важное значение, основной аромат держится сутки, а остаток – 72 часа.

В одеколонах за основу композиции принимают «голову» и «сердце», а фиксаторам уделяют мало внимания4 стойкость небольшая, до 24 часов.

Ароматы туалетной воды и туалетных духов стойки до 35 часов.

В зависимости от выраженности того или иного направления духи разделяют на классические и фантазийные, цветочные, пряные, сладкие итд.

Известно, что на создание 1 кг розового масла  требуется 3 тонны лепестков роз, а на создание 1 г мускуса (из желез самца кабарги)  убивают 30 тыс животных. Поэтому сейчас пошли путем создания таковых веществ путем химического синтеза. В 2000г синтезировалось 500 наименований ароматов  весом 100 тыс тонн.

Давно известна наука о лечении запахами – ароматотерапия. Так,

Тонизирующее действие оказывают: запах мирта, лимона, мяты;

Успокаивающее –ароматы розы, жасмина, лаванды;

Повышающее остроту ночного зрения –запах пиридина и толуола;

Повышающее остроту слуха –запах бензола и гераниола.

 

Средства ухода за зубами

.

 .

Зубная паста содержит : абразивы (механ чистка и полировка – CaCO3, Ca3(PO4)3) , связующие вещества(из морских водорослей), пенообразующие вещества (ПАВ), загустители (глицерин, сорбит, политиленгликоль), антисептики, добавки ферментов , вкусовые компоненты и отдушки ( сладкий вкус создает сахарин, отдущки- ментол, мятные масла, гвоздичное масло, эвкалиптол), соединения фтора – против кариеса.

В настоящее время есть безабразивные гелеобразные прозрачные чистящие средства для чистки зубов – в них SiO2, полимерные вещества, окрашенные в красивый цвет, но имеют очищающую способность ниже, чем абразивные пасты.

-  



Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

Практическая работа.: Определение гарантийности качества товара по штриховому коду

Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

 

Тип урока: комбинированный.

Вид учебного труда: работа с информацией.

          Объект труда: «Определение гарантийности качества товара по штрихо-

          вому коду».

 Цели:

  1. Познакомить с назначением торговых символов, этикеток, штрих-кода, информацией, которая в них заложена. Учить разбираться в этой информации. Научить определять гарантийность качества товара по штриховому коду.
  2. Развивать умение работать со схемами, инструкционными картами, образцами (упаковками товаров).

3.  Воспитывать грамотного покупателя.

Дидактическое обеспечение: презентации: «Маркировка товара», «Штриховой код»; образцы маркировок, этикеток, упаковок с нанесённым штрих кодом; таблица «Коды стран»; инструкционные карты «Штриховой код», «Определение гарантийности качества товара по штриховому коду»

Оборудование: компьютер, экран.

Словарь: маркировка товаров, этикетка, штриховой код.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка рабочих мест.
  3. Постановка темы и учебной цели.

Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными потребителями и определим гарантийность качества товара по штриховому коду.

  1. Опрос пройденного материала.

-  Что такое информация о товарах?

          -  Из каких источников можно получить информацию о товаре?

          -  Какая должна быть информация?

               -  Что такое сертификат товара?

  1. Новый материал.

Какую информацию несут различные символы на упаковке товара? (Ответы учащихся.)

Покупая товары в упаковке, Вы, наверное, обращали внимание на то, что на них нарисованы различные символы; рюмочки, зонты, кружочки и т. д. Знаете ли Вы о том, какую информацию они несут? (Ответы учащихся.)

         Весь этот комплекс обозначений, состоящий из текста, графических, цветовых символов, нанесённые на упаковку, ярлык или этикетку называется маркировкой. (Запись в тетради).

Как читать маркировку товаров?

Символы, которые встречаются на упаковке товаров и самих товаров:

    1. Экологические символы.

        Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своем здоровье. А как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды. Поэтому миллионы людей во всем мире стремятся приобретать экологически чистые продукты. Но как их узнать в массе товаров на наших прилавках?

  Голубой ангел - экологически чистый продукт

Зелёная точка - производство продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной обработке

Ресайклинг - предметы, поддающиеся переработке или получены из вторичного сырья

   

Кролик - продукт не был опробован на животных

  2. Стандарты качества и безопасности.

