Интеллектуальная игра "Умники и умницы", посвящённая Великой Победе.
план-конспект занятия по теме

Тугушева Марина Александровна

Игра нацелена на изучение  ратных подвигов защитников нашей Родины, уроженцев Республики Мордовия, в частности Теньгушевского района и воспитание патриотизма.  Интеллект- игра  состоит из трёх частей: Пролога, куда входит конкурс русского языка и красноречия, Основной части, где по выбранным дорожкам нужно будет пройти, ответив на вопросы и Эпилога.

 

При подготовке к этому мероприятию  ребята 8 – 9 –х классов провели большую работу. Ученики прочитали книги "Побег из ада" М.П. Девятаева, «Генерал Пуркаев» М. Петрова, «Войной расстрелянная молодость»  В.И. Лапшинова, ряд статей о М.П. Девятаеве из газеты «Аргументы и факты», поработали с книгой «Память» по Теньгушевскому району, прослушали рассказы ветеранов войны, уроженцев села Нароватово, предварительно записанные на магнитофонную ленту. После чего учителем был составлен список вопросов по изученному материалу и проведён отборный конкурс среди учеников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx53.04 КБ

Предварительный просмотр:

(интеллектуальная игра, посвящённая  Победе в Великой отечественной войне в Республике Мордовия)

                                                                                           

Подготовила и провела: учитель истории

                            Тугушева  Марина Александровна                                                                

Учитель:  Дорогие зрители! Сегодня в нашем школе мы проводим интеллектуальную игру «Умники и умницы», посвященную  Победе в Великой Отечественной войне  в  Мордовии.

( Выходят два ученика).

Ученик  1:       Стоит ли былое вспоминать

                                 Брать его в дорогу, в дальний путь?

                                 Всё равно упавших не поднять,

                                 Всё равно ушедших не вернуть

                                 И сказала память…

 Ученик  2:   «Я могу

                                 Всё забыть, но нищим станешь ты

                                Я твои богатства стерегу

                                Я тебя храню от слепоты».

 Ученик  1:     В трудный час на перепутье лет

                                На подмогу совести своей

                                Мы зовём былое насовсем

                                Мы зовём из прошлого друзе.

Ученик   2:    И друзья, чьи отлетели дни,

                                Слышат зов  - и покидают ночь.

                                Мы им не поможем, но они

                                К нам приходят, чтобы нам помочь.

Ученик  1:   В.Распутин утверждал: «Память – само по себе понятие скрепляющее и сохранительное. Нет более одобрительной силы для раскрытия и расцвета народных возможностей, нет почвы более плодоносной, чем национальная память, ощутительная непрерывная связь поколений, живущая с  поколениями прошлого и будущего».

Ученик  2:   И неудивительно, ведь Отечество как кончик нити, смотанный в клубок. Назовёшь себя по имени- отчеству – вспомнишь отца, назовёшь отца – вспомнишь деда, назовёшь по имени – отчеству деда – вспомнишь прадеда. Без отрыва должна тянуться нить – ведь длина её – вечность.

Ученик  1:   Что же происходит в нашей стране с памятью сегодня?

Ученик  2:    Дела обстоят, честно признаться, неважно. Свобода нравов взяла верх над совестью, памятью. Мы всё разрушаем, а в нём нет спасения. Как человек, лишённой памяти, превращается в монстра, способного убить собственную мать, так  лишившись исторической памяти народ остаётся равнодушным к судьбе своей Родины.

Ученик  1:  Наши недруги хорошо это понимали. Так гитлеровское командование выпустило любопытный приказ, в котором были такие слова: «И пусть никому не приходит в голову передавать покорённым народам по радио сведения из их прежней истории: передавать следует музыку и ещё раз музыку».

Ученик  2:  Как же выходить из этого тупика?

Ученик  1:   Память о предках – главное и необходимое условие для возрождения. Известно, что исторические события подобны угасающим звёздам. Они возникли, и, вспыхнув, только раз своим появлением несут одним людям радость, другим – боль.

Ученик  2:    Отгремели выстрелы,


                         А  в душе моей

                         1418 дней…

                         Всё, солдат, что помнится,-  

                         Правнукам поведай,

                         Как война окончилась

                         Праздником Победы.

Учитель: Сегодня на игре мы будем вспоминать ратные подвиги защитников нашей Родины, уроженцев Республики Мордовия. Наше интеллект - шоу  состоит из трёх частей: Пролога, куда входит конкурс русского языка и красноречия, Основной части, где по выбранным дорожкам нужно будет пройти, ответив на вопросы и Эпилога. Перед вами три участника…

Пролог

Конкурс русского языка.

Учитель:  Перед каждым из участников лежит лист, на котором напечатано предложение:

 Гараев Пётр Петрович уроженец с. Нароватово(а) учас(т)ник боёв под Севастополем дойдя до Берлина встретил День Победы в этом освобождён(н)ом городе.

   ? Расставить знаки препинания, раскрыть скобки.

Учитель: В течение одной минуты каждому из участников нужно будет правильно расставить все знаки препинания и найти грамматические ошибки, если таковые имеются.

(Участники выполняют задания).

Учитель:  При подготовке к этому мероприятию мы с ребятами 8 – 9 –х классов провели большую работу. Ученики прочитали книги (вы их видите на выставке) – это»Побег из ада М.П. Девятаева, «Генерал Пуркаев» М. Петрова, «Войной расстрелянная молодость»  В.И. Лапшинова, ряд статей о М.П. Девятаеве из газеты «Аргументы и факты», поработали с книгой «Память» по Теньгушевскому району, прослушали рассказы ветеранов войны, уроженцев села Нароватово, предварительно записанные на магнитофонную ленту. После чего мною был составлен список вопросов по изученному материалу и проведён отборный конкурс среди учеников.

Конкурс по красноречию.

  Учитель: Для этого конкурса ребята подготовили пословицы о войне и постарались очень кратко раскрыть их смысл. Сейчас мы посмотрим, что у них получилось.

(Выступление участников).

  1. Пришёл незваным – ушёл драным.

На рассвете 22 июня 1941 года без объявления войны, нарушив Пакт о не нападении, германская армия всей мощью обрушилась на советскую землю.  В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны.

Однако лёгкой прогулки у немцев (на что рассчитывали гитлеровские генералы) не получилось. Битва за Москву, героическая оборона Ленинграда, Сталинградская и битва на Курской дуге принесли фашистам позор и несчастье. Берлинская конференция летом 1945 года разделила Германию на четыре сектора, уничтожив военную промышленность.

  1. Не только штык, но и колос врага колет.

Не только ценой великих потерь досталась нам эта победа, но и ценой огромного напряжённого труда. Женщины, старики, подростки ковали победу в тылу. Пахали и сеяли, обедали и спали в поле, порой  полуголодные. Вязали одежду, сушили картошку, собирали деньги. Делали оружие на заводах под открытым небом, замерзая, но не отступая. Фронту отдавали всё. Люди перестали осознавать себя лишь «винтиками» системы, смело проявляли свои богатые таланты и инициативу, направляли их на защиту родины. Единство фронта и тыла, морально – политическое единство советского общества стали одной из важных предпосылок коренного перелома и победы в войне.

  1. Немец боек, а русский стоек.

Немецкая армия в первые годы войны значительно превосходила русскую по количеству оружия и численности. Но уже в первые часы и дни войны советские воины показали непомерную стойкость. Вспомним защитников Брестской крепости, зверские пытки партизанки З. Космодемьянской, пылающий самолёт Н. Гастелло, легендарный подвиг панфиловцев и слова политрука В.Г. Клочкова «Отступать некуда: позади Москва!»

Главным источником победы СССР в войне стали беспримерные мужество и героизм советских людей на фронте и в тылу.

( Жюри подводит итоги за оба  конкурса.

Участники выбирают дорожки.

См. Приложение № 1).

Основная часть

Учитель:  Теперь, стоя на дорожках, каждый из вас может выбрать цифру с вопросом, ответив на который вы можете делать шаг вперёд к победе.

(Карточки с вопросами находятся  на табло.

См. Приложение № 2).

  1. В книге рекордов Гиннеса значится такая фраза: «Самым странным образом отмечен подвиг советского лётчика – истребителя, сбитого над Львовом 13 июня 1944года. Он единственный в мире лётчик, который за один и тот же  подвиг сначала был посажен в тюрьму, а затем удостоен высшей государственной награды…»

О ком говорится в этом отрывке?

  1. «… Командование отдало приказ войскам с ходу форсировать  Днепр…  13 ноября 1943 года до Теньгушева дошла весть, что Указом Президиума Верховного Совета СССР звания героя Советского Союза удостоен уроженец села…»

Закончите фразу.

  1. Прослушайте аудиозапись и ответьте на вопрос.

- Как зовут человека, рассказывающего о военных событиях из своей жизни?

  1. «Районная газета в годы войны обратилась ко всем жителям Теньгушевского района всемерно оказывать помощь фронту. В газете появилось сообщение о том, что учителя и учащиеся Нароватовской, Шокшинской, Теньгушевской школ организовали вязку шерстяных носков и варежек, режут и сушат картошку, хлеб на сухари и отправляют бойцам на фронт. В районе идёт сбор денег для фронта».

