Урок химии в 8 классе по теме: Оксиды, классификация, химические свойства.
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему

урок химии в 8 классе по теме: Оксиды, классификация, химические свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8klass_oksidy_himicheskie_svoystva.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  химии в 8 классе.

Учитель химии Пушкарёва Галина Андреевна

Тема: Оксиды, классификация, химические свойства.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

1) Образовательные – сформировать понятие об оксидах; на примере оксидов закрепить знания о химической номенклатуре для бинарных соединений;  изучить физические свойства и классификацию оксидов; рассмотреть значение оксидов в природе и жизни человека; познакомить учащихся с основными способами получения оксидов.

2) Развивающие – продолжить формирование исследовательских навыков учащихся при работе с различными источниками информации; формировать умения сравнивать, выявлять общие и существенные признаки веществ, делать выводы; повысить мотивационную активность путем интеграции учебных предметов.

3) Воспитательные – продолжить формирование у учащихся грамотной речи при ответах и представлении учебных презентаций; воспитывать ответственность за результаты работы; формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать самостоятельность,  познавательный интерес, ценностное отношение  к химии как науке и учебному предмету; прививать любовь к родному краю и к окружающей среде.

Задачи урока:

1) Изучить основные правила  химической номенклатуры оксидов и научиться давать им названия.

2) Познакомить учащихся с классификацией оксидов на основании их физических и химических свойств.

3)Сформировать понятия «кислотный оксид», «основный оксид», «солеобразующий оксид», «несолеобразующий оксид».

4) Актуализировать знания учащихся о реакции горения при рассмотрении основных способов получения оксидов.

5) Расширить кругозор учащихся о значении оксидов в природе и деятельности человека.

Методы: словесно-наглядный (рассказ с элементами беседы, демонстрация презентации по теме урока); частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, выполнение заданий в листах успеха, заполнение таблиц и схем); контроль знаний.

План урока:

1. Понятие об оксидах.

2. Номенклатура оксидов.

3. Классификация оксидов по химическим свойствам.

6. химические свойства оксидов.

7. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

        1. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

-Я бы хотела начать наш урок с загадок

1. Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед.

Носитель благ, предвестник бед,

И радуга, и лед.

Что это за оксид? (ВОДА)

2. Меня дает огонь в печи,

И пламя маленькой свечи,

И стоит только сделать вдох,

Чтоб я на свет явиться смог. ( УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ, СО2)

 Скажите к каким классам химических веществ относятся углекислый газ и вода? (оксиды)

Еще одна загадка:

Их получают путем горения

Или сложных веществ разложения.

В них два элемента, один - кислород.

Я отнесу к ним и известь, и лед.

Какие это вещества? (ОКСИДЫ)

Давайте теперь подумаем, о чём мы будем говорить на уроке?

Ученик: об оксидах

Учитель: я немного конкретизирую тему. Откройте тетради и запишите тему:

Оксиды, способы получения, классификация.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии

Давайте вспомним что такое оксиды? (это сложные вещества, состоящие из двух элементов одним из которых является кислород в степени окисления -2)
 как строится название оксидов: сначала слово оксид, далее называется элемент, который соединен с кислородом и указывается его валентность.

давайте вспомним классификацию оксидов.

- На какие 2 группы делятся оксиды? ( Солеобразующие и несолеобразующие ).

-А солеобразующие оксиды в свою очередь делятся на какие группы? ( Основные, кислотные).  

 Я буду показывать карточки, а вы будете называть оксид и  группу, к которой он относится.

 ( Работа с карточками).

- Молодцы! Мы вспомнили  номенклатуру и классификацию оксидов.

-А сейчас выполните следующее задание:

 С какими из  веществ будут реагировать представленные  оксиды:

Оксиды                        Вещества

1.Н2О                               А Са(ОН)2

2.СО2                               Б HCl

3.СuO                               B Ca

                                          Г H2SO4

Ключ : 1-В  2- А  3-БГ

3. Выявление места и причин затруднения

-Вы справились  с заданием ? Да. Частично.

- С какой частью работы вы легко справились? ( С той, что касается воды.)

- Где возникли затруднения?  ( Не знаем точно,  с какими из веществ будут реагировать оксид углерода (IV) и оксид меди (II). Что необходимо для выполнения задания? (Необходимо знать химические свойства оксидов)

4. изучение нового материала.

1.Изучение  химических свойств основных оксидов (О.О.):

а) взаимодействие основных оксидов (О.О.) с кислотами, образуется соль и вода

Na2O + 2HCl = 2NaCl + H2O

б) взаимодействие основных оксидов(О.О.)  с водой образуется гидроксид

Na2O  + H2O = 2NaOH

в) взаимодействие основных оксидов (О.О.) с кислотными оксидами (К.О.) образуется соль

Na2O + CO2 = Na2CO3

Физминутка

2. Изучить химические свойства кислотных  оксидов (К.О.)

