рабочая программа для специальности электромонтер устройств сигнализации, централизации,блокировки (СЦБ)
рабочая программа по химии на тему

Григорьева Лариса Николаевна

Рабочая программа по химии для НПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_dlya_stsb_2012-2013.doc372.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ленинградской области

 «Волховский политехнический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.08. ХИМИЯ

для профессии

190901.02. Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки

Базовая подготовка начального профессионального образования

Волхов 2012


РАССМОТРЕНО:                          СОГЛАСОВАНО:                         УТВЕРЖДАЮ:

На заседании                              Зам. Директора по УР                          Директор

цикловой  комиссии                   __________________                           ГБОУ СПО ЛО «ВПТ»

Протокол №_________                 Байдарашвили И. А.                               _____________________

от«___»_________20___г           «___ »__________20____г.                             С.В.Евсюкова                                                                  

Председатель___________                                                                   Приказ ________________

                       Волокитина Т.И.                                                              «___»____________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.08. ХИМИЯ

     Программа  разработана в соответствии с «Разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин  начального профессионального образования, на основе примерных программ учебных дисциплин  начального профессионального образования  и Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)  среднего профессионального образования утверждёнными директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко 27 августа 2009 г. по специальности:

190901.02.Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки

Организация-разработчик:   Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ленинградской области «Волховский политехнический техникум». (ГБОУ СПО ЛО « ВПТ»)

Разработчики:

Григорьева Л.Н.  - преподаватель ГБОУ СПО ЛО «ВПТ»

Панова И.В. , Блинникова О.Н.- методисты ГБОУ СПО ЛО «ВПТ»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) химия в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО).

При освоении профессии « Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)» НПО химия изучается как базовый учебный предмет в объеме 168 часов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

  • материальное единство веществ природы и их генетическая связь;
  • причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
  • познаваемость мира и закономерностей химических процессов;
  • объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала;
  • конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических веществ и в химической эволюции;
  • законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает возможность управлять превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства веществ и материалов и охраны окружающей среды от химического загрязнения;
  • наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
  • развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.

При структурировании содержания учебной дисциплины учитывалась объективная реальность – небольшой объем часов, отпущенных на изучение химии, и стремление максимально соответствовать идеям развивающего обучения. Поэтому теоретические вопросы максимально смещены к началу изучения дисциплины, с тем чтобы последующий фактический материал рассматривался на основе изученных теорий.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез, обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и классификация и др.

Специфика изучения химии при овладении профессиями и специальностями технического профиля отражена в каждой теме раздела «Примерное содержание учебной дисциплины» в рубрике «Профильные и профессионально значимые элементы содержания». Этот компонент реализуется при индивидуальной самостоятельной работе обучающихся (написание рефератов, подготовка сообщений, защита проектов), в процессе учебной деятельности под руководством преподавателя (выполнение химического эксперимента – лабораторных опытов и практических работ, решение практико-ориентированных расчетных задач и т.д.).

В содержании рабочей программы для естественнонаучного профиля профессионально значимый компонент в разделе «Примерное содержание учебной дисциплины» не выделен, так как все его содержание является профильно ориентированным и носит профессионально-значимый характер.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями, лабораторными опытами и практическими работами.

При изучении химии значительное место отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на производстве.

Программа содержит тематику рефератов для организации самостоятельной деятельности обучающихся, овладевающих профессиями технического и естественнонаучного профилей в учреждениях НПО и СПО.

В процессе изучения химии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Химия» контролю не подлежит.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.

1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

1.1. Основные понятия и законы химии

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Модели молекул простых и сложных веществ (шаростержневые и Стюарта–Бриглеба). Коллекция простых и сложных веществ. Некоторые вещества количеством 1 моль. Модель молярного объема газов. Аллотропия фосфора, кислорода, олова.

1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева.

Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Демонстрации. Различные формы Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Динамические таблицы для моделирования Периодической системы. Электризация тел и их взаимодействие.

Лабораторные опыты. Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

1.3. Строение вещества

Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Демонстрации. Растворимость веществ в воде. Собирание газов методом вытеснения воды. Растворение в воде серной кислоты и солей аммония. Образцы кристаллогидратов. Изготовление гипсовой повязки. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Приготовление жесткой воды и устранение ее жесткости. Иониты. Образцы минеральных вод различного назначения.

Практическая работа. Приготовление раствора заданной концентрации.

1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Гидролиз солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Демонстрации. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с металлами. Горение фосфора и растворение продукта горения в воде. Получение и свойства амфотерного гидроксида. Необратимый гидролиз карбида кальция. Обратимый гидролиз солей различного типа.

Лабораторные опыты. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

1.6. Химические реакции

Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Демонстрации. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ. Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Модель электролизера. Модель электролизной ванны для получения алюминия. Модель колонны синтеза аммиака.

Лабораторные опыты. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

1.7. Металлы и неметаллы

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Демонстрации. Коллекция металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами (железа, цинка и алюминия с серой, алюминия с иодом, сурьмы с хлором, горение железа в хлоре). Горение металлов. Алюминотермия.

Коллекция неметаллов. Горение неметаллов (серы, фосфора, угля). Вытеснение менее активных галогенов из растворов их солей более активными галогенами.

Модель промышленной установки для производства серной кислоты. Модель печи для обжига известняка. Коллекции продукций силикатной промышленности (стекла, фарфора, фаянса, цемента различных марок и др.)

Лабораторные опыты. Закалка и отпуск стали. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа.

Практические работы.

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.

Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.

2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул органических веществ.

2.2. Углеводороды и их природные источники

Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.

Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.

Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к растворам перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола, ацетилена – гидролизом карбида кальция. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов. Коллекция «Каменный уголь и продукция коксохимического производства».

Лабораторные опыты. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.

2.3. Кислородсодержащие органические соединения

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид.

Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественные реакции на многоатомные спирты. Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция серебряного зеркала альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоту с помощью гидроксида меди(II). Качественная реакция на крахмал. Коллекция эфирных масел.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал.

2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры.

Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.

Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков. Горение птичьего пера и шерстяной нити.

Лабораторные опыты. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании.

Практические работы. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

темы

Наименование разделов и тем

максимальная учебная нагрузка

Количество часов при очной форме обучения

ВСЕГО

в том числе на

лабораторные  и

практические занятия

самостоятельную работа студентов

1

2

3

4

5

РАЗДЕЛ 1.  ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (92 час)

I. Основные понятия и законы химии

11

7

2

4

II. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. Строение атома

10

7

2

3

III. Строение вещества.

12

9

1

3

IV. Растворы. Электролитическая диссоциация. Неорганические вещества.

23

18

1

5

V. Химические реакции.

15

11

2

4

VI. Металлы и неметаллы.

21

16

2

5

Итого (по разделу)

92

68

10

24

РАЗДЕЛ 2.  ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (76 часов)

VII. Основные понятия органической химии

5

3

1

2

VIII. Углеводороды и их природные источники

30

24

3

6

IX.Кислородсодержащие органические вещества

25

19

1

6

X. Азотсодержащие органические соединения

16

15

1

1

Итого (по разделу)

76

61

6

15

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

168

129

16

39

       

тема и цель

оснащение урока

межпредметные связи

самостоятельная работа на уроке

домашнее задание

самостоятельная работа студента

1

2

3

4

5

6

                                                   

                                                                             РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ      

  1. Основные химические понятия и законы  Химическая связь и строение вещества (5 ч)

ЦЕЛЬ:  Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных законах химии (законе сохранения массы веществ и законе постоянства состава), их практическом значении. Показать, что изучаемые законы  являются всеобщими законами природы. Повторить, углубить и обобщить важнейшие сведения о строении атомов химических элементов, периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева. Повторить, углубить и обобщить важнейшие сведения о химической связи и строении веществ

 знать: формулировки основных законов, состав, названия и свойства основных классов неорганических соединений, современную   формулировку периодического закона и строение периодической системы, виды химической связи (ковалентная: полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая, кратная)

уметь: производить расчеты по химическим формулам  и уравнениям; составлять генетические ряды, определять элемент по электронной формуле, полную характеристику элемента по положению его в периодической системе, определять характер химической связи, степень окисления элемента, составлять структурные формулы молекулярных соединений

1. Предмет химии. Основные  понятия. Аллотропия.

Учить конспект

индивидуальное задание № 1 (см.приложение стр.9)

2. Состав вещества. Измерение вещества. Атомная и молекулярная массы .Количество вещества.

Учить конспект

индивидуальное задание №  2 (см.приложение стр.10-12)

3. Основные законы химии.

Периодическая система

расчеты по химическим уравнениям (папки)

учить конспект

4. Решение задач по закону   Авогадро

5. Понятие «доля».

расчеты по химическим формулам

6. Практическое занятие № 1    Решение задач на «долю».

Расчеты по химическим формулам

7. Практическое занятие № 1    Решение задач на «долю».

II. Периодический закон и периодическая система. Строение атома (7 ч.).

ЦЕЛЬ:  Показать, что изучаемые законы  являются всеобщими законами природы. Повторить, углубить и обобщить важнейшие сведения о строении атомов химических элементов, периодическом законе и периодической системе Д.И.Менделеева. Повторить, углубить и обобщить важнейшие сведения о химической связи и строении веществ

 знать:, состав, названия и свойства основных классов неорганических соединений, современную   формулировку периодического закона и строение периодической системы, виды химической связи (ковалентная: полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая, кратная)

уметь: производить расчеты по химическим формулам  и уравнениям; составлять генетические ряды, определять элемент по электронной формуле, полную характеристику элемента по положению его в периодической системе, определять характер химической связи, степень окисления элемента, составлять структурные формулы молекулярных соединений

8 .Периодический закон и периодическая система.

периодическая система

9. Положение элементов в периодической системе.

периодическая система

10. Строение атома.

периодическая система, таблица «распределение электронов в атомах I-III периодов»

физика - ядерная модель атома, заряд ядер атомов

определить заряд ядра атомов, число электронов, протонов и нейтронов в атомах элементов под № 2,12,33,42,74

учить конспект

индивидуальное задание № 4 (см.приложение стр.8)

11. Практическое занятие № 2 Распределение электронов в атомах.

периодическая система

составить электронные схемы атомов элементов с № 1 по 20

12. Практическое занятие № 3 Распределение электронов атомах.        

периодическая система

13. Обобщение.

14. Зачет № 1.

методическое пособие (папки)

III. Строение вещества (9 ч).

ЦЕЛЬ:  Повторить, углубить и обобщить важнейшие сведения о химической связи и строении веществ.

знать:, виды химической связи (ковалентная: полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая, кратная)

уметь: определять характер химической связи, степень окисления элемента, составлять структурные формулы молекулярных соединений

15. Ионная химическая связь.

физика – взаимодействие заряженных частиц

составить электронную формулу образования молекул

составить электронную формулу образования молекул

16. Ковалентная химическая связь.

физика – взаимодействие заряженных частиц

составить электронную формулу образования молекул

составить электронную формулу образования молекул

17. Металлическая химическая связь.

физика – взаимодействие заряженных частиц

составить электронную формулу образования молекул

составить электронную формулу образования молекул

18. Водородная химическая связь.

физика – взаимодействие заряженных частиц

составить электронную формулу образования молекул

составить электронную формулу образования молекул

19. Чистые вещества и смеси.

учить конспект

20. Практическое занятие № 4 Решение задач на смеси.

21. Практическое занятие № 5 Решение задач на смеси.

22. Дисперсные системы.

