ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ЗНАНИЙ
статья по теме

Нильсен Татьяна Андреевна

 Данная статья раскрывает возможный потенциаль для улучшения качества знаний по русскому языку в специальных коррекционных школах 8 вида в среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testirovanie_v_ssh.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ЗНАНИЙ

ГБОУ СКОШ № 442

Нильсен Татьяна Андреевна

В наши дни в период реформ и новых подходов к обновлению образования, пересмотра теории и практики педагогики, в том числе и специальной, а также в связи с необходимостью перерабатывать огромное количество информации, встает вопрос о необходимости формирования у обучающихся с интеллектуальными нарушениями уровня коммуникативной культуры и овладения  новыми техническими средствами, соответствующего времени.

       Специфика формирования данных навыков заключается в той категории детей, которые обучаются в специальных (коррекционных) школах VIII вида. Контингент учащихся разнороден по степени выраженности ведущего дефекта – умственной отсталости. В школах обучаются дети, имеющие лёгкую, умеренную, иногда и  тяжелую степень умственной отсталости. Кроме того, состояние здоровья многих обучающихся осложнено другими заболеваниями (сложный дефект). Как правило, статус инвалида детства имеют  более 15%детей. Отмечается постепенное увеличение поступления детей с диагнозами: ранний детский аутизм, остаточные явления ДЦП, тяжелая степень интеллектуальной недостаточности.
С каждым годом увеличивается количество детей, имеющих диагноз умеренная или тяжелая степень умственной отсталости, которые нуждаются в обучении по индивидуальным планам и программам. Это явление объясняется запросами социума, основанными на большей информированности родителей о праве ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего образования, которое закреплено:

  1. Конвенцией ООН о правах ребёнка,     
  2. законодательством РФ «Закон об образовании»,     
  3. инструктивными письмами Министерства образования РФ:
  4.  «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 03.04.2003 г. № 27/2722-6 и от 06.04.2004г. № 26/188-6
  5. инструктивными письмами Департамента образования города Москвы:
  6. «О комплектовании специальных (коррекционных) образовательных учреждений на 2004-2005 учебный год» от 22.04.04 № 2-30-153.

         Анализ  нашей работы показывает, что в каждой категории интеллектуального нарушения (лёгкая, умеренная, тяжёлая) есть обучающиеся, чей основной диагноз осложнен двигательными нарушениями (ДЦП), недостаточностью функционирования анализаторов, грубыми нарушениями речи, эпилепсией, текущими психическими заболеваниями, ранним детским аутизмом, соматическими заболеваниями.

         Поэтому, встает закономерный вопрос о  разработке и апробации нового программно-методического обеспечения для обучения детей, имеющих интеллектуальные нарушения, соответствующего требованиям времени.

       Исходя из многолетней педагогической практики в специальной школе, мы можем сделать вывод, что наиболее сложным для усвоения предметом для школьников-олигофренов является русский язык. В специальной методике широко используются такие общие методы, как беседа и рассказ учителя, частично-поисковый метод и элементы программированного обучения, одинаковые виды упражнений: предупредительный, объяснительный, творческий и контрольный диктанты, изложения и сочинения. С 60-х гг. в практику специальной школы, так же как и в практику массовой, вошли следующие виды работ: комментированное письмо, диктант «Проверяю себя», самодиктант и др. Но, из-за разнородности контингента специальных школ, усматривается необходимость в новых формах и методах контроля и учета знаний обучающихся по русскому языку, особенно в среднем звене.

     Тестирование, как метод педагогического контроля, широко распространен в массовых образовательных учреждениях, так как  это   достаточно   краткие,   стандартизированные   или   не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за  сравнительно  короткие промежутки времени оценить  преподавателями  результативность познавательной деятельности  обучающихся,  т.е.  оценить  степень  и  качество достижения каждым учеником целей обучения (целей изучения). А современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать процесс тестирования более быстрым, точным и существует возможность не только проверки знаний, но и многократных тренировок, что является необходимым звеном в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

        Тестирование   широко   используется   в   школах    для тренировочного, промежуточного и итогового  контроля  знаний,  а  также  для обучения и самоподготовки учащихся.

        Как уже указывалось, результаты  тестирования  могут  выступать  и  как

оценка  качества  преподавания,  а  также  как  оценка  самих  испытательных

материалов.

         В порядке эксперимента нами разрабатывается и апробируется система компьютерных тестов-тренажеров по русскому языку для специальных (коррекционных) школ VIII вида, охватывающая темы «Морфемика и словообразование» и «Морфология».

       К данному материалу предъявляется ряд специфических требований, как системных, так  методических, которые укажем ниже, учитывая данную разнородную группу детей, а именно:

  1. адаптированность теста для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью;
  2. простота формулировок и однозначность тестовых заданий;
  3. ограниченное время выполнения;
  4. художественный материал должен быть не отвлекающим внимание и максимально приближенным к реальности;
  5. валидность;
  6. надежность;
  7. точность;
  8. простота манипуляций с компьютером.

Приведем примеры тестовых заданий для обучающихся 6 класса по теме «Морфемика и словообразование»:

  1. Укажите, какие части слова (морфемы) есть у слова  

ЗАРОСЛИ

  1. Корень, суффикс, окончание
  2. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова
  3. Приставка, корень, суффикс

2. Из предложенных слов выберите такое, которое подходит к данной схеме:

                                                               

  1. Столовая
  2. Выход
  3. Зайчик

3.  Укажите слово, в котором есть приставка:

* ходит

* закон

* забегать

* за домом

       В заключении хочется сказать, что положительной  стороной  данного  учебно-методического пособия   является  то,  что   обучающиеся находятся в  одинаковых  условиях, учитель выполняет требование времени, используя на своих уроках технические средства обучения как компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски,  исключаются  жалобы  на  необъективность учителя, в короткие сроки можно произвести контроль за усвоенным материалом и провести ряд тренировочных упражнений для закрепления темы, являющихся неотъемлемой частью системы тестов-тренажеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...

"Турнир знатоков" по русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Турнир знатоков по русскому языку Цели: развивать мышление и речь, воспитывать чувство коллективизма           и взаимовыручки, привитие интереса к родно...

Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Содержание Введение   ………………………………………………………………………   2Дидактические основы использования  технических средствобучения и воспитания  ……………………………………………………… ... 4Примене...

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида...