Главные вкладки

    Разработка урока "Скорость химических реакций" для 11 класса с использованием технологии модульного обучения
    методическая разработка по химии (11 класс) на тему

    Чертилина Наталья Ивановна

    Предварительный просмотр:

    Модульный урок в 11 классе по теме: «Скорость химических реакций.

     Факторы, влияющие на скорость химической реакции».

    Нам необыкновенно повезло,

     что мы живём в век, когда ещё можно

    делать открытия!

                                   

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.

    Цели:

    Обучающие:

    - продолжить формирование понятия скорость химической реакции;

    - углубить знания учащихся о факторах, влияющих на скорость химической реакции;

    Развивающие:

    - развивать умения делать выводы о зависимости скорости химической реакции от различных

      факторов;

    - развивать навыки экспериментальной и практической работы с веществами;

    - развивать навыки решения расчётных задач.

    - развивать мотивацию изучения предмета при обращении к жизненному опыту школьников,

      раскрытии  практического значения новых знаний в процессе проведения эксперимента.

    Воспитательные:

    - формировать культуру умственного и практического труда, умения проводить рефлексию;

    - формировать научное мышление учащихся в процессе установления причинно-следственных

       связей, сравнения и наблюдения объектов и процессов, применения знаний и умений в новых

       ситуациях;

     Здоровьесберегающие

    - мотивировать учащихся на ЗОЖ, соблюдая правила техники безопасности на уроке при

      проведении эксперимента;

    - добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов

      деятельности;

    - создавать благоприятный психологический климат на уроке.

    Оборудование.

    Химические реактивы: штатив с пробирками, серная кислота различной концентрации (10% и 5%), кусочки мела и порошок мела, раствор пероксида водорода, оксид марганца (IV), cпиртовка, штатив, цинк гранулированный, магниевая стружка, железная стружка,  химическая посуда; раздаточный материал: инструктивные карточки с заданиями, протокол к уроку.

    Ход урока.

    Целеполагание,  мотивация

    Учитель:

    Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начнём изучение темы, которая относится к разделу химии, называемой химической кинетикой – это наука о закономерностях протекания химических реакций. Тема урока – скорость химических реакций не является для вас новой. Во первых с понятием скорость вы встречались, изучая другие дисциплины. Во вторых в 8 классе вы получили первичные знания о скорости химических реакций.  Знание этой темы имеет очень большое практическое значение. Например, в химической промышленности от скорости химической реакции зависят производительность труда, количество вырабатываемого продукта и, в конечном итоге, зарплата работников и себестоимость продукции. Знание этой темы поможет вам и в быту.  Я думаю, что сегодня вы в этом убедитесь.

    Подпишите, пожалуйста, протоколы к уроку. 

    УЭ – 0 Цели:

    1. Актуализировать и углубить знания о скорости  химической реакции.

    2. Выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

    3. Раскрыть практическое значение приобретенных знаний о скорости химических реакций.

    УЭ – 1 Входной контроль

    Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля;

    Задание 1: Приведите примеры химических реакций, которые протекают:

    а) практически мгновенно (реакции ионного обмена, взрыв  смеси метана с кислородом, сгорание

        топлива  в цилиндре двигателя автомобиля)

    б) медленно (проследить за их результатами можно лишь по истечении длительного времени)

        коррозия железа или ферментация (брожение) виноградного сока, в результате которой получается

        вино, гниение листвы, разрушение зубов)

    (За каждый правильный ответ -1балл)

    Слайды о скорости протекания химических реакций в природе

    Задание 2.Объясните, для чего необходимо замедлять или ускорять реакции:

    а) скисание молока

    б) ржавление железа

    в) горение древесины

    г) гниение травы    

    (За каждый правильный ответ -1балл)

    УЭ – 2. Скорость химической реакции.

    Цель: дать понятие «Скорость химической реакции», учится применять формулы для вычисления

       средней скорости гомогенных и гетерогенных реакций.

    Прежде чем говорить о скорости химических реакций, надо вспомнить классификацию химических реакций по фазовому состоянию. Для этого вам предлагается задание.

