Простые вещества - неметаллы
презентация к уроку (химия) по теме

В разработке данного урока используется технология критического мышления. Так на стадии вызова применяются приемы: "Верные - неверные утверждения", "Лишний элемент", "Ключевые слова". На стадии "Осмысления" - прием "Концептуальная таблица". На стадии "Рефлексии" - возврат к "Ключевым словам", "Верным - неверным утверждениям".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostye_veshchestva.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Простые вещества- неметаллы. 8 класс

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся понятий, позволяющих выявить различия между простыми веществами-неметаллами и простыми веществами-металлами.

Задачи:

•образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере неметаллов, отличительных признаках с металлами;  познакомить с физическими свойствами простых веществ-неметаллов, с явлением аллотропии; показать относительность деления на металлы и неметаллы.

 • развивающие: развивать логическое мышление через сравнение простых веществ металлов и неметаллов;  работать с презентацией и учебником, как источниками информации;  развивать познавательную самостоятельность учащихся; совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся;

• воспитательные: формировать способность к самооценке результатов деятельности;  воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование и материалы:

 компьютер, мультимедиа, презентация «Простые вещества –неметаллы» в программе Power Point;

•образцы веществ-неметаллов  для демонстрации: сера, йод, красный фосфор, уголь, бром; •ряд  электроотрицательности,  ПСХЭ;

•инструктивная карта для каждого ученика.

Тип урока: урок приобретения новых знаний, основанный на самостоятельной работе в парах с различными источниками информации. При разработке урока использованы элементы технологического подхода к обучению химии и элементы технологии развития критического мышления.

Стадия «Вызов».

1.Послушайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Для темы оставьте место. Слайд 1. (По желанию к доске идет ученик)

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

                                                      Cu,  Fe, Ag, Au, Sn, Pb, S, Hg

2.Задание классу: исключите лишний химический элемент. Это сера- а почему? Сера-это неметалл. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Итак, запишите тему нашего урока: «Простые вещества – неметаллы». Для работы на уроке нам нужны учебник, тетрадь на печатной основе, инструктивная карта.

На доске ключевые слова: неметаллы; электроотрицательность; галогены, инертные газы; жидкие, твердые, газообразные; желтый, красный, черный, белый, зеленый…; аллотропия. Составьте рассказ из этих слов, предположите о чем пойдет речь на уроке. (Выслушать рассказ, выяснить цель урока – записать на доске).

3. Прочитайте «Верные – неверные утверждения» и поставьте «+», если согласны и «-», если нет. Работа в парах (2 мин.)

                                                                                             В начале урока            в конце урока

1. Неметаллов в ПСХЭ больше, чем металлов. (нет)      

2. Неметаллы проводят тепло и электрический ток. (нет)

3. Белый фосфор ядовит. (да)

4. Кислород образует 2 газа: О2  и О3. (да)

5. Инертные газы в реакции не вступают. (да)

6. «Оловянная чума» - заболевание. (нет)

7. Для живых организмов особое значение имеет кислород. (да)

8. При обычных условиях фтор, хлор и бром – газы. (нет)

К ключевым словам и утверждениям мы вернемся в конце урока.

Актуализация знаний.

А сейчас вспомним некоторые понятия, изученные на прошлом уроке, которые нам сегодня пригодятся. Закончите предложения.

1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.                            

2.  У всех металлов имеется  ………………………….блеск.

3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………

4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...

5. Все металлы проводят……………………………….

6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.

7.  Определите тип химической связи: Н2,  Na,  KCl, HCl

Сверьте свои ответы с экраном.

Стадия «Осмысления».

1. Итак, вернемся к теме нашего урока. Что же такое неметаллы? Прочитайте определение на странице 73. (Ученик читает).

По мере изучения материала мы будем заполнять таблицу 5, в рабочей тетради на странице 58.  Откройте тетрадь. Итак, первая строка – положение в ПСХЭ. Из известных 114 химических элементов всего 22 приходятся на неметаллы.

Если мысленно провести диагональ от бора к астату(Слайд  ), то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний треугольник и побочные подгруппы верхнего занимают металлы. (Ученики заполняют 1 строку).

Закрепление. Выполните задание №1 на странице 57 в рабочей тетради, используя в учебнике страницу 74 (первый абзац). (Работа в парах). Читают.

Что такое благородные газы? Нам расскажет Лысак Николь.

