Внеклассная работа
материал по химии (9 класс) на тему

Ольга Николаевна Бочарова

1. Интеллектуальная игра "Химия и жизнь" (9 класс) 

2. Игра "Интеллектуальный экспресс" (9 - 10 классы) 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru 

Интеллектуальная игра

«Химия и жизнь»

Учитель химии Бочарова О.Н.

                                   

Интеллектуальная игра

«Химия и жизнь»

Цели игры:

- расширение интегрированных знаний по предметам естественно – научного цикла, установление их связи с жизнью;

- активизация познавательной деятельности и повышение мотивации к изучению химии;

- развитие химической компетентности: химически грамотное обращение с веществами, материалами и процессами, безопасное для собственной жизни и окружающей среды;

- развитие творческих способностей учащихся;

- создание условий для самовыражения.

Технология  игры:

Игра проводится в 9 классах во внеурочное время.

Класс делится на две (или три) команды, каждая команда выбирает лидера (или капитана), который ведет игру и участвует в заключительном раунде.

Игру в каждом раунде оценивает  жюри ( учащиеся 10 класса ),                 Победителем игры становится команда, набравшая максимальное количество очков по итогам всех раундов.

1.«Химическая разминка»

Цель игры: 

Активизировать процесс составления, запоминания формул и названий химических веществ, химических элементов.

Технология игры: 

Класс делится на две команды. Каждой команде дается задание составить формулы солей соответствующей кислоты за определенный период времени. По истечении времени проверяется правильность составления формул и названий солей. Одна формула оценивается в 0,5 балла.

На доске развешиваются ребусы, по которым команды разгадывают названия элементов. Один ответ оценивается в 0,5 балла.  

2. «Блиц – турнир»

Цель игры: 

Активизировать процесс распознавания простых веществ (кислород. водород), , их нахождения в природе, свойств и применения.

Технология игры: 

Участникам каждой команды раздаются карточки с перечнем характеристик  кислорода и водорода, в которых они отмечают характеристики того вещества, которое задано данной команде.

Учитель зачитывает характеристики  вслух, а участники команд отмечают нужные ответы в карточках ответы. Один правильный ответ оценивается в 0,5 балла.

Вопросы: 

1.Самый распространенный на Земле химический элемент.

2.Самый распространенный в космосе химический элемент.

3.Самый легкий газ.

4.Выделяется в атмосферу при извержении вулканов.

5.Немного тяжелее воздуха.

6.Малорастворим в воде.

7.Его молярная масса равна 32 г/моль.

8.Его атомная масса равна 1 а.е.м.

9.При его участии происходит дыхание живых существ.

10.Его обнаруживают тлеющей лучиной.

11.Входит в состав «гремучего газа».

12.Восстанавливает металлы из их оксидов.

13.В промышленности получают из природного газа.

14.В промышленности получают из воздуха.

15.Перспективное сырье для производства моторного топлива.

16.Применяется при сварке металлов.

3.«Химические страсти»

Цель игры:

Распознать зашифрованные в тексте карточек химические свойства кислот, оснований и солей.

Технология игры: 

Каждая команда получает карточку  с заданием и, распознав химическое свойство, пишет ответ в виде уравнения реакции. (1 уравнение – 1 балл)

Задание 1:                        Любовный треугольник

Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в её присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения. В присутствии обеих Дам Лакмус мило улыбался, становясь фиолетовым.

О каких химических явлениях идет речь? Составьте уравнение реакции.

Задание 2:                         Нейтральный разговор

Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но, зная её едкий характер, при малейшем к ней прикосновении  весь становился малиновым. Как только появлялась Кислота, которую Фенолфталеин панически боялся, он исчезал, становясь  невидимым, прозрачным.

О каких химических явлениях идет речь? Составьте уравнение реакции.

Задание 3:                          Химическая сказка

Царь зовет к себе стрельца

Удалого молодца.

И дает ему поручение

Государственного значения.

Чтоб я стал опять богат

Нужен  бария сульфат,

Ночь даю тебе подумать,

Утром буду ждать доклад.

