Внеклассное мероприятие "Умники и умницы"(посвящённое жизни и деятельности А. М. Бутлерова)
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Бабичева Валентина Николаевна

Данное внеклассное мероприятие "Умники и умницы", посвящено жизни и деятельности А.М. Бутлерова, которому 6 сентября этого года испольнилось бы 185 лет.  Надеюсь, что моя разработка пригодится моим коллегам. Буду благадарна за отзывы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра «Умники и умницы»

(посвящена жизни и деятельности А.М. Бутлерова)

Внеклассное мероприятие по химии в 11 классе

                                                            Подготовила и провела

учитель химии МБОУ КСОШ №1

                                          Бабичева В.Н.

Игра «Умники и умницы»

Предлагаю сценарий химической игры «Умники и умницы», посвящённой жизни и деятельности А.М.Бутлерова.  За две недели до игры вывешивается объявление в классе, в нём указывается тема игры и литература, с которой учащиеся должны познакомиться. В игре принимают участие учащиеся 11 класса. Игра состоит из трёх конкурсов. В первых двух конкурсах принимают участие учащиеся всего класса. Ответив правильно на вопросы первого конкурса, учащиеся получают медали, а во втором конкурсе ордена. В финал выходят  трое учащихся, которые набрали большее количество наград. Финальный конкурс определяет победителя, которому вручается орден «Умника» и подарок. Судят игру учителя химии и учащиеся параллельного класса.

Перед началом финального конкурса ведущий (учитель) объясняет правила игры и проводит розыгрыш дорожек.                                                                                                                          1. Красная дорожка – самая короткая, т.к. участник должен ответить всего на два вопроса и стать победителем, но он не имеет права на ошибку.  

2. На жёлтой дорожке участник должен ответить на  три вопроса, здесь допускается одна ошибка в ответе.

3. Зелёная дорожка – самая длинная, участник должен ответить на четыре вопроса, но он имеет право допустить две ошибки.

Ведущий:  5 августа 1886года умер выдающийся русский учёный химик Александр Михайлович Бутлеров. Наша игра посвящена памяти А.М.Бутлерова.

На траурном собрании, посвящённом  жизни и деятельности А.М.Бутлерова  профессор Н.А.Меншуткин  сказал: « В лице Александра Михайловича мы потеряли не только славного европейского учёного, именем которого по справедливости может гордиться русская наука, но и редкого во всех отношениях человека: неутомимого труженика, блестящего лектора и экспериментатора, крайне гуманного и от всей души любившего молодёжь наставника, умевшего не только возбудить интерес и увлечь своих слушателей, но и внушить им искреннюю любовь к своим занятиям».

Сегодня нашу игру будут судить: представляет судей.

Участники игры, учащиеся 11 класса.

Наша игра будет состоять из 3 конкурсов.

1 конкурс «Биография учёного» или «Семейные предания и историческая действительность»

Ведущий: В первом конкурсе принимают участие все участники игры (теоретики). За правильные ответы участники будут награждаться медалями..

1 вопрос. Когда и где родился А.М.Бутлеров?

(25 августа «6 сентября по новому стилю» 1828 года. в с. Бутлеровка  Спасского уезда Казанской губернии «в имении отца Михаила Васильевича Бутлерова»)

2 вопрос. Кем были родители А.М.Бутлерова?

(Отец Михаил Васильевич – бывший военный полковник участник кампании 1812г..

Мать Софья Александровна, умерла на 11 день после рождения сына «от испуга»)

3 вопрос. В 8 лет Александра отдали в учение. Где он учился, назовите первое его учебное заведение.

(Это пансион Топорнина в  г. Казани, в пансионе готовили воспитанников к поступлению в гимназию)

4 вопрос. К этому периоду жизни Бутлерова относится интересный эпизод, рассказанный впоследствии его товарищем по пансиону Шевляковым.

«Бутлеров стал увлекаться химией, он готовил порошок для фейерверков, усердно возился с какими-то склянками, банками, воронками, что-то таинственно переливал из одного пузырька в другой. Ему всячески мешал неугомонный воспитатель Роланд, зачастую отбирал склянки и пузырьки, ставил в угол, оставлял без обеда непрошенного химика, но тот не унимался, пользуясь покровительством учителя физики.

В один прекрасный весенний вечер, когда воспитанники мирно и весело играли в лапту, а Роланд дремал на солнечном припёке, в кухне раздался  оглушительный взрыв. Все ахнули, а Роланд прыжком тигра очутился в кухне. Затем появился Роланд, безжалостно влачивший Бутлерова с опалёнными волосами и бровями, а за ними шёл дядька «сообщник» Бутлерова.

…К чести пансиона Топорнина, там розгами никогда не наказывали, но так как преступление Бутлерова выходило из ряда вон, то педагоги на общем совете придумали новое, небывалое наказание. Как был наказан А.М.Бутлеров?

(Его поместили в карцер и два или три раза в день выводили в общую обеденную залу с чёрной доской на груди, на доске  крупными белыми буквами было написано «великий химик».)

5 вопрос. Химия была для Бутлерова развлечением, забавой, фокусом. Он считал, что по настоящему его интересует только… Продолжите.

(ботаника и зоология)

6 вопрос. В 1844 году А.М. Бутлеров поступил на естественно научное отделение казанского университета, правда, только слушателем. Чтобы стать действительно студентом Бутлерову пришлось пробыть 2 года на первом курсе. Почему?

(Ему в 1844г. было 16 лет, он был несовершеннолетним).

2 конкурс. «Становление учёного».

Ведущий: Во втором конкурсе принимают участие все участники игры, но в отличие от первого конкурса за правильные ответы судьи будут присуждать ордена.

1 вопрос. Окончив, университетский курс в 1849 году Бутлеров защитил диссертацию. Назовите тему диссертации или чему она была посвящена?

(«Дневные бабочки волго-уральской фауны», бабочкам Волги и Урала.)

2 вопрос. Химию Бутлеров любил, но не более, она лишь его увлекала. Лишь один человек смог разбудить в нём подлинный интерес к химии. Бутлеров всю жизнь считал этого человека своим учителем. Назовите фамилию этого человека.

(Николай Николаевич Зинин)

Позже он неоднократно говорил, что «непродолжительных бесед с Н.Н.Зининым в это моё пребывание в Петербурге было достаточно, чтобы время это стало эпохой в моём научном развитии».

3 вопрос.  Профессор химии Карл Клаус первый разгадал в Бутлерове химика, рекомендовав оставить его на кафедре химии университета. Бутлеров преподавал неорганическую химию студентам 1 курса. В 1854 году Бутлеров блестяще сдал экзамен, на степень доктора химии, защитив диссертацию. Назовите тему докторской диссертации.

(«Об эфирных маслах).

4 вопрос. Какое хобби воспитало у молодого учёного качества, необходимые для исследователя: «стремление к строгой систематичности в работе, наблюдательность и внимательность к кажущимся мелочам и их анализу»?

(Коллекционирование жуков, бабочек, составление определителя «Дневные бабочки волго-уральской фауны»)

5 вопрос. В 1857г Бутлеров посетил все лучшие европейские лаборатории, слушал лекции выдающихся химиков и встречался с виднейшими представителями западноевропейской химической науки. Во Франции он работал в лаборатории известного химика…,а в Германии познакомился с молодым учёным..

Назовите эти фамилии.

(А. Вюрца,  А. Кекуле)

6 вопрос. В 1828г. A. Велер синтезировал мочевину в 1845г.  А. Кольбе  синтезировал уксусную кислоту, в 1854г М Бертло синтезировал жироподобное вещество. Продолжите логическую цепочку.

(В 1861г А.М.Бутлеров синтезировал сахаристое вещество – метиленитан)

7 вопрос. Кто и когда впервые ввёл понятие «изомерия»? Кто впервые дал научное объяснение этого явления?

(Ввёл понятие изомерии  шведский химик Й.Я. Берцелиус в 1830г., а научное объяснение дал А.М.Бутлеров.)

Ведущий:  Наши судьи внимательно следили за ходом игры, и я предоставляю им слово. Сейчас  назовут тройку игроков, которые перейдут из теоретиков в огонисты, т. е будут играть на дорожках.

Представление игроков. Фамилия, имя. Ваше хобби? Планы на будущее.

                             

Тема «Бутлеров учёный и человек»

Первый конкурс для огонистов.

1.Конкурс на знание химической терминологии.

  К..нформер, из…мер, г…молог, гидр..гал..г..нирование.

2. Конкурс красноречия.

За 40 секунд обоснуйте, в чём заключается величайшая заслуга А.М.Бутлерова.

Ведущий: Слово жюри. По решению жюри, которые учитывали ответы на первых двух конкурсах теоретиков и двух конкурсах огонистов соревнующиеся занимают дорожки. Если соревнующийся не смог ответить на вопрос, ответ на него могут дать теоретики, в случае если и они не смогли ответить ответ даёт ведущий.

Игра с участником на зелёной дорожке.

1 вопрос. Сформулируйте основные положения теории Бутлерова.

Если отвечает правильно идёт дальше по зелёной дорожке, если не отвечает,  имеет право идти дальше со штрафным очком.

Игра с участником на жёлтой дорожке.

1 вопрос. Назовите известнейшего ученика А.М.Бутлерова и его вклад в органическую химию. Сформулируйте его правило.

(Владимир Владимирович Марковников)

Если ответил правильно идёт дальше по дорожке, если ошибается, продолжает путь со штрафным очком.

Игра с участником на красной дорожке.

1 вопрос «Переведите» на современный язык высказывания А.М.Бутлерова: «Химическая натура сложной частицы определяется натурой элементарных составных частей, количеством их и химическим строением» Когда и где оно прозвучало впервые?

(19 сентября 1861 года А.М.Бутлеров выступил с докладом «О химическом строении вещества» на съезде немецких естествоиспытателей и врачей в г. Шпейере)

Если ответил правильно  отвечает на второй вопрос, если ошибается, становится теоретиком.

