Генетическая связь между классами веществ.
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Денисова Нина Васильевна

 Коспект урока-игра по теме:   "Генетическая связь веществ" для 8 класса. Тип урока- закрепление знаний. Рассматривается входной контроль, мотивация,закперление все в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО (полностью)

Денисова Нина Васильевна

   Место работы

Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №2 поселок Спирово

   Должность

Учитель

Предмет

Химия

Класс

8класс

Тема и номер урока в теме

 Генетическая связь между классами веществ.

урок № 14 в теме №6«Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.»

Базовый учебник

Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2009

      8. Цели урока:

       - закрепить понятия генетической связи и генетическом ряде;

       - развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать, сопоставлять;

      - воспитывать у учащихся коллективизм, взаимовыручку;

        9. Задачи:

             - обучающие совершенствовать учебные умения школьников при составлении химических уравнений; способствовать развитию умений сравнивать и обобщать; развивать аналитические способности мышления.

                  .- развивающие - развивать, умения сравнивать и обобщать, развивать навыки экспериментировать проводить наблюдения, делать выводы, формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. 

-воспитательные - воспитывать интерес к знаниям, учению, воспитывать аккуратность, интерес к самостоятельному приобретению знаний, подготовка личности «информационного общества». 

  1. Тип урока – повторение и закрепления  знаний.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная беседа, информационная, учебное исследование под руководством учителя, индивидуальная самостоятельная работа.
  3. Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов на магнитах карточках с формулами веществ разных классов для учащихся.

         13.Методы:

            - Словесно-наглядно-практический;

            - исследовательский.

           14.    Средства:

              - предметные (лабораторное оборудование, реактивы);

             - интеллектуальные (сравнение, обобщение, систематизация);

             - практические (заполнение таблицы, выполнение лабораторных опытов).

             15.  Формы;

               Фронтальная, парная.

                17.Ожидаемый результат

                  По содержанию;

                  Характеризовать генетическую связь;

                 Составлять УХР по генетической цепочке, характеризуя их сущность.

                По способу работы;

                Самостоятельно применять знания по прогнозированию химических свойств и составление уравнений по цепочке между классами веществ.  

КЛЮЧИ ОТ ФОРТА ГCMKB

Урок-игра по теме:

         «Генетическая связь между классами веществ»

Цели урока:

- закрепить понятия генетической связи и генетическом ряде;

- развивать внимание, память, мышление, умение сравнивать, сопоставлять;

- воспитывать у учащихся коллективизм, взаимовыручку;

Оборудование: магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов на магнитах карточках с формулами веществ разных классов для учащихся.

Предварительная подготовка. За неделю до проведения игры учащиеся знакомятся с формой проведения урока, готовят дома ответы на вопросы, вывешиваемые в кабинете.

Ход урока

Класс представляет собой команду, которой за урок необходимо расшифровать название форта. Для того чтобы это сделать, учащимся необходимо пройти комнаты с заданиями, получить шесть ключей. Собрав все ключи вместе и используя подсказки, можно получить название форта. Ключ сделан из картона, с одной стороны магнит, с другой стороны слово. Не все слова приведены в натуральном виде, многие из них необходимо расшифровать с помощью подсказок-ребусов. Урок-игра — это подведение итогов путешествия в мир неорганических соединений. Они живут в удивительном форте, название которого предстоит узнать.

Сначала нужно распределить «визитные» карточки жителей первой комнаты по семействам. Какие классы неорганических соединений известны? (Оксиды, основания, кислоты, соли.)

Задание. Распределите вещества-карточки по классам (к доске выходят три слабоуспевающих ученика). Вещества задают вам вопрос: «Родственники ли мы?». Примерный вариант карточек:

Когда ученики справятся с первым заданием, они получают первый ключ, на котором написано слово РЕНЕТ.

Игра «Найти родственников»

Все вещества, живущие в этом форте, связаны между собой по происхождению (происхождение — от греческого «генезис»). К доске приглашаются три ученика.

1-е задание. Необходимо распределить вещества по классам.

Ca,CuO,S,CaO,SO2,Cu(OH)2,H2SO3,Cu,Ca(OH)2,Na2SO3,CuCl2,Ca2(PO4)3,CaCO3

2-е задание. Составить схему генетической связи между веществами.

3-е задание. Написать уравнения возможных реакций.

Когда ученики у доски правильно выполнят задание, они получают второй ключ, на котором написано МИФИЧЕСКАЯ.

Игра «Придумай»

Пока ученики работают у доски, класс играет в игру «Придумай» (составить схему генетического ряда в общем виде). Учащиеся работают самостоятельно в тетрадях, первый, поднявший руку, записывает схему на доске.

Металл  -»- основной оксид -»- основание -»- соль

Неметалл -> кислотный оксид ->- кислота ->- соль

Ученик, правильно записавший схему на доске, тоже получает третий ключ: КНЯЗЬ.