     Выбрать то, что нужно, вам помо-

жет маркировка — специальные значки, которые ставят организации, отвечающие за безопасность. Знак должен стоять на самом приборе, а не на какой-то его части. В России есть и свой собственный знак безопасности. Если на товаре стоит "МЕ" или «СЕ», это означает, что данный прибор соответствует требованиям безопасности.

Опасность для жизни и здоровья потребителя:

     -    товар токсичен;

     -  товар может вызвать раздражение;

     -  Внимание! Инфекционная опасность!

        3. Правила пользования товаром.

    На одежде встречается группа знаков – символов, которые подсказывают нам, как ухаживать за данной вещью.

    Какие  можно встретить символы на одежде? (Ответы учащихся - сушка, стирка, отбеливание, химчистка.)

    Все эти символы содержатся на этикетке товаров: вещей, упаковок продовольственного товара).

            Что такое этикетка товара?

            Этикетка – маленький представитель вещи.

    Этикетка - ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью.

    Знаете ли Вы, какая информация содержится на этикетке вещей? (Ответы учащихся.)

    Этикетка содержит:

    -  название продукции;

    -  символ кампании производителя;

    -  состав;

    -  инструкции для пользователя.

     4. Состав продукта.

         Состав продукта указывается на этикетке. По закону вся информация о составе продукта должна быть на русском языке.

    Какая информация содержится на этикетке продовольственного товара? (Ответы учащихся.)

    Этикетка продовольственного товара: состав, масса (объем), калорийность, срок годности и хранения товара, дата выпуска товара, адрес изготовителя, индекс Е, штрих код.

    Учащиеся изучают различные виды упаковок от разного вида товаров, этикетки, инструкции, паспорта с изделиями, определяя  важнейшую для покупателей информацию: срок годности, правила эксплуатации, меры предосторожности и т.д.

    На многих изделиях - от жевательной резинки до телевизора – Вы всегда увидите ряд цифр, а над ними – черные полосы разной ширины.

   Что это за загадочные штрихи?

    Картина с бумажной волокитой заметно изменилась с появлением штрих кода. И если наше время называют веком электроники и информатики, то штрих код-это поистине тоже изобретение века. Придумали штрих код американцы. Практическое использование началось в 60-х годах прошлого столетия.

    Если бы штриховому коду надо было придумать девиз, он мог быть таким: «Скорость + надежность».

    Штриховой код – это чёрные полоски с рядом цифр. Печатают штрих-код на упаковке при её  изготовлении обычно чёрным, синим тёмно-зелёным или тёмно-коричневым цветом. (Запись  в тетради.)

   Как кодируется информация товара?

    Код продукции состоит из ряда цифр и штрихов над ними. Цифры - это товарный номер. Обычно он состоит из 13 цифр. А товары имеющие небольшие размеры, могут иметь короткий код состоящий из 8 цифр. Первые три означают код той страны, где выпущен товар. Следующие четыре указывают на производителя продукции – его порядковый номер в каталоге страны. И последняя цифра – это конкретное число, подтверждающее правильность самого кода.

    Как расшифровать информацию о продукте?

    Для этого есть специальные электронные считывающие устройства - сканеры, которые бывают самой разной формы, например, в виде карандаша или пистолета.

    Где применяется штриховой код? (Ответы учащихся.)

Пример вычисления контрольной цифры  для  определения подлинности товара. Цифровой код: 4600433500175

1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах.

     6+0+3+5+0+7=21

2. Полученную сумму умножить на 3:

    21*3=63

3. Сложить числа стоящие на  нечётных местах, без контрольной цифры:

    4+0+4+3+0+1=12

4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:

    63+12=75

5. Отбросить десятки: 5

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

   10-5=5

    Вывод: Если полученная  после расчёта (в пункте 6) цифра не  совпадает с контрольной  цифрой  в штрих-коде,  это  значит, что  товар произведён незаконно  и не гарантирует качества.

  1. Практическая работа.

    Практическая работа: Определите страну - изготовитель и гарантийность качества товара по штриховому коду.