Игра с участником на зелёной дорожке.

2 вопрос. В связи, с чем А.М.Бутлеров пережил подлинный душевный кризис?

(Смерть отца. В 1846 г. вместе с другом, сыном профессора минералогии Николаем Петровичем Вагнером Бутлеров отправился в экспедицию в киргизские степи, надеясь обогатить свои ботанические и энтомологические коллекции. В экспедиции Бутлеров заболел брюшным тифом. Отец его выходил, но сам при этом заразился и умер).

Если ответил правильно идёт дальше по дорожке, если ошибается, продолжает путь со штрафным очком.

Игра с участником на жёлтой дорожке.

2 вопрос. Наилучшие результаты получались, «если листья сначала подвергнуть» «завяданию», в этом состоянии подогреть их в закрытом пространстве, а затем высушить»

О чём эти слова А.М. Бутлерова?

(О чае. Бутлеров сам готовил чай из листьев кавказских чайных кустов и специалисты-эксперты это чай одобрили. Бутлеров был одним из первых, доказавших возможность получения чая в нашей стране)

Игра с участником на красной дорожке.

2 вопрос. В мае 1868г. А.М.Бутлеров по представлению одного из учёных химиков был избран профессором петербургского университета на кафедру химии. Вот выдержка из его рекомендации: «А.М.Бутлеров один из величайших русских учёных. Он русский и по учёному образованию, и по оригинальности трудов. Ученик знаменитого академика Н.Н.Зинина он сделался химиком не в чужих краях, а в Казани, где продолжает развивать химическую школу. Направление учёных трудов Бутлерова не составляет продолжения или развития идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа, бутлеровское направление».

Назовите ученого, который рекомендовал А.М.Бутлерова.  (Д.И.Менделеев)

Если ответил правильно  - победитель, если ошибается, становится теоретиком.

Игра с участником на зелёной дорожке.

3 вопрос. А.М.Бутлеров разработал рациональные методы ухода за ними, постройки их жилья, лечения их от болезней, определял количество воздуха, необходимое при их зимовке, опроверг существующее мнение о том, что зимой у них резко понижается потребность в кислороде. Кто эти загадочные «они»?

(Пчёлы.  Много лет Бутлеров проводил наблюдения за пчёлами).

Игра с участником на жёлтой дорожке.

3 вопрос. Бутлеров был жизнерадостный здоровяк, прославленный силач и не застав дома друзей оставлял им что-то вместо визитной карточки. Что он оставлял?

( Он оставлял кочергу, согнутую в виде буквы Б)

Игра с участником на зелёной дорожке.

4 вопрос. Какие отношения связывали автора сказки «аленький цветочек» и А.М. Бутлерова?

(А.М.Бутлеров был женат на племяннице писателя С.Т. Аксакова – Надежде Михайловне Глумилиной. И имел от неё двух детей.)

Награждение победителя. Вручение ордена «Умника» и подарка.

Эпилог.

Ведущий: У меня ещё остался последний вопрос, который завершает нашу игру.

Вопрос: Один из биографов Бутлерова справедливо замечает, Что к «школе Бутлерова принадлежат за малым исключением, все русские химики» Назовите их.

(Зинин, Бутлеров, Марковников, Каблуков, Фаворский, Зелинский, Несмеянов и др.)

Ведущий: Величайшая заслуга Бутлерова перед человечеством заключается в том, что он, поставив органическую химию на правильный путь и вооружив науку передовой теорией, неизмеримо облегчил работу новых исследователей.

Идя по указанному русским учёным пути и руководствуясь созданной им теорией химического строения, химики сознательно создают теперь в своих лабораториях органические вещества для удовлетворения возрастающих потребностей общества. Производство красителей, лекарственных, ароматических и взрывчатых веществ, пластмасс, синтетического каучука составляет крупнейшие отрасли химической промышленности. Всё могущество современной синтетической химии обязано своим стремительным ростом замечательной теории великого русского учёного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольный речевой праздник "Сказки его жизни", посвящённый жизни и творчеству Х. К Андерсена.

Сценарий общешкольного речевого праздника представляет собой обширный материал:   в нём представлены  все значительные произведения великого сказочника.  Это мероприятие мас...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвящённая Великой Победе.

Игра нацелена на изучение  ратных подвигов защитников нашей Родины, уроженцев Республики Мордовия, в частности Теньгушевского района и воспитание патриотизма.  Интеллект- игра  состоит ...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвященная жизни и творчеству Гоголя.

Данный сценарий игры построин по аналогии с известной одноименной передачей. Правила такие же. Игра посвящена двухсотлетию со дня рождения Н.В.Гоголя. Дети самостоятельно повторяют факты из биографии ...

Игра "Умники и умницы", посвящённая дню Наума Грамотника.

Цели:·         углубить знания учащихся о русском языке;·         развивать творческие способности учащихся, мышление, с...

Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...