конспект урока по теме "Алюминий" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Сапронова Ирина Николаевна

урок взаимообучения, с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_kroka_al.doc40.5 КБ
Office presentation icon alyuminiy.ppt1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Алюминий и его соединения»

Тип урока: объяснение нового материала

Форма организации урока: урок взаимного обучения

Методы : наглядный, групповые, экспериментальные

 Оборудование : компьютер, мультимедйный проектор, на столах у групп учащихся реактивы, необходимые для проведения опытов( алюминий металлический, растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, сульфата алюминия, оксид алюминия сухой, пробирки,штативы для пробирок, спиртовки, держатели для пробирок, спички), таблица Менделеева, заранее заготовленные информационные тексты.

Цели:  образовательная:изучить положение алюминия в ПС, строение атома, нахождение в природе, способы получения, физические и химические свойства алюминия, оксида алюминия, гидроксида алюминия.

           Развивающая:развить умения давать характеристику химического элемента по положению в ПС, объяснять химические свойства веществ на основе экспериментальных данных, умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить химический эксперимент, развивать познавательную деятельность, умения работать в группе.

             Воспитательная: воспитывать уверенность в своих силах, уважительное отношение к одноклассникам, сплочение коллектива, умение слушать и слышать, развивать навыки публичных выступлений.

Ход урока.

  1. Организационный момент

«Я металл серебристый и легкий

  Я зовусь самолетный металл

  И покрыт я оксидною пленкой

  Чтоб меня кислород не достал»

О каком металле по вашему мнению идет речь?

Уч-ся: алюминий

Что вы уже знаете об этом металле?

Уч-ся: серебристый цвет, легкий, пластичный

Что бы вы хотели узнать об этом металле?

Уч-ся:  Какими химическими свойствами обладает алюминий, в каком виде он находится в природе….

  1. Новый материал

Класс разбивается на 5 групп по 5-6 человек. Группы получают задания, соответствующие этапам урока.

1 группа: положение в ПС, строение атома .

2 группа: нахождение в природе, способ получения.

3 группа: физические и химические свойства алюминия.

4 группа: химические свойства алюминия.

5 группа: получение и химические свойства гидроксида алюминия.

После отработки заданий по одному представителю от каждой группы выходят к доске и с помощью опорных таблиц объясняют остальным учащимся свою часть (этап)  урока.

В своих рабочих тетрадях учащиеся фиксируют основные моменты, понятия, уравнения химических реакций, выводы.

В результате формируется общий вывод по уроку.

  1. Рефлексия (итог урока)

 Фронтальная беседа по материалу урока или тест.

  1. Домашнее задание

     п. 21.3  в. 10 стр. 197(письменно)

1 группа

1. Охарактеризуйте положение алюминия в периодической системе            (№ группы,№ периода, порядковый номер).

2. Запишите электронную формулу атома алюминий, выделите внешний энергетический уровень. К каким элементам (s   или  p) относится алюминий исходя из его электронной формулы.

3. Определите валентность и степень окисления алюминия.

4. Предположите  вид химической связи и тип кристаллической решетки в простом веществе.

5.Можно ли однозначно сказать, что алюминий это типичный металл? Почему ?

2 группа

Прочитайте выданный текст. Используя материалы текста , выполните задания.

1. Рассмотрите диаграмму и определите место алюминия по распространенности в земной коре: а) как химического элемента; б) как металла.

2. Назовите основные  природные минералы алюминия и их приблизительный состав.

3. Какие способы получения алюминия сохранились до настоящего времени? Как вы думаете почему?

3 группа

1.рассмотрите алюминиевую пластинку из коллекции, отметьте цвет, взвесьте ее на ладони. Сравните алюминий с другими металлами из коллекции.

2.Возьмите одну гранулу алюминия и поместите в раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции.

3.Очистите алюминиевую гранулу от налета с помощью шкурки. Поместите ее в пробирку и добавьте раствор гидроксида натрия. Нагрейте пробирку. Что наблюдаете? Запишите уравнение химической реакции.