    Задания:

    1. Вспомните классификацию реакций по фазовому состоянию, для этого составьте уравнения

        реакций, схемы которых:

    Проверка:

    а) 2Н2(г) + О2(г) = 2Н2О

    б) СаСО3(т) + 2HCl(р-р)= СаСl2 + CO2↑+ Н2О

    в) Al2(SO4)3(р-р) + 3BaCl2(р-р) = 3BaSO4 ↓+ 2AlCl3

    г) Н2 + Cl2 = 2HCl

    д) Сu(NO3)2(р-р) + Fe(т) = Fe(NO3)2 + Сu

    е) СаО(т) + Н2О(ж) = Са(ОН)2

    ж) NO(г) + О2(г) = 2 NO2

    з) 2Al(т) + 3H2SO4(р-р) = Al2(SO4)3 + 3Н2

    и) 2СН3СООNa(р-р) + H2SO4(р-р)= 2СН3СООН + Na2SO4

    в

    о

    д

    а

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 9).

    2. Изучите содержание учебника стр. 128 о скорости химических реакций, ответьте на вопрос:

       

        Чем отличается скорость гомогенной реакции от скорости гетерогенной реакции?

    3. Решите задачу, используя изученные вами формулы.

    Задача. Химическая реакция протекает в растворе, согласно уравнению: А+В = С. Исходные концентрации:  вещества А – 0,80 моль/л, вещества В – 1,00 моль/л. Через 20 минут концентрация вещества А снизилась до 0, 74 моль/л. Определите: а) среднюю скорость реакции за этот промежуток времени;

    б) концентрацию вещества В через 20 мин.

    Решение

    Дано:                                  

    С (А)1 = 0,80 моль/л    

    С (В)1 = 1,00 моль/л

    С (А)2 = 0,74 моль/л

    = 20 мин

    Решение:

    а) определение средней скорости реакции в растворе производится по формуле:

    б) определение количеств реагирующих веществ:    

                                         А       +        В   = С

    По уравнению            1 моль    1 моль

    По условию               0,06 моль  0,06 моль          

    Количества прореагировавших веществ А и В.

    Следовательно, С(В)2=С(В)1 - С=1,00-0,06=0,94моль/л

    Ответ: гомоген = 0,003 моль/л · мин;    С(В)2  = 0,94 моль/л  

    Найти.

    а) гомоген =?

    б) С (В)2 =?

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -2балла, максимальное количество баллов - 4).

    УЭ – 3. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

    Цель: выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов. 

    Поучаствуйте в обсуждении: Как вы думаете, от  каких факторов зависит скорость химических реакций?

    Задания:

    1. Поиграйте в «крестики-нолики».  Факторы,  влияющие на скорость химической реакции обозначьте –Х,  

        факторы не влияющие – О.  Покажите выигрышный путь, который составляют факторы, влияющие на

        скорость химической реакции.

    Катализатор                                          Х

    Свободные радикалы                      О

    Концентрации реагентов      Х

    Свет                                                        О

    Природа  реагирующих веществ Х

    Температура                              Х

    Поверхность соприкосновения     Х

    Ультрафиолетовые лучи                 О

    Электрический ток                  О

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 9).

    Учитель: Влияние всех перечисленных факторов на скорость реакции можно объяснить, используя   - теорию столкновений частиц. Основная идея её такова: реакции происходят при столкновении частиц, которые обладают определённой энергией. Для того чтобы какие-то частицы прореагировали, они, прежде всего, должны столкнуться. Причем столкнуться эффективно: не разлететься как мячики в разные стороны, а так, чтобы в частицах разрушились или ослабли «старые связи» и смогли образоваться «новые», а для этого частицы должны обладать достаточной энергией.

            Таким образом, на пути всех частиц, вступающих в реакцию, имеется энергетический барьер, равный энергии активации Еа, если он маленький, то находится много частиц, которые успешно его преодолевают. При большом энергетическом барьере, необходима дополнительная энергия для его преодоления (проследить аналогию с обычным спортивным барьером разной высоты и учащимися класса, его преодолевающими).

    Еа – минимальный избыток энергии, который должна иметь частица, чтобы произошло эффективное соударение.

    Еа – характеристика, которая отвечает на вопрос: «Почему изменяется скорость реакции?»

    2. Изучите приложение 1

    3. Просмотрите видеоролики, ответьте на вопрос: от каких факторов зависит скорость химической реакции в

         каждом видеофрагменте? Объясните эту зависимость с т. з. теории столкновений и изменения Еа.

    4. Решите предложенные задачи.

    Видео 1.  Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ

    Задача 1 (с экологическим содержанием):

    Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год, для ржавления консервной банки – десять лет, а стекло практически не разрушается и в течение столетий. Что можно сказать о скорости названных химических процессов? Какой практический вывод можно сделать из приведенных примеров?  

