Доклад "Прием и формирование у детей убеждения ценности образования"
план-конспект урока по химии на тему

Кароян Иветта Левоновна

Выступление на педсовете – уровень ОУ

ФГОУ – СОШ №21 МО РФ

                                   Педагогический совет от 27 сентября 2013 г.

Тема: Прием и формирование у детей убеждения ценности образования.

Автор доклада: Кароян Иветта Левоновна

Должность докладчика: учитель химии.

            Самое важное в образовании – сознательное стремление к получению личного результата, что ярко выражает следующая формула:

(ВС + ПС) О = ЛР

Где:

ВС – врожденная способность, ПС – приобретенная способность, О – осознание ценности образования, умение учиться т.е. познавательная мотивация, ЛР – личный результат.

            Как видно из приведенной формулы, составляющая О – играет важную роль в достижении высоких личных результатов, т.е. на сегодня актуальной задачей предметников является формирование у детей убеждения ценности образования.

            Формирование таких мотивов осуществляется при воздействии на учащегося такими методическими приемами и средствами обучения, которые не только создают возможность выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности, но и придает учебной деятельности элементы занимательности.

Согласно концепции научения Ительсона Л.Б. для того чтобы новые знания усваивались учащимися, они должны «видеть» их полезность; чтобы новые действия усваивались учащимися, они должны «видеть» их успешность.

Первый год обучения химии, как нового предмета, чрезвычайно важен для формирования познавательного интереса учащихся. Положительный настрой, интерес к первым урокам, базирующийся на эффекте новизны предмета, внешней привлекательности, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее образовательного процесса.

            Я уверена, что знания химии, полученные в школе, должны оставить ощутимый след, потому, что химическая безграмотность опасна и для него самого и для окружающих. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать верными ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим.

            Сегодня мы боремся за здоровье нации, внушая молодым людям, что наркотики, никотин и алкоголь наносят непоправимый вред здоровью человека. Но запреты без объяснения причин бессмысленны.      

В заключении хочется привести высказывание М. Горького: «Прежде всего, и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука…».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОУ – СОШ №21 МО РФ Кароян Иветта Левоновна

Выступление на педсовете 20 ноября 2010 г.

 Тема:  Прием и формирование у детей убеждения ценности образования.

        Самое важное в образовании – сознательное стремление к получению личного результата, что ярко выражает следующая формула:

( ВС + ПС ) О = ЛР

Где:

ВС - врожденная способность, ПС – приобретенная способность, О – осознание ценности образования , умение учиться, т.е. познавательная мотивация, ЛР – личный результат.

Как видно из приведенной формулы составляющая О – играет важную роль в достижении высоких личных результатов, т.е. на сегодня актуальной задачей для предметников является формирование у детей убеждения ценности образования. Формирование таких мотивов осуществляется при воздействии на учащегося такими методическими приемами и средствами обучения, которые не только создают возможности выбора темпа и варианта учебной деятельности в зависимости от уровня подготовленности, но и придает учебной деятельности элементы занимательности.

Средства информационных технологий усиливают психологический фактор мотивации обучения. На мой взгляд, помимо прочих информационных технологий, очень эффективным для химии является использование виртуальной лаборатории, позволяющей приобщиться к очень интересным экспериментам, повысить, познавательную активность учащихся и мотивации учения.

Согласно концепции научения Ительсона Л.Б. для того чтобы новые знания усваивались учащимися, они должны «видеть» их полезность; чтобы новые действия усваивались учащимися, они должны «видеть» их успешность. На основе этой концепции и были определены ведущие направления воздействия на мотивационную сферу учащихся: развитие познавательного интереса как ведущего мотива учения и увеличение комфортности процесса учения путем создания ситуаций успеха.  

Предмет химия нравится не всем. Большой объем сложной научной информации в школьном курсе приходится изучать в весьма сжатые сроки, часто учебный материал мало связан с повседневным опытом и познавательными интересами учащихся. Из процесса обучения из-за сжатости срока подчас уходит эксперимент.

Первый год обучения химии, как нового предмета, чрезвычайно важен для формирования познавательного интереса учащихся. Положительный настрой, интерес к первым урокам, базирующийся на эффекте новизны предмета, внешней привлекательности, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее образовательного процесса. Но какими обескураживающими и неожиданными оказываются последующие результаты для определенной части учащихся. Наблюдается потеря интереса к учебному предмету, а как следствие – потеря прилежания, пассивность.

