Профилактическая программа "Путь к успеху"
рабочая программа по химии по теме

Калач Анжела Владимировна

Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.

Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бес­конечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь.

Детская наркомания - это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллю­зорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_put_k_uspekhu.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая программа

«Путь к успеху»

Возраст учащихся: 7-17 лет

     Срок реализации: 2010-2015 г.

                                                                                       Учитель химии

 Калач Анжела Владимировна

Люди победили чуму, малярию, тиф...

                              Но пьянство, наркомания, СПИД,

                               словно  злые джинны, терзают                

                             человечество. Эти проблемы в нашем

                          обществе долгое время предавались

                     забвению, но и в эту бездну рано

                         или поздно пришлось бы заглянуть.

                                                                  Ч. Айтматов

Алкоголизм, курение, наркомания, СПИД. Мы не решим этих проблем, пока не научим подростков говорить нет, пока они не перестанут верить в чудесные сказки тех, кто бесплатно предлагает вечный «кайф». Мы не решим этих проблем, пока остаемся слепыми и глухими к чужому горю, горю тех, кто уже стал рабом дурмана. Мы не решим этих проблем, пока будем делать вид, что их не существует. А значит, пора говорить, пора действовать, пора бороться.

Наркомания, наркотики, дети. За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, мучительная боль, искалеченная жизнь.

Детская наркомания - это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез и родители, в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому большая часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.  

Здоровье - не всё. Но всё без здоровья - ничто. (Сократ.) Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна насладиться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым.

В последнее десятилетие значение физкультуры особенно возросло. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека.

Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.

Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых возле телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др.), а тем более у детей.

При регулярно и рационально организованных занятиях физическими упражнениями развиваются функциональные возможности всех систем в организме, то есть повышаются физиологические, морфологические, биохимические, психологические резервы человека.

Активная двигательная деятельность ведет к росту культуры наших взглядов на здоровье, к изменению режима труда, отдыха, питания, следованию другим требованиям личной гигиены, закаливанию, может перестроить многое в нашем характере и привычках, заставив отказаться от наиболее вредных из них.

Поэтому-то двигательная активность и является первоосновой ЗОЖ.

Недаром сказано: «Движение может заменить любое лекарство, но ни одно лекарство не может заменить движения!»

Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. Они обогащают играющих новыми ощущениями, представлениями, понятиями, повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность. Эти виды физических упражнений хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу.

В конкурсно-игровых программах могут участвовать как отдельные желающие, так и команды, что сближает детей. В основе их лежат идеи праздника, радости, улыбки, что делает человека более активным, уверенным в себе, общительным, счастливым.

Эти качества детей ведут к более здоровому образу жизни, отвлекают от безнравственных поступков и черт характера. Участие в конкурсно-игровых программах позволяет реализовать находчивость, развивает ловкость, быстроту и пр. Создание веселой непринужденной обстановки позволяет участникам чувствовать себя комфортно и безопасно.

В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других психически активных веществ (ПАВ) превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку.

Сравнительный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в последнее время уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в два раза выше, чем среди всего населения, а заболеваемость токсикоманией - в 8 раз.

Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза чаще, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании. В России средний возраст мальчиков, в котором они начинают употреблять алкоголь, составляет 12,5 лет, а девочек - 12,9 лет. Возраст мальчиков, в котором они приобщаются к токсическим веществам, снизился до 14,2 лет, а девочек - до 14,6.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних в городе, одно из первых мест занимает стремление доказать свою взрослость, уйти от решения проблем, способ расслабиться, удовлетворить любопытство, желание выделяться среди окружающих.

Ущерб от употребления наркотиков и других ПАВ для системы образования выражается в следующем:

  • ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микросоциальной среде;
  • снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся;
  • распространение идеологии потребления ПАВ и связанное с этим искажение иерархии ценностей у несовершеннолетних. Итог этих потерь:  незавершенное образование (включая неполное и полное среднее образование); нереализованное среднее специальное образование;  снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ, алкоголя, никотина.

Основания для разработки программы:

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Конвенция ООН о правах ребенка.
  3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
  5. Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120.

Участники реализации программы:

Обучающиеся и педагоги общеобразовательного учреждения, родители.

Сроки реализации программы:

2010-2015 гг.

Этапы реализации:

Информационно-аналитический - анализ работы по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков, выявление проблемных вопросов и определение возможных путей их решения.

Срок: сентябрь 2010 г. - август 2011 г.

Организационно-деятелъностный - обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.

Этап педагогического последействия - систематизация полученных результатов.

Актуальность проблемы

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения - одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость.

У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (увлечение азартными играми, хулиганство, курение, употребление алкоголя, наркотиков), которые негативно сказываются на их здоровье. Известно, что пьянство и алкоголизм, наркомания -социально опасные явления. Они не только подрывают здоровье человека, но и приводят к невосполнимым потерям в обществе, к изменению демографической ситуации в стране, средней продолжительности жизни, а также заболеваемости. Из всех нехимических зависимостей наиболее распространенными являются склонность к азартным играм и Интернет-зависимость.

Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение между физической и умственной нагрузкой, физическая культура и занятия спортом, рациональное питание, гармонические взаимоотношения между людьми, негативное отношение к вредным привычкам. Одной из серьезных предпосылок здорового образа жизни служит правильная организация свободного времени и досуга.

Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Школьники получают достаточно большой объем теоретических знаний, а на практике, в силу объективных и субъективных причин, применить их не могут. Для решения данной проблемы создана  программа по пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков «Путь к успеху», которая составлена на основе учета психолого-физиологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

Цель программы: пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний о здоровом образе жизни и факторах, его укрепляющих;
  • способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью;
  • раскрыть закономерности развития организма в тесной связи с окружающей средой;
  • раскрыть принципы здорового образа жизни;
  • сформировать у обучающихся мотивацию к здоровому образу жизни;
  • способствовать усвоению знаний о методах укрепления и сохранения здоровья, путях создания резервов здоровья;
  • дать представление об отрицательном воздействии на организм человека и негативных последствиях игромании, употребления наркотических и психотропиых веществ, о причинах заболеваний и  путях возможного выздоровления;
  • обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами социума (медицинский персонал, РОВД, наркологическая служба, социальный педагог, психолог ОУ  и т. д.).

Содержание программы и формы ее реализации:

- познавательно-игровые мероприятия;

- тематические беседы;

- видеолектории;

- профилактические занятия;

- тренинги;

- деловые и развлекательные игры;

- викторины;

- акции;

- различные мероприятия с родителями (круглые столы, консультации, родительские собрания, практикумы,  индивидуальные беседы и др.).

Ожидаемые результаты.

  • Закрепление теоретического материала по организации и ведению здорового образа жизни человека на практике.
  • Предупреждение табакокурения и употребления алкоголя в молодежной среде.
  • Ответственность детей перед законом.
  • Умение противостоять негативному давлению среды и принятию собственного позитивного решения.
  • Умение предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения.
  • Ответственное отношение к своему здоровью.
  • Разрешение конфликтов без насилия.

Перспективное планирование занятий

по программе

  1. Дата провед.
  1. Тема

Кол-во

часов

Участники программы

1.

  1. Сентябрь
  1.                         С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки:                           Я – неповторимый человек

Вкусы и увлечения

Мой характер

Самоуважение

Что такое психоактивное вещество?

Тревожность

Я и мои поступки

Мои ценности

Моя внешность

Наркотики. Употребление и злоупотребление

2. День здоровья (классные часы, походы в лес, спортивные игры и т.д.)

Работа с родителями:

1. Диагностика родителей:

  • родители детей «социального риска»
  • родители детей «группы риска»

2. Психологическое консультирование и помощь родителям.

3. Тренинг эффективного общения с ребенком.

Работа с педагогами:

1. Психологическое консультирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 кл.

1-11 классы

Родители

Педагоги

2.

  1. Октябрь
  1.                           С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки:              Культура моей страны и Я

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

Учусь оценивать себя сам

Привычки

Соблюдай безопасность

Преодоление тревожности

Самооценка и самовоспитание

Красота и здоровье

Чувства, которые мы переживаем

Табакокурение

Работа с родителями:

1. Диагностика родителей:

  • родители детей «социального риска»
  • родители детей «группы риска»

2. Оказание консультативной социально-педагогической поддержки в преодолении негативных явлений в семье.

3. Проведение родительского всеобуча по вопросам:

  • профилактика правонарушений, вредных привычек;
  • пропаганда ЗОЖ, личной гигиены, личной безопасности.

Работа с педагогами:

1. Лекции и семинары.

2. Психологическое консультирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 кл.

Родители

Педагоги

3.

  1. Ноябрь
  1.                        С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки:               Чувства

О чем говорят выразительные движения

Учусь взаимодействовать

Дружба

Кто и почему употребляет психоактивные вещества?

Как начать разговор?

Как преодолевать стеснительность

Возраст. Доверие и независимость

Как преодолеть конфликт?

Насилие и закон

2. Участие во Всероссийской акции

Работа с родителями:

1. Психологическое консультирование и помощь родителям

Работа с педагогами:

1. Лекции и семинары.

2. Психологическое консультирование.

3. Тренинги психологической компетенции

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

  1. 9 класс

10-11 кл.

1-11 кл.

Родители

Педагоги

4.

  1. Декабрь
  1.                         С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки с учащимися:     О чем говорят чувства

Учусь понимать людей

Учусь настаивать на своем

Учусь сопротивляться давлению

Давление, влияние, ситуации…

Как поддерживать и завершать разговор?

Ответственность

Мое настроение и общение с людьми

Насилие

Наркотики, насилие и закон

2.Мероприятия, приуроченные к всемирному дню борьбы со СПИДом

Работа с родителями:

1. Психологическое консультирование и помощь родителям.

2. Выступление на общешкольном лектории и на классных собраниях.

Работа с педагогами:

1. Лекции и семинары.

2. Психологическое консультирование

  1. 1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

  1. 9 класс

10-11 кл.

1- 11 кл.

Родители

Педагоги

5.