Коль не сможешь получить,

Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье,

Чтоб со страху не забыть.

Задание:  Составить уравнение реакции получения сульфата бария.

4. «Найди 10 названий»

П

Р

О

В

К

О

Л

Б

С

С

Б

О

Р

    О

Н

А

Т

П

И

Р

К

А

К

Ч

А

И

Р

Т

О

В

А

А

К

А

Н

К

А

К

К

Ш

Т

Р

У

Б

В

А

А

А

Ш

Т

А

Т

И

П

Р

К

Ф

И

Л

Ь

Т

Р

О

Б

Цели игры: 

Научить узнавать химическую посуду и оборудование и их использование.

Технология игры:

Командам раздаются карточки с филвордами, в которых требуется найти 10 названий химической посуды и оборудования. Правильный ответ – 1 балл.

Ответы: пробирка, стакан, чашка, колба, штатив, спиртовка, пробка, трубка, воронка, фильтр.

5. «Узнай кислоту»

Цель игры: 

Научить распознавать кислоты по их нахождению в природе и применению.

Технология игры:

Учитель читает характеристику кислоты, члены команд, отгадывая каждую кислоту, получают по 1 баллу.

Вопросы:

1.Купоросное масло, «хлеб химии». Ни одно химическое производство не обходится без этого вещества. (Серная кислота).

2.Она находит широкое применение в пищевой промышленности,  образуется при брожении фруктовых и ягодных соков, бывает «ледяной» (Уксусная кислота).

3.Эта  кислота находится в стрекательных клетках крапивы. (Муравьиная кислота).

4.Кислота, которая всем известна как витамин С. (Аскорбиновая кислота).

5.Какая кислота содержится в желудочном соке?  (Соляная кислота).

6.Эта кислота может выпадать на поверхность Земли вместе с дождем , внося в почву важный питательный элемент. (Азотная кислота).

7.Смесь двух кислот – сильный окислитель, растворяет даже вещество, названное  «царем металлов»,  - золото. Название  появилось еще во времена Петра 1. («Царская  водка» - смесь азотной и соляной кислот).

8.Коллоидный  раствор этой кислоты используется в качестве канцелярского клея. (Кремниевая кислота).

9.Эта кислота,  содержащая вкусовые добавки и ароматизаторы, любимый напиток детей. (Угольная кислота).

6. «Найдите лишнее»

Цель игры: 

Развивать умение  классифицировать неорганические вещества по разным  признакам.

Технология игры: 

На карточке или на доске написаны 3 строчки химических формул различных веществ. В каждой строчке по 4 формулы. Игроку в каждой строчке следует вычеркнуть формулу вещества, не относящегося к классу веществ, к которому принадлежат 3 другие вещества и пояснить свой выбор. Учащиеся выполняют задание по принципу эстафеты.

Команда №1

HCl           Na2SO4         H2SO4           HNO3

   FeCl3        BaSO4           Na2SO3          K2CO3 

          SO3                   Mn2O7             K2O            NO2 

Команда №2

 HNO3         H3PO4          HBr              H2SiO3 

     

   NaOH         KOH          Al(OH)3        Cr(OH)2

         KHSO3          K2S              Zn(NO3)2         MnCl2 

Команда №3

FeO               Na2O             CO2             CuO

K3PO4            MgSO4             CuOHCl         PbS

  KOH          Ba(OH)2          Fe(OH)2         NaOH          

 7.Конкурс капитанов.

Технология игры:

Капитану каждой команды дается задание и время на размышление. Затем ведущий зачитывает задания, а капитаны дают ответы (по очереди или по желанию).

Назовите  металлы. 

1.Войско Александра Македонского во время похода в Индию поразило тяжелое  желудочно – кишечное заболевание. Причем заболели только рядовые воины, а военачальники остались в добром здравии, хотя все находились в одинаковых условиях. Но у рядовых воинов были оловянные бокалы, а у военачальников из другого металла. Какого? (Серебро).

