Контроль и учет знаний учащихся средствами ИКТ
статья по информатике и икт на тему

Контроль и учет знаний учащихся средствами икт

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Стремительный скачок в развитии компьютеров и прочих технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. И в этой ситуации очень актуальны слова Кэрролла: «Чтобы стоять на месте, нужно все время бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать значительно быстрее».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контроль и учет знаний учащихся средствами икт

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Стремительный скачок в развитии компьютеров и прочих технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. И в этой ситуации очень актуальны слова Кэрролла: «Чтобы стоять на месте, нужно все время бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать значительно быстрее».

Современные социально-экономические условия выдвигают новые требования к выпускнику школы. Для их достижения необходимо новое качество обучения, которое во многом связано с информатизацией образования.  Именно информационные технологии могут оказать большую помощь в подготовке ученика к жизни в информационном обществе и сделать более эффективной учебно-педагогическую деятельность.

Я работаю с детьми младшего и среднего школьного возраста, известно, что в этот период лучше развито наглядно-образное мышление. И для успешного обучения должны быть задействованы различные каналы восприятия и переработки информации. А мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы. Кроме того, ИТ позволяют моделировать процессы, которые сложно наблюдать в реальной жизни. С помощью ИТ их можно многократно просматривать, останавливая в нужные моменты, делать акценты, анализировать, прогнозировать развитие событий и проверять свои гипотезы.

Таким образом, использование компьютера оправдано на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Вопросам использования средств информационных и коммуникационных технологий посвящены работы Г.А. Кручининой, И.В. Роберт, Г.В. Рубиной, И.Д. Рудинского, Б.Е. Стариченко, Н.Ф. Талызиной, М.С. Чвановой и др. 

Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях начальной и основной школы возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, а именно, при контроле и учете знаний учащихся.

Существует большое множество различных видов контроля, я хочу остановиться на таком виде как тестирование. Введение тестирования в школьную практику обусловлено тем, что все чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий при итоговой аттестации.

Тест– краткое испытание, которое отличается от других форм контроля формализованностью, более высокой степенью объективности оценивания, использованием математического инструментария для оценки полученных результатов.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Тестовое испытание имеет ряд достоинств. Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов.

Многие преподаватели уже прошли через некоторую эйфорию при создании тестов и поняли, что это весьма непростое дело. Для создания адекватного и эффективного теста нужно затратить много труда. Компьютер может оказать в этом деле немалую помощь.

Рассмотрим типы тестовых заданий: тестовые задания могут быть открытого и закрытого типа.

Задания открытой формы. Задания сформулированы так, что готового ответа нет; нужно сформулировать и вписать ответ самому, в отведенном для этого месте.

Задания закрытого типа включают задания четырёх видов: альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности.

Тестовые задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос: из ряда предлагаемых выбираются один или несколько правильных (или неправильных)  ответов.

Перечисленные формы компьютерного представления тестовых заданий не исчерпывают их многообразия. Многое зависит от мастерства и изобретательности учителя.

Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний. Поэтому при разработке тестов я опираюсь на ряд важных принципов.

В начале любого теста дается краткая инструкция по выполнению задания. Текст заданий (и ответов!) компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным. Одно из важных требований при тестировании - наличие заранее разработанных правил выставления баллов.

Оснащение нашей школы персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, предоставило мне возможность создавать собственные тесты различной сложности. Оформить тест можно в течение получаса.

Существует много тестирующих программ с готовыми тестами, но для повседневной работы они не удобны, так как не учитывают специфику конкретной школы и конкретного класса.

Поэтому нужна программа конструктор тестов (оболочка тестов). Таких программ очень много. В своей работе я использую программы: MyTest, Tester, Master test.

MyTest это система программ, в которую входят программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов .

Программа легка и удобна в использовании.

Программа MyTest работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

Tester. Средство для создания тестов и проведения универсального тестирования с простым конструированием тестов различной степени сложности, с последующим выводом результирующих оценок.

                 Master test. Оболочка состоит только из одной программы, которая объединяет в себе редактор тестов, тестирующую программу и просмотр результатов.

                  Хотя количество вопросов не ограничено, количество ответов при этом ограничено (не более 6) и только одного типа (выбор одного правильного ответа). Зато текст вопросов и ответы могут сопровождаться изображением и комментариями.

Программа позволяет установить общее время на прохождение теста, а так же указать порядок вывода вопросов во время тестирования: по порядку или случайным образом. После того как тестирование пройдено автоматически открывается окно результатов.

Кроме того, для создания тестов могут быть использована программа Microsoft Office Power Point, Flash редактор от MX (6 версия) и выше. В распоряжении учителей имеется также ряд готовых шаблонов для интерактивных тестов.

Тесты, созданные в программе Power Point,  пользуются большой любовью у ребят младшего школьного возраста, привлекая своей красочностью, возможностью исправить неверные ответы.       

Интерактивные тесты созданные в среде Flash можно разнообразить анимацией, которая снижает напряжение у детей, является дополнительным стимулом.

В отличие от других шаблонов позволяет создать тест с использованием всей площади экрана и детализирует результат (конкретно по каждому вопросу выдает информацию о правильности ответа).

Эти и другие подобные программы позволяют установить необходимую обратную связь в процессе обучения, способствуют накопляемости оценок. Такой вид деятельности позволяет не только выявить уровень знаний детей по изученной теме, но вызывает огромный интерес к познанию, повышает мотивацию обучения. Работа организуется как на уроке, так и во внеурочное время (дистанционное обучение, когда дети выполняют тест дома).

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Для внедрения информационных технологий в практику работы я непрерывно повышаю свой уровень образования в области образовательных компьютерных технологий. Ребята моего класса активно и с удовольствием участвуют в различных интернет - конкурсах, являются активными участниками детских интернет-сайтов.

 

Применение  программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники позволил мне избежать возможности подсказок и списывания; повысить объективность оценки знаний; увеличить познавательную активность учащихся. Так, по завершении контрольного мероприятия правильность ответа на заданные вопросы проверяется учениками с использованием первоисточника (учебник), или в общении между собой. Отсутствие проверки на обычных уроках привело к активизации учащихся при обсуждении материала в режиме «мозгового штурма», когда разрешены и не наказываются самые неожиданные ответы и предположения. Изменилась и моя роль, я освободилась от «карательных» функций, связанных с контролем знаний и проставлением оценок, я перестала быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениванием знаний.

Новые технологии - это дополнительная мотивация к обучению. Возможно, завтра все это перестанет быть заманчивой новинкой. Поэтому для меня важно не опоздать изучить возможности новых устройств с пользой для моих учеников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Контроль за качеством знаний учащихся 8-9 классов. Технология ( девочки)

Разработка тестов для девочек 8-9 классов по предмету "Технология"...

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ЗНАНИЙ

Данная статья раскрывает возможный потенциаль для улучшения качества знаний по русскому языку в специальных коррекционных школах 8 вида в среднем звене....

Тестирование как форма учета знаний учащихся при обучении иностранным языкам»

Цель работы – обоснование актуальности использования тестирования учащихся в процессе обучения на основе методики коммуникативной компетенции. Работа  адресована учителям и учащимся старших...

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся

Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....

Система учета знаний учащихся на уроках русского языка

Система учёта знаний на уроках русского языка и литературы...

Поэлементный учет знаний учащихся при изучении химии в основной школе.

Использование методики поэлементного учета знаний учащихся предполагает проверку сразу нескольких компонентов:-теоретических  знаний-знаний определенных химических понятий и формулировок законов-...

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование»....