    Ответ:

    Скорость реакции гниения газеты больше скорости разложения консервной банки, что в свою очередь больше скорости разрушения стекла. Чтобы утилизировать старые консервные банки и стекло, необходимо проводить их предварительную обработку и только потом отправлять на свалку. А  также ни в коем случае не оставлять где-либо просто брошенные банки или битое стекло (например в лесу, в походе).

    Видео 2.  Зависимость скорости химической реакции от температуры

           Экспериментально установлено, что при увеличении температуры на каждые 10 ºС скорость реакции увеличивается в 2-4 раза (на 100-300%).

           Последнее заключение на основе проведенных исследований сделал в прошлом веке голландский физико-химик Я. Вант-Гофф (первый нобелевский лауреат по химии).

           Число, показывающее, во сколько раз увеличивается скорость  реакции при повышении температуры на 10 ºС, называют температурным коэффициентом.

           Правило Вант-Гоффа математически выражается следующей формулой:

    V1 = V2 · γ (t2-t1)/10  ,

           где V1 -  скорость реакции при температуре t1 и v2 – скорость реакции при температуре t2, j – температурный коэффициент.

           Правило Вант-Гоффа справедливо лишь при температурах, не сильно отличающихся от комнатной.

           Для осуществления химических процессов в промышленности подбирают оптимальную температуру, так как повышение температуры без ограничений может привести к разложению веществ, к протеканию побочных реакций, в итоге – к снижению выхода продукта.

    Решите задачу, используя приложение1

    Задача 2.

    Определите, как изменится скорость некоторой реакции:

    а) при повышении температуры от 10 до 500С;

    б) при понижении температуры от 100 – 00 С.

    Температурный коэффициент реакции равен 3.

    а) подставить данные задачи в формулу (слайд 13):

    скорость реакции увеличится в 81 раз.

    б)

    Скорость реакции уменьшится в 3 раза.

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -2балла, максимальное количество баллов - 4).

    Объясните, почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике.

    Видео 3 Зависимость скорости химической реакции  от концентрации реагирующих веществ

            На основе большего экспериментального материала в 1867 г. норвежские ученые       К. Гульдберг и П. Ваге и независимо от них в 1865 г. русский ученый Н. И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики, устанавливающий зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ: скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции. (Закон действующих масс)

         

    По закону действующих масс скорость реакций, уравнение которой А + В = С, может быть вычислена по формуле: V = k1CACB , а скорость реакции, уравнение которой А + 2В = D, может быть вычислена по другой формуле: V = k2CACB2

             В этих формулах СА и СВ – концентрации веществ А и В (моль/л), k1 и k2 – коэффициенты пропорциональности, называемые константами скоростей реакций. Эти формулы называют также кинетическими уравнениями.

    Закон действующих масс не учитывает концентрации реагирующих веществ, находящихся в твердом состоянии, так как они реагируют на поверхности  и их концентрации обычно являются постоянными, они не учитываются при нахождении скорости реакции.

    Используя приложение 1, решите задачу:

    Задача 3: Для реакции: 2СО + О2 = 2СО2 запишите выражение закона действующих масс (кинетическое уравнение). Рассчитайте скорость этой реакции при концентрациях СО = 0,04 моль/л, О2 = 0,1 моль/л, если константа скорости реакции  равна 1,2 л/моль · с

                                                Решение:

    Дано:                                  

    С (СО)= 0,04 моль/л         V = k · C2СО · C О2,

    С (О2) = 0,1 моль/л            V =1,2 л/моль · с · 0,042 моль/л · 0,1 моль/л = 0,000192 моль/л · с

    k = 1,2 л/моль · с                

                                                Ответ: V = 0,000192 моль/л · с

    Vхим.р - ?

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 2).

    Учитель:В случае гетерогенных реакций концентрации твёрдых веществ не учитываются.

    Видео 4: Зависимость скорости химической реакции от действия катализаторов

                                                                                                         Неосуществимых реакций нет, а

    если реакция не идёт, то пока ещё не

                                                                                   найден катализатор.

    Н. Н. Зелинский   

    Сообщение учащегося о применении катализаторов

            Катализаторы имеют следующие области применения:

    - в нефтяной промышленности для крекинга углеводородов (с его помощью увеличивается выход бензина и керосина) и риформинга (который приводит к перестройке структуры углеводородов и повышению октанового числа бензина)

    - при переработке природного газа

    - при производстве серной и азотной кислот, аммиака, синтетического метилового и этилового спиртов, других продуктов органического и неорганического синтеза

    - при получении полимеров и искусственного каучука

    - для защиты воздуха от газообразных загрязнений в очистных сооружениях на химических предприятиях и в выхлопных трубах автомобилей (каталитические преобразователи). В этом случае выхлопные газы, содержащие углеводороды и угарный газ, пропускают через слой шариков, покрытых платиновыми и палладиевыми катализаторами. Преобразователь нагревают и через него прогоняют избыток воздуха. В результате углеводороды и угарный газ превращаются в углекислый газ и воду, которые являются безвредными веществами. Каталитические преобразователи используют также для восстановления оксидов азота в свободный азот.

            Кроме катализаторов, есть вещества противоположного действия – ингибиторы. Они реагируют с активными частицами с образованием малоактивных соединений, а потому замедляют протекание реакций. И такие реакции нужны, чтобы предотвращать нежелательные последствия.

    Например, с помощью ингибиторов стабилизируют раствор перекиси водорода, соляную кислоту, чтобы была возможна её транспортировка в стальной таре, борются с коррозией металлов. Ингибиторы содержатся и в живых организмах, они подавляют различные вредные реакции окисления в клетках тканей, которые могут инициироваться радиоактивным излучением.

    Учитель: Очень эффективно работают биологические катализаторы – ферменты.

    Как вы помните, по химической природе - это белки. Благодаря им,  в живых организмах при невысокой температуре с большой скоростью протекает множество сложных химических реакций.

    Ферменты используют в таких технологических процессах, как приготовление пищи, производство пищевых продуктов и напитков, фармацевтических препаратов, моющих средств, текстильных изделий, кожи, бумаги.

     Ферменты отличаются особой специфичностью, каждый из них ускоряет только «свою» реакцию, идущую в нужное время и в нужном месте с выходом, близким к 100%. Создание аналогичных ферментам искусственных катализаторов – мечта химиков!

    Зависимость скорости химической реакции  от поверхности соприкосновения

    реагирующих веществ (рассмотрим в ходе л. р.)

    УЭ – 4 Лабораторная работа (лабораторная работа проверяется учителем)

    Цель: экспериментально доказать зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

    Задание: Осуществите предложенные реакции, заполните таблицу, сделайте выводы о зависимости скорости химической реакции от различных факторов;

    Внимание! При проведении эксперимента соблюдайте правила техники безопасности!

    1. При проведении опытов надо быть внимательными и осторожными.
    2. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
    3. Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.
    4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.
    5. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.
    6. После проведения химических опытов приведите рабочее место в порядок.

    Лабораторная работа: « Изучение условий, влияющих на скорость химических реакций».

    Название опыта

    Содержание и условие опыта

    Наблюдения

    Вывод

    1

    Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ

    Fe + H2SO4(10%)=

    Mg + H2SO4(10%)=

    2

    Зависимость скорости реакции от температуры

    CuO + H2SO4(10%)=

    CuO + H2SO4(10%) нагрев=

    3

    Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ

    Zn + H2SO4(5%)=

    Zn + H2SO4(10%)=

    4

    Зависимость скорости реакции от присутствия катализатора

    2H2O2 = без кат.

    2H2O2 = (в прис. MnO2)

    Выделяющийся кислород проверьте тлеющей лучинкой

    5

    Зависимость скорости реакции от площади поверхности реагирующих веществ для гетерогенных реакций

    СаСО3 (кусочек) +

    H2SO4 (10%)=

    СаСО3(порошок) + H2SO4(10%)=

    УЭ – 5. Выходной контроль. Графический диктант

    Цель: проверить уровень усвоения знаний.

    Задание: Выполните графический диктант, заполните таблицу (отметьте шалашиком “^” на отрезке номер положения, которое считается верным и прочерком “-” неверный ответ).

    1. Скорость гомогенной химической реакции определяется изменением концентрации одного из

        реагирующих веществ или одного из продуктов реакции в единицу времени?

    2. Скорость гетерогенной химической реакции измеряется: моль/л·с?

    3. Зависимость скорости реакции от температуры установил русский учёный Н. И. Бекетов.

    4. Гетерогенными называют реакции, которые идут между веществами в неоднородной среде?

    5. При повышении температуры на каждые 10° С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза?

    6. Большинство реакций в организме человека происходит под действием ферментов.

    7. Использование катализатора увеличивает энергию активации реакции;

    8. Ингибиторы – вещества, замедляющие скорость химических реакций.