  1. Январь
  1.                          С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки с учащимися:  Давление, влияние, ситуации…

Манипулирование

Ответственность

Тренинг навыков невербального общения

Близкие отношения и риск

Наркотики, зависимость и последствия

Работа с родителями:

1. Психологическое консультирование и помощь родителям.

Работа с педагогами:

1. Лекции и семинары.

2. Психологическое консультирование

1

1

1

1

1

1

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

  1. 9 класс

10-11 кл.

Родители

Педагоги 

6.

  1. Февраль
  1.                            С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки с учащимися:  Множества решений

Опасные и безопасные ситуации.

Я становлюсь увереннее

Учусь говорить нет

Ингалянты

Манипулирование и давление

Что такое марихуана?

Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения

Как заражаются ВИЧ?

Как сказать наркотикам «НЕТ»?

Работа с родителями:

1. Психологическое консультирование и помощь родителям.

Работа с педагогами:

1.Лекции и семинары.

2.Психологическое консультирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 кл.

Родители

Педагоги

7.

  1. Март
  1.                         С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки с учащимися:  Решения и здоровье

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

Когда на меня оказывают давление

И снова алкоголь

Ингалянты

Наркотики

Правда и ложь о марихуане

Развлечения в компании

Рисованное поведение и ВИЧ

Создание позитивных дружеских отношений. Разрешение конфликтов без насилия

2. Мероприятия по проведению недели химической зависимости

Работа с родителями:

1.Психологическое консультирование и помощь родителям.

2. Проведение родительского всеобуча по вопросам:

  • профилактика правонарушений, вредных привычек;
  • пропаганда ЗОЖ, личной гигиены, личной безопасности.

Работа с педагогами:

1.Лекции и семинары.

2.Психологическое консультирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 кл.

1-11 кл.

Родители

Педагоги

8.

  1. Апрель
  1.                       С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки с учащимися:  Нужные и ненужные тебе лекарства.

Реклама табака и алкоголя

Курение

Алкоголь и компания

Мое здоровье

Наркотики. Причины употребления наркотиков: «Уловки дилеров»

Вперед к здоровью

ВИЧ/СПИД

Безопасное поведение и ВИЧ

Шалость. Зланомерный поступок. Вандализм

2. Мероприятия, приуроченные всемирному Дню здоровья

3. Мероприятия по проведению недели правовых знаний

Работа с родителями:

1.Психологическое консультирование и помощь родителям.

2. Выступление на общешкольном лектории и на классных собраниях.

Работа с педагогами:

1.Лекции и семинары.

2.Психологическое консультирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 кл.

1-11 кл.

1-11 кл.

Родители

Педагоги

9.

  1. Май
  1.                       С учащимися:                                                    1. Профилактические уроки:           Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

Правда об алкоголе

Привычки

Я рисую привычки

Мое здоровье

Как я представляю мир без наркотиков

Вперед к здоровью

Наше здоровье и болезни

Культура наших потребностей

Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок

Работа с родителями:

1. Психологическое консультирование и помощь родителям.

Работа с педагогами:

1. Лекции и семинары.

2. Психологическое консультирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10-11 кл.

Родители

Педагоги

Список литературы

  1. Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
  2. Галичкина О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании: планирование, комплекс административных и внеклассных мероприятий, координация действий различных структур. – Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.
  4. Магомедова Т.И., Канищева Л.Н. Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы. - Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Рудякова О.Н. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  6. Казанцев И.И., Караваева Н.С.  Учимся и воспитываем жить без наркотиков.  Областной наркологический диспансер, г.Тюмень, 2001 г.
  7. Казанцев И.И., Караваева Н.С. Рука в руке. Областной наркологический диспансер, г.Тюмень, 2001 г.
  8. Смирнов Н.К. Предупреждение табакокурения у школьников. Министерство образования РФ. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы». Москва, 2003 г.
  9. Братилова Т.И. В семье наркозависимый. Что делать? Ростов н/Д. Феникс, 2005 г.
  10. Прутченков А.С. Социально-психологичесикй тренинг в школе. – М.:   Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  11. Клюева Н. В.Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль: Академия развития, 2001.
  12. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В, Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г.    Я сам строю свою жизнь. / Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001.
  13. Натанзон  Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив. – М.: Просвещение, 1984.
  14. Родионов В.А, Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога   в учебном процессе. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  15. Ветрова В.В.Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  16. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., ФедороваО.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психического здоровья. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Учебная программапо предмету «Обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия» для 1-4 классов

Данная программа нацелена на развитие и коррекцию у учащихся с ОВЗ основных психических процессов.Разработана по определённым направлениям....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ

Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Профилактическое занятие для подростков: «Здоровье – залог успеха»

Цель – формирование у старшеклассников осознанного и ответственного отношения к своему здоровью.Задачи: Дать возможность свободного обсуждения проблем, связанных с употреблением психоактивных ве...

Профилактическая презентация для обучающихся "Основы дружбы и успеха в жизни"

Презентация содержит ряд рекомендаций и интерактивных слайдов, способствующих сплочению классных коллективов и формированию навыков успешной жизнедеятельности в настоящем и будущем, спосоьбы минимизац...