рабочая программа по химии 10 класс (базовый уровень)
рабочая программа по химии (10 класс) по теме

Чивкунова Елена Викторовна

 

Аннотация к рабочей программе
учебного курса химия
8-11 класс

Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2010г.). Преподавание ведется по УМК автора О.С. Габриеляна.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение химии складывается следующим образом:
8 класс - 68 часов
9 класс - 68 часов
10 класс (базовый уровень) - 34 часа
11 класс (базовый уровень) - 34 часа.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний представленными программами предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы и резерва времени.

В рабочей программе отражены нормативные документы, основное содержание предмета, тематическое планирование курса , УМК учителя и учащихся. Программа 8-9 класса 2 часа в неделю, 10-11 класс (базовый уровень) - 1 час в неделю.
Целью рабочей программы является

" освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
" овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
" развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
" воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
" применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Рабочая программа отражает планирование, организацию и возможность управления образовательным процессом по учебной дисциплине - химии. Рабочая программа определяет конкретно содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_10_baz.docx66.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение   Ужовская средняя общеобразовательная школа

Принята на педагогическом совете                                                                                                        Утверждаю

Протокол №12 от 30.08.2013                                                                                                                  Директор школы___________/Добряева Т.В./                        

                                                                                                                                                                    Приказ № 282  от 02.09.2013

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ХИМИЯ

Рабочая    программа   учебного предмета  « Химия»  для  10  класса  разработана  в соответствии с  требованиями

федерального  компонента государственного образовательного стандарта

Программа разработана

учителем химии

МБОУ Ужовская СОШ

Чивкуновой Е.В.

2013 год


Пояснительная записка



Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Авторской программы   Габриеляна О. С. Программа курса химии для 8—11 классов. общеобразоват учреждений / О. С. Габриелян. — 7-е изд., перераб и доп.—М.: Дрофа, 2010.

Программа рассчитана на 34 часа, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения практических работ - 2, контрольных работ – 2часа.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Рабочая программа ориентирована на использование
учебника: О.С. Габриелян Химия: 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учрежденний / О.С. Габриелян,. – 9-е изд. перераб – М.: Дрофа, 2010.

Распределение часов по темам составлено по авторской программе.

Формулировка названий разделов соответствует Примерной программе, название тем – авторской. Все демонстрации, лабораторные опыты, практические занятия взяты из авторской программы.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии в 10 классе на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • факт существования важнейших веществ и материалов: метана, этилена, ацетилена, бензола, этанола, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки, белков, искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная  массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.




                       

Содержание рабочей программы

Название раздела/темы

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

1

Введение

1

знать/понимать:

  • понятия:  углеводороды, гомологический ряд , изомерия
  • природные источники углеводородов

уметь:

  • называть органические вещества по их химическим формулам;
  • объяснять причины многообразия органических веществ;

2

Тема 1. Теория строения органических соединений

2

знать/понимать

  • факт существования важнейших веществ и материалов
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная  массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, углеродный скелет, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

3

Тема 2. Углеводороды и их природные источники

8

знать/понимать

  • факт существования важнейших веществ и материалов: метана, этилена, ацетилена, бензола
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная  массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность,  углеродный скелет, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

4

Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники

10

знать/понимать

  • факт существования важнейших веществ и материалов: этанола, жиров, мыла, глюкозы, сахарозы, крахмала, клетчатки,
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная  массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, вещество, углеродный скелет, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

5

Тема 4. Азотосодержащие соединения и их нахождение в природе

6

знать/понимать

  • факт существования важнейших веществ и материалов: клетчатки, белков,
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная  массы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, моль, молярная масса, молярный объём, вещество, углеродный скелет, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

6

Тема 5. Биологически активные органические соединения

4

знать/понимать

  • факт существования важнейших веществ и материалов: ферменты, витамины, гормоны, лекарства
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, вещество
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

7

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры

3

знать/понимать

  • факт существования важнейших веществ и материалов:искусственных и синтетических волокон, каучуков, пластмасс;
  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, вещество,
  • основные теории химии: химической связи, строения органических веществ;

уметь

называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;

  • определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
  • характеризовать: общие свойства основных классов органических соединений, строение и химические свойства изученных органических соединений;
  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников, использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Содержание  учебного курса

(34 часа, 1 ч в неделю)


Введение (1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Тема 1.Теория строения органических соединений (2 ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.