учить конспект

23. Обобщение

IV. Растворы. Электролитическая диссоциация.  Классификация неорганических веществ (13 ч).

ЦЕЛЬ:  Повторить, углубить и обобщить сведения о химических реакциях и способах управления ими. Закрепить понятия об электролитах и неэлектролитах, о механизме диссоциации веществ с различным типом связи и классификации электролитов. Обобщить основы теории электролитической диссоциации, об ионах и их классификации.

знать: теорию электролитической диссоциации, иметь представление о гидролизе солей и электролизе.

уметь: записывать уравнения реакций ионного обмена, составлять полные и сокращенные ионные уравнения, решать задачи на концентрацию растворов

24. Растворы.

учить конспект

25. Практическое занятие №  Решение задач. Определение массовой доли вещества в растворе.

Таблица с формулами

математика

учить конспект

26. . Практическое занятие №  Решение задач. Определение массовой доли вещества в растворе.

27. Теория электролитической диссоциации.

л.о. гидролиз солей

слайд-шоу, ряд активности металлов, таблица растворимости, л.о. испытание веществ и их растворов на электропроводность

физика – электропроводимость, ион, ионные соединения биология – биологическая роль некоторых входящих в состав крови солей

учить конспект

индивидуальное задание № 7 (см.приложение стр.26)

28. Жесткость воды и ее устранение.

учить конспект

29. Кислоты.

таблица растворимости, методическое пособие (папки)

задачи по методическому пособию (папки)

учить конспект

индивидуальное задание № 3 кислоты, основания, соли

(см.приложение стр.15-18)

31. Основания.

таблица растворимости, методическое пособие (папки)

задачи по методическому пособию (папки)

учить конспект

32.  Химические свойства оснований

33. Соли.

таблица растворимости, методическое пособие (папки)

учить конспект

34. Химические свойства солей.

35. Гидролиз солей.

Составление уравнений диссоциации кислот,  солей щелочей составление реакций гидролиза солей

учить конспект

36. Оксиды.

учить конспект

37. Химические свойства оксидов

38. Генетическая связь.

39. Практическая работа № 1 «Вещества и их свойства».

40. Обобщение

учить конспект

41. Зачет № 2.

V. Химические реакции (13 ч.)

ЦЕЛЬ:  Повторить, углубить и обобщить сведения о химических реакциях и способах управления ими. Закрепить понятия об электролитах и неэлектролитах, о механизме диссоциации веществ с различным типом связи и классификации электролитов.

знать: основные факторы, влияющие на скорость химических реакций и смещение равновесия, теорию электролитической диссоциации, иметь представление о гидролизе солей и электролизе, понятие и механизм электролиза, определение «катода» и «анода», «катион», «анион», «ион»

уметь: применять понятия прямая и обратная реакции, эндо- и экзотермические реакции, скорость химических реакций, химическое равновесие и условия его смещения, записывать уравнения реакций ионного обмена, составлять полные и сокращенные ионные уравнения, решать задачи на концентрацию растворов

42. Типы химических реакций.

Таблица – возможные степени окисления элементов

математика

работа с методическим пособием (папки)

учить конспект

индивидуальное задание № 8

(см.приложение стр.75)

43. Типы химических реакций.

44. Составление ионных уравнений

45. Составление ионных уравнений

46. Электролиз.

Таблица «Электролиз раствора хлорида меди »

учить конспект

47. Электролиз.

48. Скорость химических реакций.

Математика, физика

учить конспект

49. Химическое равновесие.

Таблица растворимости

физика – скорость, диффузия

расчет скоростей химических реакций

 опр. Смещение х. равновесия. Определить условия протекания обратимой реакции в нужном направлении

учить конспект

50. Решение задач на смещение химического равновесия

51. Практическая работа № 2 «Изучение влияния условий скорости на химические реакции»

52. Обобщение

VI. Металлы и неметаллы (9ч.)

ЦЕЛЬ:  Повторить и закрепить практические умения и навыки составления окислительно-восстановительных реакций. Обобщить и систематизировать знания о металлах, полученные при изучении неорганической химии. Повторить и обобщить сведения о неметаллах, углубить знания учащихся о них, повторить понятия электроотрицательности и аллотропии.

