Программа по химии за 10класс
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Воробьева Валентина Васильевна

Пример рабочей программы  разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2008.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10kl.2ch.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Рассмотрена и одобрена на заседании МО учителей географии,биологии и химии

Председатель МО

___________ /Краснова А.П. /

Протокол № __ от

«_____»_______2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по НМР МОУ «Ялгинская СОШ»

_______ /Малышкина Н.В./

«_____»_______2013 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ «Ялгинская СОШ»

_________/ Н.А.Юркин/

«___» ______________2013г

Рабочая программа

учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) по химии

в 10классе

Подготовил: учитель

химии

Воробьева В.В.

2013-2014уч.год

Пояснительная записка

Пример рабочей программы  разработан на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 5-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2008.).

Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна «Химия. 10»:

1. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, - 2009

2. Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. -М: Дрофа, 2003.

3. Химия.Юкласс: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 10»/ О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2003.

4. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.

Курс «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитан на 2 часа в неделю, общее число часов - 68 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен по концентрическому принципу.

Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на изучение следующих целей: 

  • освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  1. Уменьшено число часов на изучение тем:

-  № 1 «Теория строения органических соединений» до 5 вместо 6 часов. Высвободившийся час перенесен во Введение и используется для актуализации знаний по органической химии, полученных в 9 классе основной школы.

- № 5 «Биологически активные органические соединения» до 5 часов вместо 8, так как эта тема  в Обязательном минимуме содержания прописана курсивом, а значит, не внесена в Требования к уровню подготовки выпускников.

- № 6 «Искусственные и синтетические  органические соединения» с 7часов до 6 за счет исключения Практической работы № 2 «Распознавание пластмасс и волокон». Высвободившиеся часы по темам № 5 и № 6 отводятся на подготовку к контрольным работам и обобщению и систематизации знаний по курсу органической химии.

2. Заменена Практическая работа № 2 «Распознавание пластмасс и волокон» на более безопасную при выполнении и значимую работу «Обнаружение витаминов».

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

  • проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

 - приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Конкретные требования к уровню подготовки выпускников  определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.

В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к результатам усвоения учебного материала химии 10 класса

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен: знать/понимать

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, химическая связь, валентность, степень окисления, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота,! метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

характеризовать: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

составлять структурные формулы органических веществ изученных классов, распознать изомеры по структурным формулам, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь, важнейшие способы получения ; объяснять свойства веществ на основе их химического строения.

разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, взаимосвязь органических и неорганических соединений, причинно -следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ.

выполнять простейшие опыты с органическими веществами, распознать соединения и полимерные материалы по известным признакам.

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям с участием органических веществ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; '

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической   оценки   достоверности   химической   информации, поступающей из разных источников.


Тематическое планирование по химии, 10 класс,

базовый уровень  (2 ч  в неделю, всего 68 ч),   УМК О.С. Габриеляна


п


Наименование темы

Всего,

час.

Из них

Дата

практические работы

работы

контрольные

работы

1

Введение

2

-

-

2

Тема 1. Теория строения органических соединений

5

-

-

3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

16

-

К.р.№1

4

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

20

Пр.р.№1

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

К.р.№2

5

Тема 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе

9

-

-

6

Тема 5. Биологически активные органические соединения

5

-

-

7

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения

6

Пр.р.№2

Обнаружение витаминов

-

8

Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии

5

-

К.р.№3


Итого

68

2

3


Поурочное планирование по химии, 10 класс, базовый уровень

(2 ч в неделю, всего 68 ч.), УМК О.С. Габриеляна


Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Эксперимент

Д.- демонстрац.

Л.- лабораторный

Требования к уровню подготовки обучающихся

Измерители

Домашнее

задание

Дата

п

ф

Введение (2часа)

1.

1 Предмет органической химии

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения

Д. Коллекция органических веществ и изделий из них

Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

§ 1 упр.5

§ 1 упр1-4

устно, 6.

2.

2 Классификация органических веществ

Функциональные группы органических веществ. Признаки классификации органических веществ (наличие кратных связей и функциональных групп)

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа;

Уметь

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений

Задания, предложенные учителем.

Конспект в тетради.

Тема 1. Строение органических соединений (5 часов)

 3-4.

