Главные вкладки

    Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения
    методическая разработка по химии (9 класс) на тему

    Чертилина Наталья Ивановна

    Конспект урока

    Презентация к уроку

    Инструктивная карта

    Протокол урока

     

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Урок химии в 9 классе Чертилина Наталья Ивановна МОУ «СОШ № 18»

    Слайд 2

    Тема: Соединения железа Цели: 1. Ознакомиться с природными минералами, содержащими железо. 2. Рассмотреть генетические ряды, характерные для соединений железа( II ) и железа( III ). 3. Пронаблюдать за качественными реакциями на ионы Fe 2+ и Fe 3+ . 4. Расширить знания о роли железа в природе и жизни человека.

    Слайд 3

    УЭ – 1 Графический диктант В – I В - II 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8

    Слайд 5

    Гематит Fe 2 O 3 – содержит до 70%железа, месторождения встречаются в Криворожском районе Лимонит Fe 2 O 3 • n H 2 O – содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму , на Урале Магнетит Fe 3 O 4 – содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале

    Слайд 6

    Гематит (красный железняк) Fe 2 O 3 – содержит до 70%железа, месторождения встречаются в Криворожском районе

    Слайд 7

    Лимонит (бурый железняк) Fe 2 O 3 • n H 2 O – содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму , на Урале

    Слайд 8

    Магнетит ( магнитный железняк ) Fe 3 O 4 – содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале

    Слайд 9

    Гематит Fe 2 O 3 – содержит до 70%железа, месторождения встречаются в Криворожском районе Лимонит Fe 2 O 3 • n H 2 O – содержит до 60% железа, месторождения встречаются в Крыму , на Урале Магнетит Fe 3 O 4 – содержит 72% железа, месторождения встречаются на Южном Урале

    Слайд 10

    Златоустовский металлургический завод Основан в 1902 году

    Слайд 11

    Мартеновский цех В нем выплавляют низколегированные стали Объем одной печи 200 т.

    Слайд 12

    Лабораторная работа: « Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+ ». Что делали ? Что наблюдали? NaOH FeSO 4 Осадок зеленоватого цвета NaOH FeCl 3 Осадок бурого цвета

    Слайд 13

    Вставьте пропущенные слова: Соли железа ( II) и железа (III) можно распознать , используя следующие качественные реакции : при добавлении раствора щёлочи ( NaOH ) к раствору соли железа (II) образуется Fe(OH) 2 ↓ - зелёного цвета , при добавлении раствора щелочи к раствору соли железа (III) образуется Fe(OH) 3 ↓ - осадок бурого цвета

    Слайд 14

    Значение железа: гемоглобин крови

    Слайд 15

    Значение железа: шпинат мясо капуста яблоки

    Слайд 16

    ПРОДУКТЫ СОДЕРЖАНИЕ F е, мг/ 100 г ПРОДУКТЫ СОДЕРЖАНИЕ F е, мг/ 100 г Молоко 0,07 Яблоко 2,2 Апельсиновый сок 0,3 Груша 2,3 Яблочный сок 0,3 Яйцо 2,5 Творог 0,5 Говядина 3,0 Гранатовый сок 1,0 Хлебные изделия 3,0 Редис 1,0 Шоколад 3,5 Сельдь 1,0 Гречиха 8,3 Сок шиповника 1,4 Какао-порошок 14,8 Мясо курицы 1,6 Соя 15,0 Тунец 2,0 Халва тахинная 26,0 Продукты питания, содержащие железо .

    Слайд 17

    Значение железа: сердечники для трансформаторов мембрана для микрофонов

    Слайд 18

    Железу еще долго быть фундаментом цивилизации. Примерно 90% всех используемых человечеством сплавов – это сплавы на основе железа. Они универсальны технологичны, доступны, дешевы.

    Слайд 19

    «Искать всякому литому и кованому железу умножения, самим выпускать пушки, сабли, тесаки, копья, проволоку, дабы то дело в Московском государстве было прочно» Из указа Петра I В XVI веке начинается эпоха чугунного литья. В1586 году знаменитый мастер того времени Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 40 тонн. К концу XVIII века уральские мастера начали выпускать изделия художественного литья.

    Слайд 20

    Одни из лучших образцов художественной ковки – решетки, украшающие набережные и улицы Санкт-Петербурга. Их общая протяженность – 53570 м. Решетка у Казанского собора, отлитая в 1811 году на Петрозаводском чугунолитейном заводе и установленная в 1812 году, до сих пор является неотъемлемым украшением центра города.

    Слайд 21

    Памятник железу- Эйфелева башня

    Слайд 22

    Сталь Сталь - основа современной техники. В старину сталь считали драгоценным металлом. Из нее в первую очередь делали оружие . Самым знаменитым был булат. Его родина – Индия. На территории нашей страны булатное оружие появилось в средние века.

    Слайд 23

    Скульптура «Рабочий и колхозница » (нержавеющая сталь)

    Слайд 24

    Мне приснилась иная печаль Про седую дамасскую сталь… Булат- это сталь с очень боль- шой твердостью и упругостью изготовленные из нее изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро зато- ченными. Секрет дамасской стали обере- гался настолько тщательно, что раскрыть его удалось только в конце XIX века . Это сделал русский металлург П.П.Аносов.