    Физминутка.

  1. Анализ и оценка выполненных работ.

         -  Что Вы будите учитывать при оценке работ?

 -  Поменяйтесь работами внутри группы и оцените их.

 -  Какие Вы поставили оценки? Какая общая оценка?

 -  Что получилось? Что не получилось?

 -  Учитель обобщает типичные ошибки учащихся.

  1. Закрепление материала.
  1. Что такое маркировка товаров?
  2. Какие символы встречаются на упаковках товара?
  3. Что такое этикетка товара?
  4. Какая информация содержится на этикетке вещей?
  5. Какая информация содержится на этикетке продовольственного товара?
  1. Подведение итога урока.

Чему научились Вы сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

практическая работа

Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

Цель: познакомить с безвредными способами, которые применяются для очистки чайника от накипи.    

Вред накипи, которая образовывается в чайнике, сложно недооценить. Попав в организм, она способна причинить вред мочеполовой системе и почкам.

Кроме антинакипинов  есть множество способов, которые применяются для очистки чайника от накипи.  Одним из средств, не причиняющих вреда, к тому же эффективным и с приятным запахом, является лимонная кислота. Для борьбы с накипью достаточно будет одной пачки.

Поскольку накипь - образование из разных щелочей, то кислота – одно из эффективных средств борьбы с ними. Немаловажно, что лимонная кислота является пищевой.

Итак, необходимо взять пачку лимонной кислоты и засыпать ее в чайник. Затем набрать в него не слишком много воды и оставить на некоторое время. Кипятить ни в коем случае нельзя! Очищение будет происходить даже без кипячения. Средний слой образовавшейся накипи растворится уже через каких-то10 минут.

Спираль вашего чайника или нагревательный диск засияют, словно новые. Если же вы – обладательница обычного чайника, вы непременно удивитесь его чистым стенкам и дну. После очистки всю воду из чайника следует вылить, а затем чайник дважды прокипятить, наполнив его чистой водой. После этого необходимо протереть чайник изнутри сухой тканью.

Еще один из верных способов устранения накипи -
уксус. Для этого в чайник наливают две части воды и одну часть 9%-ного уксуса. Необходимо вскипятить воду и оставить на непродолжительное время, чтобы она остыла. Затем воду следует вылить, а чайник хорошо промыть. После этого стоит еще раз вскипятить воду в чайнике и вылить ее.

Недостатком такого способа очистки чайника от накипи является резкий и неприятный запах уксуса. Решив прибегнуть к этому способу, рекомендуется открыть окна, чтобы неприятный запах быстро выветрился.

Можно очистить чайник и нестандартными способами. Некоторые, например, рекомендуют залить в чайник газводу «Спрайт» и вскипятить ее. Затем вылить и ополоснуть чайник проточной водой.

Существуют также рекомендации очистки чайника от накипи с помощью огуречного рассола, или рассола от помидоров, и даже с помощью кислого молока.

Можно еще положить в чайник яблочную кожуру (лучше от зеленых), затем залить ее водой и два-три раза вскипятить. Ну, а теперь можете смело наливать чистую воду и вкушать все прелести любимого чая.

Практическая работа «Удаление накипи»

 проведение опытов по взаимодействию карбонатов с перечисленным в тексте веществами

 

Оборудование: стаканы, пробирки,  карбонаты кальция. лимонная кислота, уксус.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Поваренная соль Автор Ицкович Т.Я. учитель химии МБОУ ООШ №81 2011 г

Слайд 2

С большой уверенностью можно сказать, что одно вещество в довольно чистом виде есть в каждом доме.Это поваренная соль или хлорид натрия.

Слайд 3

Соляная зависимость самая древняя и самая сильная.Но люди не всегда испытывали такую зависимость от соли.

Слайд 4

Древние люди ели очень много мяса.Свежая кровь соленая.Тысячелетия люди пополняли свой солевой баланс как и животные .

Слайд 5

Острую необходимость в соленом испытывали травоядные.Северные олени преодолевали огромные расстояния,чтобы с жадностью лизать соленые морские камни .

