Методическая разработка урока по теме "Электролиз расплавов электролитов"
методическая разработка по химии (11 класс) на тему

Данный урок предназначен для обучающихся 11 класса изучающих химии на углубленном уровне. На уроке рассматриваются основные теоретические понятия темы, схема электролиза расплавов электролитов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Электролиз расплавов электролита.

Цели: сформировать знания о процессе электролиза веществ, как окислительно-восстановительной реакции.

Ход и содержание урока.

  1. Оргмомент. Цели и задачи урока.
  2. Изучение нового материала.

В курсе химии 9 класса мы изучали, что наиболее активные металлы получают методом электролиза.   Сегодня мы должны выяснить, что же такое процесс электролиза, какие вещества подвергаются электролизу, как записать уравнение электролиза.

 

Электролиз – это окислительно-восстановительная реакция, протекающая на электродах, если через раствор или расплав электролита пропускать постоянный электрический ток.

Электроды: катод и анод.

Катод – отрицательно заряженный электрод.

Анод – положительно заряженный электрод.

При пропускании постоянного тока, положительно заряженные частицы -

катионы движутся к катоду, отрицательно  заряженные частицы – анионы движутся  к аноду.

Процессы, происходящие на электродах:

♦ Катод – это электрод,  на поверхности которого избыток электронов, поэтому катионы присоединяют электроны от катода:

Например:  Cu2+  + 2e- → Cu0

♦ Анод – электрод,  на поверхности которого недостаток электронов, поэтому анод принимает электроны от отрицательно заряженных ионов-анионов:

Например:   2Cl-  - 2e- → Cl20

При электролизе за счет электрической энергии протекают химические реакции – восстановление на катоде и окисление на аноде.

Различают электролиз:

- с инертными электродами (графитовые, угольные, платиновые),

- активным анодом (растворимым).

Электролиз может протекать:

- в расплавах электролитов,

- в растворах  электролитов.

Сущность электролиза изображают с помощью уравнений,  которые показывают:  диссоциацию электролита, направление движения ионов, процессы на электродах и выделяющиеся вещества.

Рассмотрим электролиз расплава электролита.

В расплаве электролизу подвергаются соли, щелочи и отдельные оксиды.

При расплавлении соли и щелочи распадаются на ионы. Если через расплавы этих электролитов пропускать постоянный электрический ток, то ионы приобретают направленное движение, в результате на катоде восстанавливаются катионы металлов, а на аноде окисляются анионы.

Рассмотрим  процесс электролиза расплав хлорида калия.

При расплавлении хлорид натрия распадается на ионы K+  и  Cl-

        KCl →  K+ + Cl-

  При подключении электродов к источнику постоянного электрического тока ионы приобретают направленное движение – катионы K+ движутся к катоду и принимают  от него электроны, анионы Cl- - к аноду и отдают электроны.

    (К-):    K+ + 1е- →  К0     │ 2

    (A+):   2Cl- - 2е- → Cl2     │ 1

Составим  ионное уравнение электролиза:  2 K+  + 2Cl- → 2 К0  + Cl20

                                                                   электролиз

Запишем молекулярное уравнение:   2KCl       →      2K0 + Cl20

 

        Познакомимся с процессом  электролиза расплава  гидроксида калия.

Катионы K+ движутся к катоду и принимают  от него электроны, анионы ОН- - к аноду и отдают электроны.

   КОН →  К+  + ОН-

   (К-):    K+ + 1е- →  К0                      │4

   (A+):   4ОН-  - 4е- →  2Н2О + О2     │1

  Ионное уравнение: 4K+  + 4ОН- → 4К0  + 2Н2О + О2     

                                                                   электролиз

  Молекулярное уравнение:   4КОН      →        4К0  + 2Н2О + О2       

 Рассмотрим процесс электролиза расплава кислородсодержащей соли - Na2SO4

   Na2SO4 → 2Na+  + SO42-

   (К-):   Na+  + 1е- →  Na0                │4

   (A+):  2SO42- - 4е- →  2SO3 + O2       │1

  Ионное уравнение: 4 Na+  + 2SO42-  →  2SO3 + O2   + 4Na0   

                          электролиз

 Молекулярное уравнение:    2Na2SO4 →  2SO3 + O2   + 4Na0     

III. Применение знаний, умений и навыков.

   Составьте схемы электролиза расплава:  NaOH, NiCI2, BaSO4,Ca(NO3)2, AI(OH)3, CaF2, AICI3, Mg(OH)2, Na2CO3, CuSO4.

IV.  Д /З s 20 до стр. 88, упр. 1-2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока химии в 9 классе " Электролиты и неэлектролиты".

Содержание учебного материала урока:1. Зависимость электропроводности веществ от типа химической связи.2. Понятия "электролиты" и "неэлектролиты".3. Основные положения теории электролитической диссоци...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока химии "Электролиты и неэлектролиты" для учащихся 8 класса

При разработке урока использовались технологии проблемного обучения. В процессе урока школьники вовлекаются в процесс выявления, постановки и решения учебных проблем. Учебные проблемы выстроены в поря...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...