                     

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Обменяйтесь протоколами, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 8).

    Закончите предложения:

    Знания о влиянии на скорость химической реакции внешних факторов мне необходимы для того …

    Фронтально опросить 5 – 6  учащихся.

    Оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл)

    Общий вывод: знание вопроса о скорости химической реакции имеет большое теоретическое и практическое значение: позволяет управлять химической реакцией и правильно планировать химические производства.

    УЭ – 6. Рефлексия. Домашнее задание.

    Цель: подвести итоги урока, выставить оценки, определить себе домашнее задание.

    Прочтите ещё раз цели урока. Оцените, насколько вы смогли их достичь? Подсчитайте общее количество баллов и поставьте себе оценку за урок.

    Если вы набрали 40 - 36 баллов, то ваша оценка «5». Молодец!

    Если вы набрали 35 - 31 балл, то ваша оценка «4». Хорошо!

    Если вы набрали 30 - 25 баллов, то ваша оценка «3». Устраните пробелы в знаниях.

    Менее 25 баллов, то ваша оценка «2». К сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях. Пройдите модуль ещё раз.

    Домашнее задание:

    Ваша оценка

    Домашнее задание:

    «5» и «4»

    § 13, вопросы 1,2,5 с 140

    «3» и «2»

    § 13, РТ № 2 - 6 стр. 101-103

    Всем

    Оформить лабораторную работу

    Урок окончен. Спасибо за совместную работу!

    Инструктивная карта

    Тема: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции».

    УЭ – 0 Цели:

    1. Актуализировать и углубить знания о скорости  химической реакции.

    2. Выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

    3. Раскрыть практическое значение приобретенных знаний о скорости химических реакций.

    УЭ – 1 Входной контроль

    Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля;

    Задание 1: Приведите примеры химических реакций, которые протекают:

    а) практически мгновенно                                 б) медленно

    (За каждый правильный ответ -1балл)

    Задание2: Объясните, для чего необходимо замедлять или ускорять реакции:

    а) скисание молока       б) ржавление железа             в) горение древесины                     г) гниение травы    

    (За каждый правильный ответ -1балл)

    УЭ – 2. Скорость химической реакции.

    Цель: дать понятие «Скорость химической реакции», учиться применять формулы для вычисления

       средней скорости гомогенных и гетерогенных реакций.

    Задания:

    1. Вспомните классификацию реакций по фазовому состоянию, для этого составьте уравнения

        реакций, схемы которых даны в протоколе к уроку.

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 9).

             2. Изучите содержание учебника стр. 128 о скорости химических реакций, ответьте на вопрос:

                 Чем отличается скорость гомогенной реакции от скорости гетерогенной реакции?

             3. Решите задачу, используя изученные формулы (учебник стр. 128):

    Химическая реакция протекает в растворе, согласно уравнению: А+В = С. Исходные концентрации:  вещества А – 0,80 моль/л, вещества В – 1,00 моль/л. Через 20 минут концентрация вещества А снизилась до 0, 74 моль/л. Определите: а) среднюю скорость реакции за этот промежуток времени;

    б) концентрацию вещества В через 20 мин.

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -2балла, максимальное количество баллов - 4).

    УЭ – 3. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

    Цель: выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов. 

    Поучаствуйте в обсуждении: Как вы думаете, от  каких факторов зависит скорость химических реакций?

    Задания:

    1. Поиграйте в «крестики-нолики». Факторы,  влияющие на скорость химической реакции, обозначьте  – Х,  факторы

         не влияющие  – О.  Покажите выигрышный путь, который составляют факторы, влияющие на скорость химической

        реакции (таблица в протоколе к уроку).

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 9).

    2. Послушайте объяснение учителя о теории столкновения частиц.

    3. Изучите приложение 1.

     4. Просмотрите видеоролики, ответьте на вопрос: от каких факторов зависит скорость химической реакции в каждом

         видеофрагменте? Объясните эту зависимость с т. з. теории столкновений и изменения Еа.

    5. Решите предложенные задачи, используя приложение 1 

    Задача1. Известно, что для полного гниения брошенной в лесу газеты потребуется год, для ржавления консервной банки – десять лет, а стекло практически не разрушается и в течение столетий. Что можно сказать о скорости названных химических процессов? Какой практический вывод можно сделать из приведенных примеров?  

