Конспект урока по теме "АЛЮМИНИЙ"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Родина Марина Александровна

Конспект урока по теме "АЛЮМИНИЙ". 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_teme_alyuminiy.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: обучающая – рассмотреть электронное строение атома алюминия, изучить физические и  химические свойства простого вещества,  и научиться творчески применять полученные знания на практике;

развивающая – развивать умения в проведении эксперимента, развитие коммуникативных способностей, умения слушать, умение правильно высказывать свои мысли;

воспитательная – воспитывать культуру работы с химическими веществами, соблюдение правил техники безопасности, воспитывать сознательную дисциплинированность, четкость и организованность в работе.

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая работа, индивидуальная, химический эксперимент.

Методы и приемы обучения: поисковый, частично-исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, работа в группах, устные ответы, самостоятельная работа с текстами, взаимоконтроль.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, алюминиевые пластины, соляная кислота и гидроксид натрия, алюминий,  цинк, спиртовка, держатель для пробирок, лабораторное оборудование.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация опорных знаний, сообщение темы, задач и структуры проведения урока.

Учитель: «Император Наполеон III на банкете велел подать для почтенных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слёз: им пришлось пользоваться золотой и серебряной посудой»

Из чего были изготовлены вилки?

Ученики: из алюминия.

Учитель: тема урока «Алюминий»

Мы сегодня познакомимся с алюминием, его физическими, химическими свойствами и способами получения в промышленности.

  1. Изучение нового материала.

Строение и свойства атома алюминия.

Учитель: 1. Записать на доске электронную формулу алюминия, определить возможные степени окисления и валентность атомов данного элемента.

                  2. Дать общую характеристику элемента по положению в ПСХЭ.

                  3. Какие свойства будет проявлять простое вещество алюминий и соединения алюминия в степени окисления +3?

Физические свойства алюминия.

Изучите физические свойства алюминия по плану:

  1. Определите агрегатное состояние вещества.
  2. Определите цвет вещества, обладает ли оно металлическим блеском?
  3. Определите плотность по справочным таблицам и сделайте вывод: является ли алюминий лёгким или тяжёлым?
  4. Определите пластичность.
  5. Является ли проводником тока?
  6. Определить: тугоплавкий или легкоплавкий.

Выявите  закономерности между свойствами и областями применения данного металла.

Результат исследований поместите в таблицу:

          Физическое свойство

           Область применения

Лёгкий

Самолётостроение

Пластичный

Кухонная посуда,

фольга для пищевых продуктов

Хороший проводник электрического тока

Электрические провода

Учащиеся рассматривают металлический алюминий и характеризуют его физические свойства: белый, лёгкий, пластичный, хороший проводник электрического тока, ρ = 2,702 г/см3 , tплавл = 660 0С. Металл - легкоплавкий. Ковкий, он легко вытягивается в тончайшую проволоку и прокатывается в тонкие листы, фольга для пищевых продуктов.

Учащиеся делают выводы о применении.

Химические  свойства алюминия.

Учитель: на основании положения алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, сделайте вывод о его активности.

Ученики: алюминий – активный металл.

Учитель: с какими веществами способны взаимодействовать металлы?

Ученики: с неметаллами, водой, кислотами, солями.

Учитель: составим соответствующие уравнения реакций.

2Al + 3Br2 = 2AlBr3

2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

Видео – ролик «Взаимодействие алюминия с иодом».

Учитель: исследуем свойства алюминия на практике.

Инструктаж по технике безопасности.

Лабораторный опыт.

  1. В пробирку №1 поместите 2 гранулы цинка, в пробирку №2 – алюминий. Прилейте соляную кислоту. Что наблюдаете? Какой металл реагирует с кислотой при обычных условиях? Нагрейте другую пробирку.

Сделайте вывод об активности этих металлов. Напишите соответствующие уравнения реакций.

  1. Поместите в пробирку алюминий, прилейте раствор щелочи. Что наблюдаете?

Сделайте вывод о свойствах простого вещества алюминия на основе этих двух опытов.

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

Учитель: взаимодействие алюминия со щелочами происходит по-разному, и зависит это от условий протекания. Более подробно мы будем рассматривать в 11 классе. Но мы не рассмотрели  взаимодействие алюминия с растворами кислот ‒ окислителей.

2Al + 6H2SO4(конц) = Al2(SO4)3 + 3SO2↑+ 6H2O

Al + 6HNO3(конц) = Al(NO3)3 + 3NO2↑+ 3H2O

Процессы проходят только при нагревании.

 Учитель: алюминий взаимодействует с оксидами металлов. Где применяется это свойство? Какое название имеет этот процесс?

8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

2Al + Cr2O3 = Al2O3 + 2Cr

Получение алюминия.

Учитель: Исходя из свойств алюминия, сделайте вывод, в каком виде (свободном или связанном) этот металл встречается в природе?

Ученики: В связанном.

Учитель: В виде каких соединений он встречается в природе?

Ученики: В виде оксида.

Учитель: современный метод получения был разработан независимо американцем Чарльзом Холлом и французом Полем Эру. Он заключается в растворении Al2O3 в расплаве криолита Na3AlF6 с последующим электролизом с использованием графитовых электродов.

К(-):  Al3+ + 3e = Al0 

А(+): 2O2- - 4e = О20.

Такой метод получения требует больших затрат электроэнергии, и поэтому оказался востребован только в XX веке. Для производства 1 т алюминия требуется 1,9 т глинозёма и 18 тыс. кВт·ч электроэнергии.

4. Закрепление материала.

№1. Напишите уравнения реакций с участием алюминия по схеме:

Al → Al2S3 → AlCl3 → Al(OH)3 →Al2O3 →Al.

Назовите все вещества.

№2. Для алюминия характерны:

  1. реакции с галогенами;
  2. взаимодействие с растворами щелочей;
  3. взаимодействие с водой при обычных условиях;
  4. распространение в природе в виде простого вещества;
  5. образование на поверхности прочной оксидной пленки;
  6. наличие трех р-электронов на последнем энергетическом уровне.

№3. Вычислите массу алюминия, которую потребуется растворить в избытке раствора гидроксида натрия, для получения 4,48 л водорода (н.у.).

  1. Рефлексия.

УЧИТЕЛЬ: На уроке мы рассмотрели строение и свойства металла алюминия.

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Пригодятся ли эти знания в жизни?
  • Все ли было понятно?
  • Какие трудности возникли?
  • Понравилось ли вам работать на уроке?
  1. Итоги урока.
  2.      Отметки за урок.
  3. Домашнее задание.

§   (82), упр.1-3, стр. 287.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...