Свойства воды
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Никитюк Любовь Федоровна

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса общеобразовательной школы по программе Г.Е. Рудзитиса.

Урок изучения нового материала. Урок способствует формированию умений составлять уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_8kl.docx30.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 85 имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева города Тайшета» Иркутской области

Урок учителя химии Никитюк Любовь Федоровны

Урок предназначен  для учащихся 8 класса базового уровня общеобразовательной школы по программе Г.Е.  Рудзитиса

Тема:  Свойства воды

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о химических свойствах воды.

 Задачи:

Образовательные:

- изучить  химические свойства воды;

- научиться составлять уравнения химических реакций взаимодействия воды

с металлами и оксидами металлов и неметаллов.

Развивающие:

- продолжать формировать у учащихся умения составлять уравнения реакций;

-  способствовать развитию речи учащихся;

- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- развивать любознательность. Форма организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

- кабинет химии, персональный компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь учащихся, учебник;

- презентация Power Point.

Основные понятия: активные металлы, гидроксиды, металлы средней активности, оксиды металлов и неметаллов, кислоты, реакции разложения, замещения и соединения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

№  слайда

презен-

тации

I.Организационный момент

Сообщение темы и цели урока:

Ребята, вы уже догадались, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос учителя, записывают тему урока

№ 1, 2

II. Актуализация знаний учащихся

Ведется фронтальный опрос о воде в природе и способах её очистки

Отвечают на вопросы учителя

III. Изучение нового материала

1. Строение молекулы воды

Ведется беседа по вопросам:

1.Приведите химическую формулу воды;

2.Из каких элементов состоит молекула воды?

Рассмотрим строение воды

Отвечают на вопросы учителя, зарисовывают в тетради формулу воды

№ 3

2. Физические свойства воды

Какие свойства воды вам известны из курса физики и природоведения?

Отвечают на вопросы, записывают физические свойства воды  в тетрадь, просматривают слайды

№ 4, 5, 6

3. Химические свойства воды

1.а) взаимодействие активных металлов с водой

1.Все металлы по химической активности можно разделить на три группы: активные, средней активности и малоактивные.

 (Обращаемся к ряду активности металлов)

При комнатной температуре вода взаимодействует с активными металлами

(смотрим видеофрагмент)

Работают с рядом активности металлов, просматривают видеофрагмент

№ 7

Записываю уравнение реакции взаимодействия лития с водой:

2Li + 2H2O = 2LiOH + H2

         гидроксид лития

       (класс - основания)

? К какому типу относятся данные реакции?

Записывают уравнение в тетрадь.

Затем на закрепление у доски и в тетрадях пишут реакции с Na,K,Ca

2Na + 2NaOH = 2NaOH + H2

                           гидроксид натрия

2K + 2H2O = 2KOH + H2

Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2

                   гидроксид  кальция

просматривают опыт «Ввзаимодействие  кальция с водой»

(Ответ: реакции замещения)

 № 8

8

9

? Почему раствор гидроксида натрия прозрачный, а раствор гидроксида кальция непрозрачный?

Отвечают на вопрос, работают с таблицей растворимости.

Записывают определение:

Щелочи – растворимые в воде основания

10

1.б) взаимодействие с водой металлов средней активности и малоактивных металлов

? Как вы думаете, металлы средней активности могут взаимодействовать с водой?

? К какому типу относятся данные реакции?

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь уравнения реакций:

Zn + H2O = ZnO + H2

3Fe + 4H2O = Fe3O4 + H2

(Ответ: реакции замещения)

11

2.Взаимодействие воды с оксидами

? Как вы думаете, вода может взаимодействовать с оксидами металлов?

Высказывают свои предположения

2.а) взаимодействие воды с оксидами активных металлов

Записываю уравнение:

Na2O + H2O = 2NaOH

Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление

самостоятельно записывают уравнения:

CaO + H2O = Ca(OH)2

K2O + H2O = 2KOH

12

? Что получиться при взаимодействии воды с оксидами неметаллов?

Высказывают свои предположения, смотрят опыт «Взаимодействие оксида серы (IV)с водой

13

2.б) взаимодействие оксидов неметаллов с водой

Записываю уравнение:

SO2 + H2O = H2SO3 

                  сернистая кислота

? К какому типу относятся данные реакции?

Записывают уравнение в тетрадь. На закрепление самостоятельно составляют уравнения:

SO3 + H2O = H2SO4

                   серная кислота

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

                ортофосфорная кислота

твет: реакции соединения)

14

15

3. Разложение воды под действием электрического тока

? Вспомните, что получится из воды, если через неё пропустить электрический ток?

К какому типу относится данная реакция?

Отвечают на вопрос, записывают уравнение реакции:

2H2O → 2H2 + O2 

(Ответ: реакция разложения)

16

IV. Рефлексия

Подвожу итоги урока, выставляю оценки за урок

Заканчивают предложения:

Я узнал…

Я научился…

Я понял…

17

V. Домашнее задание

Даю домашнее задание

Записывают домашнее задание в тетрадь

18

Литература:

  1.  Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман,  Химия 8 класс, Москва, «Просвещение», 2011 год

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вода и её свойства. Типы химических реакций на примере свойств воды.

Разработка для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику О.С. Габриелян.Урок разработан с использованием личностно- ориентированного подхода,  применения опорного конспекта, сопровождается презе...

Вода. Состав и свойства воды.

Тест по теме " Вода". Два варианта. Содержит часть А и Б....

Презентация к уроку природоведения 5 класс. Тема:"Что такое гидросфера?Свойства воды.Три состояния воды."

Учебная презентация  по природоведению 5 класс .При работе с учебником Н.В.Ивановой "Природа. Неживая и живая.5 класс"...

Вода. Свойства воды.

Показать детям, что вода - особое вещество, без которого навозможна жизнь на Земле....

Тест "Вода. Свойства воды", биология 6 класс

Тест создан на основе шаблона Комаровского. Перед работой с ресурсом рекомендуется включить макросы. После работы с презентацией изменения не сохранять...

Свойства воды. Вода в природе.

Урок природоведения в 5 классе коррекционной школы Свойства воды. Вода в природе...