    Устное обсуждение задачи (За каждый правильный ответ -1балл)

    Задача2. Определите, как изменится скорость некоторой реакции:

                    а) при повышении температуры от 10 до 500С;

                   б) при понижении температуры от 100 – 00 С.

                   Температурный коэффициент реакции равен 3.

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -2балла, максимальное количество баллов - 4).

     

    ! Объясните, почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике?

    Задача 3. Для реакции: 2СО + О2 = 2СО2 запишите выражение закона действующих масс (кинетическое уравнение). Рассчитайте скорость этой реакции при концентрациях СО = 0,04 моль/л, О2 = 0,1 моль/л, если константа скорости реакции  равна 1,2 л/моль · с

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 2).

    6. Прослушайте сообщение о применении катализаторов и ингибиторов.

    УЭ – 4 Лабораторная работа (проверяется учителем)

    Цель: экспериментально доказать зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

    Работа в парах!

    Задание: Осуществите предложенные реакции (таблица в протоколе к уроку), сделайте выводы о зависимости скорости химической реакции от различных факторов; расскажите одноклассникам о ваших наблюдениях.

    Внимание! При проведении эксперимента соблюдайте правила техники безопасности!

    1. При проведении опытов надо быть внимательными и осторожными.
    2. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
    3. Твердые вещества берите из баночек только сухой ложкой или сухой пробиркой.
    4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите ее так, чтобы открытый конец ее был направлен в сторону и от самого себя, и от соседей. Производите опыты только над столом.
    5. В случае ожога, пореза или попадания едкой и горячей жидкости на кожу или одежду немедленно обращайтесь к учителю.
    6. После проведения химических опытов приведите рабочее место в порядок.

    УЭ – 5. Выходной контроль. Графический диктант

    Цель: проверить уровень усвоения знаний.

    Задание 1: Выполните графический диктант, заполните таблицу в протоколе (отметьте шалашиком “^” на отрезке номер положения, которое считается верным и прочерком “-” неверный ответ).

    1. Скорость гомогенной химической реакции определяется изменением концентрации одного из

                    реагирующих веществ или одного из продуктов реакции в единицу времени?

    2. Скорость гетерогенной химической реакции измеряется: моль/л·с?

    3. Зависимость скорости реакции от температуры установил русский учёный Н. И. Бекетов.

    4. Гетерогенными называют реакции, которые идут между веществами в неоднородной среде?

    5. При повышении температуры на каждые 10° С скорость реакции увеличивается в 2-4 раза?

    6. Большинство реакций в организме человека происходит под действием ферментов.

    7. Использование катализатора увеличивает энергию активации реакции;

    8. Ингибиторы – вещества, замедляющие скорость химических реакций.

    Обменяйтесь протоколами, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 8).

    Задание 2. Закончите предложение в протоколе к уроку:

    Знания о влиянии на скорость химической реакции внешних факторов мне необходимы для того …

    Оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл)

    УЭ – 6. Рефлексия. Домашнее задание.

    Цель: подвести итоги урока, выставить оценки, определить себе домашнее задание.

    Ваша оценка

    Домашнее задание:

    «5» и «4»

    § 13, вопросы 1,2,5 с 140

    «3» и «2»

    § 13, РТ № 2 - 6 стр. 100-101

    Всем

    Оформить лабораторную работу

    Спасибо за совместную работу!

    Протокол модульного урока учащегося 11 класса

    Фамилия, имя __________________________________

    УЭ – 1 Входной контроль

    Устные ответы

    Количество баллов__________

    УЭ – 2. Скорость химической реакции.

    Задание 1:

            

    Количество баллов__________

    Задание 3:

    Дано:                                  

    С (А)1 = 0,80 моль/л    

    С (В)1 = 1,00 моль/л

    С (А)2 = 0,74 моль/л

    = 20 мин

    Решение:

     

    а) гомоген =?

    б) С (В)2 =?

    Количество баллов__________

    УЭ – 3. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.

    Задание 1  «Крестики-нолики»

    Катализатор

    Свободные радикалы

    Концентрации реагентов

    Свет

    Природа  реагирующих веществ

    Температура

    Поверхность соприкосновения

    Ультрафиолетовые лучи

    Электрический ток

    Количество баллов__________

    Задание 3. Решите предложенные задачи

    Задача 1. Обсуждение задачи – устные ответы                                                                                                                                  

    Количество баллов__________

               Задача 2.

    Решение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Количество баллов__________

    Задача 3.