1-2. Теория строения органических соединений

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Причины многообразия органических веществ (гомология, изомерия)

Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Знать/понимать

-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;

-теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова

§ 2 упр. 2,3,7,6.

§ 2 упр. 8-10.

 5-6.

3-4. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах

Химические формулы и модели молекул в органической химии. Основы номенклатуры органических соединений. Изомерия и ее виды

Л. Изготовление моделей молекул углеводородов

Уметь

-называть органические вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре

Задания, предложенные учителем. Составление структурных формул гомологов и изомеров и их название.

Конспект в тетради.

7.

5. Систематизация и обобщение знаний по теме № 1

Л. Определение элементного состава органических соединений

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16часов)

8.

1. Природный газ

Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа

Уметь

-использовать приобретенные знания для безопасного обращения с природным газом

§ 3 стр. 23-25.

упр. 1-4.

 9-10.

2-3 .Алканы

Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

Л. Изготовление моделей молекул алканов

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их  состава и строения

§ 3 упр. 4,5,12.

§ 3 упр. 7,8.

 11-12.

4-5. Алкены

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация. Применение этилена на основе его свойств

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия


Л. Изготовление моделей молекул алкенов

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, его применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

§ 4 упр. 6,7а,9.

§ 4 упр. 2,3,7б.

13.

6. Полиэтилен

Получение полиэтилена реакцией полимеризации. Применение полиэтилена на основе его свойств

Д. Коллекция изделий из полиэтилена

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: пластмассы (полиэтилен), его применение

§ 4 упр. 8.

§ 4

14.

7. Алкадиены. Каучуки

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3  и изопрена:  обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.

Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на наличие двойных связей.

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение

§ 5. упр. 3,4.

§ 5. упр. 2,5.

 15-16.

8-9. Алкины. Ацетилен

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена


Д. Получение и свойства ацетилена


Л. Изготовление модели молекулы ацетилена

Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;

Уметь

-называть:  ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств этина от строения

§ 6. упр. 5,4а,7.

§ 6. упр. 3,4б,6.

 17.

10. Нефть

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин: понятие об октановом числе

Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»


Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов

§ 8. упр.3, 4, 6.

§ 8. упр. 5, 7,8.

 18-19.

11-12 . Арены. Бензол

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола.  Получение бензола из гексана и ацетилена Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

Знать/понимать

строение молекулы бензола;

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения

§ 7. упр. 1, 3, 4а.

§ 7.упр.2,4б, 5.

 20.

13. Решение задач

Вычисления по химической формуле и химическому уравнению

Уметь вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции

Задачи, предложенные учителем

Индивидаульные задания.

 21.

14. Систематизация и обобщение знаний по теме № 2.

Решение задач и упражнений, предложенных учителем.

Повторить

§ 1-8.

Подготовиться к К/Р.

 22.

15. Контрольная работа   № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники»

 23.

16. Анализ контрольной работы

Разбор заданий К/Р

Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (20 часов)

24.

1. Спирты

Предельные одноатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физ-ие свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа спиртов;

-вещества: этанол, физиологическое действие на организм метанола и этанола; Уметь называть спирты              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу спиртов

Задания, предложенные учителем. Составление структурных формул гомологов и изомеров и их название.

§ 9. стр. 63-68

 упр. 1-7

(устно).

25.

2. Химические свойства спиртов

Хим. св-ва этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Применение этанола на основе его свойств.

Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Л. Свойства этилового спирта

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства спиртов;

-объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения

Задания, предложенные учителем.

§ 9. стр.68-71

упр. 12,13.

26.

3. Многоатомные спирты

Глицерин как представитель предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина .

Л. Свойства глицерина

Знать/понимать

-вещества: глицерин;

Уметь выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов

Задания, предложенные учителем.

§ 9. стр.71-72

упр. 14

27-28.

4-5. Каменный уголь.

Фенол

Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Состав и строение молекулы фенола.

Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, поликонденсация фенола с формальдегидом  в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе его свойств

Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

Д. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании

Д. Качественные реакции на фенол

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом;

-для оценки влияния фенола на организм человека и другие живые организмы

§ 10 упр. 2,3,4.

§ 10 упр 5,6..

 29-30.