знать: сущность окислительно-восстановительных реакций, правила составления окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, положение металлов в периодической системе, особенности строения атомов металлов, свойства металлов главных и побочных подгрупп положение неметаллов в периодической системе, особенности строения атомов неметаллов, свойства, получение и применение важнейших химических соединений неметаллов.

уметь: составлять электронные формулы атомов металлов, объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия, применять понятия – металлическая связь и электрохимический ряд напряжений металлов. составлять химические формулы водородных, кислородных соединений, распознавать хлорид-, сульфат- и карбонат- анионы.

53. Металлы – простые вещества

таблица – кристаллическая решетка металлов электрохимический ряд напряжений металлов, коллекция сплавов

экология, физика  – строение атома

характеристика элемента – металла по положению его в периодической системе

решение задач: на определение количества вещества

охарактеризовать элементы – алюминий, магний по положению в периодической системе

учить конспект, предложить способы защиты металлов от коррозии

индивидуальное задание № 9

(см.приложение стр.54-55)

54. Химические свойства металлов

55. Оксиды и гидроксиды металлов

56. Коррозия металлов. Способы получения.

таблица – кристаллическая решетка металлов электрохимический ряд напряжений металлов, коллекция сплавов

индивидуальное задание № 10

(см.приложение стр.57)

57. Неметаллы – простые вещества.

Периодическая система, образцы неметаллов

физика – строение атома

характеристика элемента-неметалла по его положению в периодической системе

учить конспект

индивидуальное задание № 11

(см.приложение стр.72)

58. Химические свойства неметаллов

59. Водородные соединения неметаллов

60. Окислительно-восстановительные реакции

61. Р/З на составление Окислительно-восстановительных реакций

62. Р/З на составление  Окислительно-восстановительных реакций

63. Производство серной кислоты.

Таблица «производство серной ксилоты»

Экология – загрязнение, защита окружающей среды

Сообщения о загрязнении окружающей среды

учить конспект

64. Силикатная промышленность

65. Практическая работа №3 «Решение экспериментальных задач по теме «металлы»»

66. Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач по теме «неметаллы»»

67. Обобщение.

68. Зачет №3.

Органическая химия

VII. Основные понятия органической химии (3ч.)

ЦЕЛЬ:  Сформировать понятие о явлении изомерии, изомерах, структурных формулах. Развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими  веществами.

знать:  что изучает органическая химия, основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова, явление изомерии, понятие углеводородов, способы разрыва ковалентной связи, типы химических реакций в органической химии, номенклатуру органических веществ.

уметь:   составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенопроизводных, составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов

69. Теория химического строения органических веществ. Изомерия.

портреты ученых-химиков

учить конспект

70. Классификация и номенклатура органических соединений.

Учить конспект

71. Классификация химических реакций в органической химии.

VIII. Углеводороды и их природные источники (15ч)

ЦЕЛЬ:  Закрепить понятие о явлении изомерии, изомерах, структурных формулах. Развивать умения учащихся сравнивать, обобщать, проводить аналогию между неорганическими и органическими  веществами. Дать понятие о предельных углеводородах, их химическом, пространственном и электронном строении. Ознакомить с понятием гомологии, правилами названия веществ и составление формул. Расширить знания учащихся об углеводородах – дать понятие о непредельных углеводородах, их классификации. Познакомить с особенностями строения непредельных углеводородов ряда этилена, ацетилена, диеновых, способами образования σ- и π-связей.

знать:   явление изомерии, понятие углеводородов, способы разрыва ковалентной связи, общую формулу алканов, характер связи в их молекулах, понятие гомологов, правила систематической номенклатуры для алканов, эмпирические названия изучаемых алканов, свойства и практическое значение. общую формулу алкенов, алкинов, диеновых углеводородов, гомологический ряд и виды изомерии, их химические свойства и практическое применение.