2.В начале XX столетия из нью – йоркского порта вышла в открытый океан красавица яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус яхты был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись заклёпками из другого металла. Это было красиво: сверкающий серебристый корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала быстро разрушаться из-за коррозии.

Из какого металла  были сделаны заклепки? (Медь)

Назовите неметаллы.

1.«Это был поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте». О каком простом веществе идет речь в произведении А. К. Дойла «Собака  Баскервилей»  (фосфор).

2. Простое вещество, которое аббат Фариа в романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» использовал для изготовления мази от кожной  болезни (сера).         В конце игры подводятся итоги: выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. 

№ команды

Игра №1

0,5 балл

Игра №2

0,5 балл

Игра №3

1 балл

Игра №4

0,5 балл

Игра №5

1 балл

  Игра №6

0,5бал

   Игра      №7

1балл

Сумма баллов

Команда №1

Команда №2

Команда №3

+



Предварительный просмотр:


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

« ШКОЛА № 41»

119027  г. Москва, ул. Большая Внуковская, дом 4      e-mail:shk4155@yandex.ru

тел.:736-11-10, факс:736-11-10        http://www.sch41.mskzapad.ru 

Химическая игра

«Интеллектуальный экспресс» 

(9 – 10 классы)

Учитель химии: Бочарова Ольга Николаевна

2013 – 2014 уч. гг.

Станция «Экологическая»

9 класс

  1. Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. (круговорот веществ).
  2. Назовите элемент, который «атмосферой овладел, а сам остался не у дел». (азот)
  3. Какой самый редкий и самый тяжелый радиоактивный инертный газ в небольших концентрациях содержится в минеральных водах? (родон)
  4. Природное явление, вызванное поглощением углекислым газом и водяным паром энергии солнечных лучей. (парниковый эффект)
  5. Явление, представляющее угрозу для здоровья человека, обусловленное выбросами выхлопных газов автомобилей и газовых отходов производств. (смог)

10 класс

  1. Вещества, используемые в аэрозольных баллончиках, являющиеся источником катализаторов разрушения озонового слоя. (фреоны)
  2. Предельный одноатомный спирт, вдыхание паров которого мгновенно вызывает слепоту, а в высоких концентрациях смертельный исход. (метанол)
  3. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано применять жиры, растительные масла? (в них растворяются нефтепродукты и надолго задерживаются в организме)
  4. В какой воде более токсичны ионы тяжелых металлов, в мягкой или жесткой, и почему? (в мягкой, т.к. в жесткой воде образуются нерастворимые карбонаты и выводятся из нее в виде осадка)
  5. При сгорании хлорсодержащих полимеров образуются устойчивые органические вещества – сильнейшие яды, которые накапливаются в атмосфере и создают глобальную экологическую проблему. Назовите эти вещества. (диоксины)

Станция «Историческая»

9 класс

  1. Шведский физик и химик, который ввел современное обозначение химических элементов, автор учебника по неорганической химии.

(Берцелиус)

  1. Шведский химик  - основоположник теории электролитической диссоциации. (С. Аррениус)
  2. Итальянский физик и химик – автор газовых законов. (А. Авогадро)
  3. Элементы, названные в честь древнегреческих богов. (титан, прометий, тантал, торий)
  4. Русский ученый энциклопедист – автор закона сохранения массы.

(М. В. Ломоносов)

  1. Как называлась наука, предшествующая химии? Что было целью изысканий ученых в то время? (алхимия, философский камень, эликсир молодости)
  2. Какие эпохи развития человечества именуют по названиям химических элементов? (железный век, медный век)

