Главные вкладки

    План-конспект урока "Железо и его соединения" 9 класс с использованием технологии игрового обучения
    план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

    Приводится план-конспкт урока в 9 классе "Железо и его соединения"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_1.docx62.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок химии на тему "Железо и его соединения". 9-й класс

    Цель: обеспечить усвоение знаний о важнейших соединениях железа +2 и +3, качественных реакциях на ионы железа +2 и +3, биологической роли железа, используя опорные знания о строении железа, демонстрацию занимательных опытов, лабораторную работу, мультимедийное приложение. 

    Задачи:

     Образовательные:

    • систематизировать знания о характере оксидов и гидроксидов со степенями окисления +2 и +3 на примере оксидов и гидроксидов железа +2 и +3.
    • формировать умения сравнивать свойства важнейших соединений железа(II) и железа(III), научиться определять с помощью качественных реакций соединения, содержащие ионы Fe2+, Fe3+
    • совершенствовать навыки работы с реактивами при выполнении опытов, соблюдать правила по ТБ.
    • раскрыть значение железа в природе и жизни человека.

     Развивающие:

    Продолжить развитие:

    • мыслительных способностей: умения пользоваться опорными знаниями, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
    • навыков самостоятельности при работе с учебником, инструктивной картой и реактивами;
    • исследовательских навыков при исследовании свойств соединений железа(II) и железа (III) и проведении качественных реакций;
    • способности к рефлексии, коммуникативные умения.

    Воспитательная:

    Продолжить воспитание:

    • положительной мотивации обучения, используя привлечение учащихся к подготовке занимательных опытов, сообщений о роли железа, лабораторной работы, мультимедийного сопровождения;
    • чувство ответственности при подготовке сообщений, выполнения домашнего задания;
    • правильной самооценки.

    Планируемые результаты:

    • повышение уровня активности школьников и качества знаний;
    • интеграция между предметами различных образовательных областей;
    • развитие самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе;
    • умения проводить исследование, приобретать и анализировать знания из различных источников информации;
    • систематически и чётко излагать свои мысли, сформулировать проблему и наметить пути ее решения.

    Тип урока: Комбинированный. Сообщение новых знаний и их совершенствование.

    Учебно-методический комплекс: 

     О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.

     Учебник Химия. 9 класс. (автор О. С. Габриелян) М.: Дрофа, 2005.

    Оборудование:

     Мультимедийный проектор, компьютер, классные тетради; карточки для рефлексии;

    периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости веществ, инструктивные карты к лабораторной работе, тесты, презентация “Соединения железа”, коллекция минералов: красный железняк, бурый железняк, магнитный железняк, железный колчедан.

    Реактивы:

    На столах учащихся:

    растворы: FeCI2, FeCI3, KSCN, желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], красная кровяная соль K3[Fe(CN)6], NaOH, образцы минералов.

    Для занимательного опыта: скальпель, вата, пинцет, растворы: FeCI3 растворы: FeCI3, KSCN, желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6], красная кровяная соль K3[Fe(CN)6], нашатырный спирт.

                                                                   Ход урока

    1. Организационный момент.

    Среди металлов самый славный
    Важнейший древний элемент.
    В тяжелой индустрии – главный
    Знаком с ним школьник и студент.
    Родился в огненной стихии,
    А сплав его течет рекой.
    Важнее нет в металлургии.
    Он нужен всей стране родной.

    О каком металле идет речь?

    (Это железо.)

    Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение металла 8 группы, побочной подгруппы Fe и рассмотрим его соединения. А для этого нам необходимо повторить те сведения о железе, которые вы приобрели на прошлом уроке.

    2. Проверка знаний (индивидуальный опрос).

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия “нового знания” и выявления затруднений в работе учащихся.

    1-й ученик. Написать на доске схему строения атома железа, электронную и графическую формулы. Какие степени окисления может проявлять железо? Окислитель или восстановитель?