2. Вторая строка таблицы – особенности строения атомов. Читают.

Выполните задание №2 на странице 57. ( Работа в паре). Читают.

3. Следующая строка – химическая связь в простом веществе. Прочитать.

Выполнить задание №3 на странице 57.( Прочитать на странице 74 последний абзац и второй абзац страницы 75).

4. Чтобы заполнить следующую строку – способность к аллотропии давайте выясним, что такое аллотропия? Для этого угадайте, о каком химическом элементе идет речь и что это за конспиративные клички?

“…Внимание! Внимание! Внимание!

Похищен один из самый распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако.

Его скрывают под именами – Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фуллерен”.

Перфильев Егор  расскажет нам об этом. Заполнить строку. (Если время позволяет – выполнить задание 4 в рабочей тетради).

5. Физические свойства. Обратите внимание на столе образцы неметаллов. Это сера, уголь, йод, бром, красный фосфор. Холявко Костя расскажет нам о физических свойствах. А вы используя эту информацию и текст на странице 76 заполните таблицу. Читают.

Стадия «Рефлексия». Итак, таблицу мы с вами заполнили.

А сейчас выполните тест. Приложение.

Проверьте тест: соедините плавной линией точки, если получится улыбка, то правильно.

Итак, подведем итог.

1.  Вернемся к ключевым словам. Что они означают? Мы достигли цели нашего урока?

(Ученик идет к столу, отвечает и дает самооценку своему ответу по алгоритму).

2. Обратим внимание на утверждения. Читаем каждое и ставим плюс или минус.

3. Напишите синквейн на тему «Неметаллы». Работаем в группах по 4 человека. Зачитать.

 Самооценка. Закончите фразы, поставьте себе отметку за работу на уроке.

Сегодня я понял, что……

Теперь могу………..

Мне захотелось…….

Сегодня на уроке я работал на……….(поставь себе отметку).

Домашнее задание §14, часть 2 ( №1 ,2) в рабочей тетради

Составить кластер по теме «Неметаллы», используя данные таблицы.

 Подготовить сообщение на тему ««Озоновые дыры» ( по желанию)

Технологическая карта урока по теме «Простые вещества-неметаллы»

Стадия урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Вызов

6-7мин.

1. На столе инструктивная карта. Прочитайте стихотворение и запишите химические знаки упомянутых в нем элементов. Слайд 1 

2. Исключите лишний элемент из этого ряда. (1 мин.)

1.Читают стихотворение, записывают знаки.

2. Убирают серу.

3. Сегодня на уроке мы будем говорить о неметаллах. Запишите тему урока. Слайд 2. Для урока нам нужны учебник, тетрадь на печатной основе,  инструктивная карта. Свою работу на уроке вы оцените сами, для этого при выполнении заданий будете ставить плюс на полях тетради и в инструктивной карте, если верно, минус- если нет.

Записывают тему урока в тетрадь.

 4. На доске ключевые слова. Составьте рассказ из этих слов, предположите, о чем пойдет речь  на уроке?

Работаем в парах в течение 1 минуты. Читают рассказ.

Итак, какова цель нашего урока? (что такое неметаллы, примеры, физические свойства, аллотропия).

 Составляют рассказ в парах. Читают.

Формулируют цель урока.

5. Прочитайте задание 2 в инструктивной карте «Верные - неверные утверждения». Поставьте плюс, если согласны, минус, если нет. Работа в парах. (Отвечают пары по утверждению, я записываю на доске «+»или «-«). (2 мин.)

6. В конце урока мы вернемся к ключевым словам и утверждениям.

Выполняют задание 2.

Отвечают поочередно пары учеников.

7. А сейчас вспомним некоторые понятия, которые нам сегодня пригодятся. В инструктивной карте в задании 3 допишите предложения.

8. Сверьте результаты с экраном. Поставьте плюс на полях карты, если правильно. (3 мин.) Слайд 3.

Ученики дописывают предложения.

Сверяют ответ. Ставят плюс, если правильно.

2.Осмысления

( 30 минут)

1.Итак, вернемся к теме нашего урока. Что же такое неметаллы? Прочитайте определение на странице 73 учебника.

По мере изучения материала мы будем заполнять таблицу 5 в рабочей тетради, на странице 58. Откройте тетрадь.

