Конспект урока на тему "Основания"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Хасанова Зиля Мударисовна

Класс: 8 

Тема: Основания

Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и

представителями оснований;  «таблицей растворимости».

Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.

Ввести понятие «качественная реакция».

           Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях.

Познакомить ребят с применением оснований в быту.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.

Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,

оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.

Ход урока.                                                                    

1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ, составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований, применение оснований)

2. Состав, названия и классификация оснований.

Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.

Учитель: Все представленные вещества основания. Запишем формулы в тетрадь.

На доске  NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.

Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом месте металл.)

2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).

Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид-ионом.

В тетрадь ОН – гидроксид-ион.

Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона)

Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для металлов – нам подскажет ПСХЭ.

Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О-2 Н+1, следовательно суммарный заряд = -1.

Na – ион простой , а ОН - сложный

 

Учитель: А сколько гидроксид-ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).

Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение  и скобки, которые вводятся впервые.

Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске).

 

Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований, прочитать их и назвать.

3. Физические свойства.

Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные, растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.

Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость, можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и нерастворимые.

В тетрадь: Основания → растворимые (щелочи)

image                                             нерастворимые  

Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.

 

 

 

4. Понятие о качественных реакциях.

Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикторы.

Демонстрация:  изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).

Фенолфталеин – б/ц → малиновый

Метилоранж    - оранжевый → желтый

Лакмус – фиолетовый – синий.

Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.

5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!

Вывод: Таким образом,  в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!

Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).

 

Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).

6. Соответствие «оксид – гидроксид».

Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.

Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.

Фронтальная работа с классом: составление формул.

Na+1O → Na+1OH                       Li+1OH            Li+12O

Ba +2O → Ba+2(OH)2                   Ca+2(OH)2       Ca+2O

Al+32O3 → Al+3(OH)3                   Fe+3(OH)3       Fe+32O3

Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH, Cu(OH)2, Cr(OH)3

                              Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.

7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …        
Я научился …
Мне необходимо …

 

8. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.

9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_temu_osnovaniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8  

Тема: Основания

Цель: Познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и

представителями оснований;  «таблицей растворимости».

Продолжить работу над составлением формул по степени окисления.

Ввести понятие «качественная реакция».

           Актуализировать знания об оксидах, кислотах, солях.

Познакомить ребят с применением оснований в быту.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.

Оборудование: образцы щелочей и нерастворимых оснований, «Таблица растворимости»,

оксид бария, стакан с водой, индикаторы, мыло туалетное «Детское» и жидкое (любой марки), чистящий порошок «Пемолюкс», шампунь для волос (любой), зубная паста, нашатырный спирт.

Ход урока.        

1. Сообщение целей и задач урока (знакомство с новым классом сложных веществ, составление формул новых веществ по степени окисления, классификация оснований, применение оснований)

2. Состав, названия и классификация оснований.

Демонстрация твердых NaOH, KOH, Al(OH)3, Ni(OH)2, Co(OH)2, Fe(OH)3.

Учитель: Все представленные вещества – основания. Запишем формулы в тетрадь.

На доске  NaOH, KOH, Fe(OH)3, Al(OH)3, Co(OH)2, Ni(OH)2.

Вопрос классу: 1. Что общего? (Сложные вещества, наличие группы ОН, на первом месте металл.)

2. Вспомним, какой тип связи между металлом и неметаллом (ионная).

Вывод: основания состоят из ионов металлов и иона –ОН, который называется гидроксид-ионом.

В тетрадь ОН – гидроксид-ион.

Попробуем дать определение. Основание – это…(сложные вещества, состоящие из ионов металлов и гидроксид-иона)

Учитель: Как же составить формулы оснований? Надо знать заряды ионов: для металлов – нам подскажет ПСХЭ.

Какой заряд у ОН? Определяем степени окисления – О-2 Н+1, следовательно суммарный заряд = -1.

Na – ион простой , а ОН - сложный

Учитель: А сколько гидроксид-ионов будет в формуле вещества? Очевидно, что их будет столько, каков заряд иона металла (работа с написанными формулами устно).

Работая с формулами, необходимо объяснить прочтение  и скобки, которые вводятся впервые.

Учитель: Что бы назвать основания произносят слово «гидроксид» и название металла в родительном падеже. Если степень окисления металла переменная, то в скобках надо ее указать. (Читаем формулы, написанные на доске).

Закрепление. Индивидуальная работа по карточкам – выбрать формулы оснований, прочитать их и назвать.

3. Физические свойства.

Учитель: Попробуйте описать основания (твердые (почему?), белые или цветные, растворимы или нерастворимы в воде). Проверим растворимость.

Демонстрация: растворение в воде NaOH, Al(OH)3. Чтобы определить растворимость, можно воспользоваться «таблицей растворимости». Работа с «Таблицей растворимости» (определяем растворимость оснований, чьи формулы приведены на доске). Вывод: все основания можно разделить на растворимые – щелочи, и нерастворимые.

В тетрадь: Основания растворимые (щелочи)

                                             нерастворимые  

Фронтальная работа: привести примеры щелочей и нерастворимых оснований.

4. Понятие о качественных реакциях.

Учитель: Чтобы доказать, что мы действительно получили основание, пользуются особыми веществами, которые называются индикторы.

Демонстрация:  изменение окраски индикаторов (на доске таблица с изменением цвета).

Фенолфталеин – б/ц → малиновый

Метилоранж    - оранжевый → желтый

Лакмус – фиолетовый – синий.

Вывод. Изменять окраску индикатора будут только щелочи.

5. Демонстрация: Проверка моющих средств на индикатор. Чтобы проверить, надо растворить!

Вывод: Таким образом,  в состав всех моющих средств вводят щелочи. Это нужно для того, чтобы обезжирить загрязнения. Выходит, не зря мы изучаем основания!

Закрепление. Проведите расследование (исследовательская работа учащихся): ваши бабушки мыли окна, хрусталь, серебряные изделия водой, добавляя в нее нашатырный спирт. Что это за вещество? (вскрывается ампула, смачивается раствором вата, капаем ф-ф и даем ребятам определить по запаху аммиак).

Учитель: Но щелочные вещества разъедают кожу (надпись на баночке со щелочью). Как же защитить наши руки? Использование гелей, шампуней (проверка на индикатор).

6. Соответствие «оксид – гидроксид».

Учитель: Все вещества взаимосвязаны. Мы попытаемся сейчас найти связь между оксидом металла и гидроксидом. Слово «гидроксид» состоит из двух частей.

Демонстрация: растворение оксида бария в воде и доказательство получения щелочи.

Фронтальная работа с классом: составление формул.

Na+1O → Na+1OH                Li+1OH        Li+12O

Ba +2O → Ba+2(OH)2                Ca+2(OH)2        Ca+2O

Al+32O3 → Al+3(OH)3                Fe+3(OH)3        Fe+32O3

Закрепление. Самостоятельная работа: Составить формулы оксидов для CuOH, Cu(OH)2, Cr(OH)3

                              Составить формулы гидроксидов для MgO, K2O, Ga2O3.

7. Итоги урока. Рефлексия. – Что нового вы узнали сегодня об основаниях?
– Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
– Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …        
Я научился …
Мне необходимо …

8. Игровой момент. «Аукцион» (закрепление новых знаний). Приз (набор лакмусовой бумаги) получит тот, кто последним правильно составит формулу основания и назовет его.

9. Домашнее задание: § 19, упр. 2,3,4,5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...