Здесь в первую очередь необходимо обратить внимание на то, в какой психологический период вступили восьмиклассники. Данный период не просто рубежный этап между младшим и старшим подростковым возрастом, по мнению ряда исследователей, критический в становлении личности: происходит изменение прежних представлений, формируются новые черты, интересы, потребности. Если учащийся не сможет реализовать себя в этот возрастной период, не найдет должной поддержки со стороны учителей, родителей, в освоении новой предметной области, то его отношение к ней примет отрицательный характер. Для чего к встрече с восьмиклассниками нужно тщательно готовиться. Необходимо посещать уроки своих будущих учеников. Обращаться к школьному психологу по поводу выявления общего уровня и направленности познавательных интересов учащихся. К какому, стимулу особенно чувствителен учащийся данного класса.

Планируя первые уроки, учитель решает главный вопрос: с чего начинать? Сегодня с уверенностью можно сказать, что начинать нужно с наиболее важного и существенного фактора для учащихся данного возрастного периода – мотивации.

Необходимо отметить, что позитивный характер учебной деятельности учащегося возможен при выполнении ряда одинаково важных условий на всех этапах учебного процесса:

  1. личная заинтересованность учащегося в конкретном учебном предмете, уровень навыков самообразования;
  2. взаимоотношения, которые складываются у учащегося с учителем, стиль преподавания и общения учителя;
  3. отношение родителей или других референтных лиц к учебе в целом и к отдельным предметам.

Немного о мотивации. 20 век назвали веком информационного взрыва. Все материалы, из которых производят сложнейшую технику, были созданы в химических лабораториях. Ни одна деталь персонального компьютера не сделано из натурального сырья. И сегодня в 21 веке, век нанотехнологии,  использующий открытую в середине прошлого века аллотропную модификацию углерода – фуллерен,  изменяет наш мир коренным образом. И именно химия – наука, развивающаяся наиболее динамично, является основой для дальнейшего совершенствования информационной техники, медицины, машиностроения и всей цивилизации в целом.

        Я с большой ответственностью осознаю свою роль школьного учителя химии. Именно на уроках химии граждане 21 века познают алфавит того мира в, котором они живут и который им предстоит совершенствовать.

        Хочется научить ребят принимать решения на основе глубокого понимания научной картины мира. Хочется формировать понимание того, что человек органичная часть мира, что мир един по своей химической сути.

        Химия – трудный предмет потому, что требует освоения уникальной знаковой системы химического языка. И по данным статистики, у многих ребят восторженные ожидания встречи с «наукой чудес» разрушаются под натиском формул, названий, задач. К сожалению, для многих взрослых людей химия так и осталась нелюбимым, непонятным предметом. Поэтому свою задачу я вижу в такой организации процесса обучения, когда ученик, убежденный в необходимости получения глубоких знаний, может рассчитывать на мою помощь вне школьных уроков.

        Я уверена, что знания химии, полученные в школе, должны оставить ощутимый след, потому, что химическая безграмотность опасна и для него самого и для окружающих. И не обязательно работать на химическом заводе, чтобы быть подверженным химической опасности: все мы употребляем в пищу разные продукты, используем средства косметики и бытовой химии, сталкиваемся с необычными природными явлениями. Именно основы школьного курса химии для многих должны стать верными ориентирами, чтобы в экстренной ситуации каждый человек мог обеспечить максимальную безопасность себе и окружающим.

        Сегодня мы боремся за здоровье нации, внушая молодым людям, что наркотики, никотин и алкоголь наносят непоправимый вред здоровью человека. Но запреты без объяснения причин бессмысленны. Осознание химических механизмов пагубного воздействия перечисленных веществ на организм поможет подростку сделать личностно значимые выводы.

        В заключении хочется привести высказывание М. Горького: «Прежде всего, и внимательнее всего изучайте химию. Это изумительная наука, знаете… Ее зоркий, и смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в неведомые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и везде, открывая гармонию, упорно ищет начало жизни».  

 

        

 

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дополнительное образование как система формирования школьных традиций , духовных ценностей»

Каждый обучающийся, как личность, имеет возможность расширения круга своих интересов, реализации своих творческих потребностей. Великий русский педагог К.Д.Ушинский был убежден, что предоставлен...

Выступления на семинарах по темам : "Формирование и развитие социальных ценностей у детей на примере ИЗО деятельности"; "Патриотическое воспитание как одна из задач воспитания подрастающего поколения"

Формирование и развитие социальных ценностей у детей в системе дополнительного образования на примере изодеятельности   Процесс творчества - это не только практическое действие, формирование из...

Доклад на тему: «Формирование основ внутренней убежденности здорового образа жизни». Коррекционная школа VIII вида.

Обобщение опыта работы по формированию основ ЗОЖ в 5-9 классах в коррекционной школе VIII вида....

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Формирование у детей духовных ценностей на примере жития святых (из опыта работы)

Воспитание детей на примере святых угодников Божьих....

Статья «Роль педагога дополнительного образования детей в формировании нравственно- ориентированной системы ценностей обучающихся»

Основной ценностью современного образования является личностное развитие подрастающего человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевы...