Рабочая программа по химии 10 класс, базовый уровень
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Анциферова Светлана Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_khimii_10_klass.docx55.26 КБ

Предварительный просмотр:

комитет Администрации Каменского района по образованию

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоярковская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»                       «СОГЛАСОВАНО»                      «УТВЕРЖДАЮ»                                              

руководитель МО              заместитель директора по             директор школы                                                            

______ М.А.Комбарова        УВР  __________               _______ Л.И.Анциферова

Протокол № _____ от             С.А.Кольченко                    Приказ № _____ от

«_____» ______ 20 __ г.     «_____» _______ 20 __ г.    «_____» ________ 20 __ г.                                  

Рабочая программа

по химии, 10-11 классы, среднее (полное) образование,

базовый уровень

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе программы Министерства

образования РФ: программа курса химии 8-11 классов,

образовательных учреждений, утвержденных МО. РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2011.

                       Составитель: Анциферова С.В.

учитель химии, вторая

 квалификационная категория.

с. Новоярки

2013год.

Рабочая программа по химии 10-11 кл. Базовый уровень.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена основе «Программа курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень», автор О. С. Габриелян, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с   Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего (полного) образования по химии, с Федеральным базисным учебным планом,   утвержденным приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004г

При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Приказ Министерства образования РФ от 29 января 2004г. №315/2 «О проекте федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
  • Приказом Министерством образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

* Письмо Министерства образования РФ от 20 октября 2003 г. № 03-58-73ин/13-03;

* Письмо Министерства образования РФ от 23 октября 2003 г. № 03-58-75ин/13-03.

Программа адресована обучающимся  10-11 классов общеобразовательной  школы.

        Главная цель образовательной области «Химия» определена исходя из целей общего образования, сформулированных в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности обучающегося, освоения знаний, овладения необходимыми учениями, развития познавательных интересов, воспитание черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. В соответствии с этим, цельюпрохождения настоящего курса является развитие мыслительных и творческих способностей школьника через формирование мировоззренческого взгляда на естественнонаучную природу мира.

задачи обучения:

  • Формирование у учащихся знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий,

химического языка, доступных обобщений мировоззренческого характера и понятий об основных принципах химического производства;

  • Развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни;
  • Формирование умений работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой и в повседневной жизни;
  • Раскрытие роли химии в решении глобальных проблем человечества: рациональном природопользовании;
  • Развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.

Содержание учебно-методического комплекса

Преподавание будет вестись по учебникам, соответствующим данной программе и  входящим в «Федеральный перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010-2011 учебный год», утвержденный приказом Минобрнауки России

от 13.12.2007г. № 349. Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2009. Габриелян О. С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2009.

Формы  организации образовательного процессаи контроля

Основной формой организации учебного процесса является  урок.Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций  (проведение практических занятий, обобщающих уроков, уроков-презентаций)

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.

Тематический контроль за качеством усвоения материала будет осуществляться  с помощью следующих видов работ: контрольные работы- 4 (10 кл.) и 3 контрольных (11 кл.)

        В КТП, кроме теоретического курса, предусмотрена практическая часть: по 2 практических работы в 10-11 кл., 13 лабораторных работ в 10 кл. и 16 лабораторных  в 11 кл

Учебно-тематический план

      В структуре изучаемой программы на старшей ступени обучения выделяются следующие основные разделы:

Класс

раздела

и темы

Наименование раздела и темы

Коли-чество

часов

Вид занятий

К/р

П/р

Л/р

10

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

34

Введение

1

1

Теория строения органических соединений

2

1

2

Углеводороды и их природные источники

8

1

5

3

Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники

10

1

8

4

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

6

1

1

1

5

Биологически активные органические соединения

4

6

Искусственные и синтетические соединения

3

1

1

всего

34

4

2

15

11

ОБЩАЯ ХИМИЯ

34

1

Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева

3

1

1

2

Строение вещества

14

1

1

5

3

Химические реакции

8

1

5

4

Вещества и их свойства

9

1

7

всего

34

3

2

18

итого

68

7

4

33

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны:

Знать/ понимать

  • Важнейшие химические понятии: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодически закон;
  • Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
  • Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы.

      Уметь

  • Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
  • Определять: валентность и степень окисления элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений.
  • Характеризовать: элементы малых периодов по их положению  в периодической системе Д. И. Менделеева, общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства органических соединений.
  • Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
  • Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
  • Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах.