уметь:  называть алканы по рациональной и систематической номенклатуре, составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенопроизводных, составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов, составлять структурные формулы алкенов, алкинов, диеновых углеводородов, называть их по систематической номенклатуре, составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства непредельных углеводородов, применять правила безопасности при работе с органическими веществами.

72. Алканы, изомерия, номенклатура.

таблица-строение молекулы метана, модели молекул метана и других углеводородов

биология-экология-охрана окружающей среды от загрязнения

составление формул изомеров алканов

учить конспект изготовление моделей  молекул углеводородов и галогенопроизводных

индивидуальное задание № 14

(см.приложение стр.89)

73. Практическое занятие Решение задач, решение формул изомеров.

74. Получение и свойства алканов.

экология-защита атмосферы от загрязнения

учить конспект написать уравнения хлорирования пропана и бутана

75. Практическая работа №5. «Качественное определение углеводорода и водорода в                                органических веществах»

76. Практическое занятие № 11 Решение задач. Вывод формул.

периодическая система, 10 формул углеводородов - таблица

математика – арифметические действия

решение задач по методическому пособию

77. Практическое занятие № 12 Решение задач. Вывод формул

периодическая система, 10 формул углеводородов - таблица

математика – арифметические действия

решение задач по методическому пособию

78. Обобщение.

математические расчеты

решение подобных заданий

учить конспект

79. Зачет № 4.

методическое пособие (папки)

80. Этиленовые углеводороды.

Таблица-строение молекулы этилена, шаростержневые модели молекул, образцы изделий из полиэтилена и полипропилена

экология

работа с шаростержневыми моделями

учить конспект

индивидуальное задание № 15

(см.приложение стр.89)

81. Химические свойства алкенов

82. Диеновые углеводороды

шаростержневые модели молекул

экология

работа с шаростержневыми моделями молекул

учить конспект

индивидуальное задание № 15

(см.приложение стр.89)

83. Природный и синтетический каучук.

84. Ацетиленовые углеводороды.

Таблица – строение молекулы ацетилена, шаростержневые модели молекул

экология

работа с шаростержневыми моделями

учить конспект

индивидуальное задание № 15

(см.приложение стр.89)

85. Химические свойства алкинов

86. Ароматические углеводороды.

Таблица-строение молекулы бензола

экология – защита окружающей среды от загрязнения

биология – токсичные вещества

решение подобных заданий (подготовка к                                    зачету)

учить конспект

индивидуальное задание № 16

(см.приложение стр.89)

87. Свойства и применение бензола

88. Решение задач нахождение формулы вещества по сгораемому веществу.

89. Природные источники углеводородов.

Экология – загрязнение окружающей среды

учить конспект

индивидуальное задание № 17

(см.приложение стр.89)

90. Нефть и продукты ее переработки

91. Решение задач – генетическая связь

92. Решение задач – генетическая связь

93. Обобщение.

учить конспект

94. Обобщение

97. Зачет № 5.

2 курс

IX. Кислородосодержащие органические соединения (7ч)

ЦЕЛЬ:  На примере реакции гидратации этилена познакомить студентов с предельными одноатомными спиртами, их свойствами, получением и применением. Дать понятие об атомности спиртов и на этой основе дать представление о двух- и трехатомных спиртах и их значении. Изучить строение, свойства, изомерию и номенклатуру карбонильных соединений на примере альдегидов и кетонов. Сформировать представление о строении, изомерии, номенклатуре и свойствах карбоновых кислот.

знать: определение, состав, строение и применение, промышленное получение спиртов; меры по охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол; о губительном действии спиртов на организм человека. строение молекулы альдегидов и кетонов, их функциональные группы, сходство и различие в свойствах альдегидов и кетонов, о токсичности действия альдегидов и кетонов на организм человека. эмпирические названия изучаемых предельных монокарбоновых кислот, зависимость свойств карбоновых кислот от строения карбоксильной группы и взаимного влияния атомов в молекуле, области применения карбоновых кислот.