а) взаимодействие кислотных оксидов (К.О.) с основаниями образуется соль и вода

P2O5 + 6NaOH = 2Na3PO4 + 3H2O

б) взаимодействие кислотных оксидов(К.О.)  с водой  образуется кислота

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

в) взаимодействие кислотных оксидов (К.О.) с основными оксидами (О.О) образуется соль

P2O5 + 3Na2O = 2Na3PO4

г) вытеснение менее летучими кислотными оксидами более летучих из их солей

SO3 + Na2CO3 = Na2SO4 + CO2

Предлагаю работу в группах. Учащиеся с помощью учебника выполняют, полученные задания:

-1 группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия основных оксидов с кислотами :            МgO+ Н2SO4=

-2 группа:

Допишите  уравнения реакций взаимодействия активных основных оксидов с водой:         CaO+H2O=

-3группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов  c  растворимыми основаниями:

SO3+NaOH=

-4группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с водой:

СО22О=

-5группа:

Допишите уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с основными оксидами:

BaO+CO2=

-6 группа: Допишите уравнения реакций вытеснения  более летучих кислотных оксидов из их солей менее летучими

ВаСО3+SiO2=

(На выполнение заданий в группе отводится  3 минуты, далее представитель группы выходит и записывает на доску выполненное задание, остальные ребята переписывают уравнение реакции в тетрадь, таким образом, все химические свойства оксидов появляются в тетради у каждого ученика).        

Для того, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, я предлагаю вам ребята выполнить самостоятельную работу.

5. Самостоятельная работа  

Вариант №1

1.Формула основного оксида :  А) Na2O Б)CO В)SO3

2. Какой из кислотных оксидов не взаимодействует с водой А)SO2 Б)CO2 В)SiO2

3.  Допишите уравнение реакции ВаО +Н2О

4. Допишите уравнение реакции: СаО+СО             

Вариант №2

1.Формула кислотного  оксида :  А) Na2O Б)МgO  В)SO3

2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с Н2О  А)Na2О Б) СаO В) Fe2O3

3.  Напишите реакцию взаимодействия  Н2О+ СО2 

4. Допишите уравнение реакции: МgО + H2SO4           

Вариант №3    ( для слабых учеников)

1.Формула кислотного  оксида :  А) К2O Б)SO2

2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с Н2О  А)Li2О Б) FeO

3.Допишите уравнение реакции Н2О+SO3

4. С каким из соединений будет взаимодействовать Li2O   A)NaОH  Б)H2SO4

6. Включение в систему знаний и повторение

 Чтобы закрепить полученные знания я предлагаю вам выполнить следующее заданием

- Осуществите схему превращений:

1.Са  → CaO →  Ca(OH)2        2.P →P2O5   → H3PO4          3. Cu  →  CuO→ CuSO4

7. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы все вместе узнали что-то новое, а каждый для себя совершил какое-то открытие. Поделитесь этим открытием, закончив предложения:

1)Сегодня на уроке мне удалось узнать, что……………………………

2) Мне было трудно………………………………………………………..

3) теперь я могу…………………………………………………………….

8 Домашнее задание. §45, 46 на стр. 164 выберите задание, которое вы сможете выполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 10 классе по теме: "Строение и химические свойства глюкозы". Инструкции к проведению эксперимента.

Урок химии в 10 классе по теме: "Строение и химические свойства глюкозы". Инструкции к проведению эксперимента....

Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"

Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....

Урок-игра «Химическое лукошко» по теме «Урок-упражнение по теме «Кислоты. Классификация. Химические свойства с точки зрения Электролитической Диссоциации».

Данный конспект урока можно использовать при закреплении знаний учащихся по теме "Кислоты. Классификация. Химические свойства кислот". Урок проходит в игровой форме живо и очень интересно....

Лекция №10 для подготовки к ЕГЭ для 11 (профильного) класса по теме " Оксиды, получение и свойства"

Материал для подготовке к ЕГЭ  для 11 (профильного) класса. Классификация, свойства и получение оксидов....

Открытый урок в 6 классе по теме:"Натуральные и химические волокна. Свойства тканей из натуральных и химических волокон."

Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Ведь прежде, чем изготовить какое-либо изделие, необходимо изучить свойства материалов, из котор...

Технологическая карта урока химии 8 класса по теме «Химические уравнения» в соответствии с требованиями ФГОС

В статье транслируется опыт проектирования технологической карты урока химии 8 класса по теме "Химические уравнения", соответствующего ФГОС ООО. Технологическая карта определяет главные цели...