Диагностика качества знаний
статья по химии на тему

Кудинова Светлана Васильевна

Диагностика качества знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_kachestva_znaniy.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая диагностика качества знаний в ситуации модернизации образования.

Проблемы управления качеством образования предполагает,  в первую очередь, определяющую роль педагогического и психологического мониторинга, который учитывает необходимость наличия    прогностического блока. Однако полный учет результатов отслеживания должен опираться не только на базу данных уровня обученности учащихся при постоянном сравнительном анализе полученных и прогнозируемых показателей, но и удобно выстроенную систему внутриучрежденческого контроля, которая должна учитывать все стороны учебно-воспитательного процесса (назначение и содержание образования, индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, инновационную деятельность педагогов).

Эффективность учебного процесса или осуществление повышения качества уровня образования достигается различными средствами. Это решение задач интеллектуального воспитания ребенка, диагностика эффективности деятельности учителя, получение своевременной, достоверной, непрерывной и систематической информации образовательного мониторинга, правильное использование данных о состоянии обучения и воспитания школьников.

На современном этапе развития системы образования понятие целостный общеобразовательный процесс включает в себя, в первую очередь. Единые требования к организации учебно-воспитательной работы в каждом образовательном учреждении. Эти требования исходят из нормативно-правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней, которые предопределяют внутри школьный уровень как обобщенный системный подход в деятельности школы по достижению поставленной цели образования. Данный подход является формой организации внутри учрежденческого контроля (инспектирования) представляющей целое единство закономерно функционирующих взаимообусловленных компонентов: назначение и содержание образования (передача социального опыта при реализации психологической функции и адаптация содержания школьного образования к индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся), критерии эффективности форм и методов обучения, роль школьного учебника, функции учителя в современной школе (разработка индивидуальных стратегий обучения, учебно-педагогическая диагностика, индивидуальное консультирование). Являясь необходимым условием обязательным для выполнения максимально возможного качества педагогической деятельности, требования способствуют интенсивному развитию личности ученика, ее познавательных интеллектуальных способностей, формированию высоко развитых умственных качеств общего характера, что. В конечном итоге, направлено на реализацию рациональных приемов применения знаний на практике.

Требования в качестве правил обязательного выполнения осуществляется через компетентность учителя, качество преподавания. Творчески работающий учитель стремится лучше узнать психологические          характеристики ученика и в процессе построения урока опирается на его индивидуальность.

Данные требования включают в себя следующие аспекты:

- опора на научно-методическую базу педагогической       теории;

- взаимосвязь и взаимообусловленнсть деятельности учителя и ученика, отражающие интегративную основу процесса управления;

- контроль качества знаний должен осуществляться с учетом рациональной последовательности предъявления требований учителя к деятельности ученика: от репродуктивных мер, направленных на актуализацию имеющейся деятельности по контролю, к частично поисковым, ориентировочными на овладение обобщенными приемами контрольного инспектирования, а затем к творческим – позволяющим рассматривать контролируемый объект с разных сторон как администрацией, так и самим учителем;

- необходимость сочетания профессиональной свободы педагога с требованиями, условиями и правилами диагностико - аналитической деятельности. Например, тесты подобранные с целью изучения особенностей познавательных процессов подростков дают наибольший эффект при индивидуальном применении. Необходимое условие тестирования – хорошая подготовка тестолога к проведению обследования.

В центре внимания современной школы ставится актуальная задача: реализация синтеза двух процессов – личностно-ориентированного подхода в обучении и создание целостного образовательного подхода. От определенного уровня организации зависит общий духовный облик школы, общее развитие ребенка, его интеллектуально-познавательного мира.

Интеграция и дифференциация – две противоположные тенденции, не чуждые педагогической действительности. Ведь в рамках и под воздействием ее формируется современный человек и как индивидуальность. И как определенный тип личности.

Проблема современной школы состоит в первую очередь в повышении уровня обученности учащихся. В достижении максимальных результатов усвоения знаний, т. е. в понимании, где находится та планка между целью образования и качественным результатом, которая называется «качество образования».

Качество образования – это характеристика общего умственного развития ребенка в процессе обучения, которая позволяет отличить индивидуум по психологическим, возрастным и познавательно-интеллектуальным аспектам.

Диагностико-аналитические материалы.

Способы диагностики.

  1. По среднему арифметическому показателю успеваемости каждого учащегося класса, определенному по итоговым оценкам за год, выставленным в классном журнале – этот способ не обладает точностью.
  2. По среднему арифметическому показателю успеваемости каждого учащегося класса, определенному по текущим оценкам за год – этот способ обладает необходимой точностью, но трудоемкий.
  3. По диагностической таблице с применением метода вертикальной компетенции – этот метод трудоемкий, но точный.
  4. По диагностической таблице с использованием метода групповых экспертных оценок (ГОЭ), т. е. диагностическую карту заполняет каждый работающий учитель, необходимые показатели выводятся по среднему арифметическому полученных данных.
  5. Комплексный подход. Показатели определяются с помощью данных, 2-3 способов, для большей надежности.