    Проверка: (Презентация. Слайд 2)

    2-й ученик. Написать на доске уравнения реакций взаимодействия железа с простыми веществами: хлором, серой, кислородом. Расставить степени окисления, уравнять методом электронного баланса. Проверка (Слайд 3)

    3-й ученик. Написать уравнения реакций взаимодействия железа со сложными веществами: с растворами кислот, солей, водой при нагревании. Для одной из реакций ионного обмена написать полное и сокращенное ионное уравнение. (Слайд 4)

    4-й ученик. Рассказать о распространенности железа в земной коре. Среди предложенных образцов выбрать важнейшие руды железа и назвать их.

    3. Обобщение по опросу.

    Беседа:

    1. Какие степени окисления может проявлять железо?
    2. В каких случаях образуются соединения железа(II)?
      Планируемый ответ: При действии на железо слабых окислителей, например, растворов кислот (кроме HNO3), солей и простых веществ, например, серы.
    3. А как можно получить соединения железа(III)?
      Планируемый ответ: При действии сильных окислителей на железо, например, галогенов, раствора азотной кислоты.
    4. Почему концентрированные азотную и серную кислоты можно перевозить в железной таре?
      Планируемый ответ: они пассивируют железо и реакции с ними не происходит.

    Учитель: Железо дает два ряда соединений, соответствующих степени окисления +2, +3. Степень окисления Fe зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2.

    Ученики записывают схему в тетрадь. (Слайд 6)

    http://festival.1september.ru/articles/625683/img1.jpg

    4. Актуализация знаний

    Цель: на основе имеющихся знаний о металлах подготовить учащихся к восприятию новых знаний о соединениях железа.

    (Фронтальный опрос )

    1. Какие соединения образуют металлы со степенью окисления +2? (Планируемый ответ:основные оксиды, основания, соли.)
    2. Какие соединения образуют металлы со степенью окисления +3? (Планируемый ответ:амфотерные оксиды, амфотерные гидроксиды, соли.)
    3. Сделайте вывод о характере оксида и гидроксида железа со степенью окисления +2 (Планируемый ответ: FeO – oсновный оксид, Fe(OH)2 – основание.)
    4. Сделайте вывод о характере оксида и гидроксида железа со степенью окисления +3. (Планируемый ответ: Fe2O3 – амфотерный оксид, Fe(OH)3 – амфотерный гидроксид.)
    5. Какие химические свойства следует ожидать от этих соединений? (Планируемый ответ: взаимодействуют с кислотами, амфотерные окиды и гидроксиды еще взаимодействуют и со щелочами, нерастворимые основания разлагаются при нагревании)

    5. Формирование знаний о получении гидроксидов железа и качественных реакциях на ионы Fe2+, Fe3+.

    Учитель: Как можно получить гидроксиды железа в лаборатории?

    Предполагаемый ответ: нерастворимые основания можно получить при взаимодействии раствора соответствующей соли со щелочью.

    Лабораторный опыт 1. Получение гидроксида железа(II) и гидроксида железа(III) (Приложение 1)

    (Выполняют по инструкции в группах.)

    Получить гидроксиды железа в лаборатории можно взаимодействием солей железа со щелочью.

    а) Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорид железа(II). Добавьте к нему по каплям раствор гидроксида натрия до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка. Записать уравнения реакций.

    б) К хлориду железа(III) прилейте по каплям раствор гидроксида натрия до появления явных признаков химической реакции. Отметьте цвет образовавшегося осадка.

    Что наблюдаете? Записать уравнения реакции.

    Слайд 6 – уравнение реакций (самопроверка)

    FeCI2 + 2NaOH = Fe(OH)2↓ + 2NaCI
    Осадок темно-
    зеленого цвета

    FeCI+ 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCI
    бурый осадок
     

    Вывод: Это один из способов распознавания соединений железа с различной степенью окисления, качественные реакции на ионы Fe2+ Fe3+.

    Fe(OH)2 окисляется на воздухе: сначала зеленеет, потом приобретает бурую окраску.

    (Демонстрация разрезанного яблока и пробирки с Fe(OH)2, на стенках которой видно как осадок становится бурого цвета.)