    Слайд 25

    Булатная сталь

    Слайд 26

    Павел Петрович Аносов С рожденья было ему суждено Открыть свое имя в металле. С узорчатым русским булатом давно Навек его судьбы связали. Здесь синие грани победных клинков О славе России пропели, И кони крылатые выше орлов С высот косотурских взлетели.

    Слайд 27

    АНОСОВ Павел Петрович (1799-1851) .

    Слайд 28

    В «Отечественных записках» писали: «мастер Иван Бушуев прославляется своим искусством в позолоте клинков, …он дошел до способа починивать позолоту, если она в первый раз не выйдет». «Из сравнения обыкновенной сабли златоустовской с самой богатейшей солингенской можно убедиться в превосходстве русского оружия перед немецким». Русское украшенное оружие

    Слайд 30

    Громкую славу приобрела продукция заводов уральского города Златоуста. Клинки из Златоустовской высокоуглеродистой стали (1,3 – 1,5% углерода) имели золотистый отлив и крупный коленчатый или сетчатый узор, легко разрубали гвозди и брошенный на лезвие платок из тончайшей ткани.

    Слайд 31

    Другие изделия Златоустовских мастеров

    Слайд 33

    УЭ – 6 Контроль знаний 1 в 2 б 3 б 4 в 5 а

    Слайд 34

    Если вы набрали за урок 25- 22 баллов, то ваша оценка «5». Молодец! Если вы набрали за урок 21 - 18 баллов, то ваша оценка «4». Тоже неплохо! Если вы набрали за урок 17 - 14 балов, то ваша оценка «3». Повторите материал учебника с. 63-65 Если вы набрали за урок менее 14 баллов, то ваша оценка «2». К сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Повторите материал учебника с. 63-65 Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях. Пройдите модуль ещё раз. УЭ – 7 Рефлексия. Домашнее задание.

    Слайд 35

    Если вы набрали за урок 30- 27 баллов, то ваша оценка «5». Молодец! Если вы набрали за урок 26 - 23 баллов, то ваша оценка «4». Тоже неплохо! Если вы набрали за урок 22 - 19 балов, то ваша оценка «3». Повторите материал учебника с. 63-65 Если вы набрали за урок менее 19 баллов, то ваша оценка «2». К сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Повторите материал учебника с. 63-65 Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях. Пройдите модуль ещё раз. УЭ – 7 Рефлексия. Домашнее задание.

    Слайд 36

    Домашнее задание: Оценка Задание «5» и «4» § 14, задача, кроссворд «3» и «2» § 14, вопрос 5 стр.68, задача

    Слайд 38

    Урок окончен Всем спасибо !



    Предварительный просмотр:

    Тема: Соединения железа(II) и железа(III).

    Цели урока:

    1.Образовательная:  Создать условия для воспроизведения знаний и умений учащихся по данной теме.

    • Ознакомить учащихся с природными соединениями железа.
    • Сравнить свойства важнейших соединений железа(II) и железа(III).
    • Отработать навыки осуществления цепочек превращений
    • Акцентировать внимание на качественных реакциях
    • Раскрыть значение железа, его соединений в природе и жизни человека.

        2. Развивающая: Создать условия для поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развития ОУУН

    • Развитие, познавательного интереса к предмету, используя   различные методы и средства обучения.
    • Развитие умений применять знания на практике, проводить химический эксперимент, работать в парах.

         3. Воспитывающая: Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку

    • Воспитание умения работать в парах, оценивать свои возможности.
    • Воспитание положительного отношения к знаниям, мотивации к учению.
    • Воспитание чувства патриотизма и любви к родному городу.

    4. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся

    • Мотивировать учащихся на ЗОЖ, соблюдая правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента.
    •  Добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока, за счет смены видов деятельности.
    •  Создавать благоприятный психологический климат на уроке.

    Учащиеся должны знать:

    1. Природные соединения железа.

    2.Химические свойства железа и его соединений.

    3. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

    4. Значение железа, его соединений в природе и жизни человека.

    5. Правила техники безопасности.

    Учащиеся должны уметь:

    1. Осуществлять цепочки превращений

    2. Обращаться с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

    3. Описывать свойства соединений железа(II) и железа(III).

    4. Выбирать верные и отвергать неверные суждения.

    Метод обучения: алгоритмических предписаний

    Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

    Организационная форма: сообщения учащихся, беседа по проблемным вопросам, лабораторная работа, самостоятельная работа, рефлексия.

    Средства обучения: химическое оборудование и реактивы, медиапроектор.

    Программное обеспечение: компьютерная презентация к уроку.

    Оборудование и реактивы: 

    На ученических столах: инструктивные карты, протоколы, FeSO4 ,

    NaOH, FeCl3; коллекция минералов, содержащих железо: гематит, магнетит,       лимонит, пирит.

    Для демонстрации: красная кровяная кровь, жёлтая кровяная соль, KSCN, FeSO4, FeCl3, NaF, кусочки ваты, нож.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодняшний урок я хотела бы начать с загадки (Слайд № 1).

    УЭ – 0 Цели изучения модуля

    Очень древний я металл,

    Счёт столетьям потерял;

    Наблюдатель египтянин,

    Имя дал – «небесный камень»

    Был нескромным я не в меру,

    Тысячи лет до нашей эры.

    А за блеск, мерцавший холодом,

    Люди там платили золотом!

    Я давно в названии века,

    В организме человека.

    Называют мной характер,

    Из меня почти весь трактор.

    Очень в яблоке полезно,

    И зовут меня … (Железо).

    Конечно, речь идёт о железе – главном металле современной промышленности и цивилизации. На прошлом уроке вы начали изучение темы, рассмотрели местоположение железа в П. С., особенности строения атома, физические и химические свойства. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с соединениями железа. Я хочу предложить вам модульную технологию, которая отличается тем, что  урок состоит из нескольких этапов,  их называют учебные элементы. При изучении темы мы будем переходить от одного УЭ к другому. Кроме этого, по мере выполнения заданий, вы будете набирать баллы за отдельные виды работы и в конце урока сами себя оценивать. У каждого из вас на парте лежит инструктивная карта и протокол к уроку. В инструктивной карте определены цели и распечатаны задания, она поможет вам сориентироваться в модуле. Протокол урока понадобиться для оформления. Сегодня все записи вы будете вести в нём. Подпишите, пожалуйста, Ф. И. ,класс. 

    II. Постановка темы и учебной цели.

    Тема урока соединения железа(II) и железа(III). Изучив содержание данного модуля, вы  ознакомитесь с природными  минералами, содержащими железо, рассмотрите генетические ряды, характерные для соединений железа, пронаблюдаете за качественными реакциями и расширите свои знания о роли железа в природе и жизни человека. (Слайд № 2) Прежде чем приступить к изучению нового материала, я предлагаю вспомнить знания, полученные на прошлом уроке, выполнить графический диктант. Внимательно прочтите задание  и приступайте к его выполнению.

    УЭ – 1 Входной контроль

    Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля;  вырабатывать умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения.

    Задание: Выполните графический диктант, заполните таблицу (отметьте шалашиком “^” на отрезке номер положения, которое считается верным).

    Графический диктант.

    Вариант 1.

    1.Железо – это активный щелочной металл.

    2.Железо легко куется.

    3.Железо входит в состав сплава бронзы.

    4.На внешнем энергетическом уровне атома

       железа 2 электрона.

    5.Железо взаимодействует с разбавленными

       кислотами.

    6.С галогенами образует галогениды со степенью

       окисления +2.

    7.Железо не взаимодействует с кислородом.

    8.Железо можно получить путем электролиза

       расплава его соли.                                                                

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Вариант 2.

    1.Железо – это металл серебристо-белого цвета.

    2.Железо не обладает способностью

        намагничиваться.

    3.Атомы железа проявляют окислительные

       свойства.

    4.На внешнем энергетическом уровне атома

       железа 1 электрон.

    5.Железо вытесняет медь из растворов ее солей.

    6.С галогенами образует соединения со степенью

       окисления +3.

    7.С раствором серной кислоты образует сульфат

        железа (III).

    8.Техническое железо не подвергается коррозии.                  

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

                                                 

    Учитель: Обменяйтесь протоколами, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 8). 

    Изучение нового материала.

    УЭ – 2 Природные соединения железа.

    Цель: Ознакомиться с образцами природных соединений железа.

    Комментарии к слайду: Железо – один из самых распространенных элементов в природе. В земной коре его массовая доля составляет 5,1%, по этому показателю оно уступает только кислороду, кремнию и алюминию (Слайд № 3).

    Железо входит в состав большинства горных пород (Слайд № 4). По запасам железных руд Россия занимает 1 место в мире, а Урал известен с давних пор как железорудная провинция. Названия гор на Урале говорят сами за себя: Магнитная, Железная.

    Для получения железа используют руды с содержанием железа 30-70% и более.

         У вас на партах имеются образцы природных соединений, предлагаю вам их изучить.

    Основными железными рудами являются:  магнетит – Fe3O4, месторождения встречаются на Южном Урале (Магнитогорское месторождение); гематит – Fe2O3, месторождения встречаются в Криворожском районе; лимонит – Fe2O3*nH2O месторождения встречаются в Крыму, на Урале (Бакальское месторождение) – (География)

    Задание: 1. Рассмотрите природные образцы

                     2. Прослушайте сообщения учащихся

                     3. Заполните таблицу в протоколе, используя материал учебника на стр. 65,

                         слайд презентации.

    Природные соединения железа

    Название минерала, основные месторождения

    Химическая формула;

    % содержание железа

    Применение

    Сообщения учащихся (Оцениваются в 2 балла):

    Румянцева Татьяна

    1. Гематит, или красный железняк – известен с давних пор. В Вавилоне и Древнем Египте он использовался в украшениях, для изготовления печатей, наряду с халцедоном служил излюбленным материалом в качестве резного камня. У Александра Македонского был перстень с вставкой из гематита, который, как он полагал, делал его неуязвимым в бою. В древности и в Средние века гематит слыл лекарством, останавливающим кровь. Порошок из этого минерала издревле использовали для изготовления красной краски.

    Иванова Катя

    2.Магнетит, или магнитный железняк – самая богатая железная руда. Замечательное в этом минерале его природный магнетизм – свойство, благодаря которому он был открыт. Минерал тяжелый: образец магнетита размером с яблоко весит 1,5 кг.

    В древности магнетит наделяли всевозможными лечебными свойствами и способностью творить чудеса. Его использовали для извлечения металла при ранениях, а Иван Грозный среди своих сокровищ наравне с другими камнями хранил его непримечательные кристаллы.

    Некрасов Максим

    3. Лимонит, или бурый железняк называют «болотная руда». Дело в том, что происхождение залежей бурого железняка связано с железобактериями. Железобактерии развиваются, размножаются в прудах, болотах и даже водопроводных трубах. Через некоторое время это приводит к образованию «болотных руд»

    Учитель: Железные руды используются для производства чугуна и стали. В нашем городе градообразующим предприятием является Металлургический завод, который производит высококачественные стали (Слайд № 6).

    Заполнение таблицы оценивается в 4 балла, при условии, что всё заполнено правильно.

    УЭ – 3 Генетические ряды железа(II) и железа(III).

    Цель: Осуществить цепочки превращений, отражающих генетические ряды соединений железа(II) и железа(III), выполнить лабораторную работу.

    Работа в парах

    Задание: 1. Допишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

                     2. Выполните лабораторную работу.

    2 учащихся работают у доски (Заранее выписать цепочки превращений на доску)

    Fe → FeSO4 → Fe(OH)2 ↓→ FeO

    1.   Fe  +  H2SO4  

    2.   FeSO4   +  NaOH →

    3.   Fe(OH)2  t

         

    Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 ↓→ Fe2O3

    1.  Fe  +  Cl2 →

    2.  FeCl3  +  NaOH →

    3.  Fe(OH)3  t

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 6). 

    Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+».

    Внимание: при проведении эксперимента соблюдайте правила техники безопасности!

    Задание:  

    1. В одну пробирку налейте 1 – 2 мл раствора сульфата железа (II) - (№ ЗЗ), а в другую пробирку 1 – 2 мл хлорида железа (III) -  (№ 25). Добавьте в обе пробирки по 1 – 2 мл раствора  щёлочи (№ 14).

    2. Составьте отчёт, заполнив таблицу:

    Что делали?

    Что наблюдали?

                NaOH

    FeSO4

    Осадок зеленоватого цвета

                  NaOH

    FeCl3

    Осадок бурого цвета

    3. Впишите пропущенные слова:

    Соли железа (II) и железа (III) можно распознать, используя следующие качественные реакции: при добавлении раствора ________________к раствору соли железа (II) образуется _________________________; при добавлении раствора щелочи

    к раствору соли железа (III) образуется ________________________.                   

      Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 5).

    Проблемная ситуация: Ребята, посмотрите, что произошло с гидроксидом  железа (II). Как вы думаете, почему происходит изменение цвета осадка? (окисление кислородом воздуха). Реакция показана в учебнике на стр 65. Запишите данную реакцию в протокол и запомните.

    УЭ – 4 Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

    Цель: Провести качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+, наблюдать за цветом осадков.  

    Задание: пронаблюдайте за демонстрационным опытом, поучаствуйте в обсуждении.

    Учитель: Кроме качественных реакций, которые вы проделали, существуют цветные качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. Я их вам продемонстрирую.

    На ионы Fe2+ качественной является реакция с красной кровяной солью. На ионы Fe3+

    - с желтой кровяной солью. В результате этих реакций выпадают осадки тёмно-синего цвета. В первой реакции осадок называется  - турнбулева синь, во второй реакции – берлинская лазурь.

    Ребята, подумайте и ответьте на вопрос? Если в растворе одновременно будут находится ионы Fe2+ и Fe3+  их можно будет распознать с помощью качественных реакций, которые я продемонстрировала? ( Нет) Почему? (Цвет осадков мало отличается)

    Вот поэтому существует ещё одна качественная реакция на ион Fe3+

    Чтобы продемонстрировать реакцию мне понадобится доброволец. Опыт называется «Операция» (демонстрация опыта)

    Оперирую без боли, правда, будет много крови.

    При каждой операции нужна стерилизация.

    Йодом смочим мы обильно, чтобы всё было стерильно.

    Не вертитесь, пациент, нож подайте ассистент.

    Посмотрите: прямо струйкой кровь течёт, а не вода.

    Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа.

       В данной реакции происходит взаимодействие солей железа (III) с роданидом калия, при этом образуется роданид железа (III), окрашивающий раствор в кроваво – красный цвет.

    Уравнения данных реакций записаны в учебнике на с 66 – 67. Красная кровяная соль называется – гексоцианоферрат(III) калия, жёлтая кровяная соль -  гексоцианоферрат(II) калия. Т. к.

     Fe2+ +  красная кровяная соль

                                                                 → синий осадок

     Fe3+ +  жёлтая кровяная соль

      Fe3+ +  роданид калия → кроваво-красное окрашивание

    Олимпиадное задание 

    В прошлом году в городской олимпиаде по химии был вопрос, на который я предлагаю вам ответить.

    Определить присутствие солей Fe3+ в солях Fe2 + можно по реакции:

    1) с жёлтой кровяной солью

    2) с роданидом натрия

    3) с гидроксидом натрия

    4) с соляной кислотой

    УЭ – 5 Значение железа в природе и жизни человека.

    Цель: получить представление о значении железа в природе и жизни человека, о применении железа и его сплавов в народном хозяйстве.

    Сообщения учащихся (оцениваются в 2 балла):

    Значение железа в природе и жизни человека (Бунтов Алексей)

    Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится 3г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном направлении перенос углекислого газа. При недостатке железа в организме человека развивается железистая анемия.

    Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья.

    Токсичность железа (Панишев Сергей)

    Избыточная доза железа (200 мг и выше) может оказывать токсичное действие, т. е отравление. Железо занимает пятое место по уровню токсичности после ртути, свинца, кадмия и мышьяка в окружающей среде. Соединения железа(II) токсичнее соединений железа (III). Вдыхание пыли, содержащей железо приводит к заболеваниям легких, сердечно-сосудистой дистонии, к снижению секреции желудка, изменению состава крови, возникновению стоматита, гастрита. Ионы тяжелых металлов, содержащиеся в водоемах, растениях, не только причиняют вред здоровью человека, но и разрушают его генофонд.

    Применение железа и его сплавов ( Воробьёва Лена)

    Железо способно быстро намагничиваться и размагничиваться, поэтому его применяют для изготовления сердечников трансформаторов электромоторов, электромагнитов и мембран микрофонов. Больше всего на практике используются сплавы железа – чугун и сталь. Примерно 90% всех используемых человечеством металлов — это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о прочих металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дёшевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.

    Учитель: На практике используются сплавы железа – чугун и сталь. Я предлагаю вашему вниманию несколько слайдов о применении этих сплавов.

    Чугун- г. Касли славиться художественным литьём.

    Булатная сталь (Гаврилова Маша)

        Знаменитую булатную сталь (или булат) делали на Востоке еще во времена Аристотеля (IV в. до н.э.). Но технология ее изготовления держалась в секрете много веков.

    Поскольку булат – это сталь с очень большой твердостью и упругостью, изготовленные из нее изделия обладают способностью не тупиться, будучи остро заточенными. Раскрыл секрет булата русский металлург П.П. Аносов.

    АНОСОВ Павел Петрович (1799-1851)  - известен работами по высококачественной литой стали. Создал новый метод ее получения. Автор книги «О булатах» (1841). Впервые применил микроскоп для исследования строения стали (1831). Опыты по получению булата Аносов начал в 1828 году на Златоустовской оружейной фабрике. В конце 1837 года Златоустовская фабрика начала выпускать булатное оружие большими партиями. Аносов отказался от устаревших азиатских названий булата, и ввел название «русский булат». Аносов заложил основы качественной металлургии и науки о металлах.

    Учитель: Памятник Ивану Бушуеву находится на вокзале. Он является создателем Златоустовской гравюры на стали. Создал образ крылатого коня, который украшает герб Златоуста.

    УЭ – 6 Выходной контроль

    Цель: Проверить уровень усвоения знаний, полученных на уроке.

    Задание: Выполните тест

    Тест

    Вариант 1

    1. Чугун – сплав, в состав которого входят:

        а) железо и сера            

        б) железо и кислород

        в) железо и углерод

        г) железо и медь

    2. В виде какого минерала железо встречается

        в природе:

        а) жёлтый железняк

        б) красный железняк

        в) серый железняк

        г) чёрный  железняк

    3. Какой цвет имеет осадок гидроксида

        железа (III):

        а) зелёный

        б) бурый

        в) красный

        г) синий

    4. Качественной реакцией на Fe2+ является

        реакция с красной кровяной солью. Какое

        окрашивание даёт при этом продукт реакции:

        а) красное

        б) жёлтое

        в) синее

        г) розовое

    5. Какое соединение неизвестно в цепочке

        превращений:   Fe(OH)3 → Х → FeCl3

        а) Fe2O3   б) Fe3O4      в) Al      г) Fe(OH)2

    Вариант 2

    1. Сталь – сплав, в состав которого входят:

        а) железо и сера            

        б) железо и кислород

        в) железо и углерод

        г) железо и медь

    2. В виде какого минерала железо встречается в

         природе:

        а) жёлтый железняк

        б) бурый железняк

        в) серый железняк

        г) чёрный  железняк

    3. Какой цвет имеет осадок гидроксида железа (II):

        а) бурый

        б) зелёный

        в) красный

        г) синий

    4. Качественной реакцией на Fe3+ является реакция

        с роданидом калия. Какое окрашивание даёт при

         этом продукт реакции:

        а) синее

        б) жёлтое

        в) красное

        г) розовое

    5. Какое соединение неизвестно в цепочке

        превращений: Fe(OH)2 → Х → Fe2O3 

        а) Fe(OH)3       б) Fe3O4      в) Al      г) FeCl3

    Проверьте правильность выполнения  и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 5). 

    1в, 2б, 3б, 4в, 5а

    УЭ – 7 Рефлексия. Домашнее задание.

    Цель: подвести итоги урока, выставить оценки, записать домашнее задание.

    Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, насколько вы смогли их достичь? В какой степени? Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод. Подсчитайте общее количество баллов и поставьте оценку.

    Если вы набрали за урок 30- 27 баллов, то ваша оценка «5». Молодец!

    Если вы набрали за урок 26 - 23 баллов, то ваша оценка «4». Тоже неплохо!

    Если вы набрали за урок 22 - 19 балов, то ваша оценка «3». Повторите материал учебника с. 63-65

    Если вы набрали за урок менее 19 баллов, то ваша оценка «2». К сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Повторите материал учебника с. 63-65

     Приложите все усилия для ликвидации пробелов в знаниях. Пройдите модуль ещё раз.

    Домашнее задание:

    Оценка

    Задание

    «5» и «4»

    § 14, задача, кроссворд

    «3» и «2»

    § 14, вопрос 5 стр.68, задача

     Закончить наш урок я хотела бы стихотворением:

    В век электричества и газа

    Мы в дружбе с лунной высотой.

    Крыло булатного Пегаса

    Уже не видится мечтой.

    Теперь у нас другие были.

    Дороги, полные машин,

    Коней давным-давно забыли

    И слышен только шепот шин.

    Но пусть судьба и освистала

    Коней продуманный полет,

    Как символ нашего металла,

    Конек бушуевский живет!

    Ребята, спасибо вам за урок. Мне было очень приятно с вами работать! Желаю успехов в изучении химии!



    Предварительный просмотр:

    Инструктивная карта для учащегося – вариант 1

    УЭ – 0 Цели изучения модуля

    1. Ознакомиться с природными  минералами, содержащими железо

    2.Рассмотреть генетические ряды, характерные для соединений железа(II) и железа(III).

    3. Пронаблюдать за качественными реакциями  на ионы Fe2+ и Fe3+.

    4. Расширить знания о роли железа в природе и жизни человека.

    УЭ – 1 Входной контроль

    Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля;  вырабатывать

               умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения.

    Задание: 1. Выполните графический диктант, заполните таблицу в протоколе (отметьте

    шалашиком “^” на отрезке номер верного положения  и знаком « - « номер неверного положения).

    Графический диктант.

    Вариант 1.

    1.Железо – это активный щелочной металл.

    2.Железо легко куется.

    3.Железо входит в состав сплава бронзы.

    4.На внешнем энергетическом уровне атома железа 2 электрона.

    5.Железо взаимодействует с разбавленными кислотами.

    6.С галогенами образует галогениды со степенью окисления +2.

    7.Железо не взаимодействует с кислородом.

    8.Железо можно получить путем электролиза расплава его соли.

    Обменяйтесь протоколами, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя

     (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 8).

    УЭ – 2 Природные соединения железа.

    Цель: Ознакомиться с образцами природных соединений железа.

    Задание: 1. Рассмотрите природные образцы

                     2. Прослушайте сообщения учащихся

                     3. Заполните таблицу в протоколе, используя материал учебника на стр. 65, слайд презентации.

    Заполнение таблицы оценивается в 4 балла, при условии, что всё заполнено правильно.

    УЭ – 3 Генетические ряды железа(II) и железа(III).

    Цель: Осуществить цепочки превращений, отражающих генетические ряды соединений железа(II) и

               железа(III), выполнить лабораторную работу.

    Работа в парах!!!

    Задание: 1. Допишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

     

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 6). 

                   

    2. Выполните лабораторную работу.

                                   

    Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+».

    Задание:  1. В одну пробирку налейте 1 – 2 мл раствора сульфата железа (II) - (№ ЗЗ), а в другую

                          пробирку 1 – 2 мл хлорида железа (III) -  (№ 25). Добавьте в обе пробирки по 1 – 2 мл

                          раствора  щёлочи (№ 14).

    Внимание: при проведении эксперимента соблюдайте правила техники безопасности!

                      2. Составьте отчёт, заполнив таблицу в протоколе к уроку

                      3. Впишите пропущенные слова в предложения

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 5).

    Проблемная ситуация: Пронаблюдайте, что произошло с гидроксидом  железа (II). Как вы думаете, почему происходит изменение цвета осадка? Реакция показана в учебнике на стр 65. Запишите данную реакцию в протокол.

    УЭ – 4 Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

    Цель: Провести качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+, наблюдать за цветом осадков.  

    Задание: пронаблюдайте за демонстрационным опытом, поучаствуйте в обсуждении.

    Fe2+ +  красная кровяная соль

                                                               → синий осадок

     Fe3+ +  жёлтая кровяная соль

    Fe3+ +  роданид калия → кроваво-красное окрашивание

    Олимпиадное задание

    Определить присутствие солей Fe3+ в солях Fe2 + можно по реакции:

    1) с жёлтой кровяной солью

    2) с роданидом натрия

    3) с гидроксидом натрия

    4) с соляной кислотой

    УЭ – 5 Значение железа в природе и жизни человека.

    Цель: получить представление о значении железа в природе и жизни человека, о применении железа и

               его сплавов в народном хозяйстве.

    Задание: 1. Прослушайте сообщения учащихся. Рассмотрите предложенные слайды презентации.

    УЭ – 6 Выходной контроль

    Цель: Проверить уровень усвоения знаний, полученных на уроке.

    Задание: Выполните тест

    Вариант 1

    1. Чугун – сплав, в состав которого входят:

        а) железо и сера            б) железо и кислород          в) железо и углерод               г) железо и медь

    2. В виде какого минерала железо встречается в природе:

        а) жёлтый железняк     б) красный железняк           в) серый железняк                 г) чёрный  железняк

    3. Какой цвет имеет осадок гидроксида железа (III):

        а) зелёный                     б) бурый                               в) красный                              г) синий

    4. Качественной реакцией на Fe2+ является реакция с красной кровяной солью. Какое

        окрашивание даёт при этом продукт реакции:

        а) красное                      б) жёлтое                              в) синее                                    г) розовое

    5. Какое соединение неизвестно в цепочке превращений

                      Fe(OH)3 → Х → FeCl3

       

        а) Fe2O3                          б) Fe3O4                                  в) Al                                        г) Fe(OH)2

    Проверьте правильность выполнения  и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 5). 

    УЭ – 7 Подведение итогов урока. Домашнее задание.

    Цель: подвести итоги урока, выставить оценки, записать домашнее задание.

    Задание: Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, насколько вы смогли их достичь? В какой степени? Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод. Подсчитайте общее количество баллов и поставьте оценку.

    Домашнее задание:

    Оценка «5» и «4» - § 14, задача

    Оценка «3» и «2» - § 14, вопрос 5 стр.68, задача

    Протокол модульного урока

    Тема: Соединения железа(II) и железа(III).

    Класс _______ Фамилия, имя ___________________________________________

    УЭ – 1 Входной контроль.

    Задание: 1. Выполните графический диктант

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Количество баллов _____________

    УЭ – 2 Природные соединения железа.

    Задание: 1. Рассмотрите природные образцы и заполните таблицу

    Название минерала,

    основные месторождения

    Химическая формула;

    % содержание железа

    Применение

    Количество баллов _____________

    УЭ – 3 Генетические ряды железа(II) и железа(III).

    Задание: 1. Допишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

    Fe → FeSO4 → Fe(OH)2 ↓→ FeO

    1.   Fe  +  H2SO4  

    2.   FeSO4   +  NaOH →

    3.   Fe(OH)2  t

          Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 ↓→ Fe2O3

    1.  Fe  +  Cl2 →

    2.  FeCl3  +  NaOH →

    3.  Fe(OH)3  t

    Количество баллов _____________

    2. Составьте отчёт, заполнив таблицу

    3. Впишите пропущенные слова

    Соли железа (II) и железа (III) можно распознать, используя следующие качественные реакции: при добавлении раствора ______________к раствору соли железа (II) образуется ___________________; при добавлении раствора щелочи к раствору соли железа (III) образуется ________________________. 

    Количество баллов _____________

    Проблемная ситуация: переход Fe(OH)2↓ в  Fe(OH)3

    Уравнение реакции: ______________________________________________________

    УЭ – 6 Выходной контроль

    Задание: Выполните тест

    1. ______2.______ 3.______ 4.______ 5.______  Количество баллов _____________

    УЭ – 7 Рефлексия.

    Общее количество баллов:_________                                                         Оценка:__________


    Инструктивная карта для учащегося – вариант 2

    УЭ – 0 Цели изучения модуля

    1. Ознакомиться с природными  минералами, содержащими железо

    2.Рассмотреть генетические ряды, характерные для соединений железа(II) и железа(III).

    3. Пронаблюдать за качественными реакциями  на ионы Fe2+ и Fe3+.

    4. Расширить знания о роли железа в природе и жизни человека.

    УЭ – 1 Входной контроль

    Цель: определить исходный уровень знаний необходимых для изучения модуля;  вырабатывать

               умения быстро находить верные и отвергать неверные суждения.

    Задание: 1. Выполните графический диктант, заполните таблицу в протоколе (отметьте

    шалашиком “^” на отрезке номер верного положения  и знаком « - « номер неверного положения).

    Графический диктант.

    Вариант 2.

    1.Железо – это металл серебристо-белого цвета.

    2.Железо не обладает способностью намагничиваться.

    3.Атомы железа проявляют окислительные свойства.

    4.На внешнем энергетическом уровне атома железа 1 электрон.

    5.Железо вытесняет медь из растворов ее солей.

    6.С галогенами образует соединения со степенью окисления +3.

    7.С раствором серной кислоты образует сульфат железа (III).

    8.Техническое железо не подвергается коррозии.

    Обменяйтесь протоколами, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 8).

       

    УЭ – 2 Природные соединения железа.

    Цель: Ознакомиться с образцами природных соединений железа.

    Задание: 1. Рассмотрите природные образцы

                     2. Прослушайте сообщения учащихся

                     3. Заполните таблицу в протоколе, используя материал учебника на стр. 65, слайд презентации.

    Заполнение таблицы оценивается в 4 балла, при условии, что всё заполнено правильно.

    УЭ – 3 Генетические ряды железа(II) и железа(III).

    Цель: Осуществить цепочки превращений, отражающих генетические ряды соединений железа(II) и

               железа(III), выполнить лабораторную работу.

    Работа в парах!!!

    Задание: 1. Допишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

     

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 6). 

                   2. Выполните лабораторную работу 

    Внимание: при проведении эксперимента соблюдайте правила техники безопасности!

    Лабораторная работа «Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+».

    Задание:  1. В одну пробирку налейте 1 – 2 мл раствора сульфата железа (II) - (№ ЗЗ), а в другую

                          пробирку 1 – 2 мл хлорида железа (III) -  (№ 25). Добавьте в обе пробирки по 1 – 2 мл

                          раствора  щёлочи (№ 14).

                      2. Составьте отчёт, заполнив таблицу в протоколе к уроку

                      3. Впишите пропущенные слова

    Проверьте правильность выполнения задания и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 5).

    Проблемная ситуация: Пронаблюдайте, что произошло с гидроксидом  железа (II). Как вы думаете, почему происходит изменение цвета осадка? Реакция показана в учебнике на стр 65. Запишите данную реакцию в протокол.

    УЭ – 4 Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

    Цель: Провести качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+, наблюдать за цветом осадков.  

    Задание: пронаблюдайте за демонстрационным опытом, поучаствуйте в обсуждении.

    Fe2+ +  красная кровяная соль

                                                               → синий осадок

     Fe3+ +  жёлтая кровяная соль

    Fe3+ +  роданид калия → кроваво-красное окрашивание

    Олимпиадное задание

    Определить присутствие солей Fe3+ в солях Fe2 + можно по реакции:

    1) с жёлтой кровяной солью

    2) с роданидом натрия

    3) с гидроксидом натрия

    4) с соляной кислотой

    УЭ – 5 Значение железа в природе и жизни человека.

    Цель: получить представление о значении железа в природе и жизни человека, о применении железа и

               его сплавов в народном хозяйстве.

    Задание: 1. Прослушайте сообщения учащихся. Рассмотрите предложенные слайды презентации.

    УЭ – 6 Выходной контроль

    Цель: Проверить уровень усвоения знаний, полученных на уроке.

    Задание: Выполните тест

    Вариант 2

    1. Сталь – сплав, в состав которого входят:

        а) железо и сера            б) железо и кислород              в) железо и углерод         г) железо и медь

    2. В виде какого минерала железо встречается в природе:

        а) жёлтый железняк     б) бурый железняк                  в) серый железняк            г) чёрный  железняк

    3. Какой цвет имеет осадок гидроксида железа (II):

        а) бурый                        б) зелёный                                в) красный                        г) синий

    4. Качественной реакцией на Fe3+ является реакция с роданидом калия. Какое окрашивание

        даёт при этом продукт реакции:

        а) синее                          б) жёлтое                                  в) красное                         г) розовое

    5. Какое соединение неизвестно в цепочке превращений

                      Fe(OH)2 → Х → Fe2O3  

       а) Fe(OH)3                        б) Fe3O4                                    в) Al                                  г) FeCl3

    Проверьте правильность выполнения  и оцените себя (за каждый правильный ответ -1балл, максимальное количество баллов - 5). 

    УЭ – 7 Подведение итогов урока.. Домашнее задание.

    Цель: подвести итоги урока, выставить оценки, записать домашнее задание.

    Задание: Обратитесь к целям, которые поставлены перед вами на данном уроке, оцените, насколько вы смогли их достичь? В какой степени? Проанализируйте свою работу на уроке и сделайте вывод. Подсчитайте общее количество баллов и поставьте оценку.

    Домашнее задание:

    Оценка «5» и «4» - § 14, задача

    Оценка «3» и «2» - § 14, вопрос 5 стр.68, задача

    Протокол модульного урока

    Тема: Соединения железа(II) и железа(III).

    Класс _______ Фамилия, имя ___________________________________________

    УЭ – 1 Входной контроль.

    Задание: 1. Выполните графический диктант

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    Количество баллов _____________

    УЭ – 2 Природные соединения железа.

    Задание: 1. Рассмотрите природные образцы и заполните таблицу

    Название минерала,

    основные месторождения

    Химическая формула;

    % содержание железа

    Применение

    Количество баллов _____________

    УЭ – 3 Генетические ряды железа(II) и железа(III).

    Задание: 1. Допишите уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты.

    Fe → FeSO4 → Fe(OH)2 ↓→ FeO

    1.   Fe  +  H2SO4  

    2.   FeSO4   +  NaOH →

    3.   Fe(OH)2  t

          Fe → FeCl3 → Fe(OH)3 ↓→ Fe2O3

    1.  Fe  +  Cl2 →

    2.  FeCl3  +  NaOH →

    3.  Fe(OH)3  t

    Количество баллов _____________

    2. Составьте отчёт, заполнив таблицу

    3. Впишите пропущенные слова

    Соли железа (II) и железа (III) можно распознать, используя следующие качественные реакции: при добавлении раствора ______________к раствору соли железа (II) образуется ___________________; при добавлении раствора щелочи к раствору соли железа (III) образуется ________________________. 

    Количество баллов _____________

    Проблемная ситуация: переход Fe(OH)2↓ в  Fe(OH)3

    Уравнение реакции: ______________________________________________________

    УЭ – 6 Выходной контроль

    Задание: Выполните тест

    1. ______

    2.______

    3.______

    4.______

    5.______

    Количество баллов _____________

    УЭ – 7 Рефлексия.

    Общее количество баллов:_________                                                         Оценка:__________

    Желаю успехов в изучении химии!

                             



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии модульного обучения на уроках русского языка и литературы.

    Краткие теоретические сведения о сущности технологии модульного обучения и заметки из практики работы в рамках данной технологии....

    презентация "Использование технологии модульного обучения на уроках географии"

    Методическая разработка: презентация "Использование модульной технологии на уроках географии"...

    Использование технологии модульного обучения на уроках истории.

    Сущность модульного обучения. Алгоритм составления модуля. Примеры заданий....

    ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

    На сегодняшний день школе нужна такая технология обучения, которая отвечает целому ряду требований (экономических, дидактических, психологических и др.).  Во-первых, технология должна, во-первых,...

    Использование технологии модульного обучения

    Их новизна заключается в следующем: 1. учитель управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности уч...

    План-конспект урока "Железо и его соединения" 9 класс с использованием технологии игрового обучения

    Приводится план-конспкт урока в 9 классе "Железо и его соединения"...