      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в

      повседневной жизни для:

  • Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве.
  • Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их поведения.
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде.
  • Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и  другие живые организмы.
  • Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудование.

      Компетенции по химии включают:

  • Изучение свойств химических веществ и основ теории электролитической диссоциации;
  • Развитие умения прогнозировать возможность протекания окислительно-восстановительных

реакций;

  • Владение общей теорией бытия и взаимодействия природы и общества;
  • Осознание внутренней многозначности и противоречивости современных глобальных проблем;
  • Осознание того, что глобальное восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственным разным нациям;

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ВЫПУСКНИКОВ

По итогам усвоения обязательного минимума содержания образовательного стандарта по химии выпускники основной школы должны:

Называть:

  • Вещества по их химическим формулам.
  • Общие свойства классов неорганических веществ;
  • Функциональные группы органических веществ;
  • Типы кристаллических решёток в веществах с различным видом химической связи.
  • Основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова;
  • Признаки классификации химических элементов, неорганических и органических веществ;
  • Аллотропные видоизменения химических элементов;
  • Типы, признаки и условия осуществления химических реакций;
  • Реакция среды раствора при растворении различных солей в воде;
  • Факторы, влияющие на скорость химической реакции и условия смещения химического равновесия;
  • Области практического применения металлических сплавов, силикатных материалов, а также продуктов переработки нефти, природного газа и каменного угля.

Определять:

  • Простые и сложные вещества;
  • Принадлежность веществ к соответствующему классу;
  • Валентность и степень окисления химических элементов по формуле соединения;
  • Заряд иона в ионных и ковалентно-полярных соединениях;
  • Вид химической связи в соединениях;
  • Возможность образования водородной связи между молекулами органических веществ;
  • Тип химической реакции по всем известным признакам классификации;
  • Окислитель и восстановитель в реакциях окисления-восстановления;
  • Условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца;
  • Гомологи и изомеры различных классов органических веществ.

Составлять:

  • Формулы оксидов, оснований, кислот, солей, водородных соединений по валентности химических элементов или степени окисления;
  • Молекулярные и структурные формулы органических и неорганических веществ;
  • Схемы распределения электронов в атомах;
  • Уравнения: окислительно-восстановительные, электролитической диссоциации; электролиза, гидролиза, получения металлов, аммиака, серной кислоты, стали, чугуна, метанола;

Характеризовать:

  • Качественный и количественный состав вещества;
  • Химические элементы, свойства высших оксидов, гидроксидов неорганических и органических веществ;
  • Общие и особенные свойства металлов и неметаллов;
  • Химическое строение органических веществ;
  • Связь между составом, строением, свойствами веществ и их применением;
  • Свойства и физиологическое действие на организм оксида углерода (II), аммиака, хлора, озона, ртути, этилового спирта, бензина;
  • Химическое загрязнение и способы защиты окружающей среды;

Объяснять:

  • Структуру периодической системы Д. И. Менделеева: физический смысл периода., порядкового номера, группы;
  • Закономерности изменения свойств химических элементов;
  • Закон сохранения массы вещества при химических реакциях;
  • Механизм электролитической диссоциации;
  • Зависимость скорости химических реакций от разных факторов;

Соблюдать правила:

  • Техники безопасности при обращении с химической посудой, лабораторным оборудованием  и химическими реактивами;
  • Личного поведения с химическими веществами в химической лаборатории и в быту;
  • Оказания первой помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

Проводить:

  • Опыты по получения, собиранию и распознаванию неорганических и органических веществ;
  • Изготовление моделей молекул веществ;

Вычисления: а) молекулярной и молярной массы веществ по химическим формулам; б) массовой доли растворенного вещества в растворе; в) количество вещества и др.

  • Расчёты по установлению формулы органических веществ.
  • Осознание идеи личной ответственности каждого человека за всё, что происходит в природном и

социальном мире планеты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Органическая химия 10 класс. Базовый уровень»

(Приложение 1)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по предмету «Общая химия 11 класс. Базовый уровень»

(Приложение 2)

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Наименование учебников

Дополнительная

Учебная литература

Для учащихся

Методическая литература для учителя

Габриелян О. С.

Химия. 10 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2009.

Габриелян О. С.

Химия. 11 класс. Базовый уровень. — М.: Дрофа, 2009

Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Е. Е. Остроумова.- 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

Тесты по химии 11 класс: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений к учебнику О.С.Габриеляна / М.А.Рябов, Е.Ю.Невская – М.: «Экзамен» - 2010.

