урок "Неметаллы" 11 класс
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Миронова Ирина Юрьевна

Превращать каждый урок в осознанную  деятельность учащихся- самое сложное для учителя. Урок не должен повторяться, наскучить, оттолкнуть своей сложностью. Предлагаю свой вариант первого урока в теме "Неметаллы". По образцу характеристики металла ученик может организовать работу по самоизучению следующей группы веществ неметаллы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Неметаллы» 11 класс (базовый).

Цель урока

Для учителя

Для ученика

1.Образовательная.

Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений учащихся по данной теме.

Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации закономерностей ПСХЭ в свете изучения неметаллов.

Знать характеристики неметаллов на атомарном и макроуровне. Уметь сравнивать металлы и неметаллы (и неметаллы между собой) по строению атома, простых веществ.

2.Развивающая.

Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития логического мышления, умений приобретать знания не только памятью, а мыслью. Содействовать развитию у учащихся умения работать во времени, структурировать информацию.

Развивать умения для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, умения постановки и поиска решения проблем, речевую деятельность, умение работать во времени, структурировать информацию.

3.Воспитательная.

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.

Формировать умения работать по культуре умственного и практического труда, адекватной оценке своей деятельности (осуществлять самоконтроль и личную ответственность за совместную работу).

Ожидаемый результат

Каждый ученик должен уметь давать характеристику любого неметалла на атомарном и макроуровне, находить причинно-следственные связи, выявить закономерности по составу, строению, свойствам, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Структура и содержание урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Контроль

1.Организационный момент.

Вступление: мир каких веществ мы изучили?

Мир металлов.

 

2.Мотивация и целеполагание.

 (коллективная мыследеятельность)

Что мы знаем о металлах?

Может ли существовать мир, состоящий только из металлов?

Слушают и обсуждают сведения, полученные ранее, формулируют тему урока, подтверждают логику выбора этой темы.

 

3.Планирование.

Обращение к девизу урока (!) и нацеливание на планирование.

Как можно охватить сразу все неметаллы?

Просит сформулировать проблему (противоречие) по положению водорода и инертных газов.

Составляют план изучения данной темы путем переноса ранее изученного материала на новый, сравнивают план с эталоном (по сравнительной таблице).

 Какая проблема возникла относительно водорода и инертных газов?

4.Реализация плана через решение частных задач.

Инструктаж работы в группе, консультации,

 Распределяют обязанности в группе. Работают парно и индивидуально.

 

Работа в группах:

 

Атомарный уровень

Макроуровень:

  • состав
  • строение
  • свойства:
  • физические свойства;
  • химические свойства

Организация фронтальной групповой работы по характеристике неметаллов разных групп.

Дают характеристику двух неметаллов данной подгруппы на атомарном уровне с краткой записью в тетради и отвечают на контрольные вопросы (по сравнительной таблице). Характеризуют состав вещества, строение кристаллической решетки

1)К каким элементам (s, p, d, f)относятся неметаллы?
2)Какие степени окисления могут иметь неметаллы? (Обратитесь к графической формуле)
3)Как изменяется восстановительная и окислительная способность в периоде? Группе?  Почему? Характеризуют состав вещества, строение кристаллической решетки

Вывод учеников на основании анализа справочных данных (приложение) и образцов неметаллов по характеристике физических свойств.

Анализируют и делают выводы с записью в тетрадь.

5)Охарактеризовать физические свойства алюминия.

Выход на проблему химической активности неметаллов:
просит сравнить химическую активность с металлами по положению в периодической таблице (окислительную и восстановительную) и в ряду электроотрицательности между собой.

работая в парах, проводят мысленный сбор данных, сравнивают активность своих неметаллов и делают выводы.

6)Какова химическая активность неметаллов? Каковы их общие химические свойства?

Вызывает  учеников к доске с целью заполнения таблицы.

Ученики заполняют таблицу на доске и в тетради.

Какие закономерности ПЗ и ПСХЭ используем?

Решение проблемы по положению водорода и инертных газов.

Ученики проводят мысленный сбор данных, заполняют таблицу на доске и в тетради.

Какие закономерности ПЗ и ПСХЭ используем?

Проводит демонстрационный опыт превращения фосфора.

    Р Р2О5Н3РО4

Наблюдают за процессами, происходящими в колбе и составляют цепочку превращения и составляют уравнения происходящих реакций.

Пронаблюдайте за процессами, происходящими в колбе и предложите цепочку превращения и уравнения происходящих реакций.

5.Домашнее задание

Возвращает к плану урока § 19, стр.241 упр. 5,8, *упр. 9,10 повторить соединения элемента, *составить и решить свою цепочку превращений неметалла.

Выделяют оставшиеся вопросы из плана, переходят к теме следующего урока и делают вывод, что необходимо повторить дома.

 

6.Рефлексия.

Тест

Делают тест, взаимопроверка.

 

Итог урока: «Они все такие разные, загадочные: и самый лёгкий, и самый твёрдый на Земле .... но, если ты познакомишься с ними поближе, перед тобой откроется удивительный мир!



Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика элементов на основании положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

(заполнить в ходе урока)

Признак сравнения

Металлы.

Неметаллы.

Химические элементы

1.Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

        B           +побочные п/гр

                          At

                 В           F

                            At

                               

2.Строение атома

На внешнем слое 1-2-3 электрона, большой радиус, легко отдают электроны.

3. Валентные возможности атомов.

Перестроение валентных электронов на свободные орбитали поодиночке  ,

у металлов побочных подгрупп их несколько.

4. Степени окисления, активность,

Прогнозирование свойств

+(номер группы),

Электрохимический ряд активности металлов.

Все-восстановители, могут быть окислителями.

Простые вещества

5.Химическая связь

Металлическая

6. Кристаллические решётки

Металлическая

7. Аллотропия

α, β, γ-     неявная

8.Физические свойства

Похожи: мет. блеск, твёрдость, пластичность, тепло-электропроводность, непрозрачность и тд.

9. Химические свойства

+ О2, + Cl2   +S (неметаллы)

 

+ Н2О

+ кислота

+ соль

+ органические в-ва (спирты, карб. кислоты, галогеналканы)

Индивидуальная работа в группе.                   _______________________________________

___________________________________________

Характеристика элементов- неметаллов на основании положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Признак характеристики

Неметалл-

Химический элемент

1.Положение в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

2.Строение атома

3. Валентные возможности атомов.

 

4. Степени окисления, активность,

Прогнозирование свойств

Простое вещество

5.Химическая связь

6. Кристаллические решётки

7. Аллотропия

8.Физические свойства

9. Химические свойства

(ОВР)

Групповое задание по теме «Неметаллы».

Группа №

Цель: Охарактеризовать неметаллы на основании положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Задачи:

1. Рассмотреть элементы-неметаллы предложенной подгруппы по плану.

2. Сделать вывод об их окислительной и восстановительной активности относительно друг друга и других подгрупп неметаллов.

3. Доложить результаты коллективной работы

Алгоритм работы:     время – 10 минут

  • Выбрать руководителя- распределение ролей, учёт работы каждого ученика, общее выступление.
  • Каждые двое учащихся берут для характеристики один элемент из подгруппы и заполняют лист (всего охарактеризовать два элемента, если учеников 6-, то три)

Уравнения реакций разобрать как ОВР.

Строение атома и валентные возможности атомов в графической формуле.

  • Один ученик помогает всем, собирает информацию для вывода.

Работа проводится по учебнику химии 11 класса, стр. 226-236, §19.

Можно использовать дополнительную литературу (на столе).

Сдать отчёт на оценку.

Устное выступление-1минута (кратко и понятно (по плану)).

Групповое задание по теме «Неметаллы».

Группа №

Цель: Охарактеризовать неметаллы на основании положения в ПСХЭ Д.И.Менделеева.

Задачи:

1. Рассмотреть элементы-неметаллы предложенной подгруппы по плану.

2. Сделать вывод об их окислительной и восстановительной активности относительно друг друга и других подгрупп неметаллов.

3. Доложить результаты коллективной работы

Алгоритм работы:        время- 10 минут

  • Выбрать руководителя- распределение ролей, учёт работы каждого ученика, общее выступление.
  • Каждые двое учащихся берут для характеристики один элемент из подгруппы и заполняют лист (всего охарактеризовать два элемента, если учеников 6-, то три)

Уравнения реакций разобрать как ОВР.

Строение атома и валентные возможности атомов в графической формуле.

  • Один ученик помогает всем, собирает информацию для вывода.

Работа проводится по учебнику химии 11 класса, стр. 226-236, §19.

Можно использовать дополнительную литературу (на столе).

Сдать отчёт на оценку.

Устное выступление-1минута (кратко и понятно (по плану)).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....