10 класс

  1. Русский химик, академик, создатель теории строения органических соединений. (А. М. Бутлеров)
  2. Французский химик, академик синтезировал жир, муравьиную кислоту, получил этиловый спирт гидратацией этилена, получил бензол реакцией тримеризации ацетилена. (Бертло)
  3. Русский химик-органик широко развил идеи своего учителя А. М. Бутлерова о взаимном влиянии атомов в молекулах, сформулировал правила гидрогалогенирования несимметричных алкенов. (В. В. Марковников)
  4. Русский химик-органик открыл реакцию гидратации ацетиленовых углеводородов с образованием карбонильных соединений, в частности, превращение ацетилена в уксусный альдегид в присутствии солей ртути. (Кучеров)
  5. Немецкий химик-органик предложил циклическую структурную бензола, создатель теории строения ароматических соединений, высказал предположение о четырехвалентности атома углерода. (Кекуле)

Станция «литературная»

9, 10 класс

  1. Приведите примеры литературных произведений, в названиях которых встречаются названия химических элементов-металлов. («Золотой ключик», «Золотая лихорадка», «Медный всадник»)
  2. Соединение с характерным запахом, которое упоминается А. С. Пушкиным в стихотворении (1832): «Тогда услышал я (о дива) запах скверный, как будто тухлое разбилося яйцо». (сероводород)
  3. Простое вещество, которое аббат Фариа в романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» использовал для изготовления мази от кожной болезни. (сера)
  4. Простое вещество, которое использовали в качестве сильнейшего яда герои детективов А. К. Дойла. (мышьяк)
  5. «Это был поджарый, страшный пес величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте». О каком простом веществе идет речь в произведении А. К. Дойла «Собака Баскервилей». (фосфор)
  6. «Как только тело будет помещено в склеп, надо засыпать его ……., «которая башмаки вам сожжет, а если поворошить ее хорошенько, так и все ваши косточки съест без остатка», но она не уничтожит металла. Стало быть с драгоценностями, который носит на себе Эдвин, надо распорядиться иначе». О каком веществе идет речь в романе Ч. Диккенса «Тайна Эдвина Друда»? (негашеная известь)

     Станция «Металлическая»

10 класс

  1. В античности и в средние века этот металл изображали в виде бога войны Марса. Во время войны он расходуется в огромных количествах в снарядах, бомбах, минах, гранатах и др. (железо)
  2. Это первый металл, использованный человеком. Из него делали наконечники копий. Позже его стали называть пушечным металлом: его сплав с оловом использовали для отливки орудийных стволов. Сейчас его главный потребитель – военная промышленность: детали самолетов, судов, латунные гильзы, пояски для снарядов. (медь)
  3. Этот металл горит ослепительным белым пламенем с выделением большого количества теплоты. Это свойство используют для изготовления зажигательных бомб и осветительных ракет. Он входит в состав сверхлегких и прочных сплавов, используемых в самолетостроении. (магний)
  4. Незаменимый металл для производства легких и прочных сплавов, которые используют в самолето- и ракетостроении. (алюминий)
  5. Этот самый твердый металл применяется для получения специальных сталей: сверхпрочных и нержавеющих. (хром)

Станция «Географическая»

9 класс

  1. Какие два химических элемента получили названия от наименования частей света? (европий, америций)
  2. Перечислите химические элементы, названные в честь стран. (германий, франций, галлий, рутений, полоний)
  3. Перечислите химические элементы, названные в честь космических объектов. (уран, нептуний, плутоний, гелий, селен, теллур)
  4. Перечислите химические элементы, названные в честь ученых. (менделевий, курчатовий, нильсборий, эйнштейний, кюрий)
  5. Перечислите химические элементы, названные в честь городов мира. (гафний - Копенгаген, гольмий – Стокгольм, калифорний)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Внеклассная работа по географии. План работы кружка " Юный геолог".

Метадическая разработка предназначена для педагогов естественного цикла, увлекающихся геологией.  Организация геологического кружка в школе способствует формированию у учащихся устойчивого интере...

«Роль внеклассной работы в саморазвитии учеников, в совершенствовании коммуникативной компетенции и развитии творческих способностей» (презентация собственного опыта работы по данному вопросу)

Учитель английского языка Егорова В.С.МОУ «Лицей№1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк»Содержание внеклассной работы по иностранному языку ориентируется прежде всего на содержание урочной работы и...

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"

Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...