2. Первая строка – положение в ПСХЭ. Слайд 4. Из известных 114 хим.элементов всего 22 приходятся на неметаллы. Если мысленно провести диагональ от бора к астату (Слайд 5.), то верхний треугольник ПСХЭ – неметаллы; нижний -  треугольник и побочные подгруппы – металлы. Заполняем 1 строку.

3. А сейчас выполните на странице 57 в рабочей тетради задание 1, если затруднение, то стр. 74 параграфа 14 (первый абзац). Работа в парах. Прочитать. (Если верно – ставим плюс).

 4. Что такое благородные газы? Нам расскажет Лысак Николь.

(6 минут)

1.Ученик читает.

Открывают тетрадь на печатной основе.

2. Заполняют 2 строку таблицы.

3. Выполняют зад.1, стр.57. Работают в парах. Читают.

4. Лысак Николь с презентацией.

5. Вторая строка- особенности строения атомов. Заполнить, прочитать.  (1мин.) Работа в парах.

6. Выполнить задание 2 на стр. 57. Работа в парах. Прочитать.

5. Заполняют вторую строку. Читают.  

6. Выполняют зад.2

7.  Следующая какая строка? Химическая связь в простом веществе.  Работа в парах. Заполнить и прочитать. (1 мин.)

8. Выполнить задание 3 на странице 57. Если вызывает затруднения, то прочитать стр.74 последний абзац, и стр.75, второй абзац. Не забывайте ставить плюсы и минусы.

7. Заполняют третью строку. Читают.  

8. Выполняют зад.3

9. А сейчас физкультминутка для глаз. Слайд 6. (1 мин.)

Проводят физкультминутку

10. Следующая строка – способность к аллотропии. Чтобы ее заполнить угадайте, о каком химическом элементе идет речь и что это за конспиративные клички? «… Внимание! Внимание! Внимание! Похищен один из самых распространенных химических элементов на Земле. Без него мрамор превратился в негашеную известь, а природный газ и нефть в водородное облако. Его скрывают под именами- Карбин, Графит, Сажа, Алмаз, Фулерен». Что это за элемент? Нам поможет разобраться Перфильев Егор.

(4 мин.)

11.  Заполняем таблицу. (Если время позволит-зад.4 в раб.тетради).

 10. Слушают загадку.

Перфильев Егор с презентацией об аллотропии.

11. Заполняют таблицу.

12. Следующая строка – физические свойства неметаллов. О них нам расскажет Холявко Костя. А вы используя эту информацию и учебник на стр. 76 заполните таблицу. (3 мин.)

13. Обратите внимание на столе есть образцы неметаллов – это сера, уголь, йод, красный фосфор, бром. На перемене можете подойти посмотреть.

12. Холявко Костя рассказывает. Ученики слушают, заполняют таблицу

.

3.Рефлексия

(9 мин.)

1.Итак, таблицу мы с вами заполнили. А сейчас выполните небольшой тест. (2 мин.) Проверьте тест. Соедините плавной линией точки. Если у вас получилась улыбка, то вы сделали все верно. Поднимите руки у кого правильно.

2. Итак, подведем итоги. Вернемся к ключевым словам. Что они означают? К доске пригласить ученика ответить. Я прошу дать самооценку своему ответу по алгоритму.

Мы достигли цели нашего урока?

3. Обратим внимание на утверждения. Читаем каждое и ставим плюс или минус. подведем итоги.

4. А сейчас напишите синквейн на тему «Неметаллы». Работаем в группах по 4 человека. Зачитать.

Ученики решают тест.

Проверяют тест.

 выходит к доске, отвечает.

2. Дает самооценку.

3. Читают утверждения.

4. Пишут синквейн, работают в группах по 4 человека.

Читают от группы.

5. А сейчас самооценка. На обороте теста  закончите фразы и поставьте себе отметку за работу на уроке, учитывая все виды (плюсы). За выступление с презентациями –«5».

Дают самооценку своей работе на уроке.

6.Домашняя работа. Слайд 7. Сайд 8(спасибо)

Записывают домашнюю работу.

Самоанализ урока «Простые вещества - неметаллы». 8 класс.

  1. В 8 классе изучение химии идет по учебнику О.С.Габриеляна. На раздел «Простые вещества» отведено 7 часов. Урок «Простые вещества-неметаллы» является 2 в разделе.

