Мастер класс по химии
проект по химии по теме

Каравашкина Наталья Александровна

Мастер класс был представлен в рамках работы муниципальной школы методического мастерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс по теме:

«Горький как жизнь, и сладкий как грех»

(проблемно-исследовательский подход в обучении)

Текст

№ слайда

Мастер класс по теме:

«Горький как жизнь, и сладкий как грех»

1

Звучит китайская музыка, на фоне которой ведущий мастер класса читает легенду о происхождении:

Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император  Шэнь Нун  утомленный прогулкой по лесу приказал развести  костёр под деревом, чтобы согреть воду для питья. Случайно листья с дерева упали в котел с водой и Шэнь Нун, выпив получившийся напиток, который оказался и горьким и сладким одновременно, почувствовал себя освеженным и полным сил.  Он понял, что нашел новое полезное растение, и более тщательно изучив  его полезные  качества, открыл, что этот чудесный напиток  утоляет жажду, избавляет от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него легко начинают двигаться все сто суставов. Он легко справляется с сотней видов болезней, и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе.

2

Проблема 1:  Как вы думаете, о каком напитке, который горький как жизнь и сладкий как грех, мы будем вести сегодня разговор?

3

Правильно, это чай –  один из тех немногих напитков, которые прочно вошли в нашу жизнь. Мы пьем чай по утрам, чтобы взбодриться и по вечерам, чтобы расслабиться. Мы греемся чашкой горячего чая в зимнюю стужу и утоляем жажду ледяным чаем в знойное лето. Этот божественный напиток уже давно является частью человеческой жизни.

4

И не случайно, иероглиф слова  «чай» является символом долголетия, состоит из трёх  частей (трава, человек, дерево) и означает гармонию человека и природы.

        Трава

      Человек

      Дерево

5

Современная мировая классификация разделяет чай на восемь сортов:

6

Черный чай – самый распространенный в мире. Он бывает листовой, гранулированный, порошковый и прессованный

7

Зеленый чай. По-моему, это самый вкусный чай, который лучше всех сортов позволяет почувствовать все самые тонкие нотки чая.

8

Белый чай – это чай из очень молодых листиков и нераспустившихся почек чайного куста. Несмотря на свое название,  он имеет не белый цвет, а светло-желтый.

9

Желтый чай – это чай элитный, и раньше производился только для императоров в Китае. Его даже запрещали к вывозу из этой страны

10

Синий чай – чай «улун», иногда в Китае его называют «бирюзовым». Все виды синего чая имеют специфический пряный, немного горький вкус, который сразу выделяет эти чаи среди других.

11

Красный чай – или чай «оолонг». Этот чай так называемое «среднее звено» между чаем черным и зеленым чаем.

12

Ароматизированный чай – это такой чай, в который добавляется ароматическая добавка, которой могут служить  натуральные экстракты, синтетические элементы и натуральными добавки.

13

И, наконец, последний сорт чая – так называемый «не чайный» чай. Сюда относят чаи, которые сделаны не из листьев чайного дерева. Например, травяные чаи или чай каркаде.

14

По своему химическому составу чай является уникальным  продуктом. Он содержит около 300 различных химических веществ и 517 микроэлементов, сочетание которых уникально и не существует в каких либо других растениях. Самые важные и полезные  составные части чая – дубильные вещества, алкалоиды, витамины

15

Дубильные вещества (танина) придают чаю приятную терпкость.

Среди алкалоидов  чая самым известным является кофеин, который поднимает жизненный тонус и бодрит. Вопреки распространённому мнению, кофеина в чае гораздо больше , чем в кофе, но действует он мягче.  

Наиболее широкой гаммой в чае представлены Витамины –              а именно:

Каротин - провитамин А, обеспечивает нормальное                                                                                               состояние слизистых оболочек, важен для сохранения хорошего зрения.

Витамин В1 отвечает за нормальное функционирование нервной системы.

Витамин В2  придает эластичность и здоровый цвет коже, при недостатке этого витамина развиваются дерматиты, конъюнктивиты, наблюдается выпадение волос.

Витамину С принадлежит значительная роль в поддерживании сопротивляемости организма к инфекционным заболеваниям. При его недостатке повышается  проницаемость капилляров, нарушается обмен веществ, развивается цинга. Следует заметить, что в свежем чайном листе его в 4 раза больше, чем в соке лимона и апельсина. Но при обработке, часть витамина С теряется. Тем не менее, его остаётся не так уж и мало и усваивается он лучше чем из цитрусовых и моркови.

Витамин Р  укрепляет стенки кровеносных сосудов. Его содержание в чае таково, что, выпивая 3-4 чашки напитка хорошей крепости, можно обеспечить организм необходимой суточной дозой этого витамина.

Витамин РР  играет важную роль в процессах обмена веществ.

