"Кто виноват?", "Что делать?" и "Быть или не быть?" литературе в школе
статья (литература) по теме

Статья-размышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_vinovat.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

      «Кто виноват?»,  «Что делать?»  и  «Быть или не быть?»

                                литературе в школе?

Ни для кого не секрет, что за последние лет 25  интерес к литературе  в обществе и интерес к литературе как школьному предмету катастрофически  снизился по сравнению с предшествующими десятилетиями. В наше неспокойное время, когда темпоритм  жизни стал запредельным, литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. К величайшему сожалению, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.

Если когда-то Россия была самой читающей страной в мире, то сейчас большая часть населения сидит у телевизора, наслаждаясь низкопробными сериалами или так называемыми talk-show сомнительного содержания, а зачастую совершенно бессодержательными.  Меньшая  (пока еще)  часть «подсела» на интернет. Безусловно, кто-то использует сеть для получения новой информации,  кто-то - с целью самообразования,   получает образование дистанционно, изучает иностранные языки. Но подрастающее-то  поколение  играет в игрушки  или  занимается пустой болтовней на убого-примитивном «птичьем» языке  в «аське», «Vkontacte»  и  прочих  разных  сетях,  бесцельно проводя  драгоценное время.

 Общеизвестная статистика:  37  процентов населения  (всех возрастов) не берут книгу в руки, тогда как в 70-е гг.  80%   родителей читали детям книги, прививая  и развивая любовь к чтению.   В последующие годы эта цифра начала стремительно уменьшаться: в  «лихие 90-е» осталось всего 15%  тех, кто приучал детей к книге,  ну а в «крутые нулевые»  и того меньше – только 7%.

В 90-е и последующие  годы сформировалось и сейчас продолжает формироваться  нечитающее поколение, представители которого воспитывают детей, не имея четких  ценностных ориентиров. Главными ценностями для многих родителей стали прагматизм,  умение сделать карьеру, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её  ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни.  Если многие поколения, независимо от национальности, были воспитаны на «Капитанской дочке»,  с детства усваивали, что главное в жизни – беречь «честь смолоду», как должное воспринимали эпизод, когда Гринёв отказался целовать руку Пугачёву, по достоинству оценивали объяснения героя о невозможности идти на службу к самозванцу, потому что «присягал государыне императрице»   и уважали Гринева за честный ответ («велят идти против тебя – пойду, делать нечего),  то сегодняшние дети не понимают его поступков  и дают ему иную оценку, считая, что герой  зря рисковал жизнью. Жизнь становится дороже чести – вот печальная  «норма»  нашего времени.

Так почему литература уходит из жизни? Видимо, потому что она – не модный журнал с необыкновенными, яркими,  чарующими  фотографиями гламурных  фотомоделей и модных брэндов. Она – не журнал «Семь дней», где смакуется  закулисная  жизни звезд, обитающих в роскошных коттеджах, путешествующих по экзотическим странам, демонстрирующих на красных ковровых дорожках всех фестивалей туалеты от Armani, Valentino, Dior и  др.

И ни слова о духовности… Такие журналы  популярны у подростков, потому что их можно часами бездумно листать, сидя в мягком кресле и  разгружая мозги. А когда начинаешь читать классику, сразу же погружаешься в иную атмосферу, там постоянно натыкаешься на философские вопросы  о смысле бытия, о любви и дружбе, о нравственности и безнравственности. И приходится напрягать мысль и искать ответы вместе с героями. Там муки совести, чувство стыда и вины за неблагополучие мира, сознание своей ответственности, долга, трудности нравственного выбора. «Вот где учишься жить. Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умнее и яснее».(Л.Толстой об «Обыкновенной истории» И.Гончарова). Жить так, как предлагает русская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее.

Литература создает тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из школы. Учитель литературы должен сделать всё возможное и невозможное, чтобы пробудить интерес к предмету и возродить его значимость.

Как это сделать? Безусловно, на уроках должен звучать текст. Учащиеся не знакомятся дома с текстом, потому что во многих семьях нет библиотек (иметь библиотеку  сейчас немодно). Достаточно на уроке прочитать один рассказ из «Темных аллей» И.Бунина, чтобы ученикам захотелось обратиться к творчеству писателя.

Театрализация, инсценировка отдельных эпизодов произведения или рассказов, сцен из пьес – еще один вид работы, который помогает глубже проникнуть в суть произведения, а вдобавок раскрывает творческие способности учащихся. Такая работа как правило вызывает огромный интерес ребят, и даже те, кто обычно неактивен на уроках, с удовольствием принимают в ней участие.

Для художественного чтения или инсценирования необходимо тщательно отбирать материал. Самое главное на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах детей, не позволять «душе лениться». Для этого можно и нужно привлекать такие средства воздействия, как музыка и живопись. Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.

Нестандартные уроки (например, уроки-концерты, благодатный материал для которых дает поэзия; или уроки-диспуты, например, по произведениям А.Чехова; или уроки-размышления, например, по роману М.Лермонтова «Герой нашего времени; или уроки-дискуссии по проблемам современной литературы)  также способствуют повышению интереса к предмету.

Особое внимание, конечно, нужно  уделять работе над сочинениями, которое горе-чиновники от образования  просто-таки «выдавливают» из программы в последние годы. Эти недоучки-недоумки не понимают, что сочинение как вид работы показывает и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности (как показывает жизнь, у самих-то нет ни того, ни другого, ни  третьего). В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя)  ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой.

Человек, хотя бы элементарно способный заглянуть в будущее, никогда не скажет, что литература не нужна. Русская  литература –  одно из немногих явлений, которым мы можем бесспорно гордиться,  это признают во всем мире, и во всем мире русскую литературу читают и изучают.  Научить сегодняшних школьников ценить наше национальное достояние, с тем чтобы они в свою очередь передали это умение своим детям, - наша обязанность.

.