«Моносахариды. Строение и свойства»
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Смирнова Ангелина Васильевна

Изучить состав, строение и свойства глюкозы на основе обобщения знаний свойств кислородсодержащих соединений, дать понятие таутомерии.

Продолжить формирование умений анализировать результаты эксперимента.

Развивать интерес к изучению химии через эксперимент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_urokaglyukoza.docx14.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Моносахариды. Строение и свойства»

Задачи урока:

1.Изучить состав, строение и свойства глюкозы на основе обобщения знаний свойств кислородсодержащих соединений, дать понятие таутомерии.

2.Продолжить формирование умений анализировать результаты эксперимента.

3.Развивать интерес к изучению химии через эксперимент.

Ход урока:

1.Лабораторная работа: 1. Знакомство с внешним видом глюкозы, растворимостью.

Формула глюкозы С6Н12О6 к какому классу органических соединений её можно отнести?

Наличие каких функциональных групп вы можете предположить? Правильно, наличие  нескольких гидроксогрупп. Подтвердите наличие их с помощью качественной реакции на многоатомные спирты.

2. Получите Си(ОН)2 и прилейте к раствору глюкозы. Что наблюдаете? Образовался раствор ярко-синего цвета, что подтверждает, что глюкоза является многоатомным спиртом. Но, сколько же групп ОН входит в состав глюкозы? Давайте вспомним реакцию, характерную для спиртов. Да, они взаимодействуют с кислотами с образованием сложных эфиров.

3. Проведите  реакцию с уксусной кислотой. Что наблюдаете? Да, ощущается запах эфира. Оказывается, что на 1 моль глюкозы расходуется 5 моль кислоты. В состав какой же функциональной группы входит ещё один атом кислорода? Какие классы кислородсодержащих соединений вы помните? Да, альдегиды.

4.Как вы можете подтвердить наличие альдегидной группы? Верно, нагреть пробирку с ярко-синим раствором, полученным в 1-ом опыте. Каковы результаты? Образовался осадок кирпично-красного цвета, что подтверждает наличие альдегидной группы. Какой вывод мы можем сделать? Верно, глюкоза является альдегидоспиртом. Но мы знаем ещё одну качественную реакцию на альдегиды. Какую? Это реакция с фуксинсернистой кислотой. Проведите данную реакцию. Каковы результаты? Ярко-красная окраска фуксина не восстановилась.В чём проблема? С каким явлением вы столкнулись? Изменился ли состав вещества? Нет. Вспомните, с каким явлением мы встретились? Да, конечно, с явлением изомерии. Рассмотрим строение этих форм

глюкозы. Одна форма линейная СН2 ОН-СНОН-СНОН-СНОН-СНОН-СНО и вторая форма- циклическая. Они находятся в подвижном равновесии. Такой вид изомерии, когда в подвижно равновесии находятся две формы одного и того же вещества, называется ТАУТОМЕРИЯ.

5.Сделаем вывод о химических свойствах глюкозы: для неё характерны реакции многоатомных спиртов и реакции, характерные для альдегидов. Она взаимодействует с гидроксидом меди II , с кислотами, с аммиачным раствором оксида серебра-реакция серебряного зеркала, восстанавливается водородом до сорбита- шестиатомного спирта, но есть и специфические свойства: Реакция спиртового брожения:

С 6Н12  О6 =2С2Н5ОН +2СО2

молочно-кислого брожения: С6Н12О6 =2С3Н6О3

6.Биологическая роль глюкозы: окисление глюкозы в клетках живых организмов осуществляется в митохондриях при этом образуется АТФ-единый универсальный источник энергии.

В природе глюкоза образуется в результате процесса фотосинтеза :

6СО2 +6Н2О =С6Н12О6

В природе встречаются изомеры глюкозы: фруктоза-кетоноспирт, галактоза, входящая в состав дисахарида- лактозы.

Самостоятельная работа: 1-уровень

        В двух пробирках без этикеток находятся растворы глюкозы и этиленгликоля. С помощью каких химических реакций можно различить эти вещества?

                                2-уровень

        Как при помощи одного реактива распознать растворы следующих веществ: уксусная кислота, пропаналь, глюкоза, глицерин, метанол? Напишите уравнения соответствующих реакций.

        Дом. зад.стр.200-203 упр.9,11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Строение и свойства географической оболочки" - урок в 7 классе

Урок проводится с применением групповых технологий, где за один урок можно обобщить и оценить знания учащихся по темам «Литосфера и рельеф Земли», «Атмосфера и климаты Земли», «Гидросфера. Миров...

Строение и свойства органических веществ

Строение и свойства органических веществ...

Открытый урок: "Глюкоза. Строение и свойства"

Урок проведен с использование технологии развития критического мышления. Позволяет развивать навыки проведения химического эксперимента, умение формулировать проблему и находить пути ее решения, самос...

Урок по химии в 9 классе «Аммиак: строение, получение, свойства соли аммония».

Урок по химии в 9 классе   Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Контрольная работа по теме Строение и свойства вещества. Природоведение 5 класс

Контрольная работа по теме "Строение и свойства вещества".   Данная контрольная работа позволяет выяснить уровень усвоения учащимися знаний о разнообразии веществ, с их строением и свойствами....

Учитель Полякова Валентина Яковлевна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа) Урок географии "Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки"

Урок географии по теме" Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки". При объяснении материала используются схемы круговоротов географической оболочки, рисунки учебника. Даетс...