6-7. Альдегиды

Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

 химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Д. Окисление спирта в альдегид

Д. Реакция «серебряного зеркала»

Д. Окисление альдегидов с  помощью гидроксида   меди (П)

Л. Свойства формальдегида

Знать/понимать химические понятия: функциональная группа альдегидов; Уметь называть альдегиды              по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов;

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида; объяснять зависимость свойств альдегидов от состава и строения; выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов

Задания, предложенные учителем

§ 11 упр. 4,6,7.

 31-32.

8-9.Карбоновые кислоты

Получение карбоновых кислот окислением альдегидов.

Уксусная кислота: состав и строение молекулы,  химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая, стеариновая и олеиновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Л. Свойства уксусной кислоты

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот,  Уметь называть уксусную кислоту           по международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот; характеризовать строение  и химические свойства уксусной кислоты; объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

§ 12 упр. 3,4, 9,10.

§ 12 упр. 5, 6,8.

 33.

10. Сложные эфиры

Получение сложных эфиров  реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Д. Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров

Д. Коллекция эфирных масел

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров

§ 13 стр. 92-94

 упр.1а,2-5.

 34-35.

11-12. Жиры. Мыла.

Жиры как сложные эфиры.

Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и        гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе их свойств. Мыла.

Л. Свойства жиров


Л. Сравнение растворов свойств мыла и стирального порошка

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу жиров; мылам;

-характеризовать строение и химические свойства жиров

§ 13 упр. 11,7,9.

§ 13 стр. 94-99

 Упр. 9,10,12.

36.

13. Углеводы


Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза), Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкоза – полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарид – глюкоза)

Д. Ознакомление с образцами углеводов


Л. Свойства крахмала

Знать/понимать

важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-объяснять химические

явления, происходящие с углеводами в природе

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

§ 14 стр. 100 -103 упр. 1-4

37.

14. Глюкоза

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,  брожение (спиртовое и молочнокислое).  Применение глюкозы на основе свойств

Л. Свойства глюкозы

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы

§ 14 упр. 9а,б,

§ 14 стр. 100 -108 упр. 9в, 10,11.

38.

15. Дисахариды. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза

Сахароза. Физ. св-ва  и нахождение в природе. Химические св-ва: образование сахаратов, гидролиз. Химические процессы получения сахарозы из природных источников.

Строение макромолекулы крахмала из звеньев глюкозы. Химические св-ва: р-ия с йодом, гидролиз. Превращение  крахмала пищи  в организме.

Целлюлоза строение, св-ва, применение. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.

Д. Гидролиз целлюлозы.

Л. Взаимодействие сахарозы с гидроксидами металлов.

Л. Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз крахмала.

Знать: понятия: гидролиз, типы химических реакций.

Уметь:

-называть вещества; определять пространственное строение молекул, изомеры, гомологи.

- характеризовать строение и свойства углеводов, выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.

Задания, предложенные учителем

§ 15 упр. 3, 5, 7.

 39.

16. Практическая работа № 1

Правила по ТБ.

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ

 40.

17. Генетическая связь между классами органических соединений

Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Д. Переходы: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

Задания, предложенные учителем

Индивидаульные задания.

 41.

18. Систематизация и обобщение знаний по теме № 3.

Решение задач и упражнений, предложенных учителем.

Повторить

§ 9-15.

Подготовиться к К/Р.

 42.

19. Контрольная работа   № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»

 43.

20. Анализ контрольной работы

Разбор заданий К/Р

Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (9 часов)

44.

1. Амины

Понятие об аминах как органических основаниях. Состав и строение молекул аминов. Свойства первичных аминов на примере метиламина.

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу аминов

-характеризовать строение  и химические свойства аминов

§ 16 упр. 5, 8.

§ 16 стр. 116-119 упр. 3,4,7.

 45.

2. Анилин

Анилин – ароматический амин: состав и строение, получение  из нитробензола (реакция Зинина). Физические и химические свойства (ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой). Применение анилина на основе свойств.

Д. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой.

Д. Реакция анилина с бромной водой

Уметь

-характеризовать строение  и химические свойства анилина

§ 16 стр.

119-121.

 46-47.

3-4. Аминокислоты

Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации).  Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот

Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу                      аминокислот;

- характеризовать строение и химические свойства аминокислот

§ 17 упр. 10,5.

§ 17 стр. 122-128.

Упр. 3,4.

 48-49.