Показатели эффективности учебного процесса.

а) результативность РЕЗ

б) объективность оценивания ОЦ

в) состояние работы с «сильными» учениками УСВ

г) уровень реализации учебных возможностей УРВ

д) состояние работы со слабо успевающими, неуспевающими

а) РЕЗ=(Ф *100%) / Д

Ф – фактически выполненное количество заданий учащимися

Д – данное учителем количество заданий

б) ОЦ = (сумма оценок * 100%) / («5» * количество учащихся)

в) УСВ= (количество учащихся, получивших «4» и «5» * 100%) / (количество учащихся)

г) УРВ= (РЕЗ * 100%) / ИРВ

ИРВ – индекс возможностей учащихся

д) неусп = 100% - РЕЗ

Количественные признаки

  1. РЕЗ> или=ИРВ
  2. РЕЗ= ОЦ или отличается на10%
  3. УСВ= или > ИУСВ
  4. УРВ= или >100%
  5. Неусп< или = инеусп

Хороший уровень школьной успешности может достигаться при недостаточной сформированности отдельных характеристик познавательной сферы, что объясняется их  скомпенсированностью в познавательной деятельности (например, низкий уровень развития механической памяти при хорошем уровне развития логической).

Хороший результат обучения, как правило, достигается при гармоничном  познавательном развитии, когда стиль познавательной деятельности определяется оптимальным развитием ее отдельных характеристик.

Обучение и воспитание, построенные с учетом сильных сторон психического развития учащегося, будут способствовать оказанию позитивного влияния на становление его личности.

Наиболее объективное представление об актуальном развитии такого рода деятельности учащегося дает успешность выполнения им задач, не имеющих репродуктивного содержания, умение переносить принцип решения в нестандартную ситуацию, прогнозирование вариативности ответа.

Учет индивидуального стиля деятельности, стиля обучения ребенка – самый сложный путь в работе с детьми, но самый продуктивный.

В качестве свойств мышления, характеризующих особенности               протекания мыслительных процессов и обеспечивающих продуктивность умственной деятельности, выделяются следующие:

а) гибкость мыслительных процессов;

б) темп развития мыслительных процессов;

в) быстрота;

г) самостоятельность;

д) экономичность мышления;

е) широта ума;

ж) глубина;

з) последовательность;

и) критичность.

На основе учета типичных характеристик школьников  осуществляется дифференцированная работа с ними на уроках, в группах и др. Кроме того каждый ребенок имеет отличительную особенность поэтому надо изучать и то. Что присуще только ему одному. На этой основе осуществляется индивидуальная работа с детьми в школе. Знание общего, типичного и индивидуального и определяет объекты педагогической диагностики.

Первый важный показатель результативности учебного процесса – это объем и качество знаний. Знания составляют основной фундамент человеческой культуры, на базе которого реализуется любая деятельность людей.

Практические навыки и умения - второй показатель эффективности урока.

Интеллектуальное развитие ребенка – третий показатель эффективности урока. Подрастающее поколение учится систематизировать, обобщать, использовать полученные сведения для практических целей.

Умение применять теорию на практике – это четвертый показатель эффективности урока.

Применение знаний одновременно характеризует и качество их усвоения уровень развития интеллекта школьника, и его практический опыт, сформированных умений и навыков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Диагностика качества знаний по математике

Диагностика - это прежде всего проверка знаний....

Педагогический проект «Мониторинг и диагностика уровня сформированности системы качества знаний учащихся»

Актуальность данной темы определила проблему исследования: какова технология диагностики уровня форсированности системы качества знаний и мониторинга достижений учащихся по биологии.Цель исследо...

доклад тема "Тестовый контроль знаний как основа диагностики качества обучения"

В связи с ведением ЕГЭ необходимо перестроить всю систему контроля, обращая внимание на проверку знаний и умений в форме тестирования.       ...

Презентация к докладу "Тестовый контроль знаний как основа диагностики качества обучения"

В связи с ведением ЕГЭ необходимо перестроить всю систему контроля, обращая внимание на проверку знаний и умений в форме тестирования. ...

Методическая разработка "Проведение сетевой диагностики качества знаний"

В методической разработке описывается опыт сетевой диагностики качества предмтной обученности обучающихся училища...

Внутришкольная диагностика (мониторинг) знаний учащихся по предмету как один из способов повышения качества обучения

Во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Создается мировая система мониторинга, это необходимо для получения объективной информации о результатах обучения, для выяв...