*Габриелян О.С., Химия. 10 класс. Базовый уровень: методические рекомендации /О. С. Габриелян, А. В. Яшукова.-  М.: Дрофа, 2006.

*Поурочные разработки по химии 10кл. К учебникам О.С.Габриеляна – М.Ю.Горковенко. М.: «Вако» 2008.

 *Контрольные и проверочные работы по химии. 10, 11 кл. / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушаков и др.- М.: Дрофа, 2005.

*Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 11 класс. Базовый уровень: Методические рекомендации - М.: Дрофа, 2006.

*Настольная книга учителя. Химия 10, 11кл../О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов._ М.: Дрофа, 2004.

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КАБИНЕТА ХИМИИ.

Объекты натуральные

Коллекции: раздаточный материал: алюминий, волокна, каменный уголь, каучук, металлы, минералы и горные породы – сырьё для химической промышленности, набор химических элементов, нефть и продукты её переработки, пластмассы, стекло и изделия из стекла, топливо, чугун и сталь,

Реактивы

Название

Название

«Кислоты»

«Соединения марганца»

«Гидроксиды»

«Соединения хрома»

«Оксиды металлов

«Нитраты»

«Металлы»;

«Индикаторы»

«Щелочные и щелочноземельные металлы»

«Минеральные удобрения»

«Огнеопасные вещества»

«Углеводороды»

«Галогены»

«Кислородсодержащие вещества»

«Галогениды»

«Кислоты органические»

«Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

«Углеводы. Амины»

«Карбонаты»

«Образцы органических веществ»

«Фосфаты. Силикаты»

«Материалы»

«Ацетаты. Роданиды. Цианиды»

Модели

Демонстрационные: Комплект кристаллических решёток; Набор моделей атомов для составления моделей молекул со стержнями; Периодическая система Химических элементов Д. И. Менделеева; Растворимость солей, кислот, оснований в воде; Таблица индикаторов.

Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

Общего назначения: нагреватели (спиртовки).

Демонстрационные:

столик подъёмный; штатив для пробирок; штатив металлический;

Специализированные приборы и аппараты

Прибор для демонстрации закона сохранения массы вещества; Комплект термометров;

Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий по химии

Весы учебные с гирями (до 100 г); Комплект мерной посуды различного назначения; Набор посуды для реактивов – микролаборатория (НПМ); Микролаборатория для химического эксперимента; Набор посуды для хранения реактивов; Набор пробирок; Спиртовки; Прибор для получения газов; Штатив лабораторный химический (ШЛХ);

Комплект принадлежностей для хозяйственной, конструктивной и препаративной работы

Бумага фильтровальная; зажимы комбинированные; перчатки резиновые; набор противопожарного инвентаря;

Пособия на печатной основе

серия таблиц по неорганической, органической химии, металлургии, химическому производству; периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Раздаточный материал

Дидактический материал для различного вида самостоятельных работ учащихся; Карточки-инструкции (ПСХЭ Д.И. Менделеева, Распределение электронов в атоме, таблица растворимости, таблица индикаторов).

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

  1. Настольная книга учителя. Химия 10, 11./О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов._ М.: Дрофа, 2004.
  2. Руководство по химии / Э.Т. Оганесян.-: Издательство «высшая школа», 1987.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений», автор О. С. Габриелян; М.: Дрофа, 2005.

     2.    Примерные программы по учебным предметам. Химия 8-11 классы      (стандарты второго поколения) –       М.: Просвещение, 2010.

3.   Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии/ сост. А. А. Каверина. – М.: Дрофа, 2001.

4.   Оценка качества подготовки выпускников средней (полной)  школы по химии / сост. С. В. Суматохин, А. А. Каверина. – М.: Дрофа, 2001

5.  Программно-методические материалы. Химия 8-11кл.М.: Дрофа 2001..

6.  Химия. Поурочные планы, по учебнику О.С.Габриеляна 10-11 кл/сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель 2004.

Настольная книга учителя. Химия 10, 11./О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов._ М.: Дрофа, 2004.

  1. http://www.school. edu.ru
  2. http://www.chem.msu.su

10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)

(1 ч в неделю всего 34 ч)

Введение   (1ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Тема 1

Теория строения органических соединений   (2ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2

Углеводороды и их природные источники   (8 ч)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3

Кислородсодержащие соединения и их природные источники (10ч)

Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальде-гида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревра-щений: глюкоза ↔ полисахарид.

Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства глицерина.  8. Свойства формальдегида.  9. Свойства уксусной кислоты.  10. Свойства жиров.  11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.

Тема 4

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе  (6ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина-анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол → этилен → этиленгликоль → этиленгликолят меди (II); этанол → этаналь → этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа № 1. Идентификация органических соединений.

Тема 5

Биологически активные органические соединения (4 ч)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Испытание среды раствора CMC индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Т е м а 6

Искусственные и синтетические полимеры (3ч)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа № 2. Распознавание пластмасс и волокон.


Тематическое поурочное планирование по химии 10 класс.
Базовый уровень. 1 ч. в неделю (34 ч. в год)

№ п/п

Содержание учебного материала

Кол-во часов

Виды деятельности

Информационное обеспечение

Дата

Введение (1 час)

1.

Урок 1. Предмет органической химии. Органические вещества.

1

Тема I. Теория строения органических соединений (2часа)

2.

Урок 1. Теория строения органических соединений. Номенклатура и изомерия органических веществ.

1

3.

Урок 2. Контрольная работа «Строение органических соединений»

1

К.р.№1.

Тема II. Углеводороды и их природные источники (8 часов)

4.

Урок 1. Природные источники углеводородов. Газ. Нефть.

1

Л.р.№5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

5.

Урок 2. Алканы. Строение, свойства, применение

1

Л.р.№2. Изготовление моделей углеводородов

6.

Урок 3. Алкены: Строение, свойства, применение

1

Л.р.№3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

7.

Урок 4. Алкины: строение,  получение, свойства, применение.

1

Л.р.№4. Получение и свойства ацетилена.

8.

Урок 5. Алкадиены: . Строение, свойства, применение. Каучук.

1

Л.р.№1. Определение элементного состава органических соединений.

9.

Урок 6. Бензол: состав, строение, свойства и применение.

1

10.

Урок 7. Обобщающий урок. Решение задач.

1

11.

Урок 8. Контрольная работа «Углеводороды»

1

К.р.№2.

Тема III.  Кислородосодержащие органические соединения  и их природные источники (10 часов)

12.

Урок 1. Спирты: состав, строение, свойства и применение.

1

Л.р.№6. Свойства этилового спирта.

13.

Урок 2. Многоатомные спирты.

1

Л.р.№7. Свойства глицерина.

14.

Урок 3. Фенол: строение и свойства.

1

15.

Урок 4. Альдегиды: строение, свойства, применение.

1

Л.р.№8. Свойства формальдегида.

16.

Урок 5. Карбоновые кислоты:  строение, свойства, применение.

1

Л.р.№9. Свойства уксусной кислоты.

17.

Урок 6. Сложные эфиры и жиры.

1

Л.р.№10.Свойства жиров.

 Л.р.№11.Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

18.

Урок 7. Обобщение темы.

1

19.

Урок 8. Контрольная работа «Кислородосодержащие органические соединения»

1

К.р.№3.

20.

Урок 9. Углеводы. Классификация. Значение. Глюкоза.

1

Л.р.№12. Свойства глюкозы.

21.

Урок 10. Крахмал, целлюлоза.

1

Л.р.№13. Свойства крахмала.

Тема IV.  Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 часов)

22.

Урок 1. Амины. Анилин.

1

23.

Урок 2. Аминокислоты. Получение, строение и свойства.

1

24.

Урок 3. Белки. Получение, строение и свойства.

1

Л.р.№14. Свойства белков.

25.

Урок 4. Нуклеиновые кислоты.

1

26.

Урок 5. Контрольная работа «Азотосодержащие соединения».

1

К. р.№4.

27.

Урок 6. Практическая работа «Идентификация органических соединений».

1

Практическая работа№1.

Тема V.  Биологически активные органические соединения (4 часа)

28.

Урок 1. Ферменты.

1

29.

Урок 2. Витамины. Алтайский завод поливитаминов.

1

30-31.

Урок 3. Гормоны. Лекарства.

2

Тема VI.  Искусственные и синтетические полимеры (3 часа)

32.

Урок 1. Классификация ВМС по происхождению. Искусственные полимеры. Натуральные ВМС. Заводы Алтая по производству ВМС

1

Л.р.№15. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

33.

Урок 2. Синтетические полимеры: каучуки, волокна, пластмассы.

1

34.

Урок 3. Практическая работа. «Распознавание пластмасс и волокон»

1

Практическая работа №2.

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу

Дата

Содержание изменения или дополнения

Реквизиты документа

Подпись лица, внесшего изменения



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...