Витамин К участвует в процессах свертывания крови. Его недостаток приводит к снижению свертываемости крови и проявляется  внутренними кровоизлияниями и кровотечениями.

Таким образом, даже такое поверхностное ознакомление с химическим составом чая показывает, что природа создала в чайном листе своеобразный химический клад.  Такое сочетание не может заменяться какими-либо другими химическими препаратами и веществами, а потому особенно ценно для организма.

16

Сегодня,  я  предлагаю вам заглянуть в чашку чая  и посмотреть  на этот удивительный напиток с точки зрения химии и определить, Проблема 2: какой чай чёрный или зелёный наиболее полезен для человека. Таким образом, объектом нашего исследования будет являться чай двух сортов чёрный и зелёный, так как именно эти сорта чая мы наиболее часто используем. Изучив:

1.  Качество  чая;

2. Химический  состав чая, а именно содержание в нём танина, витамина С, красителей и общий кислотно-щелочной баланс этого напитка.

Мы сможем ответить на поставленный вопрос, т.е. решить проблему.

Для  проведения исследования я приглашаю  8 человек. Вы сейчас разделитесь на 2 группы: одна группа будет исследовать чёрный чай, вторая зелёный. По окончанию работы, которая будет проходить в течение 7 – 10 минут, вы представите нам свои результаты, на основании которых мы определим, какой чай наиболее полезен.   (исследование)  (приложение 1, приложение 2)

Образцами у нас будет являться чай  ГРИНФИЛД.

17

Работа в группах/ выступление по теме

Отчёты   групп

18,19

20,21

В результате нашего исследования можно сделать следующие выводы:

 

  • Танин содержится и в черном и в зеленом чае, но  зеленый чай содержит танина больше, чем черный.
  •  Витамин С содержится в большом количестве и в зеленом и в черном чае,   но в зеленом его намного больше.
  • И чёрный и зелёный чай имеют слабощелочную реакцию среды.
  • Проверяемые образцы чая являются натуральными.

22

Возвращаясь к поставленной проблеме: Какой чай наиболее полезен чёрный или зелёный? Мы можем смело утверждать, что зелёный.

Уважаемые коллеги, свежезаваренный чай  является «лекарством от всех болезней», в частности, питает ум, убирает избыточные жир и сахар в крови, помогает пищеварению, проясняет зрение, дает энергию, повышает иммунитет, продлевает жизнь.

23

А закончить наш мастер класс я хотела бы одной восточной мудростью:

 «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

Пейте свежий чай и будьте здоровы!!!.

24

Спасибо за внимание!  (раздаю буклеты)

25

     


(приложение 1)

1этап. Определение качества чая.

Показатели

Требования

чёрный

зелёный

Цвет

Чёрный чай –чёрный

Зелёный чай –зелёный

Блеск

 Высококачественный – с неярким отблеском, среднего качества – тусклый.

Однородность сырья

Высококачественный – чаинки одной величины,

среднего качества чаинки разной величины + обломки листьев, труха, пыль

Скрученность чаинок

Высококачественный - чаинки скручены сильно

среднего качества – чаинки скручены рыхло

Запах

Чёрный – смолисто цветочный (терпко-сладкий)

Зелёный –травяной (горький)

Вкус

Чёрный –терпкий

Зелёный – с  горчинкой

Вывод о качестве исследуемого чая.

( приложение 2)

2 этап Определение химического состава чая

Определяемое вещество

Инструкция по выполнению работы

Вывод

Танин

К 1 мл раствора чая добавить 1-2 капли хлорида железа (Ш).

При наличии танина чай окраситься в темно-фиолетовый цвет.

Витамин С

А)Поместить в колбу  2 мл чая и добавить воду до объема 10 мл, а затем немного раствора крахмала.

Б) Добавлять по каплям раствор йода (считать капли) до появления устойчивого синего окрашивания.

Чем дольше держится окрашивание, тем больше витамина С.

Определение кислотно-щелочного баланса

В пробирку с чаем опустить индикаторную бумажку для определения pH.

Сравнить ее с эталоном.

Определение красителей

Добавьте  в чай дольку лимона, если он посветлеет, значит натуральный

Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по химии "Расстановка коэффициентов в химических уравнениях"

Данный мастер класс был представлен мной в рамках городского конкурса "Педагог года 2009", на котором в результате я заняла 1 место...

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»

Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность,  учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...

Мастер-класс по химии "Неизвестное об известном"

Цели:изучить основные виды меда, его состав и свойства;продолжить формировать умения и навыки в проведении химического эксперимента;научить применять химические знания в повседневной жизни....

Мастер – класс по химии «СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ХИМИИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

 ознакомить (обзорно) коллег с основными принципами системы развивающего обучения  продемонстрировать эффективность технологии развивающего обучения на примере урока в 10 классе «Общая характери...

Мастер - класс по химии «Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии»

Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничест...

мастер - класс по химии

развитие интереса к химии у детей начальной школы...