конспект урока химии в 10 классе "Нефть-чёрное золото"
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Расширить знания учащихся о происхождении нефти, её составе, способах переработки и применении нефтепродуктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_khimii_neft-chyornoe_zoloto_10_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Новобирюсинская СОШ

Открытый урок по химии в 10 классе

Модуль

«Нефть – чёрное золото»

Учитель химии: Стрижаченко Л.Н.                                                                                          1 категория

Интегрирующая цель: изучив содержание данного модуля, вы углубите свои  знания о природных источниках углеводородов; будите знать состав, физические свойства  нефти, её переработку и использование нефтепродуктов.

УЭ- 1. Входной контроль

Цель: определить исходный уровень знаний о природных источниках углеводородов.

Задание: закончите предложения, вставляя пропущенные слова. Работаем устно.

  1. К природным источникам углеводородов относятся…
  2. Природный газ залегает в…
  3. Попутный нефтяной газ получил своё название потому что…
  4. В природном газе содержится большой процент…, но меньше…  
  5. В попутном нефтяном газе содержится больше…
  6. Природный газ в основном используется в качестве…
  7. Попутный нефтяной газ в основном используется в качестве…
  8. Основные преимущества газообразного топлива это:

А)…

Б)…

В)…

Г)…

Задание: зачитайте отрывок из  художественной литературы и ответьте на вопрос.

- Топить надо дровами,- сказал лесник. – Леса подрастают, так что запас хоть отчасти, да пополняется…                                                                                                                                                                 - Интересно, как это вы с вашими дровами создадите в печи температуру в сотни, а тем более в тысячи градусов? – возразил металлург. А без такого жара металл не выплавишь. Значит, необходим уголь – кокс. Да и не хватит лесов на все ваши нужды.                                                               - Хотел бы я видеть,- вступил в разговор транспортник,- как вы будите топить дровами и углём автомобиль, трактор, тепловоз, а тем более самолёт!.. Нет, для наших двигателей – внутреннего сгорания – необходимо жидкое топливо…

Какое топливо стало главным по мере развития цивилизации?

УЭ -2. Физические свойства нефти, нахождение в природе.

Цель: самостоятельно получить знания о физических свойствах нефти, нахождении её в природе.

Последовательность действий.

- Изучите соответствующий материал по учебнику (с. 69) , рассмотрите нефть и ответьте устно на вопросы:

1. Где находится нефть в природе?

2. Назовите важнейшие физические свойства нефти.

УЭ-3. Состав нефти.

Цель: сделать  вывод о  составе нефти.

Последовательность действий

- Рассмотрите по таблице  состав важнейших месторождений нефти и ответьте устно  на вопросы:

                                                        Состав нефти

           

           Нефть

                    Содержание углеводородов в весовых %

Парафины

Нафтены (циклопарафины)

Ароматические

Грозненская парафинистая

41

47

12

Туймазинская

37

38

24

Доссорская

17

73

9

Шимбайская

35

30

31

Ромашкинская

41

32

27

  1. Какие углеводороды входят в состав нефти?
  2. Кроме углеводородов,  какие вещества есть в нефти?
  3. Запишите в тетрадь состав нефти.                                                                                                                А)________________________________________________________________ ;                                                                                       Б)________________________________________________________________ ;                                                    В)___________________________________________ ;                                                                                         Г) _________________________________ ;                                                                                   Д)_________________________________ ;                                                                                    Е)_________________________________  .                                                                                                                                    

УЭ-4. Перегонка нефти, нефтепродукты.

Цель: пополнить  знания о нефтепродуктах и   их применении.

Последовательность действий

-  заслушайте рассказ учителя о перегонке нефти и ответьте на вопросы.

  1. На каких физических явлениях основана перегонка нефти?
  2. Назовите основные нефтепродукты? (с.70)
  3. Где применяются названные нефтепродукты                                                                                                    

4..Что ещё получают из нефти. Заполните схему «Продукты переработки нефти» (в тетради).    

                                       Нефтепродукты

  1. Почему известная фраза Д.И. Менделеева о нефти «Топить можно и ассигнациями» стала крылатой?

   УЭ-5. Гипотезы происхождения нефти

Цель: познакомиться с различными гипотезами происхождения нефти и  ответьте на вопрос: «Хватит ли нефти на наш век и нашим потомкам?»

Последовательность действий

  - заслушайте доклады на тему «Теории происхождения нефти» и отметьте   особенности.

1. карбидной теории;

2. биогенной теории;

3. космической теории.

-Заключительное слово учителя-аппанента  по данному вопросу.

УЭ-6. Подведение итогов урока

Вспомните цель урока. Достигли ли вы поставленной цели.                                                                            Подсчитайте набранные вами за урок баллы и оцените себя:                                                                                                                        15-16 баллов – отметка «5»,                                                                                                                                                     11- 14 баллов – «4»,                                                                                                                                                                        10 – 8 баллов-«3»,                                                                                                                                                                         менее 7 баллов – «2».                                                                                                                                                               Сдайте тетради на проверку учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии по технологии «Активные методы обучения» Тема урока: Алюминий и его соединения.

Тема урока: Алюминий и его соединения.Автор учебника: учебник «Химия, 9», О.С. Габриелян, М., Дрофа 2013 г.Тип урока: Урок является комбинированным.  Поэтому его цель такова: повторение и проверк...

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему"Золотая хохлома" 5 класс

Технологическая карта и конспект урока изобразительного искусства на тему "Золотая хохлома" 5 класс.Урок составлен с учётом требований ФГОС.Презентация прилагается....

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Золотой луг»»

Конспект урока внеклассного чтения: «М. Пришвин «Золотой луг»» (коррекционная школа, 5 класс)...

План-конспект урока. Игра-путешествие: Здравствуй Осень золотая.

Урок-путешествие "здравствуй осень золотая" проходил в период Недели естествознания. На этом уроке учащиеся рассказывали о признаках осени в окружающей природе. Уточнили ,что природа каждого...