Тема  «Простые вещества-неметаллы» очень важная. Хотя на долю неметаллов приходится всего 22 химических элементов, но именно некоторые из их числа входят в ряд органогенов. Учебные возможности данного класса достаточно высокие.

  1. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Цель:  формирование у обучающихся первоначальных знаний об углеводах.
  3. Задачи:

 •образовательные: раскрыть суть классификации углеводов на основе их качественного и количественного состава;  познакомить с нахождением углеводов в природе, их свойствами и применением;

развивающие: продолжить развитие понятия об органических соединениях;  развивать логическое мышление через выявление взаимосвязи между продуктом (или природным объектом) и содержащимся в нем углеводом;  работать с презентацией и учебником, как источниками информации;  развивать познавательную самостоятельность учащихся;  

совершенствовать умения развивать критическое мышление обучающихся;

воспитательные: формировать нравственность через уникальность процесса фотосинтеза и бережное отношение к зеленым растениям; формировать ответственность ученика за свое здоровье через сознательный выбор продуктов питания;  воспитывать коммуникативные навыки.

  1. Инновационность по содержанию обучения – отбор содержания на основании принципа целостности, связи с практическим значением углеводов и возможностями ИКТ.
  2. Инновационность по методам обучения – использование методов, включающих каждого ученика в активную познавательную деятельность по овладению содержанием урока  (химический эксперимент).  При разработке урока использована  технология развития критического мышления  через чтение и письмо, которая  позволяет развивать критическое мышление обучающихся при организации их работы с различными источниками информации (опорный конспект, , видеофильм, презентации учеников).

В соответствии с этой технологией процесс обучения состоит из трех стадий. Первая – стадия вызова. Она заключается в актуализации и обобщении имеющихся знаний по изучаемой теме, возбуждении интереса к ней, мотивации учащихся к активной учебной деятельности. Использовались приемы «Ключевые слова», «Предположения», «Верные, неверные утверждения». Ребята настраиваются на изучение новой темы, выделяют ключевые моменты, и элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

            На второй стадии – стадии осмысления – задачи другие: получение новой информации, ее

            осмысление и соотнесение с собственными знаниями. Использовался прием «Концептуальная    

    таблица», где шло сравнение углеводов по разным аспектам. Возвращаясь к приему

«Ключевых  слов», искали подтверждение рассказа.

              Заключительная стадия –рефлексии, подразумевающая выработку собственного отношения к

            изучаемому материалу, выявление еще не познанного – вопросов и проблем для дальнейшей  

            работы, анализ всего процесса изучения материала. На этой стадии возвращаемся к приему

            «Ключевых слов».  Также используется прием «Синквейн».

            Что дает учащимся эта технология? Во-первых, повышается ответственность за качество

             собственного  образования. Во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и

          с большими объемами  информации. В-третьих, формируются творческие и аналитические

          способности, умение эффективно  работать совместно с другими людьми.

           Положительные стороны предлагаемой технологии: самостоятельное добывание знаний,

           осмысление собственной деятельности в учебном процессе, повышение ответственности

           обучающихся. Возможна организация практического занятия и изучение нового материала.  

            Сложность заключается в неодинаковом темпе чтения и оформления письменной работы

            обучающимися.

  1. Инновационность по формам обучения выражена в сочетании индивидуальных, парных и групповых форм работы учеников.
  2. Инновационность по средствам обучения обеспечивается оснащением химической лаборатории для проведения занятий современным оборудованием.
  3.  Высокая работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась практической значимостью темы.
  4. На уроке был благоприятный психологический климат, установлен контакт с учащимися.
  5. Домашнее задание было дано дифференцировано. Использовался прием составление «Кластера».

Учитель химии МОУ СОШ № 56                          Трясцина Г.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые вещества-неметаллы

В разработке данного урока применяется технология развития критического мышления через чтение и письмо. Так, на стадии вызова используются приемы: "Верные -неверные утверждения", "Ключевые слова". На ...

Простые вещества - неметаллы

В разработке данного урока используются приемы технологии развития критичнеского мышления....

Простые вещества - неметаллы

Данный урок разработан  с применением технологии развития критического мышления....

Характерные свойства простых веществ - неметаллов

В презентации отражены строение, физические и химические свойства простых веществ-неметаллов....

Простые вещества неметаллы

Технологическая карта урока химии 8 класс: "Простые вещества - немеиаллы"...