МОДУЛЬ «АЗОТ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»
план-конспект урока по химии на тему

Зубарева Татьяна Владимировна

различия в представлениях об азоте как химическом элементе и азоте как простом веществе;

физические и химические свойствах азота;

нахождение в природе, основные области применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azot.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬ

 «АЗОТ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»

   Цели урока : опираясь на ранее полученные знания учащихся привести их к пониманию различий в представлениях об азоте как химическом элементе и азоте как простом веществе; закрепить свои знания о физических и химических свойствах азота, его нахождении в природе, основных областях применения, акцентировать  внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, биологии, истории, развивать умение выделять главное, сравнивать и обобщать.

   Девиз урока: Практика есть основа понимания и критерий истины.

   Реактивы и оборудование: дихромат аммония, асбестовая сетка, тренога, спиртовка, спички, стеклянная палочка, медиапректор, экран, ПК.

   В данный модуль входят четыре учебных элемента:

   УЭ-1. Постановочная часть урока.

   УЭ-2. Азот – химический элемент.

   УЭ-3. Азот – простое вещество.

   УЭ-4. Тест.

   УЭ-1.

   Постановочная часть урока.

   Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.

   На экране название модуля: «Азот. Физические и химические свойства».

   Сначала ставим учебные цели. Знакомим учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля и самооценки по данной теме и обращаем внимание учащихся на то, что они должны знать и уметь.(5 мин)

КАРТА САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ ПО ТЕМЕ «АЗОТ. ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА»

   

Содержание

Что нужно знать

Что нужно уметь

 Контрольные вопросы и задания

Источник информации

Положение химического элемента азота в периодической системе. Нахождение азота в природе.

Положение азота в системе и особенности строения его атома

Дать сравнительную характеристику азота по положению в периодической системе

1.Какова распространенность  азота в природе?

2. Какие степени окисления могут проявлять атомы азота?

п. 24,

 стр. 142

п. 15, стр. 91

Азот – простое вещество. Получение азота в лаборатории и промышленности, физические свойства азота.

Основные физические свойства азота. Способы получения.

Описывать физические свойства азота и объяснять их. Называть способ получения азота в промышленности.

1.В виде каких соединений встречается в природе азот?

2.Приведите реакции получения азота в лаборатории.

3.Сколько литров азота получится при разложении 80 г нитрита аммония, содержащего 20% примесей?

п. 24, стр. 143-144, лекция

Азот– простое вещество. Химические свойства азота: взаимодействие с металлами, водородом, кислородом.

Важнейшие химические свойства азота.

Составлять уравнения химических реакций азота с металлами, водородом, кислородом. Составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций.

1.Допишите уравнения реакций:

Li + N2=

 N2+H2=

N22=

Дайте характеристику этих реакций по всем изученным вами признакам реакций.

2. Сколько литров аммиака получится из 10 л азота при 80 % выходе?

3. Как сместить равновесие системы вправо:N2+3H2=2NH3?

п. 24, стр. 143,

Лекция: химическое равновеие.

Азот – простое вещество. Применение азота и его соединений.

Области применения азота и его соединений.

Доказать жизненное значение азота для человека.

п. 24, стр.144-146.

На каждой парте лежит схема-кластер: «Азот – химический элемент. Азот – простое вещество».

УЭ-2.

Азот – химический элемент.

Цель: сформировать понятие об азоте как химическом элементе.

Учащиеся в течение 10 мин работают по плану:

  1. Положение химического элемента азота в периодической системе.
  2. Строение атома азота.
  3. Нахождение азота в природе (использовать табл.)

ЭЛЕМЕНТ

СОДЕРЖАНИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА (мас. %)

О

С

Н

N

Са

Р

К

S

Na

Cl

63

21

10

3

2

1

0,27

0,16

0,10

0,08

   Часто говорят, что в организме человека содержится вся таблица химических элементов Д. И Менделеева . И это не далеко от истины: в организме человека обнаружено более 80 химических элементов. Для их классификации используют два подхода – химический и биологический. Согласно первому, азот относится к макроэлементам, т.к. его содержание более 0,01 %. Согласно второму, азот играет большую биологическую роль, так как входит в состав белков и нуклеиновых кислот. Человек для своего нормального развития должен ежедневно потреблять 80-100 г белка, что соответствует 12-17 г азота.

  И хотя содержание азота в растениях 1,5 % (в два раза меньше, чем в человеке), без азота не может жить и развиваться ни одно растение, а следовательно и животное, и человек. Дело в том, что азот входит не только в состав растительных белков, но и в состав хлорофилла, с помощью которого растения  под действием солнечной идет процесс фотосинтеза.

 

   УЭ-3.