уметь:  составлять структурные формулы спиртов и фенолов, пользоваться систематической номенклатурой, подтверждвть уравнениями реакций химические свойства спиртов и фенолов. составлять структурные формулы альдегидов и кетонов, называть эти вещества, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства альдегидов и кетонов. составлять формулы карбоновых кислот, называть их по систематической номенклатуре, составлять уравнения реакций, подтверждающие их химические свойства и способы

96. Спирты.

Оборудование для л.о. – качественная реакция на многоатомные спирты

биология – влияние спирта на организм человека

составление  формул изомеров

учить конспект

индивидуальное задание № 18

(см.приложение стр.89)

97. Химические свойства спиртов

98. Влияние алкоголя на организм человека

99. Решение задач по уравнению реакции

100. Фенол.

оборудование для л.о. - качественная реакция на фенол

решение однотипных задач

учить конспект

индивидуальное задание № 18

(см.приложение стр.89)

101. Альдегиды

модель молекулы этаналя, образцы формалина и ацетона

биология – действие токсичных веществ на организм человека

составление  формул изомеров

учить конспект

индивидуальное задание № 19

(см.приложение стр.89)

102. Химические свойства альдегидов

103. Карбоновые кислоты

модель молекулы уксусной кислоты, образцы карбоновых кислот

составление изомеров

учить конспект

индивидуальное задание № 20

(см.приложение стр.89)

104 Химические свойства карбоновых кислот

105. Р/З по уравнению реакции

106. Р/З по уравнению реакции

107. Сложные эфиры. Жиры.

Модели молекул сложных эфиров, их производных, образцы переработки жиров

медицина, биология

учить конспект

индивидуальное задание № 21

(см.приложение стр.89)

108. Углеводы

л.о. - качественная реакция глюкозы

биология

учить конспект

индивидуальное задание № 22

(см.приложение стр.89)

109. МСоносахариды

110. Дисахариды.

111. Полисахариды.

112. Р/З по уравнению реакции

113. Практическая работа № 6 «Решение экспериментальных задач по органической химии»

114. Зачет № 6

X. Азотсодержащие органические соединения (7ч)

ЦЕЛЬ:  Изучить состав, строение, химические свойства аминов, взаимное влияние атомов в молекулах аминов, продолжить формировать умение предполагать свойства вещества на основании его строения. Актуализировать знания студентов о белках из курса биологии, изучить химические свойства белков.

знать: название аминов, свойства алифатических и ароматических аминов (амина и анилина),их применение, строение и структура белка, свойства и значение белков.

уметь:  доказывать наличие основных свойств аминов, зависимость между строением и свойствами.

115. Амины. Анилин.

оборудование для л.о. - качественная реакция на анилин

учить конспект

индивидуальное задание № 23

(см.приложение стр.89)

116. Аминокислоты.

Биология – значение аминокислот в организме человека

составление изомеров

учить конспект

117. Химические свойства и применение аминокислот.

118. Белки

цветные реакции белков – л.о. электронное пособие

биология – функции белков в организме

учить конспект

119. Значение белков.

120. Р/З по уравнению реакции

121. Р/З по уравнению реакции

122. Высокомолекулярные соединения.

123. Обобщение.

124. Повторение за курс органической химии

125. Повторение за курс органической химии

126. Генетическая связь

127. Генетическая связь

128. Зачет № 7.

129.Итоговый урок.


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен

знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

.

 

 ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

Биотехнология и генная инженерия – технологии XXI века.

Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

Современные методы обеззараживания воды.

Аллотропия металлов.

Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением…».

Синтез 114-го элемента – триумф российских физиков-ядерщиков.

Изотопы водорода.

Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

Плазма – четвертое состояние вещества.

Аморфные вещества в природе, технике, быту.

Охрана окружающей среды от химического загрязнения.

Количественные характеристики загрязнения окружающей среды.

Применение твердого и газообразного оксида углерода(IV).

Защита озонового экрана от химического загрязнения.

Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.

Косметические гели.

Применение суспензий и эмульсий в строительстве.

