План-конспект урока в 11 классе "Гидролиз солей"
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Субоч Татьяна Сергеевна

Материал данной темы является объемным и сложным. Для лучшего понимания и усвоения этого материала необходимо, чтобы учащиеся из объектов учебного процесса превратились в субъектов. Приемы ТРКМ позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gidroliz_soley_trkm.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс.

Тема: «Гидролиз солей»

Материал данной темы является объемным и сложным. Для лучшего понимания и усвоения этого материала необходимо, чтобы учащиеся из объектов учебного процесса превратились в субъектов. Приемы ТРКМ позволяют учащимся активно участвовать в учебном процессе.

Цель урока: Рассмотреть понятие «гидролиз», 3 случая гидролиза, научить учащихся писать уравнения гидролиза.

Технологическая схема урока в логике ТРКМ:

Вызов (пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и определение направления дальнейшего изучения или целеполагание) – Вопрос Коломбо;

Осмысление (знакомство с новой информацией) – Мышление под прямым углом, групповая дискуссия;

Рефлексия (введение новых знания в систему имеющихся сведений по теме, выработка отношение к ней)– Рефлексивные вопросы.

Описание приемов представлено в Приложении №5 (стр. …).

I Стадия вызова.

Демонстрационный эксперимент –  растворить в воде соли - Na2CO3, AlCl3 и NaCl, затем с помощью индикатора определить среду этих растворов (NaCl – нейтральная, Na2CO3 – щелочная,  AlCl3 – кислая).

После этой демонстрации учитель предлагает учащимся  разобраться, в чем причина наличия разной среды растворов. Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Делается совместный вывод, что при растворении солей в воде происходит химическая реакция.

II Стадия осмысления.

Учитель на доске оформляет схему «Мышление под прямым углом» и заполняет ее вместе с учащимися (схема 1). Учащиеся озвучивают все, что им известно о реакции среды, обсуждают увиденный ими опыт, высказывают предположения. После обсуждения учитель вместе с учащимися делает вывод по сути проделанного с применением ТРКМ.

Схема 1.

 Факты:

 В нейтральных растворах в результате диссоциации воды (хотя и очень слабой) образуется равное количество ионов H+ и OH-

Ассоциации:

1. Кислая среда определяется

наличием в растворе H+,

 щелочная – OH-

2. Соли в водных растворах

диссоциируют на ионы.

3. Ионы, образовавшиеся при

диссоциации соли и воды,

могут взаимодействовать

друг с другом.

Затем учитель предлагает учащимся обсудить и написать на доске (и в тетрадях), что происходит при растворении солей (в ходе опыта, который они наблюдали в начале урока).

Na2CO3 (карбонат натрия) диссоциирует на ионы

Na2CO3 = 2Na+ + CO32-

Вода также частично диссоциирует на ионы

H2O = H+ + OH-

Катион Na+ может взаимодействовать только с анионом OH-. При этом будет образовываться NaOH, который сразу же будет диссоциировать на ионы Na+ и OH-. То есть он не будет связывать гидроксильную группу.

Анион CO32- взаимодействует с катионом H+:

H+ +  CO32- = HCO3-

Угольная кислота – слабый электролит, а HCO3- диссоциирует еще в меньшей степени. Таким образом, карбонат-ионы в растворе связывают катионы H+. Тем самым создается избыток гидроксильных ионов, а значит, раствор имеет щелочную реакцию.

Итак, уравнения реакций, сопровождающих растворение карбоната натрия в воде:

Na2CO3 = 2Na+ + CO32-

H2O = H+ + OH-

H+ +  CO32- = HCO3-

Или в ионном виде с записью слабых электролитов в молекулярной форме:

2Na+ + CO32- + H2O = 2Na+ + HCO3- + OH-

В молекулярном виде:

Na2CO3 +  HOH = NaHCO3 + NaOH

Аналогично при растворении хлорида алюминия, катион Al3+ связывает гидроксильный ион, образуется избыток катионов H+, раствор имеет кислую реакцию среды.

AlCl3 = Al3+ + 3Cl-

H2O = H+ + OH-

Al3+ + OH- = AlOH2+

Al3+ + 3Cl- + HOH = AlOH2+ + 3Cl- + H+

AlCl3 + H2O = AlOHCl2 + HCl

При растворении хлорида натрия, ионы, образующиеся при диссоциации соли, не могут связать ни катион водорода, ни гидроксильный катион, поэтому реакция среды – нейтральная. Гидролиз не происходит.

Затем учащиеся с помощью учителя делают вывод, что гидролизу подвергаются те ионы соли, которые входят в состав слабых кислот или оснований.

III Стадия Рефлексии.

Учащимся предлагается проанализировать гидролиз соли CH3COONH4.

Ацетат аммония диссоциирует на ионы:

CH3COONH4 = CH3COO- + NH4+

NH4OH (NH3 ∙ H2O) – слабое основание

NH4++ H2O = NH4OH (NH3 ∙ H2O) + H+

CH3COOH – слабая кислота

CH3COO- + H2O = CH3COOH + OH-

NH4++ CH3COO- + 2H2O = NH3 ∙ H2O + CH3COOH + H2O

CH3COONH4 + H2O = CH3COOH + NH3 ∙ H2O

Учитель задает учащимся следующие вопросы:

Что показалась трудным на уроке?

Что осталось непонятым?

Что бы вы хотели обсудить подробнее?

Какое впечатление осталось от урока?

Работая в режиме ТРКМ, удается заинтересовать ребят, превратить урок в урок-исследование. Применение приемов ТРКМ на данном уроке помогает формированию открытого и аргументированного подхода учащихся к  явлениям, которые они изучают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6 классе. Тема урока: «Talking about the Famous»

План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” - 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель - Багдасарян Сусанна...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...