    Дано:                                  Решение:

    С (СО)= 0,04 моль/л        

    С (О2) = 0,1 моль/л

    k = 1,2 л/моль · с

    Vхим.р - ?

     

    Количество баллов__________

    УЭ 4. Лабораторная работа: « Изучение условий, влияющих на скорость химических реакций».

    Название опыта

    Содержание и условие опыта

    Наблюдения

    Вывод

    1

    Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ

    Fe + H2SO4(10%)=

    Mg + H2SO4(10%)=

    2

    Зависимость скорости реакции от температуры

    CuO + H2SO4(10%)=

    CuO + H2SO4(10%) нагрев=

    3

    Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ

    Zn + H2SO4(5%)=

    Zn + H2SO4(10%)=

    4

    Зависимость скорости реакции от присутствия катализатора

    2H2O2 = без кат.

    2H2O2 = (в прис. MnO2)

    Выделяющийся кислород проверьте тлеющей лучинкой

    5

    Зависимость скорости реакции от площади поверхности реагирующих веществ для гетерогенных реакций

    СаСО3 (кусочек) + H2SO4 (10%)=

    СаСО3(порошок) + H2SO4(10%)=

    УЭ – 5. Графический диктант:

    Задание 1.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Количество баллов__________

    Задание 2.

    Знания о факторах, влияющих на скорость химической реакции мне необходимы для того …

    _______________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________

    Количество баллов__________

    УЭ – 6. Рефлексия. Домашнее задание.

    Общее количество баллов:________________                                                                    Оценка:____________

    Спасибо за совместную работу!


    Факторы, влияющие на скорость

    Закономерности изменения скорости при действии этих факторов

    Почему изменяется скорость реакции?

    Природа

    реагирующих веществ

    С уменьшением (увеличением) энергии активации Еа скорость реакции увеличивается (уменьшается). Еа — характеристика химической реакции, обусловленная составом и строением реагентов. Еа — избыток энергии (по сравнению со средней), необходимой для эффективного соударения реагирующих частиц

    Чем меньше Еа, тем больше эффективных соударений реагирующих частиц

    Концентрации реагентов

    Скорость реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции (закон действующих масс). Кинетическое уравнение: v = k  СА • СВ2 для одностадийной реакции  А + 2В = С, где СА и СВ — концентрации газообразных или растворенных веществ

    Чем больше концентрации реагентов, тем больше соударений реагирующих частиц, а среди них и эффективных соударений

     

    Температура

    С повышением (понижением) температуры на 10 °С скорость реакции увеличивается (уменьшается) в 2—4 раза (правило Вант-Гоффа):

    V2=V1 γt2-t1∕10   ,где  γ    температурный коэффициент

    При повышении температуры на 10 °С в

    2—4 раза увеличивается количество активных соударений

    Катализатор

    В присутствии катализатора скорость реакции увеличивается

    Катализаторы снижают -Еа, и доля эффективных соударений увеличивается

    Поверхность соприкосновения

    реагирующих веществ

    Увеличение площади поверхности соприкосновения,

    повышение реакционной способности частиц,

    непрерывный подвод реагентов

    Увеличивается число соударений частиц на поверхности соприкосновения реагентов, и активных в том числе

    Закономерности изменения скорости химической реакции в зависимости от различных факторов  Приложение 1

    Закономерности изменения скорости химической реакции в зависимости от различных факторов  Приложение 1

    Факторы, влияющие на скорость

    Закономерности изменения скорости при действии этих факторов

    Почему изменяется скорость реакции?

    Природа

    реагирующих веществ

    С уменьшением (увеличением) энергии активации Еа скорость реакции увеличивается (уменьшается). Еа — характеристика химической реакции, обусловленная составом и строением реагентов. Еа — избыток энергии (по сравнению со средней), необходимой для эффективного соударения реагирующих частиц

    Чем меньше Еа, тем больше эффективных соударений реагирующих частиц

    Концентрации реагентов

    Скорость реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции (закон действующих масс). Кинетическое уравнение: v = k  СА • СВ2 для одностадийной реакции А + 2В = С, где СА и СВ — концентрации газообразных или растворенных веществ

    Чем больше концентрации реагентов, тем больше соударений реагирующих частиц, а среди них и эффективных соударений

     

    Температура

    С повышением (понижением) температуры на 10 °С скорость реакции увеличивается (уменьшается) в 2—4 раза (правило Вант-Гоффа):