    4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 = 4Fe(OH)3 (Слайд 8)

    Учитель: Существуют и другие качественные реакции, позволяющие распознать соли железа с различными степенями окисления. Посмотрите сценку.

    Сценка

    Выходят 2 учащихся в белых халатах – “доктор” и его “ассистент”. Учитель представляет их классу.

    Доктор: (держит в руках нож)

    Вот еще одно развлечение:
    Кто даст руку на отсечение?

    Пауза.

    Жалко руку на отсечение?

    Тогда нужен больной для лечения. (Приглашают к столу ученика из класса.)

    Ассистент.

    Оперируем без боли, 
    правда, будет много крови.

    Доктор.

    При каждой операции
    Нужна стерилизация.

    Помогите, ассистент, дайте йод

    Ассистент.

    Один момент! (Подает “иод” – раствор FeCI3.)

    Доктор.

    Йодом смочим мы обильно,
    Чтобы было все стерильно. (Тампоном, смоченным раствором FeCI
    3, смазывает обильно руку “пациента”.)
    Не вертитесь, пациент,
    Нож подайте, ассистент! Скальпель “дезинфицирует” “спиртом” (раствором KSCN).

    Доктор делает “разрез” ножом, смоченным обильно раствором KSCN, течет “кровь”.

    Ассистент: (испуганно)

    Посмотрите, прямо струйкой кровь течет,

    А не вода!

    Доктор.

    Не волнуйтесь!

    Живой водой я смою руку

    И от раны – ни следа! (Смывает “кровь” ваткой, смоченной раствором нашатырного спирта.)

    Учитель.

    Конечно, эта кровь не настоящая и рана – тоже, зато помогает определить в растворе ионы Fe3+. “Йод” – в нашем случае – это раствор FeCI3, а спирт – это роданид калия KSCN. А реакция между ними – это еще одна качественная реакция на ионы Fe3+.

    Кроме перечисленных реакций, ионы Fe2+ и Fe3+ можно определить и с помощью других реактивов – желтой кровяной соли K4[Fe(CN)6] и красной кровяной соли K3[Fe(CN)6]. Качественные реакции на ионы железа вы сейчас проделаете сами в процессе лабораторной работы.

    Лабораторный опыт 2. (Приложение 1)

    Качественная реакция на ион Fe3+

    1. Реактив – роданид калия KSCN.

    К раствору хлорида железа(III) добавить одну каплю раствора роданида калия (KSCN). Перемешайте содержимое пробирки и рассмотрите на свету. Отметьте цвет.

    Результат воздействия – интенсивно красный цвет

    FeCl3 + 3KSCN = Fe (SCN)3 + 3KCl.

    2. Реактив – желтая кровяная соль K4 [Fe(CN)6]

    г) К раствору хлорида железа(III) Во 2-ю пробирку добавьте 1–2 капли раствора гексацианоферрата(II) калия K4[Fe(CN)6] (желтой кровяной соли). Перемешайте содержимое пробирки, отметьте цвет.

    Результат воздействия – синий осадок берлинской лазури.

    K4 [Fe(CN)6] + FeCI3 = 3KCI + KFe[Fe(CN)6]

    Лабораторный опыт 3.

    Качественная реакция на ион Fe2+.

    Реактив – красная кровяная соль K3[Fe(CN)6].

    Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа(II). Добавьте к нему по каплям раствор осадка. гексацианоферрата(III) калия K3[Fe(CN)6] (красной кровяной соли). Отметьте цвет осадка.

    Результат воздействия – синий осадок (турнбулевой сини)

    FeCI2 + K3[Fe(CN)6] = 2КCI + KFe[Fe(CN)6]↓

    Вывод:

    1. Реактивами на ионы Fe2+ являются щелочи и красная кровяная соль K3[Fe(CN)6].
    2. Реактивами на ионы Fe3+ являются щелочи, роданид калия и желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6].

    Учащиеся записывают уравнения качественных реакций в тетради и выводы. (Слайд 9)

    6. Первичное закрепление знаний.