Тема 2.Углеводороды и их природные источники. (8 ч)

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучук и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинил хлорид и его применение.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Демонстрации.  Отношение метана, этилена, ацетилена бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Определение элементного состава органических соединений. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Тема 3. Кислородсодержащие органические соединенияи и  их  природные источники (10 ч)

Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза - полисахарид.

Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Лабораторные опыты. 6. Свойства крахмала. 7. Свойства глюкозы. 8. Свойства этилового спирта. 9. Свойства глицерина. 10. Свойства формальдегида. 11. Свойства уксусной кислоты. 12. Свойства жиров. 13. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (6 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол - этилен - этиленгликоль - этиленгликолят меди (II); этанол - этаналь - этановая кислота.

Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.

Практическая работа 1. Идентификация органических соединений.

Тема 5. Биологически активные органические соединения (4 ч)

Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.

Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.

Лекарства. Лекарственная химия. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.

Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция CMC, содержащих энзимы. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (3 ч)

Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.

Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.

Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетических волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.

Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.

Практическая работа 2. Распознавание пластмасс и волокон. 

Календарно-тематическое   планирование

№ урока в теме

Тема урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

1

2

3

Введение. Предмет органической химии.

Тема 1. Теория строение органических соединений (2часа)

Основные положения теории химического строения органических соединений. Гомологи. Изомеры.

Классификация химических реакций в органической химии и их особенности.

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8часов)

Алканы

Алкены

Алкадиены и каучуки

Алкины

Арены . Бензол.

Природные источники углеводородов: нефть, природный газ.

Обобщение

Контрольная работа № 1.

Тема 3. Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники (10часов)

Спирты.

Фенолы

Альдегиды и кетоны

Карбоновые кислоты

Сложные эфиры

Жиры

Углеводы. Глюкоза

Дисахариды и полисахариды

Генетическая связь между классами органических соединений

Контрольная работа № 2.

Тема 4. Азотосодержащие соединения и их нахождение в природе (6часов)

Амины. Анилин.

Аминокислоты

Белки

Генетическая связь между классами органических соединений

Нуклеиновые кислоты

Практ. работа № 1. «Идентификация органических соединений»

Тема 5. Биологически  активные органические соединения ( 4 часа)

Ферменты

Витамины

Гормоны

Лекарства

Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры ( 3часа)

Искусственные полимеры

Синтетические полимеры

Практ. работа № 2. «Распознавание пластмасс и волокон».

Материально-техническое обеспечение

Учебник: Габриелян О.С. Химия.10 класс (базовый уровень). Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений.- 20-е изд, переработ.- М.: Дрофа, 2013.

Программа: Габриелян О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О. С. Габриелян.- 7-е изд., стереотип .-М.: Дрофа, 2010.

Мультимедийные пособия

  1. Химия общая и неорганическая. Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ.- Йошкор-Ола, 2001.(диск 19)
  2. Органическая химия 10-11 класс.- Самара: КАДИС, 2001.(диск 10)
  3. Электронное учебное издание. Биология. Химия. Экология.-М.: «Физикон», «Дрофа», 2005.