   Азот – простое вещество.

   Цели: Сформировать понятие об азоте как простом веществе, повторить и закрепить знаний из курса химии 8 класса о физических, химических свойствах азота, его нахождения в природе, основных областях применения.

   Сообщаем учащимся историю открытия азота.

   Далее учащиеся обсуждают физические свойства азота. У каждого ученика на парте листок , на котором перечислены некоторые свойства веществ:

  1. Газообразный при обычных условиях.
  2. Не имеет запаха.
  3. Бесцветный.
  4. В воде малорастворим.
  5. Легко сжижается.
  6. Степень окисления  -3.
  7. В молекуле между атомами ковалентные полярные связи.

   Заполним схему-паучок «Физические свойства азота».

На изучение  химических свойств азота отводим 10 мин. Ученики работают с учебником.

Обращаем внимание учащихся на то, что азот может быть и окислителем, и восстановителем в зависимости от условий. Реакциям 2 и 3 даем характеристику по всем изученным ранее классификациям химических реакций.

   Получение азота:

  1. В промышленности: учебник, стр. 92-93.
  2. В лаборатории: учебник, стр. 146, упр №5,

А так же  разложением дихромата аммония ( опыт «Вулкан»), при горении пороха (видеофрагменты).

   Шесть веков продолжалось господство черного пороха в военном деле. За столь длинный срок его состав практически не изменился, менялся лишь способ производства. Только  в середине 19 века вместо черного пороха стали использовать новые взрывчатые вещества с большей разрушительной силой. Они быстро вытеснили черный порох из военной техники. Теперь он применяется в качестве взрывчатого вещества в горном деле, в пиротехнике (ракеты, фейерверки), а также как охотничий порох.

   В современных взрывчатых веществах используется  аммиачная селитра – нитрат аммония. После первой мировой войны человечество потрясло известие о грандиозном взрыве 2 сентября 1921 года  в Германии. Взорвался склад, в котором хранилась селитра (5000 тонн). Взрыв унес 509 человеческих жизней, около 2000 человек были ранены и искалечены.

   Не менее трагичный случай произошел в США в 1947 году, когда в результате взрыва аммиачной селитры погибло 600 человек и около 1000 были ранены.

   А ведь аммиачная селитра – важнейшее минеральное удобрение, которое тысячами и миллионами тонн используют для повышения урожайности  сельскохозяйственных культур.

   Итак, азот используют для получения важных соединений азота, а вы знаете, где используются сам азот?

   Так мы обсудили применение азота.

  УЭ-4.

  Тест.

  Цель: повторить и обобщить знания учащихся об азоте, выявить степень усвоения учащимися модуля «Азот. Физические и химические свойства азота».

ВАРИАНТ 1

  1. Число валентных электронов в   атоме азота равно

  1) 1         2) 2          3) 3          4) 5

2. Название этого элемента в переводе с греческого «безжизненный»

  1) кислород   2)азот

  3) углерод     4) водород

3. Азот N2 является окислителем при реакции с

  1)F2         2) O2

  3) Li        4) не имеет таких свойств

4. Определите вещество Х в  схеме превращений: N2 – X – NO

  1) NH3   2)NO2  3)Li3N  4)HNO3

5.Равновесие в системе

 N2+3H2=2NH3 + О

сдвигается вправо при

 1) повышении температуры

 2) уменьшении давления

 3) уменьшении концентрации водорода

 4) уменьшении концентрации аммиака

Домашнее задание: п. 24, №1, 3, 4, карта самоконтроля

ВАРИАНТ 2

  1. Число электронных уровней у атома азота равно

 1) 1       2) 2      3) 3       4)5

2. Ковалентная связь в молекуле азота

 1) одинарная       2) двойная

 3) тройная           4) полярная

3. Азот N2 является восстановителем при реакции с

 1) F2             2) Na

 3) Li          4) не имеет таких свойств

4. Определите вещество Х в схеме превращений: NH3 – X – NO

 1) HNO3    2)NO    3)Li3N    4) N2

5. Равновесие в системе

 N2+O2=2NO –О

сдвигается вправо при

 1) понижении температуры

 2) увеличении давления

 3) увеличении концентрации кислорода

 4) увеличении концентрации оксида  азота (II)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физические и химические свойства ацетилена

Урок продолжает формирование понятий о влиянии строения на свойства углеводородов, углубляет представления о генетической связи между углеводородами на примере гидрирования непредельных углеводородов....

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...

«Азот. Его физические и химические свойства.»

Презентация к уроку «Азот. Его физические и химические свойства.»...

Интегрированный урок по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"

Интегрированный урок по географии и химии в 9 классе по теме "Химическая промышленность. Химия Сера. Физические и химические свойства"...