Слайд 6

На протяжении столетий соль была важным предметом торговли. Из-за нее велись кровопролитные войны между соседними народами.

Слайд 7

Весной 1648 г в Москве произошел соляной бунт. Царь Алексей Михайлович ввел повышенный налог на соль.Волнения из Москвы перекинулись в другие города Руси.Правительство , напуганное размахом волнений, снизило уровень налога на соль.Другие соляные бунты в Китае,странах Азии,Европы кончались не столь благополучно. Соль-источник пополнения казны.

Слайд 8

В различных странах соль играла роль денежной единицы ( Китай,Италия,страны Центральной Африки.) Римским воинам ,а затем и крестоносцам ,жалованье часто платили солью. Ученые считают ,что с этим связано происхождение французского слова « салер »-жалованье. Мелкую разменную монету в Италии до сих пор называют « сольди ».

Слайд 9

Римляне предпочитали солить зелень. Поэтому латинское слово, обозначающее соль, вошло в состав слова salad , что в переводе означает салат.

Слайд 10

В Эфиопии бруски каменной соли служили денежной единицей вплоть до 19 века.

Слайд 11

Со временем человек приобщился к растительной пище. При этом он стал испытывать физиологическую потребность в соли. Да вот беда: там, где есть соль, невозможно жить!

Слайд 12

Так выглядит озеро Баскунчак в Астраханской области. Его соляных запасов хватит нашей стране на 400 лет.

Слайд 13

О том, как соль входила в культуру человека свидетельствуют многочисленные пословицы, поговорки,сказки . Например, Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли. Соль всему голова,без соли и жито трава! Соли не жалей! Так есть веселей! Шутка, как соль! Надо шутить осторожно!

Слайд 14

Соль была символом несчастья. Наверное потому, что слезы соленые.Вспомните примету о рассыпанной соли.

Слайд 15

Соль-это жизнь! Ионы Cl необходимы для выработки желудочного сока, т.е. для нормального пищеварения и обеззараживания микробов,попавших в желудок. Соль необходима плазме крови. При недостатке соли в организме возникают спазмы мускулатуры, поражаются центры нервной системы. Уменьшение содержания соли в крови приводит к нарушению обмена веществ.

Слайд 16

Соль-это смерть! Ионы натрия удерживают в организме жидкости. Из-за этого повышается артериальное давление. Каждый гипертоник знает ,что нужно сделать ,когда подскакивает давление. Перво-наперво необходимо принять мочегонное средст во.

Слайд 17

Люди и впредь не смогут обходиться без соли - она жизненно необходима нашему организму. Но употреблять ее нужно не более 10-15 г в сутки. Так советуют врачи. Этих норм нужно придерживаться, если вы не хотите ,чтобы вам угрожала чума 21 века: смертность от инфарктов и инсультов .

Слайд 18

Применение соли Хороший консервант, т.к. прекращает развитие гнилостных бактерий. Из нее получают соду, хлор,натрий , соляную кислоту. Лед, в смеси с NaCl плавится при отрицательных температурах. Поэтому зимой солью посыпают дороги .



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

   

Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

Цели:

  1. обучающие – актуализировать и систематизировать знания о поваренной соли через анализ свойств и определение основных областей её применения;
  2. развивающие – совершенствовать умения работать с учебной, научно-популярной литературой, отбирать материал, находить главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, развить интерес к науке химии;
  3. воспитательные – сформировать осознанное отношение к своему здоровью, развить научное мировоззрение, чувство гордости за природные богатства.

Организационный момент.

Просмотр презентации «Поваренная соль»  

  1. А что вам известно о поваренной соли?

Сегодня нам на уроке предстоит познакомиться со свойствами удивительного вещества поваренной солью.

  1. Какова цель нашего занятия?
  2. По какому плану мы изучаем вещества на занятиях?

Что бы урок получился мобильным, в его проведении нам помогут ученики  - эксперты. Это учащиеся победители предметных олимпиад, члены школьного научного общества, лаборатории химического творчества.

И я приглашаю экспертов в области физики пройти к демонстрационному столу.

 Физические свойства соли.

Эксперт – физик. Какие физические свойства соли нам известны?

Определите физические свойства соли и запишите их .