    V2=V1 γt2-t1∕10   ,где  γ    температурный коэффициент

    При повышении температуры на 10 °С в

    2—4 раза увеличивается количество активных соударений

    Катализатор

    В присутствии катализатора скорость реакции увеличивается

    Катализаторы снижают -Еа, и доля эффективных соударений увеличивается

    Поверхность соприкосновения

    реагирующих веществ

    Увеличение площади поверхности соприкосновения,

    повышение реакционной способности частиц,

    непрерывный подвод реагентов

    Увеличивается число соударений частиц на поверхности соприкосновения реагентов, и активных в том числе

    Приложение 1

    Закономерности изменения скорости химической реакции в зависимости от различных факторов

    Факторы, влияющие на скорость химических реакций

    Закономерности изменения скорости при действии этих факторов

    Почему изменяется скорость реакции?

    Природа реагирующих веществ

    С уменьшением (увеличением) энергии активации Еа скорость реакции увеличивается (уменьшается). Еа — характеристика химической реакции, обусловленная составом и строением реагентов.

    Еа — избыток энергии (по сравнению со средней), необходимой для эффективного соударения реагирующих частиц

    Чем меньше Еа, тем больше эффективных соударений реагирующих частиц

    Концентрации реагентов

    Скорость реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях, равных их коэффициентам в уравнении реакции

    (закон действующих масс).

    Кинетическое уравнение:

    v = k  СА • СВ2

    для одностадийной реакции

     А + 2В = С, где СА и СВ — концентрации газообразных или растворенных веществ

    Чем больше концентрации реагентов, тем больше соударений реагирующих частиц, а среди них и эффективных соударений

     

    Температура

    С повышением (понижением) температуры на 10 °С скорость реакции увеличивается (уменьшается) в 2—4 раза (правило Вант-Гоффа):

    V2=V1 γt2-t1∕10   ,

    где  γ    температурный коэффициент

    При повышении температуры на 10 °С в

    2—4 раза увеличивается количество активных соударений

    Катализатор

    В присутствии катализатора скорость реакции увеличивается

    Катализаторы снижают -Еа, и доля эффективных соударений увеличивается

    Поверхность соприкосновения

    реагирующих веществ

    Увеличение площади поверхности соприкосновения,

    повышение реакционной способности частиц,

    непрерывный подвод реагентов

    Увеличивается число соударений частиц на поверхности соприкосновения реагентов, и активных в том числе

    Сообщение о применении катализаторов и ингибиторов.

            Катализаторы имеют следующие области применения:

    - в нефтяной промышленности для крекинга углеводородов (с его помощью увеличивается выход бензина и керосина) и риформинга (который приводит к перестройке структуры углеводородов и повышению октанового числа бензина)

    - при переработке природного газа

    - при производстве серной и азотной кислот, аммиака, синтетического метилового и этилового спиртов, других продуктов органического и неорганического синтеза

    - при получении полимеров и искусственного каучука

    - для защиты воздуха от газообразных загрязнений в очистных сооружениях на химических предприятиях и в выхлопных трубах автомобилей (каталитические преобразователи). В этом случае выхлопные газы, содержащие углеводороды и угарный газ, пропускают через слой шариков, покрытых платиновыми и палладиевыми катализаторами. Преобразователь нагревают и через него прогоняют избыток воздуха. В результате углеводороды и угарный газ превращаются в углекислый газ и воду, которые являются безвредными веществами. Каталитические преобразователи используют также для восстановления оксидов азота в свободный азот.

            Кроме катализаторов, есть вещества противоположного действия – ингибиторы. Они реагируют с активными частицами с образованием малоактивных соединений, а потому замедляют протекание реакций. И такие реакции нужны, чтобы предотвращать нежелательные последствия.

    Например, с помощью ингибиторов стабилизируют раствор перекиси водорода, соляную кислоту, чтобы была возможна её транспортировка в стальной таре. Ингибиторы содержатся и в живых организмах, они подавляют различные вредные реакции окисления в клетках тканей, которые могут инициироваться радиоактивным излучением.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

    Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

    презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"

    Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...

    Использование технологии модульного обучения на уроках истории.

    Сущность модульного обучения. Алгоритм составления модуля. Примеры заданий....

    Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения

    Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...

    ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

    На сегодняшний день школе нужна такая технология обучения, которая отвечает целому ряду требований (экономических, дидактических, психологических и др.).  Во-первых, технология должна, во-первых,...

    Использование технологии модульного обучения

    Их новизна заключается в следующем: 1. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности уч...