Минералы и горные породы как основа литосферы.

Растворы вокруг нас.

Вода как реагент и как среда для химического процесса.

Типы растворов.

Жизнь и деятельность С. Аррениуса.

Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

Серная кислота – «хлеб химической промышленности».

Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.

Оксиды и соли как строительные материалы.

История гипса.

Поваренная соль как химическое сырье.

Многоликий карбонат кальция: в природе, в промышленности, в быту.

Реакция горения на производстве.

Реакция горения в быту.

Виртуальное моделирование химических процессов.

Электролиз растворов электролитов.

Электролиз расплавов электролитов.

Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.

История получения и производства алюминия.

Электролитическое получение и рафинирование меди.

Жизнь и деятельность Г. Дэви.

Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

История отечественной черной металлургии.

История отечественной цветной металлургии.

Современное металлургическое производство.

Специальности, связанные с обработкой металлов.

Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

Инертные или благородные газы.

Рождающие соли – галогены.

История шведской спички.

Химия металлов в моей профессиональной деятельности.

Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.

Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии.

Жизнь и деятельность А.М. Бутлерова.

Витализм и его крах.

Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

Современные представления о теории химического строения.

Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья.

История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.

Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.

Углеводородное топливо, его виды и назначение.

Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

Сварочное производство и роль химии углеводородов в ней.

Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества.

Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов.

Углеводы и их роль в живой природе.

Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.

Развитие сахарной промышленности в России.

Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.

Метанол: хемофилия и хемофобия.

Этанол: величайшее благо и страшное зло.

Алкоголизм и его профилактика.

Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.

Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.

Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

История уксуса.

Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.

Жиры как продукт питания и химическое сырье.

Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.

Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки.

Аммиак и амины – бескислородные основания.

Анилиновые красители: история, производство, перспектива.

Аминокислоты – амфотерные органические соединения.

Аминокислоты – «кирпичики» белковых молекул.

Синтетические волокна на аминокислотной основе.

«Жизнь это способ существования белковых тел…»

Структуры белка и его деструктурирование.

Биологические функции белков.

Белковая основа иммунитета.

СПИД и его профилактика.

Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы.

Химия и биология нуклеиновых кислот.


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.

Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.

Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.

Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.

Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.

Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.

Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.

Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.

Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.

Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М., 2004.

Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие. – М., 2003.

Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2003.

Для преподавателей

Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.

Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.

Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.

Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.

Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.

Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………...

Содержание учебной дисциплины ……………………………

Введение…………………………………………………………...

1. Общая и неорганическая химия ………………........................

2. Органическая химия …………………………………...............

Тематический план ……………………………………..………

Требования к результатам обучения ………............................

Темы рефератов…………………………..……………………...

Рекомендуемая литература ……………………………………

3

5

5

5

10

15

33

35

38



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 5(специальный) класс

Рабочая программа по индивидуальным и групповым (дефектологическим) занятиям в 5(специальном) классе, для обучающихся с множественными и тяжелыми формами...

рабочая программа 7(специальный) класс

Рабочая программа по индивидуальным и групповым (дефектологическим) занятиям в 7(специальном) классе,составлена с учетом особенностей обучающихся в данном классе...

Рабочая программа для специальности 190631 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" по дисциплине "Информатика"

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. Информатика 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работыОбъем часовМаксимальная учебная нагрузка (всего)126Обязательная...

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы

Рабочая программа по профильному труду представлена направлением "Основы компьютерной грамотности"...

Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы, профессия "Лаборант"

Рабочая программа представлена направлением "Лаборант компьютерной техники"...

Рабочая программа по специальностям "Сварочное производство" и "Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования"

Программа рассчитана для 2-3 курсов групп СПО после 9 класса и включает общенаправленный модуль.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5324991","attributes":{"alt":"","class":"media-image"...

Рабочая программа По предмету «Технология» (Устройство и техническое обслуживание тракторов) (Основы законодательства в сфере дорожного движения)

                         Рабочая программа По предмету «Технология» (Устройство и техническое обслуживание тракторов) (Осно...