5-6. Белки

 Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Д. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Л. Свойства белков

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства белков;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков

§ 17 упр. 9,11.

§ 17 стр. 128-134.

Упр. 6-8..

50.

7. Нуклеиновые кислоты

Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий пан строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Д. Модель молекулы ДНК

§ 18 упр. 1-5.

§ 18 упр. 7-9.

 51-52.

8-9. Решение расчетных задач. Выполнение упражнений

Решение задач и упражнений, предложенных учителем.

Индивидаульные задания.

Тема № 5. Биологически активные органические соединения (5 часов)

53.

1. Ферменты

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Д. Разложение пероксида водорода каталозой сырого мяса или сырого картофеля


Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы

§ 18 упр. 1-5.

§ 18 упр. 6-8.

54.

2. Витамины

Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С

как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов                                    

Д. Коллекция витаминных препаратов


Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

§ 19стр. 148-152 вопр. 1-5.

сообщения.


 55.

3. Гормоны

Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета

§ 19стр. 152-154

Вопр. 6-8.

сообщения.

 56.

4. Лекарства

Лекарственная химия: от иатрохиимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика

Д. Коллекция витаминных препаратов


Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами

§ 19стр. 155-160.

Вопр. 9-11

сообщения.

 57.

5. Практическая работа № 2

Обнаружение витаминов

Правила по ТБ.

Уметь

-выполнять химический эксперимент по обнаружению витаминов

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (6 часов)

 58-59.

1-2 .Искусственные полимеры

Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах.  Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья.  Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы

Уметь

-характеризовать строение полимеров

§ 21 вопр. 1-7 устно

 60.

3. Синтетические полимеры

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная.

Л. Ознакомление с коллекцией                                    пластмасс, волокон и каучуков

Знать/понимать

- важнейшие материалы –синтетические полимеры

Уметь

-характеризовать строение полимеров

§ 22 упр

1,2.

§ 22 упр

. 3-5.

 61.

4. Синтетические пластмассы

Полиэтилен и полипропилен: их получение, свойства и применение.

Д. Коллекция изделий из пластмасс

Знать/понимать

- важнейшие материалы синтетические пластмассы

§ 22

Конспект.

 62.

5. Синтетические волокна

Классификация волокон. Классификация синтетических волокон, их свойства и применение

Знать/понимать

- важнейшие материалы -синтетические волокна

§ 22

Конспект.

 63.

6. Синтетические каучуки

Классификация синтетических каучуков. Резина. Термореактивные и термопластичные полимеры.
Применение синтетических каучуков

Знать/понимать

- важнейшие материалы синтетические  каучуки

§ 22

Конспект.

Систематизация и обобщение знаний по курсу органической химии (5 часов)

64-65.

1-2. Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии

Решение расчетных задач. Выполнение упражнений.

Решение задач и упражнений, предложенных учителем.

Повторить

§ 9-15.

Подгото-

виться к К/Р.

66.

3. Контрольная работа   № 3 по курсу органической химии

67.

4. Анализ контрольной работы.

Разбор заданий К/Р

68.

Итоговый урок

Учебная деятельность осуществляется при использовании учебно-методического комплекта О.С. Габриеляна «Химия. 10»:

1. Химия. 10 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, - 2009

2. Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. -М: Дрофа, 2003.

3. Химия.Юкласс: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия. 10»/ О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2003.

4. Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Химия. 10 класс: Настольная книга учителя. - М.: Дрофа, 2004.

Курс «Органическая химия» в 10 классе универсального направления (базовый уровень) рассчитан на 2 часа в неделю, общее число часов - 68 и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по химии. Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна. Этот курс развивает линию обучения химии, начатую в основной школе и построен по концентрическому принципу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 10класс

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа по химии 10класс Рудзитис Г.Е.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины,календарно-тематическое планирование, требования к знаниям и умениям...

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова...

Урок химии в 10классе "Химия запаха"

Дано представление урока, тестовое задание и задания для групп. Предлагаю конспект урока, в котором спланированы все этапы урока....

Рабочая программа по геометрии в 10классе

Рабочая   учебная программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на ...

Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников потому, что отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школ...

Календарно тематическое планирование к рабочей программе по химии 10класс профильный уровень.

календарно тематическое планирование по химии 10 класс профильный уровень...