Однако соли необыкновенное вещество.

Обратимся к опыту.

Опыт 1 «Несгораемая нитка» (проводит ученик)

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.

Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.

Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.

Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.

Какое свойство соли – химическое или физическое было рассмотрено в данном эксперименте?

Не менее интересный эффект – эффект Мертвого моря. Но  в этом вы убедитесь самостоятельно.

  1. Опыт 2. «Эффект Мертвого моря»

В качестве исследуемого объекта используем обычную картошку. Нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка или большой химический стакан и пищевая соль. Налейте полбанки или стакана воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку (стакан) насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды.

  Учитель

  1. Соль представляет собой сложное химическое соединение, в котором присутствует не только хлорид натрия, но и магний, кальций, фосфор и калий Пищевая соль состоит из 39% натрия и 61% хлора

Я приглашаю экспертов – химиков.

Как можно доказать, что поваренная соль содержит ионы натрия?

  1. Опыт 1 «Поваренная соль окрашивает пламя»( проводит ученик)

Возьмем железную проволочку с ушком. Положим на это ушко несколько кристаллов соли и подержим над нижней частью пламени спиртовки. Все пламя тотчас же окрасится в желтый цвет.

  1. Данная реакция лежит в основе качественного анализа обнаружения ионов натрия в различных растворах.

Какова качественная реакция на хлорид ион?

  1. Опыт 2 «Качественная реакция на хлорид ион»

Смешайте в пробирке растворы поваренной соли и нитрата серебра.

Что образуется? Составьте уравнения реакции и разберите его в ионном виде.

Ребята эксперты, проверьте составленные ионные уравнения.

Учитель

Существует несколько типов соли.

  1. Поваренная соль – грубого помола и экстра
  2. Йодированная соль – содержит иодид калия и иодат калия, как вещества с целью профилактики заболеваний щитовидной железы. Утрачивает свои свойства через 3-4 месяца. Чаще всего добавляют йодаты и карбонаты, в последние годы всё чаще добавляют фториды
  3. Морская соль – это не соль для ванн. Её  содержит 60 элементов: кальций, калий, магний и тд.
  4. Черная соль – неочищенная природная соль, приобретшая свой цвет из-за с содержания в ней железа и сероводорода.

Биологические свойства

Соль участвует в важнейших физиологических процессах в организме человека и животных.

Как влияет соль на организмы, мы узнаем от экспертов – биологов.

Эксперт - биолог

  1. Она содержится в слюне, желудочном соке, желчи, лимфе. Соль участвует в поддержании и регулировании водного баланса в организме. Наличие соли в крови обеспечивает необходимое осмотическое давление, от которого зависит нормальная жизнедеятельность клеток.
  2. Обычная пищевая соль может служить сильнейшим ядом. С одной стороны, без соли невозможно жить, с другой стороны, доза в 10 раз превышающая обычную, является смертельной.  В странах с холодным климатом требуемая организму ежедневная норма значительно ниже, чем в странах с жарким климатом, виной тому различная потливость.
  3. Средняя ежедневная норма потребления для взрослого человека: 3-5 грамм соли в холодных странах и до 20 грамм в жарких. Чрезмерное или просто повышенное потребление соли увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, может приводить к повышенному артериальному давлению и болезням почек, нарушению обмена кальция, отложению солей, остеопорозу, различным заболеваниям суставов.

Опыт  1 «Воздействие соленого раствора на инфузорию туфельку» (проводит ученик)

На предметное стекло наносим каплю сенного настоя. Помещаем данное стекло под электронный микроскоп. Мы наблюдаем передвижение организмов. Если в данный раствор поместим кристаллик соли, то видим изменения. Почему они происходят?

Учитель

Проведите подобный опыт, но с растительной клеткой 

Опыт 2 «Плазмолиз клетки»

Кожица лука. Микроскоп. Раствор хлорида натрия 10%, предметные стекла, фильтровальная бумага.

Приготовить микропрепарат из листа элодеи. Нанести на один край покровного стекла каплю 10% раствора хлорида натрия. А с противоположной стороны положить полоску фильтровальной бумаги, которая впитает часть воды.

