Урок по теме "Аспирин"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Изюмникова Анна Александровна

Урок можно проводить в 10 классе при изучении темы "Лекарства", в 11 классе на элективном учебном курсе "Введение в фармацевтическую химию".

 

На данном уроке рассматриваются свойства Аспирина разных марок производителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_aspirin.doc54 КБ
Office presentation icon aspirin.ppt2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Аспирин»

Цель: сформировать представление об аспирине, научить применять его в жизни, соблюдая правила безопасного приема, профориентация.

Задачи: 1. Учебная - познакомить с аспирином, его свойствами, дейсвием на организм человека.

2. Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, формирование мировоззрения обучающихся, повысить их компетентность, умение работать коллективно, профориентация.

3. Развивающая – совершенствовать навыки по исследованию химических веществ, умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: Урок формирования и совершенствования знаний.

Методы и средства обучения:  

  • Частично-поисковый,
  • Эвристический,
  • Объяснительно-иллюстративный.

Технологии обучения:  информационные, ИКТ, здоровьесберегающие.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, авторская презентация, инструкционные карточки, коллекция лекарств, содержащих ацетилсалициловую кислоту, штативы с пробирками, растворы разных видов аспирина, раствор хлорида железа (III), раствор лакмуса.

Формы контроля: 

1.По способу организации:

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Фронтальная.

2. По способу подачи информации

  • Устная
  • Письменная
  • Экспериментальная

Использованная литература: 

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина, 2001.

2. Пичугина Г.В.Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004.

3. Машковский М.Д. Лекарства ХХ века. М.: Новая волна, 1998, 320 с.;

Ход урока:

I.Организационный этап.  

II. Постановка темы урока, цели и задач. 

  1. На столе коллекция лекарственных средств, содержащих ацетилсалициловую кислоту. Какая тема урока? Аспирин.     Слайд1
  2. Какую мы поставим цель урока? Исследовать аспирин, его характерные и специфичные свойства, узнать области применения аспирина. Слайд2

III. Актуализация знаний: 

  1. Что лежит у вас на столе? Лекарства.
  2. Для чего они нужны? Лечить заболевания.
  3. Что такое лекарство? Определение.
  4. Кто такой провизор? Определение.

IV. Введение новых знаний

Вступительное слово учителя:

Я предлагаю вам сегодня побывать в роли провизора.

Мы исследуем разные виды аспирина, проверим их качество.

1.Начнем с истории открытия аспирина – выступление ученика. (Денис Давыдов)        Слайд3.

2.Строение аспирина. Слайд 4 

Какое еще название имеет аспирин? Ацетилсалициловая кислота.

Напишите строение ацетилсалициловой кислоты по ее международному названию (ИЮПАК). Проверьте себя по презентации. Слайд5.

3.Какое действие на организм оказывает аспирин? Сообщение ученика. (Вика Ложкина). Слайд6. 

Физминутка!!!

4.На столах у вас лежат размолотые таблетки аспирина. Охарактеризуйте физические свойства этого вещества.

5.Химические свойства аспирина.  1). Наиболее характерной реакцией является – гидролиз. При нагревании с водой происходит реакция гидролиза, в результате образуются две кислоты – салициловая и уксусная: Салициловая кислота содержит две функциональные группы – OH и COOH. Гидролиз проводят при кипячении раствора ацетилсалициловой кислоты в воде в течение 30 с. После охлаждения салициловая кислота, плохо растворимая в воде, выпадает в осадок в виде пушистых игольчатых кристаллов.

2).  Фиолетовое окрашивание раствора обусловлено группой OH, вступающей с FeCl3 в характерную для фенолов реакцию.

3). При добавлении раствора лакмуса появляется розовое окрашивание из-за присутствия в растворе уксусной кислоты.

6.Лабораторный опыт: «Исследование свойств аспирина». Слайд7.

Инструктивная карточка: 

 1.В пробирки с раствором упсарина упса добавьте: в одну – раствор FeCl3, в другую – раствор лакмуса. Что наблюдали? Данные занесите в таблицу.

2.В пробирки с раствором ацетилсалициловой  кислоты добавьте: в одну – раствор FeCl3, в другую – раствор лакмуса. Что наблюдали? Данные занесите в таблицу.

3.В пробирки с раствором кардиоаспирина добавьте: в одну – раствор FeCl3, в другую – раствор лакмуса. Что наблюдали? Данные занесите в таблицу.

4.В пробирки с раствором просроченного аспирина добавьте : в одну – раствор FeCl3, в другую – раствор лакмуса. Что наблюдали? Данные занесите в таблицу.

