Кислоты. Классификация. Химические свойства
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Самородова Лидия Алексеевна

УрИок-Игра «Химическое лукошко» по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimicheskoe_lukoshko_urok-igra_8kl.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс.

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения электролитической диссоциации».

Цели:  

Образовательные – повторить и закрепить знания учащихся по кислотам;

                                  - закрепить умения в составлении ионных уравнений реакций, отражающих

                                    химические свойства кислот;

                                  - закрепить экспериментально умения и навыки учащихся.

Развивающие         - развивать познавательный интерес и эмоции школьников, умение выделить

                                    главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Воспитательные   - формировать мировоззренческие идеи, материальность мира, причинно-

                                    следственные связи явлений, познаваемость мира;

                                  - формировать умение работать в коллективе, где развиваются чувства

                                    товарищества,  доброжелательности и требовательности к себе и своему

                                    товарищу.

Тип урока:               Урок отработки и закрепления знаний.

Методы обучения:  Частично -поисковый, беседа.

Формы контроля:   Фронтальная, групповая и индивидуальная форма оценки знаний с

                                    использованием  дидактической игры.

Оборудование:        Карточки- задания, оборудование для проведения химического эксперимента,

                                   муляжи 4 грибов, 4 яблока, 4 апельсина, 4 банана, компьютерная презентация,      плакат с  ярко нарисованными государствами «Кислоты», «Оксиды», «Соли», «Основания».

На столах  лежат задания по группам на жёлтых карточках:

I группа –     индикаторы, раствор  H2SO4, Zn, Cu.

II группа –   H2SO4, Cu(OH)2, NaOH, фенолфталеин.

III группа – BaCl2, Na2CO3, H2SO4, CuO, спиртовка, держалка, спички.

 На столах лежат красные карточки с заданиями

Cреди химических формул выбрать формулы кислот и дать им названия:

I группа -     NaOH, CuSO4, BaCL2, H2SO4, H2CO3, HCl.

II группа -   Na2CO3, PbO, Fe(OH)3, HNO3, H3PO4, H2SiO3.

III группа – Zn(NO3)2, MgO, Fe(OH)2, H2S, H2SO3, HF.

На столах лежат синие карточки с заданиями.

Как называются соли следующих кислот.

I группа –    HNO3, H2S, H2CO3.

II группа –  H2SO4, H3PO4, H2SO3.

III группа – HF, HCl, H2SiO3.

На столе лежат зелёные карточки с заданиями.

Составьте формулы кислот.

I группа  -    сернистая, фосфорная, серная.

II группа -    азотная, сероводородная, угольная.

III группа  -  фтороводородная (плавиковая), соляная, кремниевая. 

Задания в белых конвертах.

I группа   -   приведите примеры одноосновных, двухосновных, трёхосновных кислот.

II группа -   приведите примеры кислородсодержащих и бескислородных кислот.

III группа – приведите примеры сильных и слабых кислот.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть урока – отработка и закрепление знаний.

(Звучит музыка).

Ребята! В звёздной системе вещества «Вещества», где царствует «Химия», есть 4 огромных государства: Оксиды, Кислоты, Соли, Основания. В них много жителей, с которыми вы уже немного знакомы. Но могут ли вступать в химические отношения жители этих государств? Вам нужно будет экспериментально это доказать.

Поэтому цель нашего урока – повторить названия и формулы кислот, закрепить экспериментально химические свойства кислот и рассмотреть их с точки зрения  Э.Д.

Все задания, которые вы будете выполнять, находятся у меня в лукошке, в конвертах разного цвета. Жёлтый цвет – цвет солнца, красный – цвет жизни, синий ассоциируется со спокойствием и умом, зелёный – цвет природы. Я думаю, что это задаст вам настроение и настроит на плодотворную работу.

Ребята! Почему «химическое лукошко»? Объясню. Лукошком обычно называют маленькую корзинку, предназначенную для сбора ягод и грибов. Для того чтобы играть в «лукошко», совсем не обязательно отправляться в лес. Ведь его можно наполнить грибами и фруктами, если вы будите сегодня правильно выполнять предложенные мною задания. В конце нашего урока-игры лукошко пополнится ягодами, грибами и фруктами.  Но насколько, всё зависит от ваших ответов.

Начинаем урок-игру «Химическое лукошко»

На столе 4 группы – ягод, грибов, фруктов и 3 лукошка для вас. За каждый правильный ответ представитель от группы имеет право положить в своё лукошко гриб, ягоду или фрукт. Старайтесь, иначе лукошко окажется у вас пустым.

Задание №1.

Я достаю из лукошка конверт красного цвета – в нём химические формулы. Вы должны выбрать только формулы кислот и дать им названия.

(за правильный ответ представитель из группы имеет право пополнить своё лукошко).

  (Учитель подводит итог)

Задание №2.

Я достаю из лукошка зелёный конверт. Задание – по названию кислоты сказать её химическую формулу.

(пополните свои лукошки).

 (Учитель подводит итог).

Задание №3.

Я достаю синий конверт. Задание – как называются соли следующих кислот.

(пополните свои лукошки).

Ребята! Теперь обратите внимание на таблицу  «Генетическая связь». Давайте вспомним, с какими же веществами взаимодействуют кислоты.

Задание №4.

Достаю жёлтые конверты. А сейчас самое сложное задание. Вы должны экспериментально подтвердить химические свойства кислот.

Результаты проведённых экспериментов покажите и объясните, что наблюдали, сделайте вывод. В тетрадях напишите уравнения химических реакций и один представитель от группы затем запишет их на доске. (Итог).

Ребята! А теперь, давайте, закрепим – с какими же веществами могут взаимодействовать кислоты?

  1. изменяют цвет индикаторов;
  2. взаимодействуют с металлами до водорода;
  3. взаимодействуют с основными оксидами;
  4. взаимодействуют с растворимыми и нерастворимыми основаниями (реакция нейтрализации);
  5. взаимодействуют с солями, если образуется осадок или выделяется газ.

Последнее задание. Я достаю белые конверты. Выполняя это задание, мы повторим с вами классификацию кислот. Есть 5 видов классификаций. 3 классификации вы озвучиваете группами и получаете право пополнить лукошко. А 2 мы повторим вместе, но какая группа ответит быстрее, та пополнит лукошко дополнительно.

Итог. Если в лукошке – набор из 5 фруктов, то группа получает «5». Если в лукошке – 4 фрукта, группа получает «4», если из трёх – «3». Но думаю, что двойки вы не получите.

(учащиеся считают содержимое лукошек, учитель ставит оценки.)

Сюрпризный момент – содержимым лукошек учащиеся угощаются.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....

"Физические свойства карбоновых кислот. Общие химические свойства органических и неорганических кислот"

Данная презентация составлена к уроку по теме " Физические свойства карбоновых кислот. Общие свойства органических и неорганических кислот"....

Урок химии в 8 классе по теме: Оксиды, классификация, химические свойства.

урок химии в 8 классе по теме: Оксиды, классификация, химические свойства....

Конспект урока по теме "Кислоты, классификация и свойства"

Конспект урока для класса профильного изучения химии. Рассматриваются вопросы:  понятия кислоты, классификация по различным признакам, химические свойства. Урок занимает 2 часа. Много времени уде...

азотная кислота. изучение химических свойств

практическая работа , работа в группах...

Конспект урока химии по теме "Кислоты: классификация и свойства в свете ТЭД"

Создание условий для осознания и первичного закрепления блока новой учебной информации, изучение учащимися кислот как электролитов....