Пока ученики получали первые три ключа, пришла телеграмма: «Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное с наименованием С». Определите пропавшее вещество (письменно, в тетрадях).

Каждый из учеников стремится заработать хотя бы один  ключ, поэтому целесообразнее принимать и неполные ответы, с тем, чтобы дать возможность слабоуспевающим ученикам почувствовать свою причастность к игре.

Ученики получили еще один ключ, на котором написано ПОСЕРЕДИНЕ.

Конкурс «Кто быстрее угадает?»

Класс работает по вариантам.

1-й вариант

В результате, какого взаимодействия получится сульфат железа (II)?

2-й вариант

В результате какого взаимодействия получится вода?

Ученики получают еще один ключ со словом КЛАСС Конкурс «Химический хоккей»

Учитель — нападающий, ученики — защитники (бросок-вопрос, отражение атаки — ответ). Какие пары веществ взаимодействуют?

Ученики получают последний ключ, на котором написано слово — ВЕЩЕСТВО.

Ученики, у которых в руках ключи, выходят по порядку к магнитной доске и прикрепляют поочередно свой ключ лицом вверх, затем садятся на места. На доске получилось: РЕНЕТ МИФИЧЕСКАЯ КНЯЗЬ ПОСЕРЕДИНЕ КЛАСС ВЕЩЕСТВО. Чтобы расшифровать название форда, надо ответить на вопросы учителя.

Каждый правильный ответ — одна подсказка. Работает весь класс. Кто знает ответ, поднимает руку, отвечает с места, если нужно записать уравнение — выходит к доске, если ответ правильный, учащийся получает подсказку в виде свернутого в трубочку листа бумаги. Если подсказка помогла — учащийся записывает полученное слово на доске цветным мелом.

В форте превращений

Смотрели вы явления!

Пусть эти превращения

Дадут вам уравнения.

Красный фосфор я сжигаю,

К дымку воду приливаю.

Проверяю лакмусом,

Станет сразу красным он!

Добавили натрия гидроксид —

Цвет фиолетовый в колбе возник.

И на доске превращения эти

Вы запишите, милые дети!

Р→ Р205 → Н3Р04 → Na3P04 

Назовите вещества, получившиеся в результате всех реакций.      

По мере прочтения стихотворения учащиеся выходят к доске и записывают цепочку превращений (можно писать уравнения реакций). В случае правильного ответа учащийся получает подсказку. Как только учащиеся догадываются, как называется форт, задание считается выполненным. Подсказки:

1) Замените первую букву слова «ренет» четвертой буквой алфавита. (Генет.)

2) Уберите синоним слова «легенда»: (миф)ическая.

3)  Замените первые две буквы слова князь на 19-ю и 3-ю буквы алфавита. (Связь.)

4) Подберите синоним этому слову «посередине». (Между.)

5) Поставьте слово в творительный падеж множественного числа: КЛАССАМИ.

6) Убрать окончание слова «вещество». (Веществ.) Получили название форта: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ КЛАССАМИ ВЕЩЕСТВ. Наградой за это будут хорошие и отличные оценки за работу.

Оценивается работа каждого учащегося.

Данная игра может быть использована при изучении любой темы, с соответствующим подбором заданий и названием форта. С учетом того, что игра проводится по аналогии с телевизионной и все учащиеся хотя бы раз видели ее, она вызывает наибольшую заинтересованность у ребят.

                                        Литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987
  2. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. – М.,1992
  3. Самоукина Н.В. Организационно-обочающие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996.
  4. Спиваковский А.С. Игра – это серьёзно. – М., 1981
  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. – М., 1988
  6. Газман О.С. и др. В школу с игрой. – М., 1991
  7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Генетическая связь между классами неорганических веществ

Урок-игра используется в 8 классе по программе О. С. Габриеляна...

Генетическая связь между классами веществ

Цель: рассмотреть генетическую связь между классами неорганических и органических           веществ, дать понятие о «генетическом ряде веществ» и «ген...

«КЛЮЧИ ОТ ФОРТА ГСМКВ» урок-игра по теме: «Генетическая связь между классами веществ»

«КЛЮЧИ ОТ ФОРТА ГСМКВ» урок-игра по теме: «Генетическая связь между классами веществ»(урок обобщающего повторения)....

Презентация к уроку химии по теме" Генетическая связь между классами веществ"

Материал данной презентации предназначен для учителей и учащихся работающих по УМК О.С. Габриеляна....

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ».

План – конспект урока-игры в 8 классе по теме: «Генетическая связь между классами неорганических веществ». Цель урока:усвоение знаний о генетической связи и генетическом ряде;обобщение и системат...

Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ (11 класс. ХИМИЯ, базовый уровень)

Задания разного уровня сложности: 6 тестовых заданий, установить соостветствие, осуществить цепочку превращений, составить генетический ряд....

Генетическая связь между классами веществ

Генетическая связь между классами веществ, 8 класс...