Вода из цитоплазмы клетки будет переходить в окружающую среду. Объем цитоплазмы при этом уменьшится. И она начнет отходить от клеточной стенок. Постепенно цитоплазма примет форму шара.

Назовите данное явление? (плазмолиз)

Если затем под покровное стекло добавить дистиллированную воду, она начнет поступать в цитоплазму,  которая в результате займет прежний объём.

Ребята эксперты,  проверьте полученные результаты.

Учитель

В приготовлении пищи поваренная соль употребляется как важнейшая приправа. Соль имеет хорошо знакомый каждому человеку характерный вкус, без которого пища кажется пресной. Соль также выполняет функцию консерванта. Высокая концентрация соли в воде губительна для живущих в этой воде организмов.

 Неоднозначный это продукт — поваренная соль.
Все хорошо в меру
Несколько советов по использованию соли:

  1. Никогда не досаливайте готовую пищу.
  2.  Включайте в рацион как можно больше овощей и фруктов, богатых калием и магнием, благодаря которым выводятся излишки соли.
  3. Откажитесь от чересчур соленой пищи и чипсов, осторожнее с фастфудовской едой быстрого приготовления, полуфабрикатами и различными соусами.

 



Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 81

практическая работа

 

  Автор Ицкович Т.Я.  

учитель  химии

МБОУ ООШ №81

Практическая работа

Цель работы: научиться выводить бытовые пятна с одежды различными способами, доступными в домашних условиях. Обратить внимание на физико-химические характеристики пятен, пятновыводящих средств, а также соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: образцы различных видов тканей (шерсть, шелк, ацетат и др.), вода, утюг, белая хлопчатобумажная ткань, стаканы, салфетка, средства для нанесения пятен (йодная спиртовая настойка, чай, майонез, масло, парафин, чернила, губная помада).

Реактивы: ацетон, бензин, спирт, уксусная кислота, глицерин, стиральный порошок, мел (порошок).

Памятка выводящему пятна

1. Установите происхождение пятна (чернила, жир, воск и т.д.).

2. Установите возраст пятна (старые пятна выводятся труднее).

3. Опробуйте на маленьком кусочке ткани или внутренней складке одежды  данный препарат

4. Смочите ткань вокруг пятна водой, чтобы избежать образования «ореола».

5. Выводите пятно от краев к середине.

6. Соблюдайте необходимые правила безопасности: работайте в резиновых перчатках и в хорошо проветриваемом помещении.

Инструкция к работе.

1.  Приготовьте 8 образцов ткани вашего варианта. Нанесите на образцы тканей пятна майонезом, растительным маслом, чернилами, губной помадой, парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом. Оставьте образцы на 2-3 часа (можно на сутки), а затем приступайте к их удалению.

Образцы тканей:

1вариант – шерсть;   2 вариант- хлопок;  3вариант – шелк.

2. Пользуясь таблицей и соблюдая правила техники безопасности, выведите нанесенные пятна.

3. Отчет о проделанной работе запишите в рабочую тетрадь в произвольной форме.

4. На следующем занятии оформите отчет в электронном виде.

Примечание. Раствор аммиака (нашатырный спирт) и глицерин можно приобрести в аптеке.

 Домашняя химчистка»

Цель: предлагаем почувствовать себя в роли работников химчистки.

Реактивы: нашатырный спирт, смесь №1- мыла с бензином( 1:10), бензин, смесь №2- нашатырного спирта (половина столовой ложки) + глицерина (столовая ложка) + вода (столовая ложка), уксусная кислота слабый раствор, лимонная кислота, персоль, биопорошок, вода, этанол.

1.Как почистить засаленные манжеты и воротнички курток, пальто, пиджаков?

- необходимо смочить губку раствором  этанола или нашатырного спирта и потереть ею загрязненные жиром места.

2. Как можно вывести свежие и застарелые жировые пятна с различных видов тканей?

- Свежие жировые и масляные пятна с любой ткани выводят, проглаживая ткань теплым утюгом (100о С) через несколько слоев промокательной бумаги, приложенной и с внутренней , и с лицевой стороны ткани.

