Поэлементный учет знаний учащихся при изучении химии в основной школе.
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Сыропятова Елена Владимировна

Использование методики поэлементного учета знаний учащихся предполагает проверку сразу нескольких компонентов:

-теоретических  знаний

-знаний определенных химических понятий и формулировок законов

-умений выполнять разного рода упражнения по теме

-умений решать расчетные задачи.

   Умения решать экспериментальные задачи проверяются на практических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэлементный учет знаний учащихся при изучении химии в основной школе.

Главная задача  основной школы – дать определенный фундамент знаний, что невозможно без академизма и акцента на фиксированные результаты. В связи с появлением большого количества предлагаемых образовательных маршрутов, педагогическая практика требует наличие более динамичной, объективной и всесторонней системы оценивания достижений учащихся в ходе учебного процесса. Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний, достижений, возможностей учащихся. Это средство управления учебной деятельностью. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовывалась и функция обучения, необходимо создавать определенные условия, важнейшее из которых – объективность проверки достижений учащихся. Объективность предполагает корректную постановку контрольных вопросов, кроме того, желательно, чтобы форма проверки знаний позволяла легко выявить результаты.

На основании всего вышесказанного, два года назад я начала разработку  приложений для курса химии 8-9 классов, используя методику поэлементного учета знаний. Данный подход  в обучении учащихся предполагает проверку сразу нескольких компонентов:

-теоретические знания;

-знание определенных химических понятий и формулировок законов;

-умения выполнять разного рода упражнения по теме;

-умения решать расчетные задачи.

   Умения решать экспериментальные задачи проверяются на практических занятиях.

С целью снятия тревожности у учащихся перед зачетом, вопросы по теме, образцы решения упражнений и расчетных задач заранее помещаются на стенде. В процессе изучения темы учащиеся имеют возможность по этим материалам следить за собственными успехами, корректировать те или иные элементы знаний по теме и готовиться к тематическому учету знаний. Здесь же на стенде учащимся предлагается домашнее задание в виде всевозможных упражнений и задач по всей теме, выполнение которых учащиеся планируют сами. При изучении каждой темы запланировано определенное количество консультаций.

Сам урок учета знаний – это четко организованный процесс выявления всех элементов знаний и умений каждого учащегося класса (25-30 человек). К уроку ТУЗ я готовлю « Листок учета знаний»:

ФИ

ученика

Программ.

задание

Понятийный

диктант

Устный

ответ

Упражне-

ние

Расчетная

задача

Итоговая

отметка

    По листку учета и мне, и учащимся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты, пробелы. Это дает возможность целенаправленно устранять недоработки. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, таким образом, за урок накапливается 4-5 отметок, по результатам которых я выставляю итоговую отметку в журнал. Итоговая отметка не среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы за одно задание ученик получил двойку. В таком случае он должен срочно ликвидировать этот пробел в знаниях. Соответственно назначается время консультаций и время повторной сдачи зачета.

Как проходит урок?

Перед уроком каждый ученик получает соответствующие индивидуальные задания: вопрос для устного ответа, письменное упражнение и расчетную задачу.

Урок начинаем с разминки: в течение 5 минут учащиеся по вариантам выполняют программированное задание. Второе задание - понятийный диктант. Обычно в теме я выделяю 5-6 основных понятий, определения которых надо знать. Как правило, каждый ученик дает три определения. На это задание также уходит 5 минут. После этого половина учащихся класса (первый вариант) устно отвечают на вопросы, а остальные (второй вариант) – выполняют письменные упражнения разного типа. Устный ответ должен быть кратким, четким, мотивированным. Я подхожу к каждому ученику, и он отвечает, не читая вопроса вслух. Сразу выставляю отметку в листок учета, перехожу к следующему ученику, а ответивший может выполнять любое из оставшихся заданий. Так я выслушиваю каждого ученика в классе, обычно на это уходит 20-25 минут.

Иногда на уроках ТУЗ мне помогают ассистенты. Это учащиеся, успешно изучившие материал темы, которых я освободила от ТУЗ. Они собирают письменные ответы, проверяют их и выставляют отметки в листок учета. В таком случае в листке учета к концу урока не выставлены только отметки за задачи.

Динамичный, необычный по форме урок ТУЗ делает контроль знаний интересным для учащихся и позволяет за 30-40 минут проверить знания и умения всех учащихся, выяснить типичные и случайные ошибки, и соответственно, наметить пути их коррекции. Учащиеся постепенно овладевают умениями выделять главное в изучаемом материале, кратко и четко излагать свои мысли, проводить самооценку знаний. Они начинают более ответственно относиться к учебе, занимаются не от случая к случаю, а систематически. Об этом свидетельствуют результаты поэлементного учета знаний учащихся (приложение 1), а также следующие факты:

-повышение уровня сформированности положительной учебной  

 мотивации к предмету химия;

-повышение уровня сформированности у учащихся УУД;

-наличие положительной динамики качества обучения по

 предмету;

-повышение качества выступления учащихся на предметных олимпиадах.

Таким образом, к окончанию основной школы большинство учащихся  овладевают умением организовать свою самостоятельную деятельность по отработке знаний, умений, навыков на достаточном уровне, что приводит к уже выше перечисленным результатам. Поэтому я пришла к выводу, что в старшей школе можно и нужно организовать  учебную деятельность таким образом, чтобы еще более повысить степень самостоятельности учащихся в процессе обучения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема: « Неметаллы»

Химический диктант (выбери правильные утверждения)

1.Для неметаллов характерен небольшой атомный радиус.

2.Неметаллы являются сильными восстановителями.

3.На внешнем энергетическом уровне неметаллов находится от 4-х до 7 электронов.

4.Галогены - очень сильные окислители.

5.Самая сильная из галогеноводородных кислот – йодоводородная.

6.Сера не имеет аллотропных видоизменений.

7.Степень окисления серы в серной кислоте равна +6.

8.Формула аммиака NH3  .

9.Высшая степень окисления азота равна +5.

10.Графит -  аллотропное видоизменение алмаза.

11.Формула угарного газа – CO.

12.Кремниевая кислота – единственная растворимая кислота.

            Программированное задание

1.                                       В ряду:

                      C – Si – Ge – Sn – Pb                

                          неметаллические свойства

                                а) увеличиваются;

                               б) уменьшаются;

                               в) остаются без изменения.

2.                                    В ряду   оксидов                                

                                     N2O5 - P2O5 - As2O5 - Sb2O5     

                                кислотные свойства

                                а) увеличиваются;

                               б) уменьшаются;

                                в) остаются без изменения.

3.                 Определите степень окисления

                        серы в соединении H2SO3                         

                                       а) +4

                                       б) -2

                                        в) +6  

4              Определите сумму коэффициентов в реакции:         S + Al →

5.Определите тип химической связи в молекуле продукта реакции:

 азот + водород ----                                              

 фосфор + кальций ---

Упражнения

1.Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или  =  вместо *

а) заряд ядра:  Cl * Br,   Cl * P

б) число электронов на внешнем уровне:  Cl * Br,   Cl * P

в) радиус атома:  Cl * Br,   Cl * P

г) восстановительные свойства:  Cl * Br,   Cl * P

д) окислительные свойства: Cl * Br,   Cl * P

2. Составьте уравнения практически осуществимых реакций:

а) NaCl (р-р)  + F2 →

б) KBr (р-р)  + Cl2 →

в) LiCl (р-р) + I2 →

3. Рассчитайте степени окисления атомов химических элементов в следующих соединениях: KClO3 (бертолетова соль), HClO4 (хлорная кислота), HClO (хлорноватистая кислота). Напишите формулы оксидов, соответствующих кислотам.

4.Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

H2S→ S → SO2 → Na2SO3 → SO2 → SO3  H2SO4 → Na2SO4

5. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:

H2SO4 (конц)+ C (графит) → SO2 + CO2 + H2O

6. Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:

H2SO4 (конц) + S → SO2 + H2O

7. Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или  =  вместо *

а) заряд ядра:  N * P,   N * O

б) число электронов на внешнем уровне: N * P,   N * O

в) радиус атома: N * P,   N * O

г) восстановительные свойства:  N * P,   N * O

д) окислительные свойства:   N * P,   N * O

8. .Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения по схеме:

N2 → NH3→ (NH4 )2HPO4 → NH4Cl → NH4NO3

9.Составьте практически осуществимые уравнения реакций азотной кислоты с веществами, формулы которых следующие:

Na2SiO3,  BaCl2,  Ca(OH)2,  Al2O3 , CaCO3, Fe(OH)3, CuO

10. . Расставьте коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса, укажите окислитель и восстановитель:

HNO3 (конц)  + Cu →  Cu(NO)2 + NO2 + H2O

11.Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно получить азотную кислоту, взяв в качестве исходных веществ азот или аммиак:

N2    

             NO→  NO2  →  HNO3

NH3

11. Составьте практически осуществимые уравнения реакций фосфорной кислоты с веществами, формулы которых следующие:

Na2O,  Ca(OH)2,  N2O5, Na2CO3,  NaCl,  AgNO3,  HCl, KOH

12. Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или  =  вместо *

а) заряд ядра:  Si * C,   Si * P

б) число электронов на внешнем уровне Si * C,   Si * P

в) радиус атома: Si * C,   Si * P

г) восстановительные свойства:  Si * C,   Si * P

д) окислительные свойства:   Si * C,   Si * P

13. Составьте уравнения реакций согласно схеме:

CO2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CO2

14. Составьте уравнения реакций согласно схеме:

Si → Mg2Si → SiH4 → SiO2 → Si → SiO2 → Na2SiO3

Вопросы по теме

1.Что такое озоновые дыры? Как предупредить их появление?

2. Укажите признаки сходства и различия в процессах дыхания и горения.

3. Почему серную кислоту называют «хлебом промышленности»?

4. Почему аммиак проявляет только восстановительные свойства?

5. Почему возможно перевозить азотную кислоту в железных цистернах?

6. Почему углерод называют основным элементом живой природы, а кремний – основным элементом неживой природы?

7. Как влияет повышение давления на смещение химического равновесия реакции :   2CO + O2 ↔   2CO2 ?

8. Сравните строение алмаза и графита и их физические свойства.

9. Почему азотная кислота не образует кислых солей?

10.Какик свойства аммиака лежат в основе его  применения в медицине, холодильных установках?

11. Сравните процессы дыхания и фотосинтеза.

Расчетные задачи.

  1. Какой объем хлора (н.у.) потребуется для вытеснения всего йода из 300 г 15 % -ного раствора иодида калия?
  2. Какой объем хлороводорода образуется при взаимодействии 200 л хлора со 150 л водорода?
  3. В 800 л воды растворили 44,8 л сернистого газа. Какова массовая доля сернистой кислоты в полученном растворе?
  4. Определите объем и массу аммиака, необходимого для получения 500 кг сульфата аммония, используемого в качестве удобрения.
  5. При прокаливании 170 г натриевой селитры получили 33,6 л кислорода. Какова массовая доля примесей в селитре?
  6. Сколько килограммов 80 %-ной фосфорной кислоты можно получить из 31 кг фосфора, содержащего 5 % примесей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной активности учащихся при изучении химии в современной школе

Статья посвящена актуальным проблемам развития познавательной активности школьников при изучении химии...

Контроль и учет знаний учащихся средствами ИКТ

Контроль и учет знаний учащихся средствами иктКомпьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Стремительный скачок в развитии компьютеров и прочих те...

Тестирование как форма учета знаний учащихся при обучении иностранным языкам»

Цель работы – обоснование актуальности использования тестирования учащихся в процессе обучения на основе методики коммуникативной компетенции. Работа  адресована учителям и учащимся старших...

Рабочая программа по химии в основной школе с учетом требований ФГОСС.

"При оценивании готовности образовательного учреждения к реализации ФГОС ООО предлагается учитывать и наличие рабочих программ, содержание которых отражает конкретные пути достижения образовательных р...

Статья "Изучение химии в основной школе с использованием элементов дистанционного обучения".

В работе изложены теоретические основы использования дистанционного обучения при изучении химии в школе на примере темы "Кислоты". Даны методические рекомендации по реализации дистанционного обучения....

«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"

ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед.  В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальн...

Актуальность формирование методологических знаний при изучении химии в средней школе в рамках реализации ФГОС

При изучении предмета химии нет общепринятых ответов на следующие вопросы:- Какой комплекс знаний о знаниях необходимо включить в содержание обучения химии?- Каковы пути и способы рационального сочета...