Электронные образовательные ресурсы

Модули ОМС по химии

Алканы

Анимация донорно-акцепторная связь

Атомно-молекулярное учение

Закон сохранения массы веществ

Изомерия, гомологи

Качественный и количественный состав вещества

Конструирование моделей алкенов

Кремний

Генетическая связь –лр

Глюкоза с гидроксидом меди-лр

Денатурация белка-лр

Зависимость скорости хим. реакции от катализатора-лр

Йодокрахмальная реакция-лр

Качественная реакция на фенол-лр

Получение ацетилена и его свойства –л р

Получение этилена и его свойства –л р

Приборы для нагревания-лр

Разложение нитратов при нагревании-лр

Реакция серебрянного зеркала на альдегиды- лр

Решение экспериментальных задач по неорг химии –лр

Решение экспериментальных задач по орг химии –лр

Свойства металлов-лр

Углеводороды- лр

Цветные реакции на белки- лр

Механизмы образования хим  связей

Модели строения атомов

Органические вещества в биосистемах

Особенности газообразных веществ

Подгруппа углерода

Получение и применение водорода

Правила работы в лаборатории

Скорость хим реакции

Скорость хим реакции (конц, темп,кат)

Соединения кремния

Способы получения металлов

Способы разделения смесей

Тренажер основные законы химии

Физические свойства металлов

Химические реакции. Классификации.

Менделеев (таблица)

Апокалипсис – ядерная катастрофа –кино

Жизнь и научная деятельность Менделеева – кино

5 комплексные соединения- кино

7 окислительно-восстановительные реакции-кино

Чернобыль за секунду до катастрофы-кино

Жизнь и деятельность Ломоносова-кино

Свойства f-элементов лантоноидов-кино

029 определение непредельности жиров – кино

030 получение борноэтилового эфира-кино

031 получение уксусноэтилового эфира-кино

О33 качественная реакция глюкозы с гидроксидом меди - кино

034 кислотный гидролиз сахарозы-кино

036 определение глюкозы в виноградном соке - кино

071 окисление глюкозы аммиачным раствором оксида серебра-кино

073 окисление глюкозы кислородом воздуха - кино

074 доказательство наличия гидроксильных групп в сахарозе-кино

075 кислотный гидролиз  крахмала-кино

076 отсутствие восстанавливающей способности у сахарозы-кино

077 кислотный гидролиз целлюлозы-кино

078 получение и свойства нитроцеллюлозы-кино

079 растворение целлюлозы в аммиачном растворе гидроксида меди-кино

Гидролиз солей-кино

Доказательство наличия гидроксильных групп в сахарозе-кино

Папка «Альдегиды» - 1 фильм:

Папка «ароматические углеводороды»:

  • Бромирование бензола
  • Горение бензола
  • Нитрование бензола
  • Отношение бензола к некоторым растворам
  • Хлорирование бензола
  • Изучение физических свойств бензола
  • Строение молекулы бензола

Папка « карбоновые кислоты. Эфиры. Жиры:

  • 017 Взаимодействие олеиновой кислоты с бромной водой
  • 018 Взаимодействие уксусной кислоты с оксидом меди
  • 019 Взаимодействие уксусной кислоты с гидроксидом натрия
  • 020 Взаимодействие уксусной кислоты с карбонатом натрия
  • 021 Взаимодействие уксусной кислоты с металлами
  • 022 возгонка бензойной кислоты
  • 023 выделение свободных жирных кислот из мыла
  • 024 гидролиз ацетата натрия
  • 025 замораживание уксусной кислоты
  • 026 карбоновые кислоты – слабые электролиты
  • 027 образование нерастворимых кальциевых солей жирных кислот
  • 028 окисление муравьиной кислоты раствором перманганата калия
  • 032 разложение муравьиной кислоты
  • 049 растворимость в воде различных карбоновых кислот
  • Горение уксусной кислоты на воздухе
  • Определение непредельности жиров
  • Получение борноэтилового эфира
  • Получение уксусноэтилового эфира

Папка «Полимеры»:

  • О43 получение пенопласта
  • 044 получение пластмасс

Папка «Реальные газы и жидкости»:

  • Критическое состояние эфира
  • Образование тумана при адиабатическом расширении воздуха
  • Сжижение метана
  • Сжижение углекислоты. Опыт Кальете.
  • Эффект  Джоуля-Томсона

Папка «Спирты. Фенолы»:

  • 035 окисление этанола (тест на алкоголь)
  • 037 каталитическое окисление этанола
  • 045 взаимодействие фенола с гидроксидом натрия
  • 046 взаимодействие фенола с бромной водой
  • 056 взаимодействие глицерина с перманганатом калия
  • 057 взаимодействие глицерина с натрием
  • 058 взаимодействие многоатомных спиртов  с гидроксидом меди
  • 059 взаимодействие спиртов с металлическим натрием
  • 060 взаимодействие фенола с натрием
  • 061 взаимодействие этанола с бромоводородом
  • 062 горение спиртов
  • 063 изучение физических свойств  глицерина
  • 064 изучение физических свойств фенола
  • 065 качественная реакция на фенол
  • 066 качественная реакция на этанол
  • 067 окисление этанола марганцевым ангидридом
  • 069 окисление этанола на медном катализаторе
  • 070 окисление этанола  раствором перманганата калия
  • 072 физические свойства спиртов
  • Взаимодействие фенола с раствором щелочи
  • Взаимодействие этилового спирта с металлическим натрием

101 рост кристаллов гипосульфита

Дисперсная система

Обнаружение галогенов в органических веществах

Радиация.

Учебно-наглядные пособия

 Стенды:

  • электрифицированная ПСХЭ Д.И. Менделеева
  • таблица растворимости
  • ряд активности металлов
  • информация для учащихся
  • физические величины
  • международная система единиц СИ

Таблицы

  • серия инструктивных таблиц по химии.
  • серия таблиц по неорганической химии.
  • серия таблиц по органической химии
  • серия таблиц по химическим производствам
  • серия таблиц по курсу химии
  • комплект портретов ученых-химиков

Наборы и коллекции

набор кристаллических решеток

набор для моделирования строения атомов и молекул

набор для моделирования строения неорганических веществ

волокна

каменный уголь и продукты его переработки

металлы и сплавы

минералы и горные породы

нефть и важнейшие продукты ее переработки

пластмассы

стекло и изделия из стекла

топливо

чугун и сталь

шкала твердости

Приборы,  оборудование и реактивы


Аппарат для дистилляции воды

Весы технические с разновесами

нагревательные приборы

набор посуды и принадлежностей для демонстрации опытов

столик подъемный

штатив для демонстрации пробирок ПХ-21

штатив металлический ШЛБ

прибор для получения газов

аппарат для проведения химических реакций

набор для опытов по химии с электрическим током

комплект термометров (0-100  С; 0-360  С)

озонатор

Прибор для иллюстрации зависимости скорости

прибор для окисления спирта над медным катализатором

эвдиометр

установка для перегонки

весы учебные лабораторные

набор посуды и принадлежностей для курса «Основы химического анализа»

набор № 1 ОС «Кислоты»

набор № 2 ОС « Кислоты»

набор № 4 ОС «Оксиды металлов»

набор № 6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы»

набор № 7 ОС « Огнеопасные вещества»

набор №  9 ОС «Галогениды»

набор № 10 ОС « Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды»

набор № 14 ОС « Соединения марганца»

набор № 15 ОС «Соединения хрома»

набор № 16 ОС «Нитраты»

набор №17 ОС «Индикаторы»

набор № 18 ОС «Минеральные удобрения»

набор № 23 ОС « Образцы органических веществ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight

Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...

Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-9 классы с ктп...

Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)

Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...

рабочая программа история 10 класс базовый уровень

рабочая программа история 10 класс базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 5 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Биология» 7 класс (базовый уровень) В.В. Пасечник 34 часа

Пояснительная запискаРабочая  программа по Биологии составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образовании – ООО МБОУ школы №3 ООП ООО ФГОС, Федеральны...