С шерстяной ткани свежее пятно удаляют с помощью теплого водного раствора универсального стирального порошка или нашатырного спирта. Застарелое пятно натирают смесью № 1, а потом чистят это место бензином.

Чтобы вывести пятно с шелковой ткани, погружают загрязненный участок на 5 – 10 мин в раствор № 2. Затем изделие промывают в теплой воде.

3. После стирки темных вещей в жесткой воде на одежде остался «седой» налет . Как его устранить?

- Чтобы избавиться от «седого» налета, нужно прополоскать изделие в слабом растворе уксусной кислоты. А чтобы таких налетов не было – надо предварительно избавиться от жесткости воды кипячением или добавлением соды

4. Как удалить пятна ржавчины?

-Лимонной кислотой

5. Как удалить пятна сливочного масла?

- Бензином.

6. Как удалить следы кофе и вишневого сока?

-Персолью.

7 Как удалить  пятна мясного соуса?

- Биопорошком.

8. Как удалить пятна йода ?

- Освещая УФ-лампой.

 

иды пятен

Способ удаления

Примечание

1.Жирные и масляные пятна (свежие)

1) Прогладить ткань теплым утюгом (1000) через несколько слоев промокательной бумаги (салфетки), положенных с двух сторон.

 

2) Протереть тампоном, смоченным теплым раствором аммиака(1 чайная ложка) и любого стирального порошка (1чайная ложка) на полстакана теплой воды. Прогладить горячим утюгом через белую ткань.

 

3) Смочить пятно  бензином и оставить на 2-5 мин, а затем прогладить горячим утюгом через несколько слоев промокательной бумаги (салфетки).

Для шерстяных и ацетатных тканей. Соблюдайте ТБ при работе с бензином.

4)Посыпать загрязненный участок порошком мела, который спустя 2-4 часа удалить встряхиванием или платяной щеткой.

Для светлых тканей.

5) Погрузить на 5-10 мин в раствор: ½ ст.л. аммиака и 1 ст.л. глицерина на 1 ст.л. воды. Затем промыть.

Для шелковых тканей.

2. Пятна от йодной настойки

1) Прогладить горячим утюгом через промокательную бумагу  или салфетку.

 

2) Оставить на несколько дней – пятно исчезнет само.

Возгонка йода.

3. Чернильные пятна

1) Протереть тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина и спирта. Тампоны меняют несколько раз. Ткань затем промывают водой.

 

2) Протирать ткань со свежим чернильным пятном простоквашей или парным молоком.

Свежие пятна

3) Замочить участок ткани в холодном моющем растворе, после высыхания почистить щеткой.

Пятна от гуаши и туши

4. Цветные пятна органического происхождения (вино, ягоды, пиво, кофе, губная помада)

1) Пятна от чая: 2 ч.л. глицерина 0,5 ч.л. 10-%-ного раствора нашатырного спирта (раствор аммиака).

 

2) Замочить ткань в растворе: 1 часть щавелевой кислоты, 2 части лимонной кислоты и 50 частей воды.

Для всех тканей, кроме ацетатных

3) Замочить ткань в растворе 1׃1 спирта, винной кислоты (уксусной), или 10׃2 спирта и лимонной кислоты.

Для всех тканей, кроме ацетатных

 

 

                 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мне борьба мешала быть поэтом, песни мне мешали быть борцом..."

Вступительный урок-презентация в 10 классе по творчеству Н.А.Некрасова позволяет расширить представление о народном поэте и его творчестве....

Элективный курс «Педагогические основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным»)

Элективный курс «Педагогические  основы организаторской деятельности» («Быть лидером – быть успешным») предполагает формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспос...

Классный час в 11 классе «Кем быть? Каким быть?»

Люди давно ищут формулу счастья. Один добрый и мудрый писатель сказал: «Счастье — это когда утром хочется идти на работу, а вечером хочется идти домой».Цель: самоопределение выпускников в выборе жизне...

«Без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, без любви к Отечеству не может быть любви к Человечеству».

Отечественная война 1812 года является ярким примером того, как объединившись, представители различных национальностей и социальных слоёв общества смогли противостоять интервентам и одержать Великую п...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....