    (Фронтальный опрос.) (Слайд 5–9)

    1. Перечислите, какие соединения образует железо со степенью окисления +2.
    2. Каков характер оксида и гидроксида железа(II)?
    3. Перечислите формулы соединений железа со степенью окисления +3.
    4. Каков характер оксида и гидроксида железа(III)?
    5. Как можно получить гидроксиды железа?
    6. По каким признакам можно распознать осадки гидроксида железа(II) и гидроксида железа(III)?
    7. При помощи каких качественных реакций можно распознать соли железа(II) и соли железа(III)?

    7. Генетические ряды соединений железа(II) и железа(III).

    (Конструирование схем из приведенных формул.) (Слайд 14)

    FeCI2

    Fe

    FeCI3

    Fe(OH)2

    Fe3O4

    Fe(OH)3

    FeO

    FeSO4

    Fe2O3

    Из приведенных формул составить схемы генетических рядов:

    Вариант 1. Генетический ряд  железа(II).

    Вариант 2. Генетический ряд  железа(III).

     

    8. Формирование знаний о соединениях железа, имеющих наибольшее практическое значение.

    (Сообщение ученика.)

    Формула вещества

    Название вещества

    Практическое значение

    Систематическое

    техническое

    FeSO4•7H2O

    кристаллогидрат сульфата железа(II)

    железный купорос

    Для борьбы с вредителями растений, для приготовления минеральных красок, обработки древесины

    FeCI3

    хлорид железа(III)

    При очистке воды, в качестве протравы при крашении тканей

    Fe2(SO4)3•9H2O

    кристаллогидрат сульфата железа(III)

    При очистке воды, в качестве растворителя в гидрометаллургии и в других целях

    10. Первичное закрепление.

    Цель: зафиксировать изученное содержание.

    Ребята, давайте еще раз повторим, что мы сегодня изучили.

    Формы и способы организации учебной деятельности (по “цепочке” учащиеся повторяют все вопросы этого урока, используя слайды презентации учителя,)

    Выявление возможных затруднений и способы их коррекции.

    11. Контроль знаний. Тест. (Приложение 2)

    12. Подведение итогов. Выставление оценок.

    Д/З. § 14 , по составленным генетическим рядам  написать уравнения реакций.

    13. Рефлексия учебной деятельности на уроке(Слайд 15)

    1. Зафиксировать новое знание, полученное на уроке.
    2. Оценить собственную деятельность на уроке.
    3. Оценить учебную деятельность класса.
    4. Зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
    5. Обсудить и записать домашнее задание. (Слайд 16)

    Литература:

    1. Венецкий С. И. В мире металлов. М., 1988.
    2. Габриелян О. С. Химия 9 класс, М.: Дрофа, 2005. Химия – 9 с. 76–82.
    3. Мезин Н. А. Занимательно о железе. М., Металлургия, 1977.
    4. Пузынина М. А. Занимательный час “Чудеса своими руками” Химия в школе. 1991. № 5. С. 66–67.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План конспект урока английского языка в 4 классе с использованием элементов обучения в сотрудничестве.

    План конспект урока английского языка в 4 классе с использованием элементов обучения в сотрудничестве.УМК: «Enjoy English-4» авторы: Биболетова М.З.; Добрынина Н.В. и другие,издательс...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 3-м классе с использованием технологии развивающего обучения, межпредметных связей и ИКТ

    Тема урока:  Природа (Nature)Цель: дальнейшее формирование коммуникативной компетенции на материале темыЗадачи:1.     Образовательные: обобщить и закрепить умения использовать...

    Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения

    Тема "Москва во главе объединения русских земель" . Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный урок....

    Урок "Соединения железа(II) и железа(III)" в 9 классе с использованием технологии модульного обучения

    Конспект урокаПрезентация к урокуИнструктивная картаПротокол урока...

    Урок ОБЖ с использованием технологии игрового обучения по теме «Символы воинской чести», 11 класс "ВОЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ"

    Педагогическая цель урока: ознакомить учащихся с воинскими званиями, военной формой одежды и знаками различия военнослужащих.Задачи урока:·        добиться ус...