урок в 9 классе "Жиры"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Разработка урока по химии, представлена в виде технологической карты, что соответствует требованиям ФГОС ОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiry.docx | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Жиры
9 класс
Тихонова Елена Александровна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Ершов Саратовской области
Класс: 9
Тема урока: Жиры
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: Познакомить учащихся с жирами как одной из наиболее важных групп природных соединений класса сложные эфиры, с их классификацией, свойствами, значением.
Закрепить умение устанавливать причино-следственную связь между составом и свойствами вещества.
Развивать познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии и биологии.
Воспитание чувства уверенности, конкурентоспособности в современном мире.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: знать состав жиров, их способы получения, уметь соотносить состав и свойства жиров.
Метапредметные :
регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;
познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Методы и методические приемы: эвристическая беседа, театрализация действий, исследовательские задания.
Оборудование: на демонстрационном столе: п/масло, сл/масло, свеча в подсвечнике, свечи на столах учащихся, майонез, маргарин.
на ученических столах: химический штатив с пробирками, KMnO4 раствор, спирт, бензин, вода, п/масло, животный жир, майонез, пробки, обертки от «Масло сливочное»
портрет М. Бертло, головные уборы, согласно сценария.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 мин) | Просит рассмотреть вещества и предметы на столах и сделать вывод о теме урока | 1. Обсуждают вещества на демонстрационном столе (проблемная ситуация). Предлагают тему урока | Л. УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира. К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
2 | Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме). (3-4 мин) | Организует фронтальную беседу по теме «Сложные эфиры» Предлагает ребятам ответить на вопрос; «Как могут быть связаны жиры и сложные эфиры? | Работают с учебником, находят определение жиров, читают | П.УУД. Уметь анализировать,отличать новое от уже известного. |
3 | Этап выявления места и причины затруднения(3-4 мин) | Подводит ребят к проблеме, получение жиров. Если жир - сложный эфир, вспомните, как получают сложные эфиры, подумайте и предложите способ получения искусственного жира. | Ученики указывают на реакцию этерификации, как способ получения эфиров | Р. УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы. |
4 | Этап «открытие нового знания» (3-4 мин) | Молодцы! Вы только что повторили великое открытие, сделанное французским химиком Марселеном Бертло 150 лет назад, представляем ему слово | Один из учеников, одев цилиндр, зачитывает запись из лабораторного журнала Бертло.(прил.1)
| П. УУД. Умение работать с текстом. К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
5 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (7-8 мин) | Учитель организует беседу на основе прочитанной информации и просит записать уравнение реакции получения тристеарина, трипальмитина, триолеина В. Вспомните агрегатное состояние пальмитиновой, стеариновой и олеиновой кислот. Демонстрирует названные кислоты Обсудите в группах: Соотнесите агрегатное состояние со строением кислот. Что можно ли сказать об агрегатном состоянии написанных эфиров? Сделаем вывод об агрегатном состоянии жиров. | Пишут уравнения реакций с выходом к доске. Пальмитиновая и стеариновая кислоты твердые, они предельные, а олеиновая жидкая, она непредельная. Вероятно, эфир, образованный предельной кислотой будет твердым, а непредельной жидким Отвечают на вопрос учителя | П.УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
6 | Этап самостоятельной работы самопроверкой по эталону (7-8 мин) | Подумайте над тем, в каких организмах образуются жиры. Как правило, животные жиры жидкие, а растительные твердые, почему? Как доказать, что в составе имеются непредельные кислоты? Организует лабораторный опыт | В животных и растениях Вероятно, животные жиры содержат предельные кислоты, а растительные непредельные. Вещества, имеющие кратные связи в своем составе, обесцвечивают растворы KMnO4 и Br2 Проговаривают этапы выполнения опыта. Проводят лабораторный опыт | Р. УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
7 | Этап включения в систему знаний и повторения (7-8 мин) | Сегодня Вы на урок принесли обертки от того «масла», которое используете по утрам для бутербродов, прочитайте информацию о его составе Как сделать жидкие жиры твердыми? Проведение этой реакции стало возможным, благодаря работам французского химика Поля Сабатье. За эти работы он в 1912 году был удостоен Нобелевской премии. Вспомним значение жиров в природе, в быту, в жизни человека Дает задание прочитать текст учебника §37 с. 222 «Мыла», составить ситуационные задания по тексту, используя конструктор М. Шаталова(прил. 2) | Состав: выполнено из высококачественных растительных жиров Провести химическую реакцию между жидким жиром и водородом Читают, составляют задания | П.УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К. УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других П.УУД. Понимание текста, извлечение информации |
8 | Информация о домашнем задании (1-2 мин) | §37, упр. №3, 4. Поясняет выполнение заданий. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5-6 мин) | Учитель подводит ребят к моменту формулирования итога урока. | Проводят рефлексию по алгоритму. Пишут синквейн «Жиры» | Л. УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Приложение1.
М. Бертло: "Лабораторный журнал. Сегодня, наконец, достигнут желаемый результат. В запаянных трубках я нагревал глицерин со стеариновой, пальмитиновой, олеиновой кислотой в разных пропорциях, наконец, в пропорции, когда три частицы кислоты приходились на одну частицу глицерина, произошла реакция, выделяя при этом три частицы воды. Мною, в течение 1854 года были получены тристеарин, трипальметин, триолеин»
Конарев Б. Н. «Любознательным о химии. Органическая химия».
Приложение 2.
Структура ситуационной задачи
Наименование структурного компонента | Назначение структурного компонента |
Название задачи | Отражает смысл задачи. Формирует исходную мотивационную основу для ее решения |
Проблемный вопрос | Определяет область предстоящей работы и направление информационного поиска за счет описания практико-ориентированной ситуации, завершающегося постановкой учебной проблемы |
Информация | Формирует информационное поле работы учащегося, предлагая им сведения, представленные в разных формах(тесты, таблицы и т.д.) |
Задания, предполагающие работу с информацией | Раскрывают систему усложняющихся заданий, выполнение которых приводит к ответу на поставленные вопросы |
Конструктор заданий (по этапам усвоения знаний)
Этап усвоения знаний | Варианты заданий | |||
Ознакомление | Назовите… | Составьте список… | Изложите… | Прочтите… |
Понимание | Объясните, почему… | Изложите иначе… | Приведите пример… | Укажите причину… |
Применение | Постройте график зависимости… | Рассчитайте… | Подтвердите… | Подготовьте… |
Анализ | Укажите признаки… | Распределите на… | Выявите, чем отличается… | Составьте перечень основных… |
Синтез | Предложите свой путь.. | Разработайте план.. | Создайте проект.. | Постройте модель… |
Оценивание | Оцените риски… | Выскажите суждения… | Ранжируйте… | Дайте заключение… |
Шаталов М.А. Методическая программа формирования УУД//Химия в школе.- 2014.-№6.- с.13-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...