Элективный курс "Химия и медицина"
методическая разработка по химии на тему

Данный элективный курс ставит своей целью расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся, связанных с ов­ладением профессий медицинского профиля. Предлагаемый элективный курс позволяет учащимся получить первоначальные представления о профессиях связанных с медициной, а так же получить необходимую подготовку для по­ступления в медицинские вузы. Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. На теоретиче­скую часть отводится 40%, а на практическую 60% времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khimiya_i_meditsina.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       При изучении Органическая химии, особенно в классах химико- биологического профиля, учителю необходимо подчеркнуть ее значение в жизни современного общества. Исключительно велико значение органической химии для биологии и медицины. Основная функция элективных курсов в системе профильной подготовки по химии - выявление средствами предмета направленности личности, ее профессиональных интересов. Данный элективный курс ставит своей целью расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся, связанных с овладением профессий медицинского профиля. Предлагаемый элективный курс позволяет учащимся получить первоначальные представления о профессиях связанных с медициной, а так же получить необходимую подготовку для поступления в медицинские вузы. Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. На теоретическую часть отводится 40%, а на практическую 60% времени.

Поскольку медицина неразрывно связна с химией, необходимо расширить знания учащихся по данному предмету, обеспечить развитие самостоятельности, творческих способностей учащихся в соответствии с интересом и склонностями. Программа обеспечивает гигиеническое воспитание школьников, обрaщается к проблемам курения и употребления наркотических веществ, кроме того, учитывается местная экологическая обстановка и природно-экономические условия региона. 

Курс имеет профориентационную и практическую направленность, в него включены: практические работы, экскурсии, встречи с работниками медицинских учреждений. Практическая часть элективного курса реализуется в медицинском колледже.Курс знакомит учащихся с медицинскими учебными заведениями региона, правилами приема, в средние и высшие учебные заведения.

Данная программа способствует выработке специальных и общеучебных умений и навыков.

Цели курса:

развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельности, наблюдательности, творческих способностей учащихся, формирование представлений о профессиях, связанных с химией и медициной.

Задачи курса:

• углубление, расширение и систематизация знаний учащихся о строении, свойствах, применении органических веществ, их соединений;

• знакомство учащихся с процессами, происходящими в организме человека, с действием химических веществ на организм человека,  с историей важнейших открытий медицины;  

• проведение профориентационной работы, знакомство с работой фармацевта, врача, медсестры;

• формирование умений работать с научно-популярной литературой;

• совершенствование умений обращения с органическими

 

веществами, химическими приборами и оборудованием;

 решения экспериментальных и расчетных задач;

• развитие творческих способностей учащихся, целеустремленности, наблюдательности, воображения.

Учащиеся должны знать:

- химия - основа овладения медицинской профессией;

- влияние лекарственных, наркотических веществ и экологических факторов на здоровье человека

- современные достижения медицины;

- технику химического эксперимента.

Учащиеся должны уметь:

- решать экспериментальные задачи с учетом техники безопасности;

- составлять грамотно отчет о практической работе; экскурсии

- готовить реферат, сообщение; презентацию темы.

- пользоваться дополнительной литературой;

- фиксировать результаты наблюдений, делать обобщения, выводы.

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Формы Контроля:

1.Сообщения, выступления с презентацией.

2.Практические работы.

3.Конференция.

Содержание

        Тема1. Введение (1 ч.)         .

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой, выбор модуля, обсуждение тем рефератов. Анкетирование учащихся.

Тема 2. Выбор профессии (3ч.)

Престижность и значимость профессий медицинского профиля. Профессиональные ограничения, опасности медицинской работы, заработная плата. Отрасли медицины: терапия, хирургия, педиатрия и др. здравоохранение. Виды деятельности, основные направления, главные специальности.

Знакомство и творческие встречи с семейными династиями медиков.  Краткая историческая справка о развитии медицины в стране  (городе).

Медицинские учебные заведения региона, страны. Правила приема в средние и высшие учебные медицинские заведения.

Тема 3.Органическая химия и  фармакология– основы медицины. (6ч.)

Первые шаги химии в медицине. Парацельс –основоположник медицинской химии. Клавдий Гален фармаколог. Профессии: химик, биохимик, врач- терапевт, фармацевт, лаборант. Лекарственные вещества. Влияние лекарства: на организм, виды лекарственных препаратов. Формы лекарств. Правила приема некоторых из них. Приготовление лекарств. Фармацевтические профессии, требования к ним. Процентная концентрация основа приготовления лекарственных препаратов в виде растворов.

Техника безопасности при работе с химическим оборудованием.

Экскурсия в аптеку

Решение задач:    1) Массовая доля растворенного вещества.

                              2)Задачи с фармацевтическим содержанием.

Практическая работа №1. Приготовление растворов с заданной концентрацией.

Практическая работа №2. Распознавание лекарственных веществ.

Тема 4. Сохранение здоровья. (6ч.)

Факторы риска для здоровья отдельного человека и общества в целом.