В одном из номеров за январь 1942  года есть сообщение: «Ученица 7 класса Нароватовской школы отличница Гутя Кабаева сдала для этой цели 1000 рублей. Федя Горбунов и Ваня Черентаев  - по 500 рублей».

Как называлась наша районная газета в годы войны?

  1. «Родился я в1917 году в бедной крестьянской семье тринадцатым по счёту ребёнком. Наша семья еле перебивалась с хлеба на воду, и поэтому моё появление на свет встретила без особой радости. Лишний рот!

Рос  я драчуном, заводилой среди ребят. В 1923 году пошёл в школу, а в январе 1924 года был исключён за шалости на уроках и постоянные драки с одноклассниками…»

Из чьей биографии взяты эти строки?

«Учительница сказала, что не допустит меня на уроки, пока не попрошу прощения перед  всем классом и не пообещаю всему классу исправиться. Но у меня не хватало духу…»

Сумел ли он попросить прощения перед классом?

Если да, то какое событие послужило поводом?

  1. «Стройный, подтянутый, с правильными чертами лица, с такими же как у Молотова, очками – пенсне, придававшими его продолговатому лицу оттенок врождённой интеллигентности. Они беседовали не менее 20 минут, в основном о состоянии вооружённых сил Германии…»

О ком идёт речь в прочитанном отрывке?

Кого имеет в виду автор, когда пишет «Они беседовали...?»

  1. 326 – я стрелковая дивизия.

Почему в нашей республике её часто называют Мордовской?

       Что вы о ней знаете?

  1. Житель одного из сёл ветеран войны Теньгушевского района рассказывает: «…Время летнее, начало июля танки преодолевали топь, болота, леса. На линии 500 км шло сражение, ярость врага была необыкновенная. Немецкие танки, самолёты, пехота перешли в наступление. Первоначально оборонялись.

Сражение шло, это сейчас известно, что с обеих сторон участвовало до 1200 танков, что это было около деревни Прохоровка, а в то время  мы видели перед собой только немецкие танки. Дым, гарь, копоть… 5 августа 1943 года были освобождены Орёл, Белгород, а потом Харьков. За Курскую дугу меня наградили медалью «За отвагу».

Как звали и где проживает участник крупнейшего в мировой истории встречного танкового сражения в районе деревни Прохоровка?

Пролог

(Подведение итогов.

Выступление победителя).

Я … победитель интеллектуального шоу «Умники и умницы», посвященного 60 – летию Великой Победы в Мордовии. Работа по подготовке  к мероприятию мне понравилась. Я узнал(а), что мордовский народ внёс огромный вклад в разгром гитлеровцев.  В будущем буду стараться сделать всё, что от меня зависит, лишь бы не допустить повторения этих страшных лет.

Не забудем грозный 41 – й

Правый и великий 45 – й!

Как же вы всё вынесли,

Солдаты?

(Участники исполняют песню «Майский вальс» слова М. Ясеня, музыка И. Лученка).

       

 

Приложение № 1.

Приложение № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра "Умница"

Интеллектуально-познавательная игра «Умница»  Цели занятия: - Способствовать повышению общего кругозора учащихся посредством игровых технологий;   - формировать познавательный инте...

Военно- интеллектуальная игра , посвященная 77-годовщине Победы В Великой Отечественной войне

Учащиеся 8-6 классов приняли участие в военно- интеллектуальной игре , посвященной 77-годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 85-летию МАОУ ДО " Городской дворецдетского ( юношеского) тв...

Интеллектуально-патриотическая игра ко Дню Победы для школьников "Никто не забыт, ни что не забыто"

Цель: Воспитание патриотизма, любви к Родине, Отечеству и его героическому прошлому.Задачи:- Формирование патриотического самосознания, повышение интереса к истории Отечества.- Развитие познавате...


 

Комментарии

Аладышева Татьяна Петровна

Замечательно и правильно, Марина Александровна, что Вы столько внимания уделяете патриотическому воспитанию школьников.

Тугушева Марина Александровна

Я считаю, что учитель истории просто обязан воспитывать чувство любви к своей родине.

Хлебина Елена Андреевна

Очень ценно, что при подготовке к этому мероприятию ученики прочитали много книг, провели большую исследовательскую работу.

Тугушева Марина Александровна

Я считаю, что мы и наши дети не должны забывать об ужасах Великой Отечественной войны.И наша память будет сильнее в том случае, если мы - педагоги - будем создавать условия для плодотворной работы учеников и ветеранов войны, которых, к сожалению, остаётся всё меньше и меньше.Проведение исследовательских работ, составление презентаций и видеозаписей - это часть моей внеурочной работы по патриотическому воспитанию и формированию активной жизненной позиции.