4. Сделайте вывод о физических и химических свойствах простого вещества алюминий.

4 группа

  1. Положите в две пробирки по одной грануле алюминия, в одну пробирку налейте  раствор соляной кислоты, в другую -  раствор  гидроксида натрия.
  2. Запишите уравнения проведенных химических реакций.
  3. Сделайте вывод о свойствах, проявляемых алюминием.

 

    5 группа

  1. Получите гидроксид алюминия из имеющихся реактивов.
  2. Разделите полученный осадок на 2 части.
  3. В одну часть добавьте раствор соляной кислоты, а в другую раствор гидроксида натрия.
  4. Запишите уравнения проведенных химических реакций
  5. Сделайте вывод о свойствах , проявляемых гидроксидом алюминия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

алюминий, соединения алюминия

Слайд 2

План урока Положение в периодической системе Нахождение в природе, способы получения Химические свойства алюминия Оксид алюминия и его свойства Гидроксид алюминия и его свойства Применение алюминия

Слайд 3

Положение в периодической системе III А группа 3 период Электронная формула 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 Валентность III Степень окисления +3 Ar= 27 Кристаллическая решетка- металлическая Химическая связь-металлическая

Слайд 4

AlO(OH) и гидроксид Al(OH)3 Боксит , горная порода, состоящая из нескольких минералов – гидроксидов алюминия; главная алюминиевая руда. Крупнейшие производители бокситов – Австралия, Гвинея, Ямайка, Суринам, Бразилия, Югославия и Греция, страны СНГ. Al 2 O 3 берилл изумруд

Слайд 5

Из истории открытия В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции.

Слайд 6

«Серебро из глины» Немецкий учёный Ф. Велер (1827 г.) получил алюминий при нагревании хлорида алюминия со щелочными металлами калий и натрий . А.Сент-Клер Девиль. Впервые получил алюминий промышленным способом (1855г.).

Слайд 7

Способы получения Современный способ получения алюминия был открыт в 1886 году молодым американским исследователем Чарлзом Мартином Холлом. В специальных ваннах при температуре 960–970° С подвергают электролизу раствор глинозема (технический Al2O3) в расплавленном криолите Na3AlF6, который частично добывают в виде минерала, а частично специально синтезируют. эл.ток 2 Al 2 O 3 → 4 Al + 3 O 2

Слайд 8

Химические свойства алюминия 1.Взаимодействие с простыми веществами 2 Al + 3 Br 2 → 2 AlBr 3 2 Al + 3 I 2 → 2 AlI 3

Слайд 9

Взаимодействие с водой

Слайд 10

Взаимодействие алюминия со щелочью Взаимодействие алюминия с кислотами

Слайд 11

Алюминий проявляет свойства, так как реагирует и с кислотами и со щелочами. амфотерные 2Al + 6 HCl → 2 AlCl 3 + 3 H 2 2 Al + 2 NaOH → 2 NaAlO 2 + H 2 t 2. Взаимодействие со сложными веществами

Слайд 12

Оксид алюминия проявляет свойства амфотерные соединения алюминия оксид алюминия Al 2 O 3 4 Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3 Химические свойства 1.Взаимодействие с кислотами Al 2 O 3 + 6 HCl → 2 AlCl 3 + 3 H 2 O 2.Взаимодействие со щелочами Al 2 O 3 + 2 NaOH → 2 NaAlO 2 + H 2 O t t

Слайд 14

Гидроксид алюминия проявляет свойства амфотерные гидроксид алюминия Al(OH) 3 Получение AlCl 3 + 3 NaOH → Al(OH) 3 ↓ + 3 NaCl 2.Химические свойства 2.1. Взаимодействие с кислотами Al(OH) 3 + 3 HCl → AlCl 3 + 3 H 2 O 2.2.Взаимодействие со щелочами Al(OH) 3 + NaOH → Na AlO 2 + 2 H 2 O

Слайд 15

Al

Слайд 16

Металл будущего Вывод: Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большое занимают в авиационном и космическом транспорте применение во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы, электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...