Влияние на здоровье никотина, алкоголя, наркотиков. Заболевания, вызванные этими веществами, их профилактика.

Экологические факторы и их влияния на организм. Неблагоприятная экологическая обстановка Нижневартовского района в связи с загрязненностью рек нефтепродуктами. Экологические вопросы природного и попутного газа.

Последние достижения медицины. Лечение СПИДа, атипичной пневмонии и онкологических заболеваний - важнейшая проблема медицины.

Экскурсия в медицинские учреждения (поликлиника,  медицинский центр- « Антиспид», в центр по проблемам семьи , на станцию скорой помощи).

Фильмы: Влияние наркотических веществ на организм.

    Тема 5.Органические вещества – в медицинской практике. (8ч.)

Использование органических веществ в медицине:

 Галогенпроизводные углеводородов (иодоформ, фторотан, хлорэтан, хлороформ ) Циклопропан Аминокислоты. Алколлоиды. Анилин. Бензойная кислота. Окси-бензойная кислота(салициловая), уксусная кислота, молочная кислота, муравьиная кислота. Фенол. Эфиры Спирты. Метанол. Этанол. Глицерин. Формальдегид.  Жиры. Углеводы. Аспирин. Фторлазол. Хинин.

Практическая работа №3.  Распознавание лекарственных веществ (аспирина, стрептоцида).

   Тема 6.Биологически активные вещества.(8ч.)

   Витамины. Понятия о витаминах , их классификация, нормы потребления. Фермент. Понятия о ферментах как биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств. Гормоны. . Понятия о ферментах как биологически активных веществах .Классификация гормонов их роль и значение. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств. Влияние лекарства: на организм, виды лекарственных препаратов. Формы лекарств. Правила приема некоторых из них. Приготовление лекарств. Фармацевтические профессии, требования к ним. Механизм действие некоторых лекарственных препаратов, строение молекул. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия.

Практическая работа №1 «Обнаружение витаминов»

Практическая работа №2 «Действие ферментов на различные вещества»

Практическая работа №3 «Анализ лекарственных препаратов»

Тематическое планирование элективного курса.

Название темы

Всего

Часов.

Теория

Практи-

ка

Методы обучения

Формы контроля.

Тема 1.Введение

1

1

Проблемно-поисковая беседа

Анкета

Тема2. Выбор  профессии .

3

3

Встреча с медицин. работникиами.

Творческое задание требование к профессии.

Тема3.Органичес

кая химия и фармакология – основа медицины.

6

5

2

Лекция, семинар,

Экскур-

сия.Реше-

ние задач.

Сообще

ния, отчет по экскур.

Решенные задачи.Оценка практ. раб

Тема4. Сохранение здоровья. 

6

5

1

Семинар

фильм, экскурсия

Оценка сообщений и практич. работ

Тема5. Органические вещества – в медицинской практике.

8

5

3

Лекции,

Семина,

практика

Оценка практич.

работ.

Тема 6.Биологически активные вещества.

8

5

3

Лекции, семинар, практич исследова

ния.

Оценка практич.

работ.

Итоговое занятие

2

Зещита творческих работ

Оценка проэктных и рефератив-

ных работ.

Итого

34

24

9

Литература:

]. Артеменко А.И. Органическая химия и человек. - М.: Просвещение, 2000.

  1. Бобкова Л.Г. Предпрофильная подготовка в основной школе. - Курган:

ИПКиПРО, 2009.

  1. Бухтояров А.Л., Васильченко Н.к. Что имеем, как храним. - Курган,

        2003.

  1. Буцкус п.Ф. Книга для чтения по органической химии. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1985.
  2. Владиславский В.В. Сколько жить тебе, человек? - IОжно-Уральское книжное издательство, 1998.
  3. Войткевич Н.Н. Кружки, факультативы, элективные курсы. -. Курган:

ИПК и ПРО, 2003.

  1. Гоголев М.И., Гайко Б.А., Ушакова В.И. Основы медицинских знаний учащихся. - М.: Просвещение, 2005.
  2. Косицкий Н.К Наш организм. Сборник. - М.: Знание, 1975.
  3. Лыгин СА., Лыгина Р.и. Источники загрязнения атмосферы: факты и цифры «Химия в школе» №25 - 2001. стр. 4 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Домашняя медицина"

Программа этого элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 9-х классов. Программа реализуется во внеурочное время. Данный курс, развивая содержание базисного уровня, углубляе...

"Химия и медицина" (элективный курс)

Элективный курс предназначен в рамках предпрофильной подготовки для обучающихся 9 классов....

Программа элективного курса "Шаг в мир медицины"

Элективный курс «Шаг в мир медицины» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских професс...

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся 9 класса «Физика в медицине»

Элективный курс ориентирован на учащихся 9-х классов средних общеобразовательных школ. В курсе выявляется связь между физикой, биологией и медициной....

Элективный курс "Физика. Медицина. Человек"

Автор предлагает вашему вниманию авторскую разработку "Физика. Медицина. Человек"...