5. Сделайте вывод о том, какой аспирин принимать менее опасно и какой совсем нельзя принимать.

Помните!!! Прежде чем принимать какое-либо лекарство, необходимо проконсультироваться с врачом, проверить срок годности лекарства, прочитать инструкцию по применению. Все лекарства имеют противопоказания!

Всё-лекарство, и всё-яд! Дело лишь в дозе!!! Слайды 8, 9.

7. Применение аспирина в быту:  ( памятки на столах)

 Рецепты применения аспирина:

* * *

В подготовленные 3-литровые банки укладываются все специи, обязательно добавля-ются листья хрена. Затем укладываются огурцы и заливаются кипятком на несколько ми-нут. Затем воду надо слить. В банку добавить 2 таблетки аспирина, 2 столовые ложки са-хара, 2 столовые ложки соли, 2 ложки водки, снова залить кипятком и закатать.

Приготовленные таким образом огурцы имеют вкус малосольных. И очень хорошо хра-нятся.

* * *

Положительные результаты получили, применяя для сохранения срезанных цветов гвоздики, хризантемы, мака, астры, флокса и других культур растворы борной и азотной кислот, перманганата и нитрата калия, сахарозы и аспирина.

* * *

На 100 г икры требуется 10-15 г мелкой соли.

Можно солить икру ряпушки, сига, судака, щуки, леща, ну и, конечно красной рыбы. Икру надо вынимать осторожно, чтобы не разорвать желчный пузырь. Промывают икру холодной кипяченой водой (от сырой воды она быстро портится). Икру щуки необходимо ошпарить кипятком, поскольку в ней нередко содержатся микробы, вызывающие желудочно-кишечные заболевания.

Для лучшей сохранности употребляют консервирующие вещества: на 1 кг икры 1/2 ч.л. глицерина и 1 таблетку аспирина, разведенную в 1 ст.л. кипяченой воды. Все тща-тельно перемешивают и ставят в прохладное место. Икру можно употреблять в пищу че-рез 1-2 часа. При подаче на стол икру заправляют растительным маслом и добавляют лук.

V. Рефлексия . Понравилось ли быть провизорами? На лепестках ромашки  напишите что вы узнали на уроке, что запомнили. В центре цветка нарисуйте смайлик, отображающий ваше настроение по окончании урока. Слайд 10.

VII.Д/з составить тест по уроку. Комментирование оценок.

VI. Заключение:  

Народная мудрость гласит: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - много потерял, здоровье потерял  - всё потерял». Будьте здоровы!!!  Слайд11.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа п.Молодежный Перелюбского района Саратовской области»

Мастер-класс

на РМО учителей химии и биологии

на тему: «Практико-ориентированное обучение

на уроках химии»

Провела учитель химии и биологии

МБОУ «СОШ п.Молодежный

Перелюбского района Саратовской области»

Изюмникова А.А.

2012-2013 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Провести исследование свойств аспирина Выявить его характерные и специфические свойства Выявить особенности применения аспирина

Слайд 3

ИЮПАК 2-ацетилоксибензойная кислота Формула C 9 H 8 O 4 Лекарственные формы таблетки, таблетки для детей, таблетки покрытые кишечнорастворимой оболочкой, таблетки покрытые оболочкой, таблетки шипучие Торговые названия «Аспирин Кардио», «АСК-кардио», «Аскопирин», «Аспиватрин», «Аспикор», «Аспинат», «Аспирин», «Аспитрин», «Аспровит», «Ацекардол», «Ацсбирин», «КардиАСК», «Кардиопирин», «Некстрим Фаст», «Таспир», «Терапин», «Тромбо АСС», «Упсарин Упса», «Флуспирин», «Комби-Аск»

Слайд 6

противовоспалительное, жаропонижающее и болеутоляющее действие профилактика онкологических заболеваний профилактика артрита профилактика заболеваний сердца

Слайд 7

Вид аспирина Раствор FeCl 3 Раствор лакмуса Упсарин упса Ацетилсалици- ловая кислота Кардиоаспирин Просроченная таблетка аспирина

Слайд 8

Вид аспирина Раствор FeCl 3 Раствор лакмуса Упсарин упса Светло-коричневый фиолетовый Ацетилсалици-ловая кислота Светло-коричневый розовый Кардиоаспирин Светло-коричневый розовый Просроченная таблетка аспирина Бурый красный

Слайд 9

Читай инструкцию!!!

Слайд 10

Дело в дозе!

Слайд 11

В центре цветка нарисуйте смайлик, отображающий ваше настроение

Слайд 12

Будьте здоровы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...