Развитие профильного обучения при преподавании химии
статья по химии по теме

Криницина Любовь Ульяновна

Статья "Развитие профильного обучения при преподавании химии" по системе профориентации на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_profilnogo_obucheniya_pri_prepodavanii_khimii.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие профильного обучения при преподавании химии

Учитель химии

ГБОУ СОШ №201

Криницина Л.У.

Систему профессиональной ориентации следует рассматривать, применяя к ней системно-структурный подход и характеризуя каждый из ее элементов. Решение проблем, связанных с профессиональной ориентацией, является важной задачей всего коллектива учителей каждой школы. Системный подход к этой важнейшей государственной проблеме помогает найти долю участия учителя химии в этой работе.

В ходе изучения химии у учащихся формируется общий кругозор, включающий сведения о задачах химизации народного хозяйства, об основных принципах современного химического производства, о рабочих и технологических профессиях (лаборантах, операторах, гальванистах и т.д.) .

Способности учащихся к химической профессии помогают выявить индивидуальные задания. Эти задания проверяют умение учащихся логически мыслить, анализировать, синтезировать, обобщать, делать теоретические выводы и применять их для последующего усвоения новых знаний, их актуальность и точность, умение проводить целенаправленное наблюдение и объяснять наблюдаемые явления, выявляют способность к техническому конструированию и др.

Важным условием выбора учащимися химической профессии является воздействие личности учителя, увлеченного своим делом, умеющего передать чувство гордости профессией химика.

В библиотеках есть необходимая литература, информирующая учащихся о химических профессиях в популярной форме, чтобы они могли определить свое отношение к ним, а также подготовить доклады, рефераты, на соответствующую тему.

Содержанием работы по профориентации является, прежде всего, переосмысление в этом направлении химического материала. Особого внимания заслуживают политехнические темы, в которые нужно обязательно включить информацию о химических профессиях.

Профпросвещение – это информация о химических профессиях, в которых нуждается производство. Чтобы заинтересовать учащихся этими профессиями, нужна их пропаганда.

Профвоспитание – это формирование на основе изучения личности учащихся их склонностей и способностей устойчивого интереса к химическим профессиям. Профконсультация – индивидуальная работа, аргументированная беседа с учащимися, которые колеблются в выборе профессии.

Формы профориентационной работы:

1. Урок высокого качества, что само по себе является косвенным стимулом профориентации учащихся. На уроке разъясняют сущность химических профессий, не перегружая учащихся излишней информацией, не занимая дополнительного времени .

Как бы ни проводился урок, поток информации, терминов, определений, формул создает перегрузку. Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает музыкальное, художественное, литературное оформление урока химии. В разумной мере применений стихов, музыки, репродукции картин украшает урок, положительно влияет на процесс восприятия .

2. Экскурсии на предприятия, в музей, в агрохимические и другие лаборатории, в аптеки, в ПТУ химического профиля и т.д.

Производственная практика, проводимая в цехах предприятия, обладает мощным профориентационным воздействием. Функцию профориентации активно выполняют факультативы, особенно «Химия в сельском хозяйстве», «Химия в промышленности», «Основы химического анализа», а также разные виды внеклассной работы.

Широко используются лекции о химических профессиях, встречи со специалистами, вечера, диспуты, конференции, конкурсы.

Методы профориентационной работы по химии также разнообразны. Большую роль в ней играет химический эксперимент, особенно лабораторные опыты и практические занятия, решение экспериментальных задач, позволяющие учащимся проявить творческое отношение к изучаемому материалу.

Также внеклассная работа предоставляет большие возможности для возбуждения интереса учащихся к химической науке.

Методы наглядной агитации также используются в профориентационной работе: использование кинофильмов, стендов, посвященных химическим профессиям, а также графиков развития химической промышленности и других отраслей народного хозяйства, в которых отражены достижения химической науки.

Учителю химии полезно создать в химическом кабинете уголок профориентации, где будет находиться стенд с перечнем химических профессий, указанием учебных заведений, которые обучают этим профессиям, и их местонахождения, агитационным материалом для учебных заведений. Здесь же помещают справочники для поступающих в ПТУ, техникумы, институты, где готовят специалистов химического профиля .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания химии в профильном нехимическом классе

несколько примеров как можно заинтересовать детей на уроках химии в старшей школе, если профильными предметами у них являются другие...

Элементы проблемного обучения в преподавании информатики в 10 классе (профильный уровень)

В 2011-12 учебном году проходила апробация обучающего курса (ОК) «1С:Школа. Информатика, 10 кл.». Специфика проекта заключалась в том, что ОК - это не отдельные ресурсы к урокам, а целостный учебно-ме...

Управление развитием профильного обучения в средней школе

В материале представлен опыт работы по профильному обучению в МБОУ "СОШ №4". Дан сравнительный анализ работы в профильных классах, представлены диаграммы, таблицы, схемы....

Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

Цель данной работы  – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.Задачи:1.  изучить механизм формиров...

Профильное обучение на уроках химии:опыт работы и проблемы.

С 2011 -2012  учебного года в нашей школе был организован химико-биологический профиль в 10-11классах. Химико-биологический профиль складывается из трёх компонентов: 1) базовые общеобразовательны...

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

На сегодняшний день школе нужна такая технология обучения, которая отвечает целому ряду требований (экономических, дидактических, психологических и др.).  Во-первых, технология должна, во-первых,...